Файруза Мустафина — советник мэра Набережных Челнов по вопросам развития образования на внештатной основе Файруза Мустафина советник мэра Набережных Челнов по вопросам развития образования на внештатной основе
— Согласно федеральному профстандарту, современный учитель в России не только обучает, но и воспитывает детей. Но воспитание ребенка без контакта с семьей невозможно. Сегодня учителя часто жалуются на отсутствие грамотных, конструктивных взаимоотношений с родителями детей, а родители не слишком глубоко знакомы с природой и психологическим содержанием каждого возраста. В 55-й школе, насколько мне известно, преподаватели приходили к третьекласснику — именно этот визит публика обсуждает. Начальная школа — этап раскрытия способностей ученика, и именно через педагога ребенок в этом возрасте учится взаимоотношениям. Если авторитет учителя высок, то в будущем ученик сможет выстраивать отношения и на работе, и среди друзей, и в семье. Родственники ученика 55-й школы просто уронили авторитет учителя в глазах ребенка. Самое печальное, что они даже не понимают, какой сбой в развитии ребенка устроили.

Операции «Быт» проводилась всегда, сколько я себя помню. Когда растила своих детей, для нас приход учительницы был праздником! Я пекла пироги, комнату ребенка мы, конечно, приводили в порядок. Сегодня же у родителей одна позиция: школа должна, школа обязана. А нужен треугольник: ученик — учитель — родитель. Да, учителя тоже не всегда готовы к работе с родителями, но если педагог предлагает встретиться, то родителю стоило бы подготовить частные вопросы, раскрыть, быть может, скрытые таланты и возможности своего ребенка. Нужно благодарить учителя, который нашел время для такого визита. Даже если посещение формально, надо понимать, что с учителя все равно не слезут, пока он не отчитается об обходе. Разумеется, о своем приходе он должен предупредить родителей, но ведь и ему приходится выкраивать время для таких походов, не всегда все можно распланировать.

Я считаю, учитель должен посещать ребенка, видя тревожные симптомы: грустные глаза, ответы невпопад, нестабильные отношения в классе. Эмоции ребенка важнее оценок и дисциплины, поэтому учителю для анализа ситуации нужно сходить к семье. Для этого и проводится операция «Быт», как правило, в начале учебного года. Ее, конечно, следует организационно переформатировать. Но родителям стоит относиться к таким визитам неформально, если они заботятся о будущем своего ребенка. Если он потеряет веру в своего учителя — это все.
Виктор Суворов — ректор Набережночелнинского государственного торгово-технологического института Виктор Суворов ректор Набережночелнинского государственного торгово-технологического института
— Думаю, родители должны приветствовать такие встречи с учителями. Допустим, я классный руководитель. Мне ведь нужно понимать, как выстраивать взаимоотношения с воспитанником. Я должен знать о его социальном обеспечении, о самочувствии. Когда случаются суицидальные ЧП, в школу приходят и прокуратура, и комиссия по делам несовершеннолетних, и у них возникает вопрос: почему учитель ничего не знает о ребенке?

Мы обязаны определять зону потенциального развития ребенка, но делать это нужно аккуратно, без ущерба психологии воспитанников и их родителей. Возмущаясь приходом учителей в свой дом, некоторые родители, быть может, не самой проверкой раздосадованы, а тем, что их социум стесняет, что они бедненько живут. С такими семьями вдвойне аккуратнее нужно быть. Богатые, наверное, не станут возмущаться. Я считаю, что обход совершать нужно, но управлению образования следует правильно отрегулировать визиты, чтобы это было и психологически, и социально, и нравственно комфортно. Естественно, учителю не следует изучать, к примеру, продуктовую корзину. Он должен стать разведчиком: бочком зайти, побеседовать, сделать выводы.
Я бы с удовольствием впустил учителей в свой дом. И как педагог считаю, что если побуду с ребенком, узнаю, какая у него комната, с какой стороны солнышко встает, какие книги на столе лежат, какие передачи он смотрит — это будет полезным. Может, у него свастика на столе нарисована? Или, наоборот, высокохудожественные картины на стенах. В школе-то он другой человек. Мы часто говорим: «Какой хороший был ребенок, почему же он выпрыгнул из окна?» А потому, что мы его совсем не знали.
Илья Трубин — владелец группы компаний «Трубин и партнеры» Илья Трубин владелец группы компаний «Трубин и партнеры»
— Я считаю, что никакая система не должна контролировать образ жизни человека, потому что это его личный выбор — как жить, чем питаться и какую одежду носить. Система образования — не исключение. Когда я веду ребенка на массаж, к парикмахеру, к учителю — услуги принципиально схожи, и наделять какую-то из них дополнительными полномочиями неверно. Таксисту, который отвез моего ребенка куда-то, я тоже должен буду открыть дверь в свой дом?

Я, безусловно, впустил бы учителя в свой дом, если бы он пришел не оценивать наши бытовые условия, а знакомиться с семьей моего ребенка — попить чай, поговорить. Я сам решаю, что для моего ребенка хорошо и плохо, и не намерен подстраиваться под чьи-то стандарты. Общественная норма никогда не объективна — так же, как и средняя зарплата например. Обществу необходим гражданский контроль, а не ревизия со стороны какой-то конкретной системы. Кроме того, нагружать учителя такими походами, отвлекая его от прямых обязанностей, нецелесообразно.
Владимир Радостев — художественный руководитель детской театральной мастерской Владимира Радостева Владимир Радостев художественный руководитель детской театральной мастерской Владимира Радостева
— Двоякая ситуация. Считаю, что каждый родитель должен общаться с учителем, которому доверил своего ребенка. Моей семье было бы только приятно пригласить учителя домой на чай с тортиком — поговорить о ребенке, о возможных проблемах и успехах. Но это делается по обоюдному согласию, по договоренности о дате и времени! Визиты «сюрпризом» могут привести к разным ситуациям. Человек может быть уставшим, неготовым к гостям.

Я родился и рос в СССР. Помню, как домой приходила наш классный руководитель — поговорить с родителями о моих прогулах… Для родителей это было неожиданностью, а значит, учитель приходил не зря. Другое дело, хотят ли сами учителя идти домой к ученикам? Мне кажется, это навязано, как и многое другое. В век мобильных технологий можно просто позвонить и поговорить с родителями, зачем приходить неожиданно? Учителей, мне кажется, посылают в неблагополучные семьи, от которых они, возможно, уже и в школе натерпелись. Странно все это: ты ведь и полицию без ордера имеешь право не впускать, а тут учителя чего-то требуют.
Светлана Гиматдинова — учитель русского языка и литературы с 50-летним стажем Светлана Гиматдинова учитель русского языка и литературы с 50-летним стажем
— Такая практика не является какой-то придумкой — она существует давно, просто иначе называлась. Я приехала в Челны, когда еще не было Нового города. Помню, как на картофельном поле строили первый дом 2/01. Так нас возили туда на автобусе, чтобы мы, учителя, познакомились с семьями своих учеников. Я являлась тогда руководителем 6-го класса. Учителя обязаны были смотреть, как живет семья. Считаю это совершенно нормальным явлением. Педагоги стольким семьям помогли!

Помню, еще в советское время пришла в одну семью, а у них в квартире все переколочено: люстры и зеркала разбиты, посуды нет. Сестры-близнецы очень стеснялись пьяниц-родителей и про их пьянки с драками в школе не рассказывали. Все годы, пока девочки учились, мы принимали меры. Всегда приоритетом для них ставили учебу — только наука могла их спасти. У матери было образование 7 классов, у отца — 4, но обе девочки поступили в ивановский университет. Папа после этого даже пить перестал — сам-то он даже слова «университет» выговорить не мог, а дочери студентками вуза оказались. Школа ведь их спасла! Если бы учителя не ходили по квартирам, как бы они узнали, что в семье происходит?

Советская школа отличалась тем, что у педагогов были сочувствие и милосердие к детям и родителям. Боюсь, в наше время эти слова становятся историзмами, но школа и сейчас остается редким островком гуманности. Учителя всегда идут навстречу ученикам. От классного руководителя однажды узнала, что один мой старшеклассник живет с мамой в маленькой комнате в малосемейке, семья бедствует. Я вела платные спецкурсы по русскому языку, но, узнав о таком положении ученика, конечно, освободила его от платы.

Только не нужно заходить слишком далеко. Стесненные условия можно и с порога распознать, но, к примеру, лезть в холодильник — это уже унижение. Такого и я бы не допустила. (Фото: предоставлено Светланой Гиматдиновой)
Венера Иванова — генеральный директор рекламного агентства «Пиар Плюс» Венера Иванова генеральный директор рекламного агентства «Пиар Плюс»
— Если копнуть поглубже, то инициатива идет не от системы образования, а непосредственно от государства. Я считаю, что учителя должны контролировать ситуацию дома. Сначала мы не хотим впускать, а потом удивляемся, что у нас домашнее насилие дома, и начинается: «куда смотрит школа!», «куда смотрели психологи?!» Почему не впустить-то? Очень часто крайней остается именно школа — мол, вы не замечали, а у ребенка дома такое творилось!

Учителя ходили по домам и в советские времена. Я прекрасно помню, как они приходили домой, пили чай, давали люлей или хвалили — ничего в этом страшного нет. У меня, например, четверо детей, и каждому положен свой рабочий стол. Но извините, а если у меня нет возможности и желания в четырехкомнатной квартире четыре стола ставить? У нас есть три, но дети предпочитают делать уроки в зале или за обеденным столом. Помню одну передачу: показывали, как учитель ходит смотреть на уровень обеспечения каждого из учеников. Пытались раздуть скандал: видя, в какой нищете живут люди, маму хотели лишить родительских прав. Понимаете, люди не в грязи живут, не пьют, просто у них не хватает средств для ухода за ребенком. Так вот, не надо заглядывать в чужой кошелек. Если уж государство берется за такое дело, то пусть оно заглянет к нам домой с тем, чтобы помочь и поддержать.

Тех, кто не хочет пускать учителей в свой дом, я не могу осуждать — человек имеет на это право. В народе говорят: закон, что дышло — куда повернул, туда и вышло. Вроде и те и эти правы. Не знаю, с какой стороны дует этот скандальный ветер, но учителю, мне кажется, тоже не больно-то радостно так ходить по чужим квартирам. Мы слишком часто хаем других, не отдавая себе отчета в том, от кого исходит инициатива. Я лично учителя всегда впущу. Раньше переживала, что не прибрано в квартире, чаем не напоила, но все равно впускала — просто из уважения к учителю.