Адиль Ширинов: «Татарстан исторически — один из центров автомобилестроения» Адиль Ширинов: «Татарстан исторически — один из центров автомобилестроения» Фото: Сергей Елагин

О ВЫБОРЕ МЕСТА ПРОИЗВОДСТВА

Прежде всего генеральный директор ООО «Аурус» Адиль Ширинов (также он президент и СЕО СП  Ford-Sollers, а также генеральный директор входящего в Sollers ООО «УАЗ») заметил, что создавать под серийное производство Aurus новый завод было бы непозволительной роскошью. «Татарстан исторически — один из центров автомобилестроения, к тому же руководство республики своевременно выразило готовность поддержать проект, — рассказал он. — Важную роль играют мощности, которые мы некогда совместными усилиями построили — Ford-Sollers в ОЭЗ „Алабуга“ (продолжает выпускать линейку коммерческих автомобилей Ford Transit — прим. ред.), инфраструктура, которая сложилась вокруг этой производственной площадки. Поэтому при обсуждении места серийного производства автомобилей Aurus Елабуга была одним из первых кандидатов. Регион достоин того, чтобы этот проект реализовывался здесь… Что касается Sollers, то для него это только дополнительный бизнес, причем достаточно маленького объема. Больше дополнительный престиж, чем бизнес».

Напомним, проект «Кортеж», он же Aurus (от aurum — золото и Russia) — это линейка представительских автомобилей, которая создается с 2012 года по заказу минпромторга РФ Московским центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Отправной точкой стала потребность в лимузине (в итоге получил название Aurus Senat) для президента России — у великой державы должен быть собственный автомобиль для первого лица, а не какой-то там Mercedes-Benz. На базе единой платформы также создают седан (тоже называется Aurus Senat), микроавтобус (Aurus Arsenal) и внедорожник (Aurus Komendant). Все это в первую очередь для правительственного автопарка, ведь и вся тема изначально формулировалась как разработка автомобилей для «перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране».

«Если сегодня Aurus в единичных экземплярах собирают в НАМИ (скорее всего, в столице и продолжат делать все правительственные авто), то поточное производство — в «Алабуге» «Если сегодня Aurus в единичных экземплярах собирают в НАМИ (скорее всего, в столице и продолжат делать все правительственные авто), то поточное производство — в «Алабуге» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧТО И В КАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ БУДУТ ВЫПУСКАТЬ В «АЛАБУГЕ»

Почти сразу было решено, что машины пойдут не только в гараж особого назначения и в госведомства, но и в широкую серию. Если сегодня Aurus в единичных экземплярах собирают в НАМИ (скорее всего, в столице и продолжат делать все правительственные авто), то поточное производство — в «Алабуге».

«Начало постановки на конвейер — ноябрь 2020 года, а с марта – апреля 2021-го начнем отдавать машины клиентам, — заверил Ширинов. — Первым сделаем седан Aurus Senat, а через 12–14 месяцев — Aurus Komendant. В „Алабуге“ будем выпускать до 5 тысяч машин в год, а на площадке НАМИ — порядка 150».

Добавим, что аурусовская линейка продолжает пополняться. Так, создан кабриолет для парада Победы. Недавно гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов рапортовал о завершении разработки мотоцикла. По словам Ширинова, это «очень интересный электрический мотоцикл», сегодня он проходит испытания. А в августе на МАКСе-2019 общественности представили «Ансат» в «камуфляже» и с салоном в стилистике Aurus.

За рубежом Владимир Путин впервые проехался на Aurus 16 июля 2018-го в Хельсинки, на саммите Россия — США. На седане Aurus сегодня ездит министр промышленности и торговли РФ Денис Марнутров За рубежом Владимир Путин впервые проехался на Aurus 16 июля 2018-го в Хельсинки, на саммите Россия – США. На седане Aurus сегодня ездит министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров Фото: «БИЗНЕС Online»

О СПРОСЕ

Для продвижения на мировом рынке бренда Aurus создано ООО «Аурус» (НАМИ — 63,5%, Sollers — 0,5%, Tawazun — 36%, эта компания из ОАЭ вложит в проект 110 млн евро), однако отмечается, что уже сегодня спрос на лимузин и седан на два года вперед перекрывает производственные мощности НАМИ.

«К Aurus большой интерес за границей, особенно в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, в Китае, проявляют заинтересованность турецкие партнеры, — обрисовал ситуацию Ширинов. — Наш партнер из ОАЭ представляет Aurus в регионе MENA (Middle East and Northern Africa), где имеет право эксклюзивного продвижения нашего продукта. Возможно, будут и другие такие же партнеры.

Заказчиков — целый список: на сегодня — более 650 заявок. Сейчас мы на этапе определения принципов выбора клиентов.  Но чтобы купить эту машину, надо попасть в некую когорту. Возможно, это будет определенный клуб. Мы делаем данные машины для людей, которые хотят сказать: я могу быть причастным не к тому, что стоит денег, а к тому, что отличается от всего ранее созданного».

Первый публичный «выход» российских люксовых авто состоялся 7 мая 2018 года на инаугурации президента России — это были седан Aurus 4123 и лимузин Aurus 41231SB. За рубежом Владимир Путин впервые проехался на Aurus 16 июля 2018-го в Хельсинки, на саммите Россия — США. На седане Aurus сегодня ездит министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

«Надо использовать то, что более экономично, качественно и прогрессивно. Задача — чтобы «Аурус» вобрал все передовое, которое бы реально олицетворяло люксовый бренд» «Надо использовать то, что более экономично, качественно и прогрессивно. Задача — чтобы Aurus вобрал все передовое, которое бы реально олицетворяло люксовый бренд» Фото: «БИЗНЕС Online»

О СООТНОШЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ИМПОРТНОГО

Подчеркивается, что при проектировании использовался (но не копировался!) международный опыт, а производство на 50% локализовано в России. Платформу и коробку передач НАМИ разработал самостоятельно, а двигатель в одной из вариаций (в проекте предполагается использовать пять модификаций) — совместно с Porsche.

«Соотношение российских и иностранных комплектующих — 50 на 50, — рассказал Ширинов. — Очень глубоко подходим к процессу „русификации“ двигателя, коробки. Двигатель, кстати, наша разработка. Но никто и изначально не говорил: пусть все будет на 100 процентов нашим. Надо использовать то, что более экономично, качественно и прогрессивно. Задача — чтобы Aurus вобрал все передовое, которое бы реально олицетворяло люксовый бренд.

Но главное, в чем прелесть проекта „Аурус“, — мы начали возрождение того, что называлось инженерной мыслью. Вспоминаю НАМИ 10–15-летней давности… Там сейчас делают то, что вчера нам казалось недостижимым. Надо осознавать: интегрироваться в мировой автопром нам поможет не производство собственных машин, а то, что становимся конкурентоспособными в инженерной мысли. И мы можем гордиться не красивой машиной Aurus, а тем, что ее инжиниринг освоили сами. Да — при частичной экспертной поддержке иностранных партнеров, но от нее отказываться нельзя — современный автопром не подразумевает автономность какого-то производителя: лучшее объединяется с лучшим и кто успеет быстрее всех сложить этот пазл, тот и выиграет. И, в конце концов, надо отойти от настроения, что нет пророка в своем отечестве. Есть! Но необходимо дать им возможность, надо им довериться, но при этом поставить в определенные рамки бизнес-процессов.

То, что предприятия Татарстана будут участниками этого процесса, — несомненно. И тут вопрос не в том, хотят они этого или нет, а в том, что интересно региону и стране. Нет сомнений, что в себестоимости примерно 60 процентов мы сможем производить, в том числе в Татарстане. Боестойкие колеса от НТЦ „Кама“? Пока не буду это комментировать».

«Седан Aurus Senat — 18 миллионов, — сообщил Ширинов. — Стоимость Aurus Komendant будет известна чуть позже» «Седан Aurus Senat — 18 миллионов, — сообщил Ширинов. — Стоимость Aurus Komendant будет известна чуть позже» Фото: «БИЗНЕС Online»

О ЦЕНЕ АВТОМОБИЛЕЙ И СТОИМОСТИ ВСЕГО ПРОЕКТА

Напомним, ранее на разных уровнях заявлялось, что любая из моделей Aurus будет стоить более 10 млн рублей.

«Седан Aurus Senat — 18 миллионов, — сообщил Ширинов. — Стоимость Aurus Komendant будет известна чуть позже, ведь если Senat уже готов, то внедорожник мы только презентуем на московском автосалоне – 2020… Что касается общей стоимости проекта, то нет задачи запустить Aurus на конвейер любой ценой. Стремимся каждую потраченную копейку вернуть в сроки, обозначенные окупаемостью проекта. И это не просто слова, а данность. Сколько вложено и окупаемость — об этом чуть позже».

Ранее сообщалось, что инвестиции в проект уже достигли 13 млрд рублей.

Полную стенограмму интернет-конференции с Шириновым читайте в ближайших номерах «БИЗНЕС Online».