Валентина Матвиенко резонно заметила, что раз на горизонте трех лет бюджет планируется профицитным, значит, будут резервы для ускорения темпов роста экономики и, как следствие, повышения благосостояния граждан Валентина Матвиенко резонно заметила, что раз на горизонте трех лет бюджет планируется профицитным, значит, будут резервы для ускорения темпов роста экономики и, как следствие, повышения благосостояния граждан Фото: council.gov.ru

«БЕЗ ПОВЫШЕНИЯ ТЕМПОВ РОСТА НАМ НЕ УДАСТСЯ ДОБИТЬСЯ ГЛАВНОГО — ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГРАЖДАН»

«Это не собрание партхозактива, а мозговая активность», — такое определение дала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко трехчасовым парламентским слушаниям, посвященным бюджету на ближайшую трехлетку. В конце минувшей недели в здании высшей палаты парламента обсуждали проект документа, который в конце октября вынесут на рассмотрение Госдумы. Вообще параметры бюджета минфин обозначил в конце сентября. В 2020 году, как и в 2019-м, ведомство Антона Силуанова планирует больше заработать, чем потратить. Так, доходы составят около 20,4 трлн рублей, а расходы — 19,5 триллиона. Таким образом профицит бюджета станет 876 млрд рублей. При этом траты федеральной казны вырастут на 0,5% — до 17,3% ВВП, который в 2020 году составит почти 113 трлн рублей.

Матвиенко резонно заметила в начале слушаний, что раз на горизонте трех лет бюджет планируется профицитным, значит, будут резервы для ускорения темпов роста экономики и, как следствие, повышения благосостояния граждан. Вместе с тем спикера Совета Федерации смутил тот факт, что с увеличением расходов на здравоохранение, демографию и прочие социальные статьи сокращаются траты на национальную экономику. «Без повышения темпов роста экономики нам не удастся добиться главного — повышения благосостояния граждан», — подчеркнула Матвиенко.

Как спикер палаты регионов, она волновалась за бюджеты субъектов, которые и так потонули в бюрократии по нацпроектам. «Вместе с тем и сама система управления проектной деятельностью по национальным проектам пока далека от совершенства. Складывается переусложненная, многоуровневая организационная структура. Функции дублируются, ответственность размыта, целеполагание „хромает“. Особенно непросто приходится регионам. Львиную долю времени у них занимает работа с отчетностью. Все эти проблемы надо устранять», — считает она. Что касается ситуации с региональными бюджетами, то тут, по мнению Матвиенко, есть подвижки. Например, улучшилась ситуация с госдолгом, чему способствовала программа реструктуризации бюджетных кредитов. И поскольку в ближайшее время закончится льготный период, то она просила его все-таки продлить. «Также в качестве пожелания предлагаем увеличить количество и долю распределяемых законом межбюджетных трансфертов на три года, постепенно сокращая нераспределенный резерв. Чтобы регионы знали, на какие суммы они могут рассчитывать, в том числе при планировании мероприятий по выполнению нацпроектов», — рекомендовала она.

Тут же Матвиенко напомнила о предложении сенатором передать регионам акцизы на табак. «Кроме пополнения бюджетов устойчивыми налогами, это создает регионам мотивацию бороться с контрафактом», — отметила она. Заодно Матвиенко предложила распространить эксперимент с самозанятыми, который в том числе проходит в Татарстане, на всю страну со следующего года.

Еще один резерв Матвиенко нашла в повышении эффективности использования бюджетных денег госкорпорациями. «Значительные объемы предоставленных им денег оседают на депозитах в кредитных организациях. На 1 июля общий объем временно свободных средств госкорпораций составил порядка 180 миллиардов рублей, что на 20 с лишним процентов больше, чем годом ранее», — обозначила она.

Более того, по словам спикера Совфеда, до сих пор не установлены правила использования средств фонда национального благосостояния (ФНБ), тогда как скоро его ликвидная часть может превысить нормативные 7%.

«В мире нервозная обстановка в политической области и экономической сфере, это и ограничения, и санкции, и цены на энергоресурсы» «В мире нервозная обстановка в политической области и экономической сфере, это и ограничения, и санкции, и цены на энергоресурсы» Фото: council.gov.ru

«МЫ РАСПРЕДЕЛЯЕМ БОЛЬШЕ РЕСУРСОВ, ЧЕМ ЭТО БЫЛО В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ»

Впрочем, Силуанов, казалось, бюджетом на ближайшую трехлетку остался доволен. «Он стимулирующий. Мы распределяем больше ресурсов, чем это было в последнее время. В 2020 году размер бюджетного стимула увеличивается, по сравнению с уровнем 2018-го на 2,3 процентных пункта ВВП. Общий объем перераспределяемых через бюджетную систему ресурсов составляем 35,1 процента ВВП. В 2018 году, когда этого стимула еще не было задействовано, — 32,8 процента. То есть больше ресурсов перераспределяется через бюджет», — указал министр. Особая радость Силуанова в том, что эти траты не создают риски и не раздувают дефицит бюджета. «Все доходы и источники финансирования устойчивы. Это важно еще и потому, что в мире нервозная обстановка в политической области и экономической сфере, это и ограничения, и санкции, и цены на энергоресурсы. Поэтому нам надо идти своим путем, независимо от внешних факторов исполнять наши задачи, цели», — серьезно указал Силуанов. Да, он по-прежнему не хотел уступать главе Счетной палаты РФ Алексею Кудрину и менять бюджетное правило. «Мы каждый раз наступали на одни и те же грабли и получали очевидный результат», — попытался уколоть он своего предшественника. Однако и тут министр финансов уже готов пойти на некоторые послабления. «У нас в 2022 году базовая цена на нефть, которую мы считаем для бюджета, составляет уже не 40 долларов, а 44,2 доллара за баррель. По сути, каждый год на доллар с небольшим этот порог корректируем и создаем дополнительный порог для расходов. Базовая цена корректируется, и мы увеличиваем наши финансовые возможности», — указал Силуанов.

В то же время со следующего года глава минфина готов не только откладывать сверхдоходы с нефти в «кубышку», но и тратить. «Мы прошли непростые годы, создали условия, чтобы спокойно бороться с внешними воздействиями. Имеем возможности инвестировать средства нашего резерва. У нас есть сегодня все шансы исполнять бюджет, наши обязательства при ценах на нефть 30 долларов за баррель и ниже. Нам достаточно резерва (ФНБ) для того, чтобы пройти три-четыре года в условиях низких цен и тех ограничений, которые сегодня есть, да и которые еще могут возникнуть. Поэтому бюджет в этом плане защищен», — заверил довольный собой Силуанов. Что касается средств ФНБ, превышающих его 7-процентный уровень (а это примерно 1,7 трлн рублей), министр готов направлять на проекты в экономике. «15–20 процентов этого превышения мы можем направлять на инвестиции внутри страны. Но они должны привести к синергии, то есть каждый рубль должен за собой приводить 3, 4, 5 рублей частных инвестиций. Такого эффекта мы хотим достичь», — предложил он.

Не огорчает его и небольшое снижение доходов федерального бюджета в течение трех лет, которое министр связывает с тем, что сокращаются нефтегазовые доходы. «У нас большие льготы нефтянке. Она тоже требует снижения, стимулирования, потому что месторождения вырабатываются, требуются дополнительные инвестиционные ресурсы. У нас в следующем году общий объем льгот нефтяным компаниям составляет 1,6 триллиона рублей. В 2011-м эта цифра составляла 375 миллиардов рублей. Конечно, льготирование растет. Новый режим налога на добавленный доход дает льготы и вычеты. Но мы рассчитываем получить дополнительные доходы от новых инвестиций и поступлений от добычи и реализации переработки нефти», — пояснил Силуанов.

Тем временем, по его словам, сократятся и ненефтегазовые доходы за счет того, что регионам передают акцизы на бензин и нефтепродукты. «Начиная с 2020 года такая передача будет реально чувствоваться в регионах, а общий объем передаваемых акцизов с 2020 по 2024 годы составит 1 триллион рублей — это тоже большая добавка для регионов», — пообещал глава минфина.

Антон Силуанов пообещал рост расходов на экономику, которые составят 16,6% Антон Силуанов пообещал рост расходов на экономику, которые составят 16,6% Фото: council.gov.ru

«В СТРУКТУРЕ БЮДЖЕТА РАСТЕТ ДОЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ»

А вот расходы, напротив, каждый год будут расти более чем на 1 трлн рублей — с 19,5 трлн до 22 трлн рублей в 2022 году. Эти средства, по словам министра, пойдут на исполнение ранее принятых обязательств и новые задачи в виде нацпроектов. В итоге к 2022 году Силуанов планирует выйти на сбалансированный бюджет. «Мы уходим от высоких профицитов и приходим к балансу бюджета в течение трехлетки», — добавил он.

В итоге приоритет в расходах бюджета отдан национальным целям развития. Так что ежегодно на нацпроекты будет увеличиваться объем ассигнований примерно на 200 млрд рублей. «В структуре бюджета растет доля социальных расходов», — отметил министр, добавляя, что на них уже в следующем году придется 36,3% всех расходов, а это увеличение на 8,4% в сравнении с нынешним годом. Кроме того, Силуанов пообещал рост расходов на экономику, которые составят 16,6%.

Если смотреть на приоритеты в социалке, то тут фаворит — здравоохранение, на которое расходы вырастут более чем на 50%, что является рекордом с 2005 года. Минфин обещает потратить на эту сферу 3,6% ВВП, иными словами, 2,4 трлн рублей за три года. Результатом столь масштабных вложений в ведомстве Силуанова ожидают снижение смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. «У нас поставлена задача снижения смертности к 2022 году до 383 случаев на 100 тысяч населения, а сегодня это 475 случаев», — обозначил министр.

Также Силуанов пообещал направлять ресурсы на стимулирование повышения рождаемости, на поддержку семей с детьми и обеспечение роста доходов населения — одним словом, то, что поручал сделать Путин в своем послании. Кроме того, в следующем году увеличатся расходы на образование — более чем на 50 млрд рублей, а в целом это 3,8% ВВП. «Это наш основной социальный расход по большей части реализуется в субъектах», — добавил Силуанов. Эти деньги, по его словам, пойдут на строительство и реконструкцию школ, подключение их к интернету, развитие технопарков и центров по выявлению талантливых детей.

«Сейчас мы в начале финансового года начинаем суетиться, заключать соглашения. В итоге деньги доходят только во втором полугодии» «Сейчас мы в начале финансового года начинаем суетиться, заключать соглашения. В итоге деньги доходят только во втором полугодии» Фото: council.gov.ru

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ РЕГИОНЫ ЗНАЛИ НА ТРЕХЛЕТКУ ОБЪЕМЫ ТРАНСФЕРТОВ»

Что касается регионов, то тут Силуанов готов дать послабления для «заимствований на развитие» тем регионам, у которых долг некритичен. Тем временем объем межбюджетных трансфертов продолжает расти. «Главное, чтобы регионы знали на трехлетку (а лучше шестилетку) объемы трансфертов, которые будут предоставлены. С другой стороны, чтобы эти деньги были своевременно доведены до регионов», — подчеркнул министр. По словам Силуанова, правительство прорабатывает возможность заключать соглашения с регионами до начала финансового года (сейчас этот срок — до 15 февраля). «Сейчас мы в начале финансового года начинаем суетиться, заключать соглашения. В итоге деньги доходят только во втором полугодии», — отметил он.

Что касается отмененного налога на движимое имущество, то тут, по словам Силуанова, и так были приняты компенсационные меры. «Помимо финансовых, мы взяли на федеральный уровень часть орфанных заболеваний. Также передали акцизы на нефтепродукты, которые в 2024 году будут полностью зачисляться в бюджеты субъектов. И от отмены налога на движимое имущество растет прибыль. Мы видим, какими темпами в регионах увеличивается налог на прибыль. Это один из крупнейших источников дохода субъектов РФ. Данные меры сработали», — пояснил он.

А вот по самозанятым у Силуанова другое мнение, нежели у Матвиенко, которая предложила поскорее распространить режим на всю страну. «Предложение, на мой взгляд, наиболее оптимальное следующее — дать возможность субъектам РФ использовать этот механизм. Он себя неплохо зарекомендовал, хотя там есть риски, потому что теперь целый ряд предприятий нанимает своих работников уже не как сотрудников предприятий, а как самозанятых. Я сам лично знаю такие случаи», — указал он. Поэтому министр настаивает на необходимости утвердить перечень профессий, где данная система будет работать. «Этот перечень должен быть фиксированным. В таком случае мы готовы распространять такой механизм на субъекты РФ», — подчеркнул Силуанов.


«ОПРЕДЕЛЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СТАВКИ МЫ ВИДИМ»

В свою очередь, первый зампред Центробанка Ксения Юдаева предупредила, что мировая экономика уже начала создавать риски для российской экономики, а также для бюджета. «На Россию это транслируется по двум каналам — через цены на нефть и спрос на наш экспорт, причем не столько сырьевой, сколько несырьевой. Например, в первом полугодии 2019 года это был основной фактор замедления экономического роста. Это риск», — указала она. Однако тут же Юдаева отметила, что нацпроекты и расходы на нацэкономику «могут этот эффект перебороть». «Тут надо следить не только за самими бюджетом, но и как он исполняется», — добавила зампред ЦБ. По ее словам, именно нерегулярное расходование бюджетных средств было второй причиной для замедления роста в первом полугодии. В то же время снизились частные инвестиции.

Поэтому основной вклад в экономический рост вносило потребление, в том числе за счет роста потребительского кредитования. «Оно сейчас замедляется. Мы опасаемся, что там будут накапливаться риски, вводим специальные меры, чтобы охладить этот рынок», — рассказала Юдаева. Она надеется, что этот фактор будет замещен другим, например ростом заработков. Большие надежды ЦБ возлагает на ипотеку. «Темпы роста ипотеки сейчас, если учитывать секьюритизации кредитов, которые происходят, составляют около 21 процента год к году, примерно на 20 процентов мы считаем, что эти темпы роста и сохранятся в будущем», — отметила она. Впрочем, Юдаева подчеркнула важность того, чтобы следом росло и жилищное строительство. «Иначе тот рост ипотеки, который есть, выльется в рост цен. В этом году мы уже наблюдаем 77-процентный рост цен на первичном рынке, и за этой ситуацией нужно следить», — добавила зампред ЦБ.

Юдаева даже допустила «определенное пространство» для снижения ставок. «Мы начали снижать процентные ставки, вошли в нейтральную зону. В принципе, будем рассматривать различные эффекты, но определенное пространство для дальнейшего снижения видим», — многообещающе заявила она.

Что касается предложения Силуанова по расходованию средств ФНБ, то тут Юдаева дала крайне осторожный прогноз. «Несколько слов скажу о влиянии на бюджет цен на нефть: при текущем правиле они нивелированы. Это видно в тех прогнозах, которые мы представили. И вот решения по ФНБ в этой связи очень важны. Мы пытались прикинуть, какой эффект будет от тех предложений, которые анонсированы. Нужно более детально считать, но мне кажется, что, если берем процент превышения, которое зависит от цены на нефть, то зависимость экономики от цен на нефть немного, но все-таки повышаем», — предупредила она.