- Образование - хлеб несладкий, – уверена директор Центра дошкольного образования "Школа Кенгуру" Елена Шепелина. На протяжении уже 17 лет супруги Шепелины видят свое призвание именно в этой сфере, постоянно обновляя методики преподавания и формы подачи.

Подав заявку на участие в городском конкурсе "Семейный бизнес", руководители методико-образовательного центра "ВИТС" и Центра дошкольного образования "Школа Кенгуру" супруги Александр и Елена Шепелины, а также их заместитель Наталья Петрова рассказали корреспонденту "Бизнес Онлайн" о проблемах и перспективах развития семейного бизнеса.

Визитная карточка ЦДО "Школа Кенгуру"
Сфера деятельности:
образовательные услуги
Год создания: 2006
Численность: 30 человек
Средняя заработная плата сотрудников: 8-12 тысяч рублей
Стоимость услуг: группа "Кенгуру" в детском саду: развивающий курс- 550 рублей в месяц; английский язык - 400 рублей, татарский язык - 400 рублей. "Школа Кенгуру" - комплексный пакет услуг (развивающий курс, английский язык, ритмика, лепка, работа с психологом, логопедом, приглашенными специалистами, родительские тренинги и совместные праздники) - 4200 рублей в месяц.

ЗАПОЛНЯЯ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВАКУУМ

- Как вы оказались в образовательном бизнесе и с чего он начался?

А.Ш.: Началось все в 1991 году, когда я ушел из компьютерной фирмы и начал работать самостоятельно. Я как раз попал в первую волну частного бизнеса, организовав методико-образовательный центр "ВИТС".

Е.Ш.: В это время я была в декретном отпуске. У нас подрастал сын. Ребенок, надо сказать, необычный. Со старшей дочкой никаких проблем не было, а сын ни в какую не хотел учиться читать. Именно тогда мы открыли для себя кубики Зайцева. Это удивительная методика обучения чтению, которая существует уже около 40 лет. Ее знают в Европе, США, Гонконге… Везде, где встает вопрос о том, как научить ребенка читать, кубики Зайцева работают потрясающе. Мы начали по ним работать и уже через два месяца получили результат. Стало обидно за остальных родителей, которые не знакомы с этой методикой и после моего выхода из декретного отпуска мы начали проводить семинары с авторами эффективных образовательных методик.

Начало перестройки, на которое пришлось начало нашего дела, было таким временем, когда учителю позволили выбирать обучающие программы, но он испытывал информационный вакуум в плане новых программ и методик. Центр "ВИТС" стал распространять в Казани эффективные методики. В первую очередь мы, конечно, пригласили в столицу Татарстана самого Николая Зайцева. Затем были семинары Веры Илюхиной с ее уникальной постановкой каллиграфического подчерка, автора курса математики Людмилы Петерсон, Рустэма и Екатерину Бунеевых, и других. Таким образом, мы уловили тенденцию времени, существующий запрос учителя и смогли развернуться.

- Каковы сегодняшние тенденции в сфере дошкольного образования?

Н.П.: В будущем детские сады прейдут на автономию, а, значит, должны будут сами себя окупать. Родители вынуждены будут выплачивать немалую сумму за обучение ребенка. И очевидно, что отдавать ее они будут туда, где созданы лучшие условия, работают квалифицированные педагоги, способные дать необходимые знания и навыки. Между садиками начнется   конкуренция, поэтому у заведующих возникнет необходимость повышать квалификацию педагогов. "Школа Кенгуру" готова делиться своими наработками через семинары и мастер-классы.

 ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ СТАНУТ НОРМОЙ, А   НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕМ

- Как и когда появился ваш "младший" бизнес - центр обучения и развития детей "Школа Кенгуру"?

Е.Ш.: В 1995 году мы познакомились с эффективной методикой обучения английскому языку Валерии Мещеряковой и открыли в детских садах Казани группы по обучению английскому языку под названием "Кенгуру".

Н.П.: Когда группы запускались по детским садам, уже тогда было понятно - состоимся мы или нет. Если родители приводят детей, значит, есть реальный результат, значит, дети идут с удовольствием. Ведь маленького ребенка невозможно затянуть на занятия, если они ему не нравятся.

Е.Ш.: В1999 году мы арендовали помещение в ДК "Химиков", где открыли "Школу Кенгуру", а в 2000 году переехали в нынешнее помещение здания детского сада на улице Тверской. В 2006 НОУ "Школа Кенгуру" юридически оформилась в самостоятельную организацию.

- В чем заключается основная задача "Школы Кенгуру"? И чем обучение в ней отличается от обучения в обычных детских садах?

Н.П.: Мы одни из немногих в России, кто занимается проблемой развития и обучения гиперактивных детей. Мы учитываем эту проблему при выборе программ для детей, проводим тренинги, семинары, конференции по этой теме, разрабатываем программу предшкольной подготовки для "особенных" детей под руководством ИРО РТ. Это очень острая проблема. С одной стороны эти дети считаются необучаемыми, поскольку постоянно отвлекаются, а с другой усваивают материал очень быстро.

Е.Ш.: Гиперактивных детей очень много, цифры говорят сами за себя: в 1996 году таких детей было 10% от класса, в 2000 - 20%, в 2008 – 35%. Значит через 15 лет их будет 75% и они станут нормой, а не исключением. Мало того, сейчас считается нормой ребенок-амбидекстр (одинаково хорошо владеющий обеими руками) и левша. Это говорит о том, что все у большего числа детей работают оба полушария, а еще совсем недавно такие дети были исключениями.

Н.П.: Прежде всего, это связано с тем, что изменилась сама жизнь, наступил техногенный период.   Человеку поступает огромное количество информации и ее нужно не только усвоить, но и ориентироваться в ней. Наша задача - научить детей пользоваться информацией выборочно. Сегодняшний ребенок живет в другом мире и его обучение должно быть другим. Однако официальная педагогика не всегда успевает за изменяющимся ребенком.

Е.Ш.:. Кто-то называет детей нового поколения "дети-индиго", кто-то "дети с нарушением внимания". Они могут достичь гораздо большего, чем прилежный и внимательный отличник, если их вовремя поддержать и правильно направить. Мы хотим, чтобы каждый наш "кенгуренок" понимал, что он единственный и любимый. В "Школу Кенгуру" порой направляют так называемых "необучаемых" детей из детских садов города, поскольку у нас есть программы, которые позволяют воспитывать успешных людей.

- Ваша школа не только для детей, но и для родителей. Как они участвуют в занятиях?

Н.П.: С годами мы пришли к выводу, что тандем "ребенок-родитель-педагог" наиболее оптимальный для развития ребенка. Родители на занятиях получают навыки взаимодействия со своим малышом, система тренингов с ними, участие во встречах с авторами методик так же включена в стоимость обучения.

Я очень рада, что настал момент, когда родители начали понимать, что от их эффективного выбора зависит будущее ребенка. Если 10 лет назад родители безоговорочно доверяли государству и отдавали ребенка в школу, не задумываясь, чему и кто будет его учить, то сегодня мотивация стать осознанным родителем высока, как никогда.

- Много ли конкурентов в вашей сфере?

Е.Ш.: В Казани из аналогичных учреждений мы появились одними из первых. Сегодня конкурентов достаточно много. И мы рады, что многие учреждения отвечают потребностям родителей в качественных услугах. С другой стороны, у нас есть опасения, что для кого-то - это просто коммерческий проект.

- Как не ошибиться с выбором?

Е.Ш.: К выбору школы, действительно, нужно относиться очень внимательно. Особенно, если ребенку еще нет трех лет. Прежде всего, надо обратить внимание на наличие лицензии на образовательную деятельность, узнать каким образом подбираются методики, посмотреть отзывы в Интернете, узнать о наличии психологической службы. - Кто преподает в "Кенгуру"?

Е.Ш.: Все педагоги пришли в "Школу Кенгуру" через   авторские семинары. Это надежный способ найти замотивированых на преподавании по новым методикам людей. Все имеют хорошее базовое образование, обучаются под руководством авторов методик, с которыми мы поддерживаем отношения. Авторский контроль и ответственное отношение к подбору программ - отличительные черты "Школы Кенгуру". Естественно, что и уровень зарплат наших педагогов выше, чем в целом по городу. Средняя зарплата 8-12 тысяч, при том, что заняты они не целый день. У нас другая оценка их времени - у них другая отдача. За годы работы нам удалось создать семейную атмосферу во всем коллективе, это чувствуют и дети, и родители.

 НАШИ ПЛАНЫ - РАСШИРЕНИЕ

- И "ВИТС", и "Школа Кенгуру" - семейный бизнес. Это закономерность или стечение обстоятельств?

Е.Ш.: Образование – хлеб несладкий. К тому же это творческий процесс, который требует работы без отдыха. В таком режиме поддержка семьи – это основная составляющая успеха. Об этом хорошо знают и мужья наших педагогов. Я считаю, что образовательный бизнес и должен быть семейным. В таком бизнесе понимание начинается уже на уровне идеи. Семейный бизнес вызывает ощущение еще большего единения семьи и готовности все отдать. Наши дети - Маша и Коля - выросли вместе со "Школой", с ней они связывают свое будущее. Сын учится на факультет пиара и уже реализует свои навыки на практике на благо "Школы Кенгуру", Маша получила два образования (на психологическом факультете и факультете иностранных языков) с целью продолжить наше дело.

- Как вам представляется дальнейшее развитие "Кенгуру" и какую роль в этом развитии сыграет кредит, выданный на льготных основаниях в случае победы в городском конкурсе "Семейный бизнес"?

Н.П.: На сегодняшний день "Кенгуру" имеет два офиса на улицах Тверская и Сахарова, где посменно в группах по 8-10 человек занимаются 350 ребят. Плюс в детских садах города есть 18 наших групп. Однако, поток желающих с каждым годом все прибывает. В результате мы не имеем возможности предоставить свои услуги всем желающим. Поэтому наши планы – это расширение.

Во всем мире такой бизнес осуществляется с участием инвесторов, но у нас пока такой помощи нет. Мы хотим открыть еще один офис "Школы Кенгуру", который станет целым комплексом, исследовательским   центром и центром передачи опыта другим педагогам. Поэтому сейчас мы ищем партнеров.

Так же мечтаем осуществить другой проект - выстроить собственный центр в экологически чистой зоне.

А.Ш.: Мечтаем открыть школу. Хотя бы начальную. Потому что, завершив наш курс в возрасте 7 лет, дети уходят в школьный конвейер и задатки, полученные ими в "Школе Кенгуру", не развиваются так, как хотелось бы.

Е.Ш.: А в конкурсе "Семейный бизнес" мы приняли участие по простым соображениям: сейчас без бизнес-общения не обойтись даже специалистам образования. Чтобы быть успешными самим и воспитывать успешных детей, необходимо взаимодействовать с деловым миром. Наше участие в конкурсе - желание попасть в волну и не отставать от времени.

Елена Шапиро