В Нижнекамске проезд подешевеет с 22 до 20 рублей при оплате картой. Такое решение принят комитет по тарифам РТ. И если горожан эта новость обрадовала, то для перевозчика она стала убийственной В Нижнекамске проезд подешевеет с 22 до 20 рублей при оплате картой. Такое решение принят комитет по тарифам РТ. И если горожан эта новость обрадовала, то для перевозчика она стала убийственной Фото: «БИЗНЕС Online»

«Вместо увеличения тарифа нам его понизили!»

Поддержать и без того развитой транспортный коллапс в Нижнекамске взялся комитет по тарифам РТ — таково мнение основного, практически единственного пассажирского перевозчика Нижнекамска. Уже несколько лет горожане жалуются на часовые ожидания автобуса и переполненные салоны, причиной чего в Нижнекамском ПАТП называют финансовое состояние компании: долги растут год от года, обслуживать город предприятие фактически не в состоянии. Лишь для того, чтобы выйти в ноль по рентабельности работы, ПАТП в этом году попросило поднять стоимость проезда в автобусах с 22 до 25 рублей. Решение комитета по тарифам оказалось непредсказуемым: цена была снижена с 22 до 20 рублей для пассажиров, которые рассчитываются банковской картой. Эти 2 рубля, напомним, были добавлены к стоимости билета в 2016 году.

«В сентябре получили решение из комитета. Были просто в шоке! Вместо увеличения тарифа нам его понизили!» — негодует директор Нижнекамского ПАТП Юрий Иванов, добавляя, что впервые сталкивается с подобной реакцией. Согласно его рассказу, заседания по вопросу корректировки тарифа несколько раз откладывались, а заявление перевозчика переписывалось — до тех пор, пока ПАТП не согласилось на компромисс: сохраняется тариф 22 рубля, но компенсации за социальные проездные повышаются с 15 до 18 рублей, как в Казани, плюс возмещение выпадающих доходов. «Мы думали, что все будет хорошо, — говорит ветеран пассажирских перевозок, — но пришла резолюция — и оказывается, что убытки наши нулевые!» Отметим при этом, что компенсацию до 18 рублей Нижнекамску все же подняли. 

«В сентябре получили решение из комитета. Были просто в шоке! Вместо увеличения тарифа нам его понизили!» — негодует директор «Нижнекамского ПАТП» Юрий Иванов «В сентябре получили решение из комитета. Были просто в шоке! Вместо увеличения тарифа нам его понизили!» — негодует директор Нижнекамского ПАТП Юрий Иванов Фото: «БИЗНЕС Online»

Мотивов для снижения тарифа при оплате банковской картой перевозчик не понимает. «При оплате электричества, воды и прочего мы ведь не платим меньше, если рассчитываемся карточкой? Я уж не говорю про юридическую сторону вопроса. Вообще-то, в соответствии с законом о защите прав потребителей, нельзя устанавливать разную стоимость оплаты работ и товаров в зависимости от способа их оплаты», — указывает Иванов. Компания запросила в тарифном комитете разъяснения, но они пока не получены. «БИЗНЕС Online» также ожидает ответа на свой запрос.

Слабая надежда на возмещение убытков у Нижнекамского ПАТП еще остается: разбирать ситуацию будут представители минфина РТ и комитета по тарифам, но заседание никак не состоится. Суммы потерь внушительны: в 2017 году предприятие сработало с убытком в 26 млн рублей, в 2018-м — 49 млн рублей. По прогнозу, в этом году компания вновь уйдет в минус на 49 миллионов. По расчетам Иванова, для выживания компании требуется тариф в 25 рублей независимо от способа оплаты, а также компенсация за льготников, а для развития билет должен стоить 30 рублей.

Об убытках стоит сказать отдельно, потому что суммы внушительные. Так в 2017 году «Нижнекамское ПАТП» указало ущерб в 26 млн рублей, в 2018 — 49 млн рублей Об убытках стоит сказать отдельно, потому что суммы внушительные. Так в 2017 году Нижнекамское ПАТП указало ущерб в 26 млн рублей, в 2018-м — 49 млн рублей Фото: e-nizhnekamsk.ru

потерпите ДВА ГОДА

«Нас поставили в такие условия, что нам просто стыдно перед пассажирами. Нашему предприятию 54 года. Проблемы начались в 2015-м», — напоминает Иванов. Четыре года назад сеть оптимизировали, сократив число маршрутов с 14 до 9 и охватив весь город по принципу одной пересадки. Интервал между автобусами был доведен до 7–8 минут.  Если в тот период на маршрутах работали 160 водителей, то сейчас — 45. «В одну смену мы можем выставить всего 24–25 автобусов, это значит, что 1–2 на маршрут. Что это за перевозки? Интервал доходит до 45–50 минут», — подтверждает он слова горожан.

Подтачивали компанию и льготники — каждый второй пассажир. «Мы недобирали выручку и дошли до нынешнего состояния. Зарплату не повышали 8 лет. Молодежь в водители не идет, так как средняя зарплата — 30 тысяч рублей. Водители и кондукторы увольняются», — отметил директор Нижнекамского ПАТП. По его словам, денег нет и на ремонт автобусов. Все заработанное предприятие пускает на зарплаты, налоги и ГСМ.

Мэр Нижнекамска Айдар Метшин обратился к местным жителям с просьбой потерпеть еще немного — проблему транспорта обещают решить за два годаФото: «БИЗНЕС Online»

Тем временем исполком Нижнекамского района затеял большую транспортную реформу, суть которой сводится к объединению городских и вахтовых автобусов. По задумке, оптимизированная сеть должна быть так выгодна перевозчикам, что они сами придут в Нижнекамск и заявятся на маршруты. Во время прямой линии на местном телеканале мэр Нижнекамска Айдар Метшин обратился к местным жителям с просьбой потерпеть еще немного — проблему транспорта обещают решить за два года. Директор Нижнекамского ПАТП считает, что компания не доживет.

Собственное видение выхода из ситуации Иванов излагал «БИЗНЕС Online» в марте. Его суть сводится к перекладыванию проблемы на плечи бюджета, раз уж исполком является заказчиком городских перевозок. Такой механизм предусматривает федеральный закон о пассажирских перевозках №220-ФЗ, принятый в июне 2015 года. По предложенному регламенту исполком оплачивает работу ПАТП на год вперед, а компания выполняет рейсы согласно техзаданию. Для Нижнекамска стоимость годовых перевозок должна составлять 630 млн рублей, если считать по методике законодателей. Соответственно, в казну возвращается автобусная выручка, а разница ложится в бюджетные расходы. Для понимания: 630 млн рублей — это 10% бюджета Нижнекамска, платить такие деньги город не в состоянии даже с учетом возврата автобусной кассы.

Пока нащупать иные варианты решений пытаются полумерами. Например, летом в городе исчезли вечерние рейсы, сейчас их вернули. Запустили новый маршрут по району новостроек, на который привлекли нового перевозчика — Нижнекамское ПАТП-1. Эта компания долгое время избегала городских перевозок, обслуживая только межгород и вахты. Оба предприятия — осколки единой советской автотранспортной системы Нижнекамска.

Летом в городе исчезли вечерние рейсы — сейчас их вернули. Запустили и новый маршрут по району новостроек Летом в городе исчезли вечерние рейсы, сейчас их вернули. Запустили и новый маршрут по району новостроек Фото: «БИЗНЕС Online»

На волне проблем обе компании вошли в ассоциацию АТП РТ, надеясь сообща продавить интересы отрасли перед лицом тарифного комитета. В Нижнекамском ПАТП-1, которое только накануне вышло на единственный свой городской маршрут, иллюзий не испытывают. «Наше предприятие только начинает работать на регулярных городских перевозках, но мы в курсе тех вопросов и проблем, которые существует и не решаются. Как показало время, самостоятельно справиться с этими трудностями перевозчик не сможет», — говорит гендиректор компании Марат Галиахметов.

Иванов же грозит вообще оставить город без автобусов. «При таком раскладе нам нет смысла заявляться на следующий год, если не станет работать 220-й федеральный закон и не будет нормального контракта на пассажирские перевозки», — заявил он. По словам директора Нижнекамского ПАТП, из существующих 9 нижнекамских маршрутов компания сегодня может полноценно обслуживать лишь 3–4. Новых игроков на рынке пока не предвидится.