Многие наблюдатели предполагают, что в будущем году юбилей принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана будет в тени на фоне 100-летия образования ТАССР. Между тем президент РТ в своем ежегодном послании к республиканскому парламенту напомнил о событии, ставшем поводом для красного дня календаря, 30 августа, по сути, легимитизировав праздник с его политической составляющей. Впрочем, политолог Руслан Айсин считает, что 2020 год в целом станет для Татарстана рубежным.
Руслан Айсин: «Во многих отношениях 2020 год — рубежный для республики. В нем, как в единой точке, должны сойтись несколько важных политических векторов и тенденций»
ВО МНОГИХ ОТНОШЕНИЯХ 2020 ГОД — РУБЕЖНЫЙ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ
Во многих отношениях 2020 год — рубежный для республики. В нем, как в единой точке, должны сойтись несколько важных политических векторов и тенденций. Выборы президента РТ, всероссийская перепись населения, где татарский вопрос сторонниками искусственного разделения нации политизирован до высокого градуса, и сразу два больших юбилея татарстанской государственности — 100-летие образования ТАССР, а 30 августа исполняется 30 лет принятию Декларации о государственном суверенитете республики.
Очевидно, что на плечи управленческого класса республики в следующем году ляжет тяжелая ноша. Придется испытать немалое напряжение всех имеющихся у республики сил. В общем и целом, я полагаю, с выборами разберутся легко. Здесь татарстанский механизм результата работает, как немецкая машина, сбоев практически не дает. А вот с переписью населения могут возникнуть сложности, но не в самой республике, а в местах компактного проживания татар. Татарстан несет ответственность за состояние татарского мира, в его конституционные, между прочим, обязанности входит удовлетворение духовных нужд и запросов соплеменников, проживающих за пределами РТ. Не исключено, что в ряде мест будет предпринята попытка снизить количественные показатели татарского населения или записать их в состав другого этноса.
Такое уже было во время прошлых переписных кампаний 2002 и 2010 годов, по итогам которых удельный вес татар в общероссийском масштабе уменьшился. При этом отдельные силы в Москве продолжают гнуть свою линию, проводя политику искусственного дробления татар на многочисленные этнические группы и подгруппы, буквально придумывая их на ходу и сочиняя на коленках. В результате таких псевдонаучных манипуляций единству татарской нации наносится значительный моральный, психологический, символический, административный и политический урон. И кто возразит, что в основе всего этого не лежит древний римский принцип divide et impera, то есть «разделяй и властвуй». К сожалению, часть правящего на федеральном уровне номенклатурного кластера отчего-то считает, что культурные движения народов Российской Федерации — это вызов общегосударственному монолиту! Национальные административно-территориальные единицы, республики также рассматриваются как источники перманентной опасности всевластию Москвы. И, кажется, все забывают, что живем мы в федеративной стране с богатой мозаикой народов, географических, хозяйственных, цивилизационных, культурных и иных особенностей, что унифицировать все это — неправильно, а местами просто преступно перед историей. Москва расходует огромное ресурсы, чтобы постоянно что-то запрещать вместо того, чтобы цивилизованно, компетентно регулировать, прописывать адекватные правила, которые устроили бы все стороны.
«Кажется, все забывают, что живем мы в федеративной стране с богатой мозаикой народов, географических, хозяйственных, цивилизационных, культурных и иных особенностей, что унифицировать все это — неправильно»
Энергия запретительного начала — по сути, ресентимент — в разы превышает созидательный принцип. Потому так повелось здесь, что столица не может существовать вне экспансионистского режима. Натиск и экспансия — вот состав властного алхимического зелья, без которого она уже не мыслит свое физическое и цивилизационное существование. За короткий срок после крушения золотоордынского проекта Московское княжество выросло до масштабов целой империи. Экстенсивное развитие даже, казалось бы, в бескрайней географии Евразии имеет свои пределы. Оно достигнуто. Как говорил историк Михаил Гефтер, «уже утрачены ресурсы пространственные и, вероятно, на исходе резервы времени». Поэтому экспансия идет внутрь. «Внутренняя империя» — это попытка сохранения некоего важного статуса, в первую очередь для самой распавшейся империи. Это, как мы отмечали выше, психологическая потребность, острая нужда в самоощущении собственного геополитического величия. Компенсаторный механизм, призванный минимизировать последствия боли от падения с пьедестала сильнейших мира сего. При этом она провоцирует сильнейшую апатию, экзистенциальную скуку, которая, по мнению известного психоаналитика Карла Юнга, есть растворенная во времени боль. А она калечит.
Как видим, проблема лежит не только в политической плоскости, она значительно многограннее. Татарстан находится в этой трубе турбулентного потока и пытается сохранять как минимум видимость контроля на местности, изо всех сил старается не потерять управление. Это не так легко.
В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ ЗАПИСАНО, ЧТО РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РФ ЯВЛЯЮТСЯ ГОСУДАРСТВАМИ
И, наконец, третий пункт рубежного 2020 года — это историко-символическое прочтение двух юбилейных дат: 100-летия образования ТАССР и 30-летия принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана. На первый взгляд, здесь нет видимых полюсов напряжения, могущих оказать какое-то влияние на ход политического маховика. Но это не так. Есть отдельные персонажи и силы в российской властной и околовластной тусовке, которые пытаются наделить историю сильным идеологическим звучанием, поставить ее на службу текущим нуждам правящего класса. Они делят историю на правильную и на фальсифицированную, а уже исходя из этих видений формируется позиция по многим политическим вопросам сегодняшнего дня, выбираются враги и друзья. Далеко ходить за примером не надо. Из последнего: поражает, как вывернут наизнанку исторический факт стояния на реке Угре войск Ивана III и хана Большой Орды Ахмеда в 1480 году с предложением отмечать его как день избавления от выплаты ясака татаро-монголам. Мало того что исторически это не соответствует действительности, так еще и спровоцировало большой политический скандал. Татарстан не мог отсидеться в стороне и проигнорировать такой провокационный выпад фальсификаторов, которые из всего пытаются выжать максимальный политический и имиджевый гешефт.
«Татарстан не собирался в 1990 году никуда откалываться, это дешевый и пропагандистский миф. Напротив, он готовился к подписанию нового союзного договора, сулившего ему статус союзной республики»
Из официозной истории получается, что есть «хорошие ребята» с центром в Москве и «плохие парни», как правило, наследники татарских средневековых княжеств, финно-угры, кавказская цивилизация. На этом примитивном противопоставлении, черно-белом одномерном видении, к сожалению, и строится сегодняшняя идеологическая и политическая повестка. Эти исторические штампы слишком глубоко въелись в коллективное бессознательное масс.
Такая же реакция наблюдается сегодня по отношению к 90-м годам. Их выбрали источником всех бед, некой темной эпохой, в глубине которой живет неистребимое зло, до сих пор вредящее нам, современникам, мешающее окончательно и бесповоротно встать с колен. При этом весь управленческий класс, творческий и интеллектуальный бомонд сформировались и пробрались на большую арену социума власти именно тогда. Если бы не «проклятые 90-е», вряд ли они сегодня имели бы то, что имеют. Из этих же соображений строятся отношение к событию 30 августа 1990 года, когда была принята Декларации о госсуверенитете Татарстана, и популистские обвинения в сепаратизме.
Историю не перепишешь. Она часть нашего настоящего, ее бессмысленно ругать и очернять. Ее надо воспринимать с холодной расчетливостью. Татарстан не собирался в 1990 году никуда откалываться, это дешевый и пропагандистский миф. Напротив, он готовился к подписанию нового союзного договора, сулившего ему статус союзной республики. Декларацию о суверенитете принял 12 июня 1990-го Верховный Совет РСФСР (сегодня эту дату празднуют как День России), 20 июля парламент Северо-Осетинской АССР принял аналогичный документ, 9 августа Карельская АССР и 29 августа Коми ССР последовали их примеру. И только потом Татарстан сказал свое слово. Суверенитет провозглашался в этих документах как юридическая норма. Вопрос о полной государственной независимости и выходе из состава РСФСР, как правило, не ставился, отношения с федеральным центром предполагалось в дальнейшем урегулировать путем заключения с ним договоров, таким ровно образом возник СССР. Как впоследствии и вышло. В действующей российской Конституции записано, что республики в составе РФ являются государствами. Это такая федеративная модель — государственные субъекты составляют единую плоть объединенного как бы над (ними) государства. США, для примера, это Соединенные государства (слово «штаты» не передают дефиницию понятия) Америки.
«Рустам Минниханов в ежегодном послании Госсовету коснулся темы 100-летия ТАССР. Он сказал, что эта дата «обращает к истокам становления республики, ее героическому пути и современной государственности»
БЕЗ НАШЕГО ПРОШЛОГО МЫ НЕ ДОБИЛИСЬ БЫ ВЕРШИН НАСТОЯЩЕГО
Обретенная политическая субъектность регионов наделила их значимостью и полномочиями для формирования новой демократической страны. Импульс к обрушению шел из союзного центра, регионы были вынуждены брать политическую инициативу в свои руки, чтобы не стать жертвами катаклизма. Они спасли страну от окончательной дезинтеграции и учредили новое государственное образование.
В своем юбилейном, десятом, послании Государственному Совету республики президент Рустам Минниханов коснулся темы 100-летия ТАССР. Он сказал, что эта дата «обращает к истокам становления республики, ее героическому пути и современной государственности». Касательно 30 августа президент отметил, что Декларация о государственном суверенитете определила современное развитие Татарстана. Важнейшая мысль, которую обозначил Минниханов: без нашего прошлого мы не добились бы вершин настоящего. А найдется ли тот, кто решится поставить под сомнение тот факт, что за истекшие почти 30 лет Татарстан из рядовой автономной республики превратился в ведущий регион страны, чей положительный опыт развития внимательно изучают, а о достижениях в разных сферах говорят на международной арене?
А бороться с историей, как пытаются это делать некоторые намундиренные властью деятели, все равно что поступать как когда-то папа Иннокентий VIII. Он в пылу разгула инквизиции признал кошек помощниками дьявола, и тысячи особей были сожжены. Как следствие — массовое убийство кошек привело к резкому увеличению популяции крыс, что усугубило последствия эпидемии чумы для всей Европы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 216
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.