Павел Евдокимов: «Это спектакль, который заставляет зрителя задуматься о своей жизни. Не всех, а тех, кто к этому готов. Или просто навевает скуку и желание уйти. Что, собственно, и сделало примерно четверть зала после антракта» Павел Евдокимов: «Это спектакль, который заставляет зрителя задуматься о своей жизни (не всех, а тех, кто к подобному готов) или просто навевает скуку и желание уйти, что, собственно, и сделала примерно четверть зала после антракта» Фото: Валентина Шистерова

«Уже сама афиша спектакля наводит на размышления»

Новый театральный сезон по традиции русский драмтеатр «Мастеровые» открывает премьерой. «Три сестры» Антона Павловича Чехова — для русского драматического театра выбор более чем логичный, но от «Мастеровых» всегда ожидаешь чего-то необычного.

Уже сама афиша спектакля наводит на размышления — три куклы на черном фоне. У меня, честно говоря, ассоциации с каким-то ужастиком типа «Куклы» или «Проклятие Чаки». Ну возможно, это просто говорит об испорченном современным кинематографом вкусе…

«Уже сама афиша спектакля наводит на размышления — три куклы на черном фоне. У меня, честно говоря, ассоциации с каким-то ужастиком типа «Куклы» или «Проклятие Чаки»Фото: Олег Спиридонов

А вот и сам спектакль. Сказать, что впервые встретился с таким прочтением Чехова, значило бы слукавить. На самом-то деле я первый раз познакомился с любым прочтением Антона Павловича на сцене. Ну как-то так случилось, что не ходил ни на один спектакль по его пьесам. Да и к слову, а где было это делать? В Челнах данного писателя до сегодняшнего дня не ставили. Бывая в Москве или Питере, старался посмотреть что-нибудь этакое. Более того, в детстве и юности я читал запоем практически все, что попадалось под руку. Повезло, наверное, что у родителей имелась хорошая библиотека, потому это было в основном что-то хорошее, но вот Чехов — ни разу. Да и друзья, с которыми мы тогда обменивались книгами, Антона Павловича ни разу не предложили… В общем, не сложилось.

Перед походом в театр мелькнула мысль: «А не прочитать ли?» Но, во-первых, под рукой не оказалось (а читать я люблю именно книги, с экрана воспринимаю новости, статьи, техническую информацию, но уж никак не художественную литературу, удовольствие не то). А во-вторых, подумалось, что не стоит портить свежесть восприятия, а перечитать оригинал всегда успеется. Короче, как у герцога в исполнении Леонида Броневого из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «…Раз уж так случилось, то пусть все идет как идет».

Театральная условность в постановке Дениса Хусниярова доведена до предела: минималистические декорации, однотонная темная одежда на актерах, минимум действий Театральная условность в постановке Дениса Хусниярова доведена до предела: минималистические декорации, однотонная темная одежда на актерах, минимум действий Фото: Сергей Некляев/театр «Мастеровые»

«Это не люди разговаривают друг с другом…»

И вот мы в зрительном зале. Темная сцена, темная стена, три детские кроватки. Все.

Сюжет пересказывать не буду, да и какие у Чехова сюжеты? Люди пьют чай и разговаривают. «Five o clock» forever, как в «Алисе» Льюиса Кэрролла…

Театральная условность в постановке Дениса Хусниярова доведена до предела: минималистические декорации, однотонная темная одежда на актерах, минимум действий и движения на сцене, статичные позы, сдержанная речь и жестикуляция.

Что же остается? Текст. Смысл. Суть… Диалоги, за которыми проступают не просто люди, а души! Они ищут себя, свое место в жизни, призвание, какой-то смысл. Мечутся. Любят и страдают от неразделенной любви. Скучают. Мечтают. Прячутся от жизни и стремятся к ней. Ищут, находят, ошибаются и снова ищут. Живут…

Практическое отсутствие отвлекающих факторов позволяет воспринимать все происходящее острее и пронзительнее, заставляет сопереживать. Это не люди беседуют друг с другом, это душа с душою говорит — о простых, но вечных вещах.

Что поразительно, в постановке нет положительных и отрицательных героев. Это люди. Они разные. Кто-то лучше, кто-то хуже в разные моменты своей жизни. «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну легкомысленны… Ну что ж, и милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их…»

«Сюжет пересказывать не буду, да и какие у Чехова сюжеты? Люди пьют чай и разговаривают. «Five o clock» forever, как в «Алисе» Льюиса Кэрролла…» «Сюжет пересказывать не буду, да и какие у Чехова сюжеты? Люди пьют чай и разговаривают. «Five o clock» forever, как в «Алисе» Льюиса Кэрролла…» Фото: Сергей Некляев/театр «Мастеровые»

«В Москву, в Москву!..»

На самом деле более чем за 100 лет, прошедших с написания пьесы, некоторые действительно важные вещи практически не изменились. Все так же люди вздыхают: «Ах, тяжко жить!» Все так же стремятся к счастью, мечтают о нем и не находят его. И все так же рефреном звучит над просторами нашей необъятной страны из всех городов и поселков: «В Москву, в Москву (ну или хотя бы в Казань)!»

Это спектакль, который заставляет зрителя задуматься о своей жизни (не всех, а тех, кто к подобному готов, кто этого хочет) или просто навевает скуку и желание уйти, что, собственно, и сделала примерно четверть зала после антракта. Впрочем, реакция предсказуемая и ожидаемая. Как говорится, процент потерь нормальный. Не всегда и не всем хочется думать и сопереживать. Кто-то не готов, кто-то еще не уперся в подобного рода вопросы, кто-то, возможно, уже ответил на них на данном этапе своей жизни и теперь хочет наслаждаться жизнью, а не грузиться чужими проблемами.

Но хочется верить, что спектакль найдет своего зрителя в нашем, прямо скажем, не сильно театральном городе.

Ну а подготовленная публика должна по достоинству оценить и замысел режиссера, и великолепную игру актеров, поэтому вперед и вверх, на гастроли и фестивали! В Москву, в Москву!..

P. S. Всему коллективу русского драматического театра «Мастеровые» поздравления с премьерой спектакля и пожелания не останавливаться на достигнутом. Ждем от Вас новых премьер! «Работать нужно, работать!..»

Павел Евдокимов