«Это спектакль, который заставляет зрителя задуматься о своей жизни. Не всех, а тех, кто к подобному готов, кто этого хочет», — считает гендиректор группы компаний «Инжиниринг Плюс». В своем блоге, написанном для «БИЗНЕС Online», он поделился, чем его удивила и зацепила постановка.
Павел Евдокимов: «Это спектакль, который заставляет зрителя задуматься о своей жизни (не всех, а тех, кто к подобному готов) или просто навевает скуку и желание уйти, что, собственно, и сделала примерно четверть зала после антракта»
«Уже сама афиша спектакля наводит на размышления»
Новый театральный сезон по традиции русский драмтеатр «Мастеровые» открывает премьерой. «Три сестры» Антона Павловича Чехова — для русского драматического театра выбор более чем логичный, но от «Мастеровых» всегда ожидаешь чего-то необычного.
Уже сама афиша спектакля наводит на размышления — три куклы на черном фоне. У меня, честно говоря, ассоциации с каким-то ужастиком типа «Куклы» или «Проклятие Чаки». Ну возможно, это просто говорит об испорченном современным кинематографом вкусе…
«Уже сама афиша спектакля наводит на размышления — три куклы на черном фоне. У меня, честно говоря, ассоциации с каким-то ужастиком типа «Куклы» или «Проклятие Чаки»
А вот и сам спектакль. Сказать, что впервые встретился с таким прочтением Чехова, значило бы слукавить. На самом-то деле я первый раз познакомился с любым прочтением Антона Павловича на сцене. Ну как-то так случилось, что не ходил ни на один спектакль по его пьесам. Да и к слову, а где было это делать? В Челнах данного писателя до сегодняшнего дня не ставили. Бывая в Москве или Питере, старался посмотреть что-нибудь этакое. Более того, в детстве и юности я читал запоем практически все, что попадалось под руку. Повезло, наверное, что у родителей имелась хорошая библиотека, потому это было в основном что-то хорошее, но вот Чехов — ни разу. Да и друзья, с которыми мы тогда обменивались книгами, Антона Павловича ни разу не предложили… В общем, не сложилось.
Перед походом в театр мелькнула мысль: «А не прочитать ли?» Но, во-первых, под рукой не оказалось (а читать я люблю именно книги, с экрана воспринимаю новости, статьи, техническую информацию, но уж никак не художественную литературу, удовольствие не то). А во-вторых, подумалось, что не стоит портить свежесть восприятия, а перечитать оригинал всегда успеется. Короче, как у герцога в исполнении Леонида Броневого из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «…Раз уж так случилось, то пусть все идет как идет».
Театральная условность в постановке Дениса Хусниярова доведена до предела: минималистические декорации, однотонная темная одежда на актерах, минимум действий
«Это не люди разговаривают друг с другом…»
И вот мы в зрительном зале. Темная сцена, темная стена, три детские кроватки. Все.
Сюжет пересказывать не буду, да и какие у Чехова сюжеты? Люди пьют чай и разговаривают. «Five o clock» forever, как в «Алисе» Льюиса Кэрролла…
Театральная условность в постановке Дениса Хусниярова доведена до предела: минималистические декорации, однотонная темная одежда на актерах, минимум действий и движения на сцене, статичные позы, сдержанная речь и жестикуляция.
Что же остается? Текст. Смысл. Суть… Диалоги, за которыми проступают не просто люди, а души! Они ищут себя, свое место в жизни, призвание, какой-то смысл. Мечутся. Любят и страдают от неразделенной любви. Скучают. Мечтают. Прячутся от жизни и стремятся к ней. Ищут, находят, ошибаются и снова ищут. Живут…
Практическое отсутствие отвлекающих факторов позволяет воспринимать все происходящее острее и пронзительнее, заставляет сопереживать. Это не люди беседуют друг с другом, это душа с душою говорит — о простых, но вечных вещах.
Что поразительно, в постановке нет положительных и отрицательных героев. Это люди. Они разные. Кто-то лучше, кто-то хуже в разные моменты своей жизни. «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну легкомысленны… Ну что ж, и милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их…»
«Сюжет пересказывать не буду, да и какие у Чехова сюжеты? Люди пьют чай и разговаривают. «Five o clock» forever, как в «Алисе» Льюиса Кэрролла…»
«В Москву, в Москву!..»
На самом деле более чем за 100 лет, прошедших с написания пьесы, некоторые действительно важные вещи практически не изменились. Все так же люди вздыхают: «Ах, тяжко жить!» Все так же стремятся к счастью, мечтают о нем и не находят его. И все так же рефреном звучит над просторами нашей необъятной страны из всех городов и поселков: «В Москву, в Москву (ну или хотя бы в Казань)!»
Это спектакль, который заставляет зрителя задуматься о своей жизни (не всех, а тех, кто к подобному готов, кто этого хочет) или просто навевает скуку и желание уйти, что, собственно, и сделала примерно четверть зала после антракта. Впрочем, реакция предсказуемая и ожидаемая. Как говорится, процент потерь нормальный. Не всегда и не всем хочется думать и сопереживать. Кто-то не готов, кто-то еще не уперся в подобного рода вопросы, кто-то, возможно, уже ответил на них на данном этапе своей жизни и теперь хочет наслаждаться жизнью, а не грузиться чужими проблемами.
Но хочется верить, что спектакль найдет своего зрителя в нашем, прямо скажем, не сильно театральном городе.
Ну а подготовленная публика должна по достоинству оценить и замысел режиссера, и великолепную игру актеров, поэтому вперед и вверх, на гастроли и фестивали! В Москву, в Москву!..
P. S. Всему коллективу русского драматического театра «Мастеровые» поздравления с премьерой спектакля и пожелания не останавливаться на достигнутом. Ждем от Вас новых премьер! «Работать нужно, работать!..»
Павел Евдокимов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.