В российских городах могут запустить программу обновления общественного транспорта, которая предварительно оценена в 2,1 трлн рублей. На старте программа рассчитана на 10 городов, в том числе и Казань, а в последующем ее могут распространить более чем на 1 тыс. городов России, пишет «Коммерсантъ».

По данным издания, инициатором программы стала корпорация «ВЭБ.РФ», сегодня ее положения уже обсуждают в правительстве. В проекте программы, с которым ознакомился «Ъ», сказано, что модернизация систем перевозок и обновление парков пройдут, как задумано, в регионах РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. На старте речь идет о 10 пилотных проектах с привлечением частных инвесторов, которые на сентябрь 2019 года уже находятся «в высокой степени готовности», — кроме столицы Татарстана, это Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Саратов, Тверь, Воронеж, Волгоград, Челябинск и Новосибирск. Общая численность населения в этих городах достигает 11,1 млн человек.

При этом общий объем инвестиций на 10 городов на стартовом этапе составит 340 млрд рублей, из которых 196 млрд рублей направят на обновление подвижного состава (5,9 тыс. автобусов, 1,5 тыс. трамвайных вагонов, 1,3 тыс. троллейбусов), 112 млрд рублей — на реконструкцию инфраструктуры.

В целом после реализации пилотного проекта программу распространят еще на 40 городов, а помимо автобусов, закупят еще и электробусы. Масштабирование проекта на всю страну может обойтись в 2,1 трлн рублей: будут приобретены 95,7 тыс. автобусов, 6,5 тыс. троллейбусов, 6,7 тыс. трамвайных вагонов, 3,5 тыс. электробусов. Авторы проекта оговариваются, что до 2035 года обновить весь парк будет невозможно из-за того, что совокупный лимит мощности производителей автобусов составляет всего 7 тыс. единиц в год.

«Ъ» отмечает, что на реализацию проекта «ВЭБ.РФ» планирует привлечь в том числе средства ФНБ — ранее об этом глава компании Игорь Шувалов уже говорил премьер-министру Дмитрию Медведеву. Предполагается, что 15% финансирования обеспечат частные инвестиции, 25% — капитальный грант, 60% — заемные средства. В минпромторге сказали, что проект к ним пока не поступал, в минфине заявили, что решения по программе еще не приняты.

В «ВЭБ.РФ» изданию сказали, что тема, которую они затрагивают в программе, очень актуальна как для мегаполисов, так и для менее крупных городов. «Мы исходим из системного подхода, включающего в себя создание единых операторов городского транспорта в крупных городах», — сказал зампред «ВЭБ.РФ» Артем Довлатов.

В группе ГАЗ и КАМАЗе — крупнейших производителях автобусов и электробусов — поддержали идею обновления парка, подчеркнув, что сейчас около 60% парка автобусов в России старше 10 лет. Между тем, добавили в КАМАЗе, программа в процессе разработки с ними не обсуждалась, как и источники финансирования.