Фото: Василий Иванов

«World Skills — это хорошая возможность увеличить поток «возвратных» туристов»

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» глава госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов, за четыре дня «Казань ЭКСПО» посетили 270 тыс. гостей, из них 41 тыс.  — иностранцы.

В мероприятиях чемпионата приняли участие около 1,3 тыс. конкурсантов из 63 стран и регионов России, а также члены жюри, официальные делегации, представители СМИ. Поддержать участников приехали также их родители и друзья.

Рестораны и отели с энтузиазмом отнеслись к приему гостей WorldSkills 2019 — делали подарки, бонусы, рассказывает глава комитета содействия развитию туризма Казани Дарья Санникова. Например, в отеле Raymond, где остановились японские гости, специально для них было переведено меню на японский язык.

«Я очень много общалась с гостями, они отмечают, что наш город — как будто игрушечный, сувенирный, люди очень гостеприимные. Хочу особо отметить, что на английском языке у нас лучше стали разговаривать. Все говорят, что здорово провели время в Казани, — говорит Санникова, — А для нас WorldSkills — хорошая возможность увеличить поток „возвратных“ туристов. Участники чемпионата по сарафанному радио расскажут своим друзьям и знакомым, а это значит, что в будущем к нам приедут еще больше гостей».

По структуре гостей WorldSkills 2019 сильно отличается от предыдущих крупных спортивных мероприятий. Если на  FINA или футбольный ЧМ приезжало больше организованных групп спортсменов и болельщиков, то на ЧМ рабочих профессий было много индивидуальных туристов, родителей и друзей тех ребят, кто приехал болеть за участников WorldSkills.

Дарья Санникова Дарья Санникова Фото: Андрей Титов

В госкомитете по туризму нам сообщили, что загрузка в дни чемпионата в гостиницах составляла 90–95%, а в пиковые периоды достигала 100%. Но точных цифр по гостям у них также пока нет. Известно лишь, что номерной фонд Казани составляет 8,2 тыс. номеров, или 18 тыс. койко-мест, плюс еще порядка 5,5 тыс. мест в Деревне Универсиады (там размещались участники состязаний). Однако точной картины эти подсчеты все же не дают.

Конечно, цены на номера в гостиницах и хостелах взвинтили (примерно на уровне чемпионата FINA), так что не все желающие приехать в наш город в эти дни смогли это сделать. Светлана Пименова, директор туристической компании «Итиль-тур», сожалеет, что все «индивидуалы», которые интересовались поездками в Казань через их турфирму, в итоге отменили брони, так как сочли стоимость гостиниц чрезмерно высокой. «Не было ни гостиниц, ни транспорта для обычных туристов, поэтому у нас это период покоя», — говорит она.

Фото: Сергей Елагин

«КОЛИЧЕСТВО СЪЕДЕННЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ И ЧАК-ЧАКА СЧЕТУ НЕ ПОДДАЕТСЯ»

Коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера» Елена Войтко рассказала нам, что в ее отеле с момента открытия соревнований и до их завершения не было ни одного свободного номера. «Специально для наших иностранных гостей в организации шведского стола, а также в ресторанном меню мы сделали акцент на национальную татарскую и русскую кухни, что гости оценили по достоинству. Количество съеденных треугольников и чак-чака счету не поддается. Татарский чай пользовался безумным спросом. Очевидно одно: любителей татарской кухни стало на порядок больше!» — радуется Войтко.

В «Ривьере» проживали организованные группы болельщиков из Китая, Дании и Швейцарии. Было достаточно много и индивидуальных туристов из Ирландии, Швеции и Германии, которые приехали поддержать свою сборную. «В нашем отеле также проживали звездные судьи и участники церемоний открытия и закрытия. В ресторане и на летней террасе отеля весело и задорно прошли приемы швейцарской и французской сборных. Уже традиционно на территории отеля была организована „чистая зона“ — точка досмотра и отправки высокопоставленных персон на церемонии открытия и закрытия», — делится Войтко.

Разумеется, гости веселились, отдыхали. Больше других отметились участники швейцарской сборной. Первое, что они сделали, заселившись в номера, — это разместили на панорамных окнах флаги своей страны. А завершение соревнований участники швейцарской сборной шумно и весело отметили ночным заплывом в бассейнах.

Один из гостей умудрился потерять водительские права. Нашла их горничная, причем в самом неожиданном  месте — гость вставил их вместо карты-ключа на входе в номер.

Управляющая отеля Relita-Kazan Гульнара Сафина говорит что загрузка ее гостиницы оказалась примерно равной той, что была в дни футбольного ЧМ год назад, но жили гости более продолжительные сроки. Причина в том, что на мундиаль болельщики приезжали на конкретный матч, посмотрели — уехали, а гости WorldSkills 2019 проживали в течение всего времени прохождения чемпионата. Так что загрузка была плотная и протяженная.

«У нас проживали сопровождающие команд и так далее — из самых разных стран: и Европы, и Африки, и Китая. География обширнейшая, — говорит Сафина. — Из интересных моментов могу упомянуть то, как быстро разрешались проблемы гостей — буквально за 10 минут. У нас тесное взаимодействие с комитетом по туризму Казани, госкомитетом по туризму, ТИЦ и другими. У кого-то из клиентов зажевало банковскую карточку, потерялись документы — мы все быстро решали. Все эти моменты объединяли».

Фото: worldskills2019.com

«Запомнился визит гостей, которые на брудершафт пили вино из рога»

Ночная жизнь также присутствовала, но не была такой яркой, как во время футбольного ЧМ. Пользовались популярностью заведения на молодежной улице Профсоюзной, клубы на Кремлевской набережной и в «Корстоне».

Соучредитель кафе «Сказка» и бара Cuba Libre Михаил Шарипов почувствовал увеличение числа туристов в дни WorldSkills. «Но если в 2018 году на чемпионате мира по футболу увеличение было на 100 процентов, то в этом примерно на 30 процентов, что, в принципе, тоже хорошо. Вспышка была, и она еще даже продолжается. Могу сказать, что это мероприятие было полезным для нас. Активность в городе началась уже с 20 августа», — говорит Шарипов.

В его заведениях много гостей было из Индии, ряда арабских стран, Китая, Германии. Кстати, подарки делали не только рестораторы и отельеры гостям. Последние тоже не скупились — например, индусы дарили значки с флагам России и Индии, индийские браслетики и прочие безделушки.

«В кафе „Сказка“ гостям из Индии очень понравилась губадия. Также клиентам сильно пришелся по вкусу корт. Это отдельная история, гости много писали про него в „Инстаграме“. Само собой эчпочмаки, выпечка уходили будь здоров! Баранину по-казански активно заказывали, — рассказывает Шарипов, — Курьезный случай был, когда одни туристы спрашивали, где купить сувениры. Мы подарили им свой венок из сухоцветов и дали контакты, где можно еще взять такие. А одному нашему официанту сказали, что у него классная толстовка. Самое интересное, что она из коллекции также местных дизайнеров. Мы поделились контактами магазина, где продаются такие толстовки, и в итоге ребята скупили там почти полмагазина».  

В «Хинкальной» гостей также была немало. «К нам приходили гости из Германии, Китая, Франции. Наши рестораны всегда полные, но по сравнению с прошлогодним чемпионатом мира именно приезжих было гораздо меньше. Гости обоих чемпионатов, конечно, сильно отличаются друг от друга», — рассказывает Анастасия Лимарева — директор сети кафе «Хинкальная».

Из спецменю клиентам очень понравилось предложение отгадывать сорта грузинских вин. Из блюд активно заказывали шашлыки — иностранцы предпочитают именно их. Понравилась подача шашлыков под лезгинку — гости и сами танцевали. Запомнился визит туристов, которые на брудершафт пили вино из рога. Из всех с этим заданием справились только гости из Польши.

«Было просто изумительно! Команда Нидерландов у меня в понедельник полностью забрала „Жу-Жу“, они как болельщики на стадионах пели, это бомба, я кайфовал», — говорит руководитель проекта «Жу-Жу Бар» Максим (известен как Макс Бакс). Бар оказался единственным заведением «Корстона», выполнившим план на 115%. «Для августа это очень круто», — подчеркивает руководитель. По его словам, в дни проведения чемпионата отель был забит полностью и в заведении были выпиты все вино и пиво. На цены иностранные гости не смотрели. «Они же все на евро живут, для них наши цены — ерунда», — отмечает Максим и шутит, что прогадал с пивом: надо было завезти напиток подороже, тогда выручка была бы во много раз больше.

Фото: Василий Иванов

«С ЧЕМПИОНАТОМ МИРА ПО ФУТБОЛУ НЕ СРАВНИТСЯ, НО ПО СРАВНЕНИЮ С ИЮЛЕМ БЫЛО ЛУЧШЕ»

А  вот директор пивоварни Brew Barrel Константин Иванов роста выручки не заметил. «А вчера, если брать наш ресторан Petzold в „Ривьере“, то, наоборот, выручка упала в два раза в связи с перекрытием дорог», — сообщил директор.  По его мнению, выиграли в основном большие рестораны, которые могли принимать целые делегации. Иванов отмечает, что чемпионат прошел очень быстро и вряд ли повлияет на годовые показатели, в отличие от Универсиады или чемпионата мира по футболу. «Универсиада продолжалась достаточно долго и дала за год прирост выручки 1–2 процента в тех заведениях, которые были ближе к спортивным объектам, — говорит Иванов. — А во время чемпионата мира по футболу те рестораны, которые находятся в местах высокого туристического трафика — при гостиницах или на улице Баумана, умудрялись продавать по тонне пива в день при средней норме 3 тонны в месяц».

Администратор бара «Топ-Хоп» на Баумана Руслан сообщил, что в дни чемпионата увеличилось количество иностранных гостей, так что они составляли половину посетителей. По словам администратора, в целом поток вырос где-то на 20%, а средний чек — на 15%. «С чемпионатом мира по футболу не сравнится, но по сравнению с июнем и июлем в августе было лучше», — сообщил управляющий.

«Каждый день битком», — так описала количество посетителей в дни чемпионата генеральный директор ГРК «Татарская усадьба» Венера Шагиахметова. По ее словам, выручка в эти дни выросла в полтора раза. Каждый иностранный гость, посетивший усадьбу в эти дни, получил в качестве гостинца чак-чак. «Люди восторгались нашими треугольниками с гусем и уткой,  — рассказывает директор. — Очень много ягнят пробовали, из самого востребованного — азу по-татарски. Губадию не все понимали, но людям нравилось». Каждый день в заведении играли на национальных инструментах музыканты, и гостям это так понравилось, что они танцевали во дворе, рассказала Шагиахметова.

Фото: worldskills2019.com

«ПОТОМУ ЧТО СТУДЕНТЫ, МОЛОДЕЖЬ, ДЕНЕГ У НИХ НЕМНОГО»

Гендиректор «Фейерверк Казань» (сеть магазинов «Хорошоу») Расул Садриев говорит, что его компании удалось заработать на WorldSkills 2019, но в основном благодаря опыту и производственной базе, а новичку нажиться вряд ли бы получилось. Спросом пользовалась событийная  сувенирка — талисманы, магниты, брелоки, а также текстиль — все с символикой чемпионата. Например, талисман Скиллси, которого дарили всем победителям, стоил 800 рублей. Количество покупателей было сопоставимо с футбольным чемпионатом, но средний чек ниже — от 700 до 900 рублей (было более 1 тыс. рублей). «Потому что студенты, молодежь, денег у них немного», — поясняет Садриев. За все время мероприятий сувениры купили 12–14 тыс. человек.

Случались и курьезные ситуации. Например, у одного гостя из ЮАР банкомат «зажевал» карту», но организаторы сработали быстро — карту гостю отдали буквально в течение часа. «Гость оказался в восторге от того, как работают люди в сфере гостеприимства», — отмечает Санникова. Некоторые туристы теряли документы, но их также вскоре возвращали.

А вот таксистам подзаработать на WorldSkills не удалось — гостей возили основном на бесплатных шаттлах, так что такси не пользовались большим спросом, как, например, это было в дни футбольного мундиаля в прошлом году, с большим сожалением в голосе делятся с нами работники такси.

К сожалению, до конца неизвестно, чем обернулся WorldSkills для казанских перевозчиков — корреспондент  «БИЗНЕС Online» обратился к шестерым из них, но оперативно получить комментарий не удалось. Впрочем, еще в начале года министр транспорта РТ Ленар Сафин заверял, что на бесплатную перевозку по бейджам аккредитованных на рабочий чемпионат и волонтеров из бюджета Татарстана выделят 15,6 млн рублей. По примерным подсчетам этих денег хватило бы 3,5-тысячной армии волонтеров, чтобы на халяву кататься в казанских автобусах и троллейбусах по меньшей мере раз 10 в день, что с их загрузкой маловероятно.

Фото на анонсе: worldskills2019.com