Радик Ситдиков приобрел больше десятка раритетных машин, стоимость некоторых исчисляется миллионами Радик Ситдиков приобрел больше десятка раритетных машин, стоимость некоторых исчисляется миллионами

«В России второй такой машины нет»

На днях в аккаунтах челнинцев в соцсетях начали появляться фотографии раритетного автомобиля. Двухместная модель с открытым верхом и для многих неизвестного происхождения была замечена как в черте города, так и на трассе. Ее владелец — житель поселка Круглое Поле Радик Ситдиков, бывший тракторист-машинист, а сегодня предприниматель, занимающийся поставками сельхозоборудования и по совместительству начинающий коллекционер ретроавтомобилей.

Его последнее приобретение — реплика автомобиля, выпускаемого в первой половине ХХ века. Машина на базе Volkswagen по праву считается уникальной. Она была собрана по специальному заказу в 1973 году в гараже Уильяма Морриса, известного как MG (Morris Garages). Информации о том периоде работы компании очень мало. Моррис, стоявший у истоков британского автомобилестроения, возглавил мануфактуру Morris Garages в 1910 году и вошел в историю выпуском одного из первых родстеров (двухместный спортивный автомобиль с открытым верхом). Что касается находки Ситдикова, то данные о Volkswagen MG не могут отыскать даже российские поисковые системы.

Последнее приобретение — реплика автомобиля, выпускаемого в первой половине ХХ века. Машина на базе Volkswagen по праву считается уникальной Последнее приобретение — реплика автомобиля, выпускаемого в первой половине ХХ века. Машина на базе Volkswagen по праву считается уникальной

«В России второй такой машины нет, — рассказывает о своем автомобиле Ситдиков. — В 30-х годах выпускали, но они не сохранились из-за малого количества, так как производились буквально штучно. Но люди хотели ездить на таких машинах, и Моррис собирал их под заказ. Эта модель делалась специально для одного гольфиста, чтобы перевозить игровые клюшки, шарики. Шарики эти я до сих пор нахожу: то там, то здесь валяются. Могу с уверенностью сказать: такой машины больше ни у кого нет».

В переводе на рубли автомобиль обошелся в 1,1 млн рублей, в России его цена, по прикидкам владельца, может достигать 5 млн рублей. Доставить груз из США (машина куплена в Дакоте) в Татарстан тоже оказалось делом непростым. Авто отправили морским контейнером сначала в Турцию, после — в Армению, где она и прошла регистрацию, а в Россию прибыла уже с армянскими номерами. Объясняется это тем, что с регистрацией таких автомобилей в нашей стране есть определенные сложности.

В переводе на рубли автомобиль обошелся в 1,1 млн рублей, в России его цена, по прикидкам владельца, может достигать 5 млн рублей В переводе на рубли автомобиль обошелся в 1,1 млн рублей, в России его цена, по прикидкам владельца, может достигать 5 млн рублей

Несмотря на долгий путь и турецкую жару, Volkswagen MG перенес поездку с минимальными потерями: сел аккумулятор, пересохли карбюратор и бензонасос. Эти недочеты уже устранены, и автомобиль колесит по Челнам и его окраинам, приковывая взгляды даже бывалых водителей.

«В нашем городе все восторге. Я уже несколько дней катаюсь. Мне один товарищ (коллега по цеху) отправляет фото с сообщением: „Смотри, какая машина в Челнах появилась, у тебя такой нет“. Я ему отвечаю: „Присмотрись, кто там за рулем сидит“», — делится довольный владелец.

Ранее Ситдиков выставил на продажу Ford Model A 1929 года Ранее Ситдиков выставил на продажу Ford Model A 1929 года

2,5 млн рублей за легенду: в Тукаевском районе продают Ford Model A

Удивлять общественность Ситдикову не впервой. Ранее он выставил на продажу Ford Model A 1929 года. На сайте бесплатных объявлений машина указана как Ford Fairlane — модель оказалась настолько старой, что автору публикации пришлось выбирать из того, что есть в системе. Легендарный Ford  прибыл в Татарстан из Флориды, сменив пляжи Майами на пыль поселковых дорог в Тукаевском районе. Машину доставили по воде в полностью разобранном виде. Собирали «американца» буквально по инструкции.

Легендарный Ford  прибыл в Татарстан из Калифорнии, сменив пляжи Майами на пыль поселковых дорог в Тукаевском районе Легендарный Ford  прибыл в Татарстан из Флориды, сменив пляжи Майами на пыль поселковых дорог в Тукаевском районе

«Этот Ford мне друг нашел в США, машина с 1929 года была в одной семье, переходила из поколения в поколение, но из-за финансовых трудностей хозяин решил ее продавать. Мне друг говорит: „Не хочешь?“ Я отвечаю: „Хочу“. Она мне пришла пароходом в коробках, и я ее собрал, сейчас на ходу. Купил ее в ноябре, она пришла в марте», — рассказывает автолюбитель, показывая на наклейки на бортах, имитирующие следы пуль: прежний владелец увлекался гангстерскими фильмами.

Но, несмотря на все сложности приобретения, сегодня машина продается. За легенду американского автопрома собственник хочет получить 2,5 млн рублей, но готов сделать скидку реальному покупателю. Стоит отметить, что цена раритета не выходит за рамки разумного, на международных аукционах такие автомобили редко имеют стартовую цену ниже 1,5 млн в переводе на рубли (без учета доставки).

«Этот Ford мне друг нашел в США, машина с 1929 года была в одной семье, переходила из поколения в поколение, но из-за финансовых трудностей хозяин решил ее продавать» «Этот Ford мне друг нашел в США, машина с 1929 года была в одной семье, переходила из поколения в поколение, но из-за финансовых трудностей хозяин решил ее продавать»

Желание Ситдикова продать редкий экземпляр обусловлено тем, что в городе Чесапик, в штате Виргиния, к морскому круизу готовится еще один Ford Model A. Состояние этого раритета оказалось лучше, а потому коллекционер решил заменить один из экспонатов в своей коллекции. Подготовка, да и само путешествие займут не один месяц. И пока уже имеющийся Model A не обрел нового хозяина, им активно пользуются в семье, например выезжая за продуктами.

«Машина мне пришла пароходом в коробках, и я ее собрал, сейчас на ходу. Купил ее в ноябре, она пришла в марте» «Машина мне пришла пароходом в коробках, и я ее собрал, сейчас на ходу. Купил ее в ноябре, она пришла в марте»

«На нем мы выезжаем в поселок, в магазин, за продуктами. Люди просто в восторге. Я когда выхожу из магазина, машина вся просто облеплена. Для меня сначала это было дико, а сейчас уже привык», — улыбается обладатель Ford.

Но экспонаты Ситдикова пользуются повышенным вниманием не только во время поездок. В его дом, расположенный в конце одной из улиц в Круглом поле, часто приходят на экскурсии местные жители и приезжие. На впечатляющих размеров дворе, под желтым тентом, нашли приют более 10 автомобилей, сошедших с конвейера в ХХ веке. Кто-то из этой коллекции уже успел обрести вторую жизнь, кому-то только предстоит это преображение.

За легенду американского автопрома собственник хочет получить 2,5 млн рублей За легенду американского автопрома собственник хочет получить 2,5 млн рублей

«У меня все началось с этой машины. Взял — и меня понесло»

В юности Ситдиков не мечтал собрать под окнами своего дома парад раритетных авто, но пять лет назад его судьбу определил случай. Этим случаем стал «ГАЗ-69» 1968 года, который достался Радику совершенно случайно. 

«У меня все началось с этой машины. Она первая. Меня раньше отец возил на такой в садик. Отец крутит рукояткой, а я жму на сцепление, держу и помогаю стартером. И когда мне друг сказал: „Давай я тебе долг отдам машиной“, согласился. Взял — и меня понесло», — вспоминает автолюбитель.

«ГАЗ-69» 1968 года достался Радику совершенно случайно «ГАЗ-69» 1968 года достался Радику совершенно случайно

Чтобы восстановить полученный в качестве долга автомобиль, пришлось потратиться. Специально для «ГАЗа» был приобретен транспортный «донор» (машина аналогичной модели, которая идет на разбор). Но нового владельца захватил азарт, и «донор» остался цел, ждет своего часа в гараже. Что же до первого «ГАЗа», то сегодня он на ходу и частенько блистает во всей красе как в будни в поселке, так и в праздники в Набережных Челнах. В частности на Дне Победы.

Для Дня Победы есть и особый экземпляр, восстановление которого пока впереди. «ГАЗ-4» пикап 1934 года. Настоящий участник войны, привезенный из Читы. Преодолеть такое расстояние пикапу, а точнее, тому, что от него осталось, удалось за месяц. Процесс затянулся еще и из-за того, что в пути пришлось неоднократно менять перевозчиков. Но счастливый обладатель раритета уверен: оно того стоило.

«ГАЗ-4» пикап 1934 года. Настоящий участник войны «ГАЗ-4» пикап 1934 года. Настоящий участник войны

«Машина воевала в Великую Отечественную войну в Китае, с японцами, ее потом бросили в Забайкалье, там ездили на ней, всю изуродовали. Буду ее восстанавливать, я уже привез все запчасти из США, это же Ford, — поясняет Ситдиков (в 1929 году правительство СССР заключило с Генри Фордом договор о техническом сотрудничестве — прим. ред.). — Восстановить ее сложно, но это будет просто красавица. В России их, по-моему, не больше 6 штук. Одну, насколько знаю, в Казани восстановили. Но моя с документами, она на учете стояла, у меня более ценный экземпляр».

Ценный экземпляр обошелся Ситдикову в 100 тыс. рублей. Сколько в общей сложности придется потратить на восстановление времени и денег, коллекционер точно не может сказать, но уверен: стоимость обновленного «ГАЗа-4» составит не меньше 2,5 млн рублей.

СЗМ 3А 1959 года, в народе «Моргуновка» — герой Евгения Моргунова управлял такой мотоколяской в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика СЗМ 3А 1959 года, в народе «Моргуновка» — герой Евгения Моргунова управлял такой мотоколяской в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика

«Моргуновка» и другие советские находки Ситдикова

Поклонникам советских комедий тоже есть на что посмотреть во дворе коллекционера — СЗМ 3А 1959 года, в народе «Моргуновка» (герой Евгения Моргунова управлял такой мотоколяской в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика), Ситдиков приобрел в Москве за 50 тыс. рублей по просьбе пенсионеров, которые сообщили ему о распродаваемых экспонатах музея. Автомобиль полностью восстановлен и получил классический черный цвет, а также фирменные аппликации на сиденья в виде герба СССР. Такие же появятся во всех обновленных машинах советского времени Тукаевского коллекционера как фирменный знак владельца. Сегодня за нее, уверен владелец, можно получить не меньше 300 тыс. рублей.

Автомобиль полностью восстановлен и получил классический черный цвет, а также фирменные аппликации на сиденья в виде герба СССР Автомобиль полностью восстановлен и получил классический черный цвет, а также фирменные аппликации на сиденья в виде герба СССР

Цена восстановленного «Москвича-401» варьируется от 800 тыс. до 1,2 млн рублей. С его внешним видом автолюбитель позволил своей фантазии разыграться — машина получила сразу два перламутровых оттенка. Цвет — единственное отклонение от первоначального образа, все остальное — заводское. На перевоплощение ушло в общей сложности два года. Не обошлось и без донорских деталей, но все они восстановлены — новых запчастей в автомобиле нет.

Цена восстановленного «Москвича-401» варьируется от 800 тыс. до 1,2 млн рублей Цена восстановленного «Москвича-401» варьируется от 800 тыс. до 1,2 млн рублей

«Победе» 1953 года ремонт только предстоит. Купленная в Казани пару лет назад она терпеливо ждет своего звездного часа. Стоит отметить, что в некоторых случаях обходится и без реставрационных работ. Так, «Москвич-407» 1968 года, купленный коллекционером в Челябинске три года назад, и сегодня на ходу. В отличном состоянии был приобретен выставочный образец «копейки» 1971 года. За почти полвека машина ни разу не красилась.

«Эта машина ни разу не варилась, здесь все родное. Когда ко мне кузовщик пришел и начал проверять все своим прибором, он был в шоке. Это родной ее цвет, родное железо, итальянское, здесь все родное».

«Победе» 1953 года ремонт только предстоит «Победе» 1953 года ремонт только предстоит

Однако в большинстве случаев восстанавливать кузов приходится практически с нуля. И чтобы найти мастеров, работающих именно с ретроавтомобилями, понадобилось время. В случае с машинами, возраст которых перевалил за полвека, основную часть реконструкции нужно делать вручную. Но это по части работы с кузовом, в остальном Ситдиков старается справляться сам. Сегодня у него в работе «ГАЗ-67» («Иван Виллис») 1951 года. Вооружившись сварочным аппаратом, он орудует у будущей машины. Его особая гордость — восстановленный заводской штамп.

«Это заводской штамп, не приклеенный, сохранился с 1951 года, не сгнила деталь. А если взять наши современные машины, они не то чтобы сгнили, они бы в труху превратились за это время. Ковыряться во всем этом — наркотики. Ведь берешь железо гнилое, которое другой человек выкинул бы на металлолом, и через год вместо него стоит красавица», — рассказывает Ситдиков.

Сейчас в работе «ГАЗ-67» («Велис») 1951 года. Особая гордость — восстановленный заводской штамп Сейчас в работе «ГАЗ-67» («Иван Виллис») 1951 года. Особая гордость — восстановленный заводской штамп

«Именно розовый и никакой другой»

Увлечение Радика его родные восприняли на ура. На смену рыбалке и посиделкам с друзьями пришли выходные, которые глава семьи проводит дома. Как только появляется свободная минутка, автолюбитель спешит к своим железным подопечным, нередко с подрастающим помощником — пятилетним сыном.

«Жене нравится, что у мужчины есть свое хобби. Я же мог просто бухать дома, а тут выхожу, занимаюсь техникой, ко мне присоединяется сын. Он весь в грязи, в масле, мы его за день по пять раз переодеваем. Он мне помогает, ему интересно. Да, это вложение денег, отреставрированный автомобиль с каждым днем дороже будет. Но я делаю это не ради инвестиций, а ради детей. Через 20 лет у меня вырастет сын, где он такие машины увидит? Нигде! А вот я могу ему рассказать, что на этих машинах наши дедушки ездили, на этом автомобиле революцию делали, на этих машинах отцы свадьбы возили…».

Как только появляется свободная минутка, автолюбитель спешит к своим железным подопечным Как только появляется свободная минутка, автолюбитель спешит к своим железным подопечным

После покупки Ford Model A и Volkswagen MG за океаном коллекционер переключился на западный автопром. Правда, он таит в себе ряд проблем, о которых порой не догадываются начинающие коллекционеры. «Люди на нас смотрят, загораются, говорят: „Купил, сейчас восстановлю“. А когда начинают, понимают, что все не так просто, тем более если это „американец“. К ним даже болты наши не подходят, это очень тяжелая и неблагодарная работа. В США свои единицы измерения: мили, дюймы… Я когда собирал свой Ford, мне повезло, что все болты сложили вместе с ним в коробку, но два болтика мы потеряли и не смогли подобрать готовые. Пришлось заново нарезать на европейскую резьбу, на наши шаги. У нас шаг, допустим, 1,25, а в Штатах — 1,23. Гайки смотрели на Volkswagen MG — ключ на 17 большеват, а на 16 — маленький. Нужен где-то на 16,5, а у нас нет таких ключей. Размеры дюймовые и нам не подходят, поэтому восстановление „американца“ — это сплошное „кулибинство“».

В ближайшем будущем автопарк Ситдикова пополнится новыми находками В ближайшем будущем автопарк Ситдикова пополнится новыми находками

Но Ситдикова с его опытом эти нюансы уже не пугают. Покупка и доставка американских и европейских раритетов, по его мнению, тоже не представляют особого труда. Большой выбор машин представлен в том числе и на крупнейшей торговой площадке в интернете — Ebay. Однако каждый аукцион здесь для российского покупателя — рулетка, и просто выиграть торги нередко оказывается недостаточным. Многие продавцы в системе отказываются отравлять автомобили, да и менее габаритные товары, в Россию.

И все же в ближайшем будущем автопарк Ситдикова пополнится новыми находками. Он уже присмотрел белый родстер, собранный мастерами того же Morris Garages. Что же до заветной автомечты самого Радика, то она у него тоже есть. Как и один из главных героев фильма «Достучаться до небес», он мечтает о Cadillac Fleetwood, таком, какой Элвис Пресли подарил своей маме.

«Именно розовый и никакой другой. И эта мечта уже на стадии осуществления, сейчас ищем подходящий аукцион», — уточняет коллекционер.