КОММЕНТИРУЯ ГИБЕЛЬ «БУЛГАРИИ», ПЕРМСКИЙ ГУБЕРНАТОР ВЫСКАЗАЛ МНЕНИЕ, ЧТО ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОЛЖНО СТАТЬ ФУНКЦИЕЙ САМИХ РОССИЯН. ЭКСПЕРТЫ БИЗНЕС ONLINE УДИВЛЕНЫ ЗАЯВЛЕНИЕМ ГЛАВЫ РЕГИОНА

Губернатор Пермского края Олег Чиркунов в минувшие выходные в своем интернет-дневнике прокомментировал катастрофу теплохода «Булгария», принадлежавшего Камскому речному пароходству (базируется в Перми). Гибель судна заставила главу региона вспомнить пожар в пермской «Хромой лошади», но при этом он высказал тезис о том, что люди сами должны интересоваться состоянием транспортных средств, оценивать надежность стройкомпаний и страховать свои риски. 

 О ЧЕМ НАПОМНИЛА ГУБЕРНАТОРУ «БУЛГАРИЯ»?

 «Тяжело пережил прошедшую неделю. Трагедия в Татарстане вернула к ощущениям, которые вряд ли я когда-нибудь вообще смогу забыть (речь, видимо, идет о пожаре в «Хромой лошади» - ред.). Риски наступления такого рода трагедий, возможно, – самое тяжелое в нашей работе. Буквально за несколько дней до трагедии  я открыл у себя в блоге раздел «Риски». Очевидно, что избежать их нельзя, но хотя бы хоть насколько-то снизить вероятность их наступления», - пишет в своем блоге  Олег Чиркунов.

«КРАЙ КАТАСТРОФ»
ПРОВЕДЕТ РЕВИЗИЮ ВСЕХ ЧП

При этом Чиркунов дает команду региональному министру общественной безопасности Пермского края Игорю Гончарову «собрать в сети всю информацию о масштабных трагедиях, происходивших в стране, а может быть, и в мире за последние 20 лет, эффективных действиях и ошибках властей в этих ситуациях». Одним словом, губернатор предложил создать систему «предупреждения рисков и схему реакции на них».

Причем, последнее особенно актуально именно для Пермского края, который получил в соседних регионах славу «края катастроф». Так, одними из наиболее крупных происшествий стала авария на руднике Уралкалия, в результате которой теперь часть города Березники уходит под землю, крушение в 2008 году «Боинга» (погибли 88 человек) и потрясший всю Россию пожар в клубе «Хромая лошадь», унесший жизни 156 человек.

 КТО В ОТВЕТЕ?

На этом фоне тезис губернатора о том, что люди сами должны заботятся о своей безопасности, вызывает массу вопросов. «Мне кажется, в большой мере это должна быть не только функция государства, но и самих людей. Человек должен интересоваться надежностью авиакомпании, которой он летает, возрастом самолетов, которые она использует, надежностью строительной компании, которая построила его дом, страхованием всех своих рисков. Это небесспорная отдельная большая тема», - пишет Чиркунов в своем интернет-дневнике.

«ТОГДА К ЧЕРТОВОЙ МАТЕРИ ДАВАЙТЕ ЗАКРОЕМ ЭТИ ИНСПЕКЦИИ…»

 Газета «БИЗНЕС Online» предложила своим экспертам высказать свой взгляд на заявления губернатора.

 Светлана Пименова – директор туристической компании «Итиль Тур»:

 - И сотрудники туристических фирм, и их клиенты неспособны разобраться в вопросах такой сложности. За этим должны следить специальные службы, которых достаточно много.

Спрашивают ли наши клиенты о состоянии техники, на которой им предстоит ехать? Человеческая психика так устроена, что мы думаем оптимистично обо всем, поэтому пока гром не грянет, никто особо не задумывается. С мрачными мыслями никто не едет, разве что люди, у которых есть какая-то фобия. Такие, действительно, интересуются. Но что могут им ответить в турфирме? Успокоят, как могут.

На что обращаю внимание, когда сажусь в самолет? Стараюсь ни на что не обращать внимание. Знаю, насколько сейчас транспорт находится в упадке, но не думаю об этом. Живем один раз, лечу и ни о чем не думаю… Словом, следить за техникой – задача государства, только с них надо жесткой спрашивать. А то у нас сейчас все ради галочки, нет контроля – так куда не сунься.

 Валерий Шнякин – начальник инженерного центра ОАО «Авиакомпания «Татарстан»:

- Пассажира интересует, с комфортом он оправится в полет, плавание, поездку или нет. Будет ли ему уютно, тепло, как его накормят. И всё. Как может рядовой потребитель разобраться в надежности техники, на которой он летит или плывет?! Только если обшивка уже отваливается или самолет трясется и взлететь не может. Возраст, например, воздушных судов тоже не показатель (в разумных пределах, конечно), если за машиной как следует ухаживают.

Интересуюсь ли я сам возрастом самолетов авиакомпаний, на которых летаю? Нет, конечно. Вы поймите, что летчики – не самоубийцы, никто не пойдет в рейс на рухляди. А инженеры и техники несут персональную уголовную ответственность за техническое состояние самолета. Каждый шаг прописывается и оформляется, и за каждым шагом есть конкретное лицо. При желании, легко восстановить всю цепочку ответственности.

Словом, считаю, что контроль за состоянием -  техники это исключительно ответственность государства.

 Владимир Некрашевич – генеральный директор ООО «Тулпар Техник»:

- Это нереально – самому пассажиру разобраться в технической пригодности техники, на которой он собирается куда-то отправиться. Конечно, пытаться выяснить можно, но это абсолютно незачем. Следить за состоянием судов – воздушных или речных – должны те, кто имеет соответствующий сертификат, кто занимается их эксплуатацией. А пассажиру зачем это знать? Пассажир должен знать, что он летит с компанией, которая имеет право это летать, и делает все, чтобы содержать судно в надлежащем состоянии. Пассажир может оценить годность судна только по внешнему виду, а он не всегда говорит о том, что внутри. Хотя если судно снаружи ухожено, как правило, и за его механизмами и приборами хозяин следит. Но может быть и так, что снаружи самолет потертый (особенно перед крупными формами обслуживания), но при этом находится в отличном состоянии… В последнее время пассажиры консультируются друг с другом на интернет-форумах: обсуждают вежливость стюардесс, пунктуальность, качество еды на борту. То есть опять-таки бытовая информация. Хотя… одно от другого далеко не стоит. Если все отстроено, организовано, то, как правило, организовано во всем.

На что сам обращаю внимание? На  компанию, которая меня везет. Но при этом учтите, что я профессионал в этой области и информации о перевозчиках у меня намного больше. То, что знаю я, пассажир знать не может… Могу сказать так. Перевозчики, истоки бизнеса которых  в авиаперевозках советских лет, когда была очень сильна забота о безопасности и вообще работала очень серьезная система, традиции эти советские поддерживают. Считаю ли я себя таковым? А как нет? Это действительно так. И кадры, и подходы, - все. Мы, в первую очередь, «выходцы» из тех времен и подходов, а только потом коммерсанты. Не наоборот – когда коммерсанты приходят в серьезные, связанные с безопасностью виды деятельности, не очень поначалу разбираясь, как обеспечивается безопасность полетов или плавания. Здесь есть проблема.

 Альмир Салахов - заслуженный строитель РТ, доцент КГАСУ

 - Это уже маразм и попытка сложить с себя часть ответственности! Контроль – это функция государства. Вообще, сама ситуация и высказывания губернатора - это отражение сложившейся ситуации. Я бы это назвал системными проблемами.

 Весь мир сегодня говорит, что рынок не может себя регулировать… Это как с общественным транспортом. Я был во многих городах мира и везде общественный транспорт муниципальный. У нас же твердят, он может быть только частным. Отсюда и выход на линию поломанных автобусов, гонки между водителями.

 Что касается темы близкой для меня – темы строительства, то и здесь сегодня много вопросов. Сегодня вопросы качества строительства отданы на откуп дельцам, используется каждый квадратный сантиметр в ущерб общественным интереса. 

 Что касается советских времен, то когда говорят, что там все замалчивалось, то расскажу случай из жизни. Когда я руководил крупным строительным объединением, то водитель транспортного цеха совершил крупное ДТП. Тогда были наказаны все, а не только рядовые исполнители. Так, я как руководитель треста получил выговор. И считаю, это правильно. Если ты руководитель, то отвечаешь за всю систему.

 Виктор Токарев - гендиректор ЗАО «АС-Ком», заслуженный архитектор РТ

 - Это как бы сказать помягче… Это издательство над обществом, над нами - людьми. Мы создали государство, чтобы регулировать нашу жизнедеятельность, и в первую очередь вопросы безопасности. Для этого придумали ГАИ, проверяющие надзорные организации, которые ходят на стройки...

 Зачем это все придумано? Все это институты государства, который стоят на защите безопасности населения граждан. Не отдельного Вани, Пети. К чертовой матери давайте закроем эти инспекции, рыбнадзоры, воздушные, водные надзоры, не будем выдавать сертификаты авиакомпаниям на полет! Пусть сами пассажиры узнают. Мы так до маразма дойдем!

 Даже я не заинтересован, чтобы меня без конца проверяли, но сейчас это вопрос саморегулирования, вопрос совести, репутации. Я знаю десятки, сотни строителей, которым дай им волю, то пойдет такое. У нас уже сейчас здания рушатся. Откуда простому человеку знать, что правильно сделан расчет, правильно сделана вентиляция? Это полная ерунда, полный бред. Как государственный человек мог сказать такое?

 Давайте вернемся в первобытно-общинный строй. Давайте, выберем свои органы и будем саморегулироваться. Сегодня не работают системы контроля. Все это результат нашей распрекрасной коррупции. Так же получают и права. Девочка не знает где перед, где зад у машины, а гоняет со спущенным окном и матом кроет прохожих. И что трагедия произошла у нас, это результат всего этого. Почему наказаны стрелочники? Почему не отвечают ответственные за весь бассейн Волги, министр Левитин? Это было бы справедливо.

Тимур Латыпов
Арслан Минвалеев