ЭКСПЕРТЫ «БИЗНЕС ONLINE» СЧИТАЮТ, ЧТО В ТРАГЕДИИ С ТЕПЛОХОДОМ НА ВОЛГЕ ВИНОВАТА СИСТЕМА, А ТАКЖЕ И КОНКРЕТНЫЕ ЧИНОВНИКИ И СОБСТВЕННИКИ

Международный резонанс вызвало произошедшее в прошлое воскресенье, 10 июля, страшное ЧП с теплоходом «Булгария», повлекшее за собой гибель 129 человек, в том числе десятков детей. Журналисты «БИЗНЕС Online» спросили у экспертов и представителей бизнес-сообщества Татарстана: кто виноват этой в трагедии, и что надо делать, чтобы подобное не повторилось?

Магомед Закаржаев – генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:

- Одного виноватого нет – их целая куча.

Что делать? При каждом таком происшествии создается, как правило, очень компетентная комиссия, которая досконально расследует причины - в том числе, и глубинные - катастрофы. Эта комиссия обязательно пишет рекомендации, что нужно сделать. Но в 99 процентах они не реализуются! Вместо этого решения принимают непрофессионалы. Тут же, немедленно, делаются скоропалительные выводы. Глубинные причины катастрофы словно никого не интересуют.

Каждый должен заниматься своим делом: политики – политикой, речники – водным транспортом, авиаторы – самолетами. Надо дать специалистам возможность проанализировать причины и следствия, дать рекомендации, а политикам – их четко реализовывать. А не наоборот: дают политическую установку, а все остальные начинают в этом русле копать и подгонять работу под требуемый результат… Самая главная беда в том, что в последнее время профессионалов никто не слушает, они никому не нужны. Везде политиканство! Во всем сквозит абсолютный непрофессионализм. Вот главная причина!

Что касается меня, то в речные круизы никогда не ходил - не привлекает быть ограниченным каким-то пространством… Но бояться, конечно, не боюсь. Вероятность такой катастрофы все же очень мала.

Николай Вдовин - зампрокурора транспортной прокуратуры Набережных Челнов:

- Для предотвращения таких трагедий – скажу банальность – должен быть нормальный надзор со стороны надзорных органов. Должны исполняться все законы, потому что, как говорится, на транспорте все законы писаны кровью. Все конструктивные требования, правила должны исполняться! Все, что касается деятельности судна, должно было быть в случае с «Булгарией» соблюдено. Начиная с вопроса лицензирования и заканчивая оценкой судна капитаном на месте перед отплытием из порта. Если бы на каждом этапе люди выполняли свою работу, то думаю, что все было бы гораздо менее трагично.

У нас в Набережных Челнах единственное рейсовое пассажирское судно - «М-8». Мы его проверили. Мы его, в общем-то, ежегодно проверяем. Проверили и мы, и орган морского и речного надзора, и Речрегистр проверял его на годность к плаванию, насколько знаю. У них и лицензия есть до 2012 года на перевозку пассажиров. Капитан - дипломированный, минимальное число членов экипажа соблюдено. Но можно ли быть уверенным, что судно, которое мы проверили от и до, не перевернется? Все-таки нет. Я же не могу отвечать за действия капитана. Мы сейчас судно сопроводили, выставлен сотрудник милиции, который контролирует посадку пассажиров. А кого тот же капитан соберет по пути, и сколько человек будет в итоге на судне, это зависит уже от него. Но, я вас уверяю, по нашему участку вероятность подобных трагедий сведена к минимуму. Я, кстати, сам не боюсь ни плавать, ни летать.

Рафаэль Хакимов - директор института истории академии наук РТ:

- О том, кто виноват и что делать, писали и говорили уже многие. Но у меня подход, может быть, немножечко свой. Я считаю, что разрушительным для общества является вот это безумное, бездумное увлечение рынком, как таковым, который не предполагает никакие - ни моральные, ни религиозные - сдерживающие нормы. Это, собственно, не новая мысль, она очень стара, как и сам рынок… Страна, которая может сдержать рынок с помощью моральных принципов - такая страна развивается. Если этого нет, - государство разрушается. Это исторический факт, могу подтвердить, как историк. В случае с «Булгарией» как раз все и сконцентрировалось, и, к сожалению, трагически проявилось на детях. Это, конечно, самое прискорбное, что будущее затонуло вместе с этим якобы рынком, который породили все наши структуры.

Елена Иполитова - вице-президент Спурт-банка:

- Виновата субарендатор судна Светлана Инякина. Виноват чиновник российского речного регистра. Я не думаю, что есть вина чиновников повыше, поскольку работники этой госструктуры пишут какие-то отчеты... Виновным, при всем моем уважении, считаю и капитана "Булгарии", так как он видел, в каком состоянии теплоход отправился в плавание. Я думаю, это совокупная вина.

Единственное, что нужно, – это ужесточать законодательство и меру ответственности за такие нарушения. Если в результате этой трагедии будут реально посажены на длительные сроки, лет на 10, и субарендатор судна, и эксперт камского филиала российского речного регистра, подписавший бумагу, что «Булгария» была в исправном состоянии, если будет снят с должности руководитель Росречрегистра, - тогда будет неповадно. Необходимо, чтобы это законодательно было оговорено в нормативных актах нашего государства. Ведь такие случаи могут происходить не только на воде, но и в воздухе, на трассах.

Александр Салагаев - президент центра аналитических исследований и разработок:

- Та государственная машина, которая сложилась в период правления Бориса Ельцина и была усовершенствована Владимиром Путиным, представляет из себя аппарат по отмыванию бюджетных денег. Пока эта система будет работать, пока она не будет коренным образом изменена, подобные трагедии - не только на воде, а в целом по стране - могут повторяться. Потому что многие чиновники думают только об одном, - как отмыть бюджетные деньги, как получить личное вознаграждение, а потом уже об интересах дела.

Виноват владелец судна - он не делал никаких вложений в теплоход, только извлекал прибыль. Виноваты арендаторы - они не проследили за состоянием судна. Виноваты чиновники, которые должны следить за состоянием судна. Все причины сплелись в один узел и привели к трагедии.

Азат Хаким – председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:

- Власти должны не просто разработать программу по развитию судостроительной промышленности, но сразу же дать под нее нормальное финансирование, создать нормальные лизинговые схемы, чтобы эксплуатанты могли приобретать суда на хороших условиях. И пока этого не сделают, как «добивали» старье, так и будет оно плавать.

Виноваты, прежде всего, власти. Если уж судно находилось в таком состоянии, то не должно было оно выходить на реку. И, конечно, виноваты владельцы, которые мало вкладывали в судно.

Не страшно ли самому? Честно говоря, не очень дружу с водой, никогда не ходил на судах и не собираюсь. Пешком в горы, или на машине – другое дело. Самолеты? Безопасности полетов авиакомпаниями всегда уделялось и уделяется большое внимание, и в это вкладываются большие средства. И списать все старые самолеты – не выход. Ведь разбившийся в Карелии Ту-134 был исправен, а вот аэропорт не отвечал никаким требованиям.

Владимир Иванов - гендиректор ООО "Бизнес-Центр":

- Я плавал в своей жизни всего один раз. И что примечательно, по тому же маршруту «Булгарии»: Казань - Болгар - Казань. Было это 5 - 7 лет назад. Ситуация была похожей, кстати. Корабль был очень старенький… Почему сел на него? Ну, нам все казалось прекрасным! Музыка играла, кораблик плыл, вернулись нормально. Но после случая с «Булгарией»… Я и так не любитель плавать, а после такого тем более не хочу.

Чтобы избежать таких трагедий, власти просто должны делать, что расписано в инструкциях, ничего более. Наверняка ведь есть инструкции и положения какие-то в речфлоте. Они должны точно соблюдаться. Вот приходят же к нам из МЧС, пожарные инспектора - проверяют свои объекты ежегодно, или каждые три года. Лифты, например, Ростехнадзор проверяет периодически, в соответствии с графиком. И я, честно говоря, поражен, почему подобные же проверки и требования – тем более на транспорте! – не выполнялись.

Наркясь Сулеймановна - директор казанского регионального центра ОАО «Альфа Страхование»:

- Полную ответственность за все несет собственник судна! Даме, которую арестовали - Светлане Инякиной, - дали задание собрать людей, организовать тур, и она это сделала. Она не следит за состоянием судна, это задача собственника – держать судно в порядке, потому что он возит людей, он несет полную ответственность, а Инякину арестовали зря.

Чиновники само собой виноваты, потому что судно было построено в 1955 году и никому в голову не приходило, что его нельзя использовать. У чиновников отличные яхты, а судовладелец купил судно по дешевке и решил заработать на чужих жизнях деньги, – неправильно это!

Что нужно сделать, чтобы трагедия не повторилась? Строить новые суда! И вести жесткий государственный контроль.

Хайдар Халиуллин - президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

- В этой страшной трагедии виноват, прежде всего, судовладелец и субарендатор и, в конечном счете, капитан. Почему капитан? Он несет ответственность за свой теплоход. Он вполне мог принять решение не сажать «лишних» пассажиров на борт. Это просто безалаберность.

Если говорить о чиновниках, то те, кто принимал это судно, чиновники судового регистра, тоже виноваты. У судна при описании было много недостатков. Поэтому во избежание подобных трагедий нужна нормальная работа речного регистра.

Совет ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ создал фонд поддержки пострадавшим в трагедии на Волге. На сегодня собрано около 50 тысяч рублей. Это пока мало, но средства поступают каждый день. Предприниматели отправляют деньги, кто по две, кто по пять тысяч рублей.

Вячеслав Гильман - заместитель гендиректора - начальник службы авиационной безопасности и специального обеспечения полетов аэропорта "Бегишево":

- Чтобы безопасно летать или плавать, надо элементарно соблюдать все требования нормативных документов. Если тот же самолет обслуживается должным образом, проходит все необходимые испытания и проверку определенных агрегатов, то летать безопасно. С точки зрения авиационной безопасности мы прилагаем все усилия, чтобы на борт не попали запрещенные предметы, с помощью которого могут быть совершены акты терроризма. Если бы на «Булгарии» выполнялись все требования, думаю, и трагедии бы не произошло. Скажу лично от себя. У меня близкий родственник ранее работал экспертом в речном регистре. Он мне сказал, что в советское время такого бы не было, потому что тщательнее за этим следили! Сейчас все решают деньги. Деньги заплатили – теплоход пошел. Есть замечания – кому-то кто-то деньги в карман положил - нет замечаний. Но это мое личное мнение. В авиации такого быть не может и сегодня, потому что мы находимся под более жестким контролем. Наша деятельность регламентируется нормативными документами. Потом над нами контроль в виде МВД, ФСБ, прокуратуры. Очень жесткие требования, которые мы обязаны выполнять.

Азат Ислаев - руководитель аппарата татарстанского регионального отделения партии «Справедливая Россия»:

- Авария на теплоходе «Булгария» - трагедия международного масштаба. К сожалению, это не единичный случай, и такое можно и нужно было предвидеть. Системе контроля и эксплуатации транспорта, особенно речного, в нашей стране не уделяется должного внимания. Нет контроля в сфере туроператоров, особенно внутреннего туризма. А ведь даже обычная экскурсия, и та должна организовывается профессиональными туроператорами… А у нас системные ошибки в подготовке кадров - мы не выпускаем нормальных специалистов, которые могут современным требованиям. Думаю, если бы был такой специалист капитаном «Булгарии», он бы просто отказался выйти в рейс на технически неисправном судне. А тут капитан согласился, контролирующие органы не досмотрели… А те, кто занимались организацией этой поездки, видимо, просто зарабатывали деньги. 

Если посмотреть на проблему в целом - у нас основные фонды изношены по всей стране - и на производстве, и в сфере добычи нефти, и на транспорте. Летаем на списанных за границей самолетах, которые выпущены в 70-80-х годах… Ездим на российских автомобилях, которые разработаны в 60-80-х годах. Теплоход «Булгария» был выпущен вообще в 1955 году. Как все это будет нормально функционировать, если мы живем с опозданием на 30 - 40 лет? Кроме того, у нас основными собственниками достаточно дорогих транспортных средств - и самолетов, и пароходов - стали частные лица, компании, которые всё это задешево приватизировали в 90-х годах. И сейчас просто высасывают оттуда деньги, зачастую не тратясь на капремонт, на реконструкцию, на новую технику…

В России, к сожалению, нет системной работы, мы боремся лишь с последствиями. А надо просто каждому честно исполнять свои обязанности на своих местах. Не дожидаясь, пока этого потребует президент страны…

Наша партия считает, что очень важно посмотреть в корень проблемы, а не просто бороться с последствиями. Впереди у нас крупные международные события, - и Олимпиада, и Универсиада, и чемпионат мира по футболу… Это все связано с повышенной опасностью - и везде нужны нормальные кадры. Их надо обучить, и время на это еще есть. Второй момент - посмотреть систему контролирующих органов, привлечь к ответственности не одного маленького исполнителя, а всех по цепочке - до самого верха. Снять всех за такую трагедию… Собственников - жестоко наказать, чтобы такие собственники не могли свободно работать на рынке.  

Хафиз Миргалимов - первый секретарь рескома компартии, руководитель фракции КПРФ в Госсовете Татарстана:

- Если бы у власти была наша партия, такого не было бы! Потому что был бы государственный контроль. Считаю, что виноват в случившейся трагедии с «Булгарией» и президент Российской Федерации - власть в России уходит от государственной собственности, налево-направо продавая оставшееся. Всего десять процентов собственности осталось у государства! Как же оно может контролировать?! Я здесь не виню и не имею права винить президента Татарстана, потому что наша республика в одной лодке с Российской Федерацией. И у нас тот же чиновничий, олигархический капитализм. Считаю, что не надо винить арестованную женщину - она зависима от этого базарного капитализма с элементами феодализма и рабовладельческого строя… Очень жалко погибших детей!

Хочу еще спросить: где была транспортная милиция? Где была транспортная прокуратура? На наших дорогах, хорошо ли, плохо ли, но ГАИ проверяет машины и водителей, лишает прав. Почему не лишили прав этого капитана? Эту турфирму?.. Бесконтрольность, алчность, равнодушие к людям, погоня за прибылью привели к тому, что утонула «Булгария» - и с ней вместе утонула двадцатилетняя реформа, утонул престиж государства, которое никого не защищает, дала крен вся система власти.

Что нужно сделать, чтобы такое не повторилось? Мы давно говорим, что транспорт - авиация, железная дорога, энергетика, нефть, газ, базовые отрасли - должны быть в руках государства.

Марсель Шамсутдинов – управляющий группой компаний «РАЙДЭН», председатель исполкома партии «Правое дело» в Татарстане:

- К сожалению, приходится признать, что виновата и система, при которой возможна коррупция, виноваты и конкретные лица... Это тот случай, когда граждане начинают понимать, что если ты не занимаешься политикой, политика займется тобой. Можно предположить, что один госслужащий за взятку разрешил «Булгарии» выйти в рейс, не думая, что это корыто может потонуть. Еще кто-то разрешил турфирме без лицензии организовать эту поездку. Капитан не отказался от рейса… Хотя зададим себе вопрос: на месте этого капитана я бы мог отказаться от рейса - и от зарплаты, сказать: люди, не садитесь на этот теплоход? Пусть каждый из нас спросит себя сам…

Руслан Юсупов - координатор ЛДПР в Республике Татарстан:

- Мы считаем, что виноваты, прежде всего, все-таки те службы, которые допустили к эксплуатации это непригодное судно. На будущее надо резко ужесточать требования к судам - тогда, будем надеяться, такая страшная трагедия не повторится…

Рашид Галямов - генеральный директор ИД "Парадигма":

- Обстоятельства трагедии "Булгарии" свидетельствуют: чудо, что этот ужас не происходит каждый день. Тот, кто хоть раз плавал на этих советских посудинах или хотя бы заглядывал в наш порт, наверное, согласятся с этим. На все это накладывается хаос и љнепрофессионализм обслуживающей инфраструктуры: турфирмочки, судовладельцы - нувориши, реликтовые технадзоры и пр. Боюсь, если посадят пару тройку человек и попугают остальных, это хватит не надолго. Нет никаких гарантий, что завтра не рванет в другом секторе экономики - там, где правят бал безотвественность, непрофессионазм и "золотой телец". Самое удивительное, что на фоне этих серых зон существует модернизация, инновации, сколково, айти- парки и т. д. Это как бы два параллельных мира - в один закачиваются деньги, и он должен стать локомотивом, вывозящим страну из системного кризиса. А другой мир - это бездна, черная воронка, которая может в любой миг всасать в себя любого и любой проект.

Думаю, простого ответа не существует на вопрос, что делать? Уверен, что нужна общественная и честная дискуссия на эту тему, только коллективный разум и консенсунс общества могут гарантированно найти лекарство от этих смертельных болезней. А тут как раз есть ощущение, что у властей всех уровней есть желание побыстрее забыть все это, как страшный сон. Не наблюдаются и какие-то общественные силы, могущие и желающие взять эти проблемы под контроль, как-то их осмыслить.

Сергей Афанасьев
Эльвира Вильданова
Тимур Латыпов
Евгений Сергеев
Елена Чернобровкина

 

==GOLOS39==