«В обществе одновременно идут два разнонаправленных процесса: быстрый рост и распространение электронно-экранной информации; быстрый темп устаревания знаний, существенно сокращающий жизненный цикл навыков, умений, компетенций, профессий. Налицо проблемная ситуация, к выходу из которой не готова ни психолого-педагогическая теория, ни образовательная практика», — считает доктор педагогических наук, профессор Виктор Суворов. В своем блоге он рассуждает о традиционном и инновационном образовании.
Виктор Суворов: «В образовательном пространстве должен соблюдаться паритет соответствия между сложившимися традициями и современными установками»
«АВТОРИТЕТ СТАРШИХ УМЕНЬШАЕТСЯ В ПОЛЬЗУ ВСЕЗНАЮЩЕГО ИНТЕРНЕТА»
В образовательном пространстве должен соблюдаться паритет соответствия между сложившимися традициями и современными установками. А в сегодняшнем постиндустриальном обществе одновременно (!) идут два разнонаправленных процесса: быстрый рост и распространение электронно-экранной информации во всех сферах деятельности человека; быстрый темп устаревания знаний, который существенно сокращает жизненный цикл навыков, умений, компетенций, профессий. Таким образом, налицо проблемная ситуация, к научно-обоснованному выходу из которой не готова ни психолого-педагогическая теория, ни образовательная практика.
С одной стороны, информационная ресурсная база увеличивается в геометрической прогрессии, с другой — в образовательных организациях пока еще доминирует традиционная система передачи знаний, объяснительно-иллюстративный тип обучения. Кратко рассмотрим оба этих процесса.
Компьютеризация является на сегодняшний день мощным инструментом для массового открытого социального обучения, совершенствования концепции дистанционного обучения, развития онлайн-курсов, или концепции BYOD (Bring Your Own Devises), когда на занятиях активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты.
Но компьютеризация воздействует на самую хрупкую и уязвимую часть ноосферы — на живую интеллектуальную среду, исключает видение целостной картины мира. Во-первых, компьютеризация делает образ мышления и суждения поверхностным, что не позволяет сформировать критический аппарат мышления. Во-вторых, становятся размытыми социальные и гендерные ориентации, возникают проблемы самоидентификации, зыбкими становятся понятия семьи и брака. В-третьих, дети экранного поколения ориентированы на потребление; они нетерпеливы и сосредоточены на краткосрочных целях. И, наконец, в-четвертых, авторитет старших уменьшается в пользу всезнающего интернета, увеличивается психологическая дистанция, страдает процесс передачи опыта от родителей к детям.
«Компьютеризация делает образ мышления и суждения поверхностным, что не позволяет сформировать критический аппарат мышления»
Экранно-информационная среда делает человека инфантильным, неспособным анализировать. В человеке изменяется не только психология, эмоция, но и физиология, то есть неспособность понять текст, читать и воспринимать длинные тексты, появляются клиповость сознания, потеря цельной картины мира.
Книга же, учебник, школа — как социум — формируют познавательную деятельность, ведут к мышлению, к знаниям целостной картинки. Каждый из нас, читая художественный текст, становится соавтором. Потому что с чтением ты сам режиссер, художник и постановщик. В усвоении художественного текста содержится его непреходящее значение для формирования личности, культуры человека.
А роль педагога вообще невозможно переоценить. Он не просто передает информацию, как это делает компьютер, — учитель преломляет сказанное через самого себя и отдает часть своей души, разума тем, кто его слушает. В этой связи вспоминается цитата из выступления Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «А если это искренний человек, подвижник своего дела, то ничто не может сравниться по силе убеждения и воздействия на аудиторию со словами подлинного мастера своего дела — педагога».
«Не надо забывать, что никакие современные информационные технологии не смогут заменить личность учителя и хорошую книгу»
О ПЕРЕВЕРНУТОМ ОБУЧЕНИИ и МЕТОДЕ СТОРИТЕЛЛИНГА
Доступ к современным глобальным знаниям должен быть алгоритмизированным, доступным и цивилизованным. К сожалению, сегодняшний человек все дальше отодвигается от первоначального общеобразовательного минимума, все сильнее замыкается в узких рамках знаний, которые при этом заставляют его претендовать на высокую интеллектуальность.
Адаптация человека к большому количеству информации происходит медленно, а порог насыщения наступает быстро, поэтому сегодня нужно учиться новым приемам умственной деятельности.
Можно предложить следующие инновационные модели обучения:
- перевернутое обучение (когда вся запланированная теоретическая часть материала изучается учеником самостоятельно, а затем через интерактивные дискуссии обсуждаются ключевые вопросы, проблемные моменты);
- мета-обучение (т.е. обучение, как правильно учиться, т. к. способность быстро учиться и переучиваться становится самым ценным качеством человека);
- метод сторителлинга в обучении (когда новая тема предоставляется в виде эффективно оформленной истории с системой визуальной, аудиальной поддержки благодаря приложениям и сервисам, где используются анекдот, сказка, короткая фраза, притча, жизненная история и т. д.);
- динамическое оценивание (оценка не за решение отдельных задач, а за прогресс обучения в целом!);
- образование через событие (организация образовательных проектов, мероприятий, праздников);
- концепция порогов (когда преподаватель выделяет тяжелые для понимания учащихся пороги, чтобы преодолеть их через ряд методик);
- бриколаж (использование для обучения всего что угодно, кроме специально созданных инструментов).
Но хороши и традиционные модели, когда развитие личности, ее самореализация идут через систематизированный процесс интеграции обучения и воспитания, урочной и внеурочной деятельности, объединения теории и практики, интеграции внутри и между учебными программами, а также студенческой и преподавательской деятельности на занятиях.
Данный студентоцентрированный характер образовательной модели, предусматривающий увеличение объемов самостоятельной работы обучающихся, требует создания в учебном заведении всех необходимых для этого условий и увеличения ответственности профессорско-преподавательского состава в построении для обучающихся индивидуальных образовательных маршрутов.
Все указанные методы являются адаптивной технологией обучения, выявляющей сильные и слабые стороны студента, но они — не панацея соединения прошлого и настоящего, традиционного и инновационного. Главное — в них заложена методологическая основа, где педагог не наставник, а посредник, и создание педагогической ситуации ставит учащегося перед необходимостью проявить себя как личность.
Будущее принадлежит, конечно же, интерактивным образовательным технологиям. Но не надо забывать, что никакие современные информационные технологии не смогут заменить личность учителя и хорошую книгу.
Виктор Суворов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.