Курбан-байрам — великий и в то же время сегодня, пожалуй, самый противоречивый праздник в исламе, считает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. А на истоки этого важного для правоверных дня сложно смотреть через призму современных ценностей. Так почему же Курбан превратился в иррациональный праздник — на этот вопрос пытается найти ответ автор «БИЗНЕС Online».
Курбан-байрам — великий и в то же время сегодня, пожалуй, самый противоречивый праздник в исламе
Не доходят до Бога ни мясо, ни кровь жертвенных животных.
Но доходит до Него лишь ваша богобоязненность.
Коран, 22:37
НА ИСТОКИ ПРАЗДНИКА СЛОЖНО СМОТРЕТЬ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Завтра сотни миллионов невинных агнцев будут убиты во имя Бога и во славу желудка человека. Курбан-байрам — великий и в то же время сегодня, пожалуй, самый противоречивый праздник в исламе. С одной стороны, он, несомненно, знаменует собой торжество идеи гуманизма, человеколюбия. С другой, это настоящий апофеоз иррациональности. Но как бы там ни было, завтра во всем мире по традиции прольются реки крови, а горы мяса будут съедены и расфасованы по холодильникам.
На истоки праздника Курбан-байрам сложно смотреть через призму современных ценностей, ведь он прорывается к нам сквозь толщу времен, за которые с человека, как с камня Микеланджело, отсекалось все лишнее — все то животное, варварское, дикое, которому уже давно не место в цивилизованном обществе. Поэтому нам уже трудно понять мир тех грубых, неотесанных людей, в котором жил великий Ибрахим/Авраам, положивший начало многим обрядам хаджа с его Курбан-байрамом. Люди уже не те, что были раньше. Мы — жители другой планеты по отношению к нашим предкам.
В самом деле, давайте освежим в памяти историю Авраама. Что это был за человек? На старости лет, уже перешагнув 80-летний рубеж, Авраам обзаводится второй, молодой, женой. Дело, как говорится, житейское. И сейчас мы читаем о подобных историях в светской хронике. Само собой, между женами пророка начались ссоры и склоки. В какой-то момент терпение праведника лопнуло. И как же решил Авраам свою семейную проблему? Очень своеобразно. Он отвез молодую жену с малолетним ребенком на руках в безлюдную пустыню и там, оставив им бурдюк фиников и мех с водой, бросил их на произвол судьбы, или, говоря более религиозным языком, на попечение Господа. Согласитесь: современному человеку сложно понять и оправдать такое поведение двоеженца. А по тем временам это был лучший человек на земле, идеал. Времена, как видим, меняются.
Дальше — больше. Однажды Аврааму приснилось, будто бы он перерезает горло родному сыну. Ну приснилось и приснилось, мало ли что привидится во сне. Однако виденье повторялось из раза в раз. И тогда Авраам подумал, что это не просто сон, а повеление Бога, и, значит, он во что бы то ни стало должен убить сына. Вообще, желание зарезать своего отпрыска посещало Божьего избранника еще до его рождения. Авраам же долгое время был бездетным, и тогда он дал обет, что если от него народятся потомки, то первого из них он прирежет, естественно, не просто так, а в благодарность Богу. Такие вот мысли царили в голове человека, который в исламе считается абсолютно безгрешным. У нас с долгожданных первенцев пылинки сдувают, а тогда с людьми, даже если это твои родные дети, особо не церемонились: чик по горлу — и в канаву. Что-то мне подсказывает, что даже изверги ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической организации «ИГИЛ» — прим. ред.), которых современный мир, в том числе и мусульмане, единодушно проклял и справедливо причислил к шайтанам, как-то подобрее будут. Конечно, они учат своих детей всяким военным гадостям и жестокости, но все-таки головы родным чадам, кажется, не отрезают, хотя кто их знает, может, как Авраам, и подумывают об этом...
Захватив нож и веревку, Авраам повел сына Исмаила за город, чтобы на безлюдном месте осуществить задуманное. С орудием преступления все понятно, а веревка нужна была для того, чтобы обездвижить Исмаила, пока отец будет исполнять свой странный обет. Сын не сразу уразумел замыслы папы. «Что ты будешь делать с этим, отче?» — спросил он его. «Хочу заколоть барана и принести его в жертву Богу», — ответил отец. Почему Авраам сказал про барана, история умалчивает: то ли солгал (чтобы отпрыск раньше времени не заподозрил лишнего), то ли считал таковым Исмаила (наверное, каждому сыноубийце нужно внутреннее оправдание своему поступку).
По пути они встретили старца, и тот попытался посеять, причем подступая несколько раз, зерна сомнения в Исмаиле, наивно полагавшем, что они с батюшкой отправились приносить жертву Богу. Исмаил почему-то не смог сопоставить очевидные факты: нож и веревку они прихватили с собой, а барана — нет. Логичный вывод, который здесь напрашивается: Исмаил и есть та самая жертва. На это и указал ему старец. Однако Исмаил не поддался искушению и стал отгонять настырного старика, бросая в него камни. Позднее традиция назовет несостоявшегося спасителя Сатаной, ведь он хотел помешать исполнению пророческого обета. Сегодня же мы назвали бы того, кто пытается предотвратить смертоубийство, скорее героем или, по крайней мере, неравнодушным человеком.
Концовку истории все мы помним. В самый последний момент, который мог стать роковым, когда уже нож Авраама устремился к горлу Исмаила, вмешался Сам Господь, который повелел ретивому пророку остановиться, а вместо человека принести в жертву барашка. То, что не получилось у старца, стало возможным благодаря Милосердному Богу.
КУРБАН-БАЙРАМ — ИСТИННЫЙ МАНИФЕСТ ГУМАНИЗМУ
История Авраама легла в основу многих обрядов хаджа. Бег между холмами Сафа и Марва — напоминание о брошенной жене Авраама, которая металась между этими возвышениями, взбираясь на них в надежде увидеть вдалеке проходящий мимо караван, который бы спас ее с ребенком от обезвоживания и голодной смерти. Обряд бросания камешков в столбы, ныне превращенные в стены, которые символизируют Сатану, — это об Исмаиле. Ну а обряд жертвоприношения / курбан в день праздника по случаю окончания хаджа ретранслирует нам историю о верности Авраама данному обету, который богословы часто истолковывают как верность Богу, что, на мой взгляд, весьма спорно.
Курбан-байрам — истинный манифест гуманизму. Мы видим, что в те времена убийство человека было пустяковым делом. Аврааму приснилось убийство родного сына, и у него даже в мыслях не зародилось сомнение, что наваждение могло быть и от Сатаны. Убить человека? А почему бы и нет. В древности и в самом деле человеческие жертвоприношения были в порядке вещей. Однако Бог через Авраама переворачивает эту черную страницу в истории человечества. Отныне убийство даже в ритуальных/возвышенных целях — дикость и варварство.
Интересен в данном контексте и мотив с обетом Авраама. Согласно исламскому богословию, каждый пророк должен держать свое слово, иначе он недостоин быть Божьим избранником. Однако Бог в истории с жертвоприношением не дает Аврааму возможности остаться верным своему обещанию. Авраам в результате как бы утрачивает ни много ни мало фундамент своего пророческого статуса, так сказать, входной билет в пророческое служение. Теперь он не отвечает всем критериям, которым должен соответствовать любой пророк. Парадокс? Да.
Но именно в этом и заключается воля Бога. Почему? Да потому что на чаше весов была человеческая жизнь. И никакие обещания, никакие самовнушения, никакие религиозные мотивы и богословские конструкции — ничто из этого не может быть оправданием для убийства человека. Ибо человеческая жизнь важнее всего остального, даже если речь идет о пророческом деле. Вот почему Курбан-байрам — манифест гуманизма и, если хотите, культ человека.
«Мы часто говорим, что ислам — религия науки и знания, а по факту у нас вся благотворительность сводится к еде: что в Рамадан, что в Курбан-байрам. Какая же это религия знаний? Это культ желудка»
НЕФТЬ СКОРО ПЕРЕСТАНЕТ БЫТЬ АКТУАЛЬНОЙ, А МЫСЛЬ БУДЕТ ВОСТРЕБОВАНА ВСЕГДА
А в чем выражается иррациональность этого праздника? В способе распределения мяса жертвенного животного. Как известно, по традиции оно делится на три части: своей семье, на угощение друзьям и родственникам и на раздачу всем неимущим. Вообще данная триада есть выражение великой философии ислама. Ее смысл в том, что каждый человек должен мыслить себя тремя кругами: ближним, средним и дальним. Нельзя достичь совершенства, если ты печешься только о себе и своей семье, но забываешь про все человечество. Точно так же нельзя служить чужим людям в ущерб самым близким. Все должно быть в гармонии: один круг должен перетекать в другой, как в матрешке. Это очень сильная идея.
Проблема в другом. Изначальный смысл Курбан-байрама состоял в том, чтобы принести радость всем трем кругам. Раньше мясо было роскошью, и потому делиться и угощать им — самый настоящий праздник. Аналогичное предписание действует и в связи с Ураза-байрамом, когда раздается так называемая милостыня разговения (фитр садака) в виде натурального продукта: изюма, пшена и т. д.
Такие предписания возникали не просто так. В былые времена голод был главной проблемой людей. Однако сегодня все уже по-другому. Наличие еды — по крайней мере в развитых обществах — давно перестало быть в центре нашей озабоченности. Да, везде есть ужасно бедные люди, но даже они в крайнем случае могут сегодня найти себе еду в мусорных баках и на помойке. В древности же у нищих даже такой возможности не было: они голодали и умирали от голода в буквальном смысле этого слова, так как еда была в дефиците в принципе. Неудивительно, что ислам призывал людей делиться с ближними прежде всего едой: мясом на Курбан-байрам и сыпучими продуктами на Ураза-байрам.
Но вот что интересно. Когда в мусульманском государстве появились деньги, ученые ханафитского мазхаба приняли фетву, согласно которой фитр садака можно заменять на денежный эквивалент. Почему? Все очевидно. Потому что деньги, как писал Абу Юсуф, удовлетворяют потребности нуждающихся самым полным образом. Поэтому каждый год верующие раздают эту милостыню часто не натуральным продуктом, как это было во времена Пророка, а в виде денежных пожертвований. Согласитесь: это разумно.
Однако почему та же самая логика не распространяется и на мясо жертвенных животных? Абсолютно не ясно, как так получилось, что до сих пор не принята фетва, разрешающая заменять курбан денежными выплатами или подарками, которые были бы актуальны для каждого круга его адресатов. Вот именно поэтому Курбан и превратился в иррациональный праздник. Здесь буквализм задавил изначальный смысл.
А вообще жертвовать можно не только материальными вещами. В нашу эпоху, пожалуй, главным ресурсом становятся знания. Так почему бы в связи с Курбан-байрамом специалистам своего дела не проводить бесплатные семинары, лекции, мастер-классы, тренинги для тех, кто еще не достиг в профессии больших вершин? В чем больше нуждаются люди современной эпохи: в мясе или в новых компетенциях? Особенно это актуально именно для бедных, ведь обучение их новым навыкам не что иное, как «удочка», которая навсегда может решить их материальные трудности в отличие от единоразовой подачки в виде еды. Мы часто говорим, что ислам — религия науки и знания, а по факту у нас вся благотворительность сводится к еде: что в Рамадан, что в Курбан-байрам. Какая же это религия знаний? Это культ желудка.
А почему бы в Курбан-байрам не проводить донорские акции по сбору крови? Жертвовать бараном легко, а ты пожертвуй ради ближнего самим собой. Вот это и будет отражать ту великую готовность к самопожертвованию, которую явил в этот мир Исмаил. Словом, вариантов осовременивания древнего обряда может быть множество. Было бы желание меняться к лучшему.
Однако мы, мусульмане, дико боимся перемен. А потом удивляемся, почему исламские страны самые отсталые в мире. Лишь нефть помогает некоторым из них подняться до приличного уровня, хотя в религии знаний нас должна поднимать не нефть, а живая мысль. Нефть скоро перестанет быть актуальной, а мысль будет востребована всегда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 81
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.