ВЛАДЕЛИЦА КАЗАНСКОЙ КОМПАНИИ «АРГОРЕЧТУР», ЗАФРАХТОВАВШЕЙ ПОГИБШИЙ ТЕПЛОХОД, ПО СЛОВАМ КОЛЛЕГ, БЫЛА НЕ СЛИШКОМ УДАЧЛИВЫМ БИЗНЕСМЕНОМ. ЕЕ УЖЕ ДОПРОСИЛ СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ 

Сегодня «БИЗНЕС Online» стали известна информация об организаторе тура выходного дня, в ходе которого произошло масштабное ЧП с гибелью десятков людей. Как сообщили правоохранительные органы, в трех компаниях –  пермском Камском речном пароходстве, казанских «Аргоречтуре» и «Бризе» была произведена выемка документов. Похоже, что ключевая роль в трагедии все-таки принадлежит «Агроречтуру» и его директору Светлане Инякиной. Во всяком случае то, что рассказал сегодня СМИ коммерческий директор «Волжских путешествий» Роман Калмыков, говорит в пользу этой версии.   

КТО ТАКАЯ СВЕТЛАНА ИНЯКИНА?

«БИЗНЕС Online» сегодня утром подробно рассказала о компании «Камское речное пароходство» (КРП) из Перми, которое является владельцем затонувшей «Булгарии». Сегодня топ-менеджмент КРП фактически открестился от теплохода, заявив, что всю ответственность несет тот, кто взял его в аренду. Начальник службы пассажирских перевозок КРП Владимир Судаков сообщил РИА Новости, что судно арендовано казанским ООО «Аргоречтур», которым руководит Светлана Инякина.

О компании с таким названием до вчерашнего дня в Казани мало кому было известно. Практически первым выходом на широкую публику стал комментарий, который вчера дала Светлана Инякина телеканалу вчера НТВ, сообщив по телефону, что «Булгария» находилась в хорошем техническом состоянии. Причем, судя по голосу, Инякина вполне хорошо владела собой – видимо, еще не осознавала до конца масштаба трагедии.

Сегодня газета «БИЗНЕС Online» дозвонилась на мобильный телефон Инякиной. Состояние ее было уже совсем иным: как рассказала сквозь слезы директор «Аргоречтура», она находится на допросе в следственном комитете и просила перезвонить  через час-полтора. Однако, в течение всего дня телефон Инякиной не отвечал.

Тем не менее «БИЗНЕС Online» удалось выяснить некоторую информацию об Инякиной.

ООО «Аргоречтур» создано ею в 2010 году. Причем это не единственная компания, учредителем которой является Инякина. Согласно данным СПАРК, является учредителем ООО «Волга-тревел». Оба предприятия имеют уставный капитал в 10 тысяч рублей, их юридические адреса – квартиры на ул. Дубравная ("Волга-тревел") и ул. Белинского ("Аргоречтур"). Однако, как выяснилось, это скорее свидетельствует о проблемах в ее бизнесе, чем о коммерческом успехе. Кроме того, Инякина упоминается как директор ООО «Престиж-тур Волга».     

ЧАСТИЧНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ?

Некоторые подробности бизнесе Инякиной сегодня на пресс-конференции в редакции «КП-Казань» раскрыл Роман Калмыков, гендиректор судоходной компании «Фарватер», коммерческий директор «Волжские путешествия». Приводим фрагменты его выступления:

«Здесь, на мой взгляд, основной проблемой являлась частичная некомпетентность компании, которая управляла данным судном («Аргоречтур»). Специфика теплоходного бизнеса такова, что требуется достаточно много знаний, нужны серьезные вложения, поскольку не секрет, что суда достаточно стары, поэтому ежегодные вложения составляют миллионы рублей для поддержания технического состояния судна и его безопасность на должном уровне.

Фрахтователь теплохода «Булгария», насколько я знаю, получил судно в апреле и даже физически по времени было сложно успеть ввести его в надлежащее состояние, даже имея серьезные денежные средства. Помимо этого, теплоход «Булгария» оказался, прямо скажем, неудачливым теплоходом. Из года в год у него менялись фрахтователи, экипажи. Текущий экипаж я бы вряд ли назвал квалифицированным, потому что найти нормальные кадры в апреле, когда все суда уже укомплектованы и фактически заканчивается судоремонт, достаточно сложно. Копаться в причинах я не могу за недостатком информации.

Сами мы отказались от этого теплохода в феврале-месяце. Нам его предлагали во фрахт. Но, оценив техническое состояние судна, предположительные вложения в него (мы оценили судно в 7 млн. рублей) приняли решение не связываться с данным теплоходом. После этого он как раз и был предложен настоящему фрахтователю ("Аргоречтур") и эксплуатировался с этого времени уже данной компанией.

Основной собственник – Камское речное пароходство (Пермь) и есть арендатор -«Аргоречтур». Поэтому вопрос, на ком лежит основная ответственность за состояние теплохода, в данном случае очень важен.

В последние годы структура отношений между судоходными компаниями выглядит следующим образом. Основной собственник – Камское речное пароходство - отдает суда по так называемому договору вербового чартера, то есть фактически он отдает железку в том состоянии, в каком она сейчас есть. Ответственность за ремонт и содержание, подбор экипажа, транспортную лицензию и навигацию лежит на фрахтователе, в данном случае на "Агроречтуре". После этих процедур формируется турпродукт – турпутевка рейса. Реализация его идет через туристического агента. В данном случае тяжелее всех пришлось компании «Интур-Волга», потому что это одно из крупнейших агентств. Соответственно, все основные продажи «Аргоречтуру» сделала она. Мы, «Волжские путешествия» отказались от реализации путевок на данное судно.

Компания «Аргоречтур», которая до этого два раза меняла название (в том числе и "Волгапрестижтур"), банкротилась с завидной регулярностью. Персоналия там одна и та же - Светлана Инякина. Отработав год больше даже не в круизной специфике, а занимаясь приемом туристов с экскурсионными программа и т. д., нельзя стать нормальным руководителем.

С каждым новым банкротством долги у госпожи Инякиной копились все больше и больше. И в данном случае, хватаясь за последнюю соломинку, она взяла эту «Булгарию». Нельзя брать на себя ответственность, если не готов вкладывать в теплоход серьезные деньги и обеспечивать его нормальное техническое состояние, нормальное действие экипажа и страховку всего. На одном энтузиазме здесь невозможно продержаться».

ВСЕ ПАССАЖИРЫ ОКАЗАЛИСЬ НЕЗАСТРАХОВАННЫМИ

Кроме того, Калмыков рассказал о ситуации со страховкой пассажиров «Булгарии», точнее, полном отсутствии таковой. 

«Страхование пассажиров на водном транспорте обязательно включается в стоимость билета. Единственное, что страховка достаточно минимальна. Максимальная сумма выплат составляет 50 - 100 тысяч рублей. Поэтому компания, которая формирует турпродукт, просто обязана страховать. Расширенная страховка, как правило, не пользуется спросом. То есть тот случай, когда путевка покупается без страховки, исключен. Это обязанность компании, занимающей перевозкой пассажиров.

По новому закону о туризме у компании-перевозчика существует ответственность перед туристами. Если компания не в состоянии выполнить обязательства перед туристами, если сорвался тур, если произошло что-то непоправимое, страховая компания должна компенсировать туристам все убытки. Это обязательное условие внесения в реестр туроператоров. Насколько я знаю, "Агроречтура" в реестре туроператоров нет. И, соответственно, деятельность вести она не имела права. Так как права на страховку у "Агроречтура" не было, непонятно, кто будет выплачивать страховое возмещение постадавшим. «Интур-Волга» как агентство, которому дорога репутация, будет стараться компенсировать, но в каких масштабах, не знаю».

Евгений Сергеев
Видео Сергея Елагина

P.S. Буквально полчаса назад нам все же удалось выйти на связь со Светланой Инякиной, однако, она отказалась от каких-либо комментариев.