Альфинур Галиакберова: «В период распределения на 4–5-м курсе работодатель сможет выбирать себе специалиста, пользуясь портфолио кампусной карты»Фото: nabchelny.ru

пропуск, СТИПЕНДИЯ Плюс ЗАЧЕТКА в одном флаконе

Четыре месяца отработала в статусе ректора Набережночелнинского государственного педагогического университета Альфинур Галиакберова — бывший главный финансист городского исполкома. Сегодня на организованной в исполкоме Челнов управлением информационной политики и по связям с общественностью пресс-конференции она отчиталась о новых проектах вуза.

В частности, Галиакберова рассказала о новом совместном проекте НГПУ со Сбербанком, благодаря которому университет уже поставил банку почти 2 тыс. новых клиентов, а скоро к ним присоединятся нынешние абитуриенты и заочники. Кампусная карта, врученная 1961 студенту 2–4-х курсов, призвана не только влить их в ряды пользователей сервисов Сбербанка, но и собрать досье на каждого учащегося.

По соглашению банк выделил на закупку оборудования для кампусной карты 1 млн рублей, а вуз добавил еще 4 миллиона. С 1 сентября вход в учебный корпус НГПУ будет доступен либо по карточке, либо через ежедневную перепись личных данных из удостоверяющих личность документов — последнюю процедуру, впрочем, сложно представить в условиях потока студентов, движущихся через турникет. На карту им будет зачисляться стипендия, и, кроме средств на банковском счету, она аккумулирует информацию о владельце в виде портфолио, станет его электронной зачетной книжкой.

В соглашении между НГПУ и Сбербанком оговорено, что обслуживание кампусной карты будет бесплатнымФото: nabchelny.ru

«В период распределения на 4–5-м курсе работодатель сможет выбирать себе специалиста, пользуясь портфолио кампусной карты, — пояснила принцип Галиакберова. — На ней будет отражено все: как он учился, как посещал занятия, какими достижениями отметился. У всех студентов уже есть личный кабинет, портфолио собирается. Мы ввели систему рейтинговой оценки групп, на которой автоматически отражается портфолио каждого ее студента. Мы стараемся по максимуму работать в электронной образовательной среде».

Аналогичная система, напомним, ранее уже была введена в школах, что вызвало вопросы у части родителей: школьники, получив в свое распоряжение платежный инструмент с родительскими средствами, первым делом пошли по магазинам покупать жвачки и чупа-чупсы. Сам факт привязки карты к конкретному банку тоже был воспринят не всеми положительно. В случае со школьной картой таким банком стал «Ак Барс», что вынуждает родителей, не являющихся клиентами этой кредитной организации, платить комиссию за зачисление средств на питание ребенка. Впрочем, антимонопольная служба данной ситуацией не интересовалась, по крайней мере публично, и резонанс не получил развития.

В соглашении между НГПУ и Сбербанком оговорено, что обслуживание кампусной карты будет бесплатным. «Для них это выгодный проект, ведь на карту зачисляется стипендия, которой студенты будут пользоваться, — резонно отметила Галиакберова на вопрос „БИЗНЕС Online“ о выгодах партнера. — Это крупнейший, устойчивый банк, поэтому мы не боимся реализовывать с ним крупные проекты».

Кампусная карта, врученная 1961 студенту 2–4-х курсов, призвана не только влить их в ряды пользователей сервисов Сбербанка, но и собрать досье на каждого учащегося Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЗАНЯЛСЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ УЧИТЕЛЕЙ

В образовательном же контексте вуз вполне успешно движется к актуализации своих программ в контексте практических требований работодателей. Интересно, что университет не только внедряет профориентационную составляющую во все свои начинания, но и озадачился психофизиологической подготовкой новых поколений к взрослой жизни, причем системно. Прежде всего для этих целей на средства попечительского совета собрали лабораторию комплексных исследований, поставив в ней психофизиологическое и логопедическое оборудование.

Логопедическое направление касается в первую очередь детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе лаборатории реализуется программа «Мир для всех». Психофизиологические исследования ориентированы как на школьников, так и на учителей. Как пояснила Галиакберова, лабораторные тренинги позволяют обучить педагогов прежде всего правильному дыханию в конфликтных ситуациях. Важность не столько дыхательных гимнастик, сколько самого внимания к проблемам общения преподавателей с современными раскованными школьниками сложно переоценить, несмотря на отсутствие финансовых и статистических критериев в этом аспекте. Ректор видит возможности лаборатории как колоссальные, так что можно рассчитывать, что исследования методик стрессоустойчивости учителей пойдут глубже.

С учениками психофизиологическая работа стартовала в рамках проекта «Набережные Челны — территория здоровья». НГПУ отобрал один пятый класс в школе №39, замерил психофизиологическое состояние учеников и теперь в течение пяти лет, вплоть до окончания заведения, намерен отслеживать динамику развития здоровья и физиологии этих детей. Итогом исследования должны стать рекомендации по коррекции физического воспитания школьников. То же самое ждет и первокурсников НГПУ. Одна из целей исследования — определение конкретных физических упражнений, которые бы благотворно действовали на здоровье и способности детей и подростков в зависимости от их индивидуальных особенностей.

На карту студентам будет зачисляться стипендия, и, кроме средств на банковском счету, она аккумулирует информацию о владельце в виде портфолио, станет его электронной зачетной книжкойФото: nabchelny.ru

Еще одним испытательным полигоном станет новая школа №42. С этим учебным заведением у НГПУ отдельное соглашение — вуз будет поставлять ему своих лучших выпускников с целью их постдипломного сопровождения и мониторинга тех трудностей, которые возникают у начинающих учителей. В частности, в 42-ю школу устраивается сейчас победительница чемпионата WorldSkills в Москве по преподаванию в начальных классах Алина Мазитова.

Экспериментировать и анализировать результаты в рамках этого проекта будут молодые специалисты, для которых университет утвердил грант в размере 1,5 млн рублей. Кроме непосредственного целевого эффекта, НГПУ рассчитывает подтянуть и статистику научной работы в виде публикаций. По словам Галиакберовой, активность вуза в подготовке научных статей и так увеличивается — в журнале Scopus и других престижных изданиях уже опубликовано свыше 60 материалов, и рост сохраняется.

«В ПЕРСПЕКТИВЕ МЫ СОБИРАЕМСЯ РАЗВИВАТЬ КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК»

НГПУ, напомним, на сегодняшний день остался единственным самостоятельным вузом автограда — с того момента, как местный политехнический институт был поглощен КФУ. На сегодня университет вмещает в себя 6 факультетов и 13 кафедр, имеет свою аспирантуру. В его состав также входят индустриально-педагогический колледж и институт дополнительного профобразования. Колледж помогает выпускникам 9-х классов добраться до вузовской программы, институт предлагает 79 программ повышения квалификации и работает над их соответствием актуальному рынку труда.

В случае со школьной картой таким банком стал «Ак Барс», что вынуждает родителей, не являющихся клиентами этой кредитной организации, платить комиссию за зачисление средств на питание ребенка Фото: «БИЗНЕС Online»

На международной арене вуз поддерживает контакты с 15 странами. Наиболее продуктивными Галиакберова назвала совместные проекты с французским университетом Реймса. В этом году НГПУ получил грант на два научных направления, по которым вузы работают совместно. Речь идет об обмене студентами, который стороны намерены наращивать. Сейчас в НГПУ формируется группа из 25 студентов (будущих учителей начальной школы), в которой 30% предметов будет преподаваться на английском языке. Такой подход позволит обучать и реймсских студентов, а челнинские, получив дополнительную языковую практику в течение первого полугодия, отправятся на один семестр во Францию. 8 человек из Челнов уже уехали в Реймс.

«Обычно Реймс отправляет к нам больше своих студентов, поскольку у нас возникали сложности с финансированием поездок, — отметила Галиакберова. — Но теперь, получив грант, мы сможем отправлять студентов за счет этих средств».

В багаже НГПУ есть и международные гранты. Один выигран на 2019–2020 годы по некоммерческой программе «Эразмус», которую реализует Евросоюз, еще два получены по госпрограммам Турции. Сейчас университет нацелен на Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Китай.

«Я была участником форума союза ректоров педагогических вузов в Китае, — сообщила спикер. — Мы договорились о соглашениях с тремя китайскими вузами, подписания планируются в Поднебесной в ноябре. В перспективе мы собираемся развивать китайский язык, будем набирать группы».

Среди других образовательных программ НГПУ можно перечислить такие, как «Студия инновационного дизайна», «Школа вожатых» с их итоговой сертификацией — эта площадка выиграна на республиканском конкурсе, ее финансирует минобразования РТ. Открыта также «Школа приемных родителей» — в ней сертификаты получат пары, которые планируют взять на воспитание сирот.

За развитие школ на селе в НГПУ отвечает программа «Сельский учитель в условиях современного образовательного пространства», которую вуз ведет совместно с Тукаевским районом. В новых методиках обучения нуждается и национальное образование — в этой части педуниверситет предложит способы изучения нескольких языков одновременно в рамках проекта «Янарыш».

Напомним также, что в 2019 году последний городской вуз получил в свое распоряжение два здания: учебный корпус и общежитие бывшего колледжа Поволжской академии физкультуры и спорта. Оно и прежде на 70% было занято студентами университета, но на правах аренды. Если до присоединения НГПУ располагал 21 тыс. кв. м, то теперь общая площадь всех зданий университета составляет 33 тыс. кв. метров. Как пояснила Галиакберова, в бывшем колледже планируется разместить институт переподготовки кадров, свой колледж и один из факультетов вузовского уровня.

«Что касается состояния зданий и их ремонта, достаточно большие средства нужны для фасадных работ. Внутри состояние учебного корпуса довольно хорошее», — оценила ректор.