АО «Казанский Гипронииавиапром» специализируется на работе на оборонку, но в его портфеле также проектирование и строительство ряда знаковых объектов в столице РТ и республике АО «Казанский ГипроНИИавиапром» специализируется на  оборонке, но в его портфеле также проектирование и строительство ряда знаковых объектов в Татарстане Фото: Василий Иванов

ЛЕГЕНДАРНЫЙ КАЗГАП

Свою историю АО «Казанский ГипроНИИавиапром» (КазГАП) исчисляет еще со времен начала Великой Отечественной войны — проектную бригаду эвакуировали из Москвы в Казань с задачей сопровождать работу переброшенных с запада СССР авиазаводов. До начала 90-х КазГАП был филиалом Государственного проектного НИИ авиационной промышленности, но в 1991 году получил самостоятельность, а в 1993-м был приватизирован. 

Своих собственников акционерное общества не раскрывает, но, по данным наших источников, главный бенефециар — гендиректор Борис Тихомиров, который возглавил институт еще в 1988-м. «Он сумел удержаться на плаву в то время, когда все уже лежали на боку», — говорит о гендиректоре наш источник. Утверждают, что только благодаря Тихомирову институт не просто выжил, но и успешно вписался в рыночную экономику.

Если ранее КазГАП специализировался в первую очередь на промышленном проектировании (хотя и принимал участие в проектировании хрущевок), то с этой поры стал браться и за многое другое. Сегодня за его плечами не только работа на оборонку (научно-техническая поддержка авиазаводов в Казани, Комсомольске-на-Амуре, Воронеже, Ульяновске, Казанского вертолетного завода, корпорации «Тактическое ракетное вооружение» и других), но и проектирование, а также строительство ряда знаковых объектов в столице РТ и республике: Дворца водных видов спорта, аэропорта «Казань», жилого комплекса «Магеллан», торговых центров, всех крупных объектов Иннополиса… К тому же сегодня это предприятие полного цикла. Как сказано на его сайте, институт допущен ко всем видам работ по подготовке проектной документации и инженерным изысканиям и вправе выполнять функции генерального проектировщика, технического заказчика, генерального подрядчика по строительству. К сожалению, последние открытые финансовые показатели КазГАПа датированы 2016 годом, когда его выручка составила 2 млрд рублей, а чистая прибыль — 63 млн рублей. 

Борис Тихомиров задумался о продаже «Казанского Гипронииавиапрома», который он возглавляет с конца 80-х Борис Тихомиров задумался о продаже Казанского ГипроНИИавиапрома, который возглавляет с конца 80-х Фото: Сергей Елагин

ОТ ЧЕГО «УСТАЛ» ТИХОМИРОВ?

О возможной продаже института сообщил осведомленный источник «БИЗНЕС Online» в сфере строительства. Якобы Тихомиров несколько подустал от руководства столь хлопотным предприятием, все-таки ему 73 года.

Однако, как полагает другой источник «БИЗНЕС Online», дело не только в желании самого директора, но и в трудностях, с которыми в последнее время столкнулся институт. «Он слишком много на себя взял по Казанскому авиазаводу (КАЗ — филиал ПАО „Туполев“ — прим. ред.) — и проектные, и подрядные работы, создав строительное подразделение, перетянул одеяло на себя и, на мой взгляд, просто надорвался, среди прочего влез в долги».

КазГАП — главный игрок в программе реконструкции и перевооружения КАЗа. На нем — обновление всех основных производств, а также строительство новых производств КазГАП — главный игрок в программе реконструкции и перевооружения КАЗа. На нем — обновление всех основных производств, а также строительство новых Фото: ©Сергей Мамонтов, РИА «Новости»

В марте 2015 года КазГАП победил в двух тендерах на модернизацию авиазавода на 5 млрд рублей, а перед этим выиграл конкурсы по проектированию данных работ — на 140 миллионов. В октябре 2016-го институт выиграл конкурс на выполнение строительно-монтажных работ и поставку оборудования на 1,8 миллиарда. Институт — главный игрок в программе реконструкции и перевооружения КАЗа. На нем — обновление всех основных производств (сборочного, заготовительно-штамповочного, гальванического и термического, сварочного), энергетики, летно-испытательного комплекса, а также строительство нового корпуса агрегатной и окончательной сборки, инженерного центра, топливо-заправочного и ангарного комплексов. 

Но возникли проблемы. «„Туполев“ отказывается платить ГАПу за значительную часть подрядных работ, — описывает ситуацию наш источник. — Почему? Платить он должен только по выполнении работ, по закрытии актов. А закрыть он их не может, потому что по ходу дела в проекте произошли значительные изменения. Получилось, что экспертизу проходили одни проекты, сметы и материалы, а в процессе работы они стали другими, поэтому экспертизу надо проходить заново. Это время, деньги. Тот, кто принимает работу, естественно, ничего не подписывает, а нет подписанных актов — нет оплаты. Соответственно, дальше идет целая цепочка проблем со взятием кредитов. И так едва ли не по всем гаповским работам на КАЗе. Да, он получил какие-то авансы, но вряд ли их хватило на то, чтобы расплатиться с подрядчиками и своими сотрудниками».

Назир Киреев: «К КазГАПу никогда не было претензий по качеству проектирования и строительства, но нормы, которые заведены для не очень добросовестных организаций, отражаются не только на нем, но и на других [добросовестных проектировщиках]» Назир Киреев: «К КазГАПу никогда не было претензий по качеству проектирования и строительства, но нормы, которые заведены для не очень добросовестных организаций, отражаются не только на нем, но и на других» Фото: «БИЗНЕС Online»

Косвенно сложности подтвердил «БИЗНЕС Online» советник премьер-министра РТ Назир Киреев. По его словам, КазГАП проектирует хорошо, но при строительстве всегда возникают поправки, которые институт вынужден вносить, чтобы проект оставался безупречным. Ранее такого рода правки делали по ходу пьесы («Мало ли какие моменты бывают: подвинули станок немного, чуть по-другому проложили кабель, основные-то решения все правильные», — говорит Киреев). Но бывший министр строительства РФ Михаил Мень после истории с космодромом Восточный наделил Главгосэкспертизу особыми полномочиями. В итоге из-за такой формализации страдает несколько крупных проектов. «К КазГАПу никогда не было претензий по качеству проектирования и строительства, но нормы, которые заведены для не очень добросовестных организаций, отражаются не только на нем, но и на других [добросовестных проектировщиках]», — констатирует Киреев.

30 января на КАЗ приезжал Сергей Шойгу, и после его отъезда у Тихомирова состоялся разговор на повышенных тонах с Юрием Слюсарем. Глава ОАК выговаривал гендиректору КазГАП за то, что он его подвел в некоем вопросе 30 января на КАЗ приезжал Шойгу (слева), и после его отъезда у Тихомирова состоялся разговор со Слюсарем (в центре). Глава ОАК выговаривал руководителю КазГАП за то, что он его подвел в некоем вопросе Фото: ©Алексей Никольский, РИА «Новости»

Об интересном эпизоде рассказал один из наших источников. 30 января на КАЗ приезжал министр обороны Сергей Шойгу, и после его отъезда у Тихомирова состоялся разговор на повышенных тонах с президентом Объединенной авиастроительной корпорации Юрием Слюсарем. Глава ОАК выговаривал гендиректору КазГАП за то, что тот его подвел в некоем вопросе. Тихомиров якобы ответил, что ничего поделать не может — нет денег, на что Слюсарь возразил: могли бы и кредит взять, мы бы потом заплатили.

ПОДСТАВЛЯЮТ НАМЕРЕННО?

Собеседники «БИЗНЕС Online» указали на то, что вокруг КазГАПа в последние годы идет какая-то возня. Один из них напрямую связал с ней скандальную историю конца 2015-го, когда замгендиректора КазГАПа Сергея Хрунина осудили за получение откатов (на 15 млн рублей) от 7 подрядчиков реконструкции КАЗа. Дело началось с того, что в полицию с чистосердечным признанием вдруг пришел директор одной из подрядных организаций. Следом с повинной в правоохранительные органы заявились руководители остальных 6 компаний. При этом ущерб никому заявлен не был. В итоге Хрунина признали виновным в 7 преступных эпизодах и приговорили к условному наказанию с испытательным сроком на 3 года, но почти сразу амнистировали в честь 70-летия Победы.

Тогда читатели «БИЗНЕС Online» в комментариях обратили внимание на три момента. Первый — незначительная сумма откатов: 4%. Второй — подрядчики обратились в органы через год после выполнения работ. Третий — «все так работают, а копают только под КазГАП». «Складывается такое ощущение, что ГАП хотят слить», — констатировали комментаторы.

Сегодня источник «БИЗНЕС Online» в промышленных кругах РТ, отметив, что у КазГАПа серьезные проблемы, выдвинул версию о том, что институт подставляют намеренно: дескать, расхождение между проектом и рабочей документацией — нормальное дело, и утвердить ее можно, но это не делается специально. «Парадоксальная ситуация: все уже построено, станки работают, а денег за выполненную работу институту не платят», — констатировал наш собеседник. В итоге КазГАП «финансирует себя сам». Источник отметил, что Тихомирова «давно склоняли продать институт». Также он припомнил, что примерно четыре года назад заинтересованность в приобретении проявлял ТАИФ. А в целом наш собеседник поставил историю КазГАПа и Тихомирова в один ряд с делами КЗСК и Евгении Даутовой, а также ОКБ им. Симонова и Александра Гомзина, назвав происходящее эдаким легальным отъемом собственности.

Рустам Минниханов в курсе перспектив КазГАПа — ему на этот счет составлена аналитическая записка. Правда, о реакции главы республики пока ничего не известно Рустам Минниханов (слева) в курсе перспектив КазГАПа — ему на этот счет составлена аналитическая записка. Правда, о реакции главы республики пока ничего не известно Фото: «БИЗНЕС Online»

А ПОКУПАТЕЛЬ КТО?

Главным претендентом на покупку называют владельца НК Банка Виктора Григорьева — бизнесмена, выполняющего федеральные оборонные заказы. В Татарстане он стал известен по скандальному делу ОКБ им. Симонова, где сегодня ему опосредованно принадлежит чуть менее 50% акций. Также Григорьев через НК Банк владеет 48,65% акций Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Примерно год назад в Казани открылся филиал этого предприятия, который должен проектировать и строить большие беспилотники. Григорьев — собственник целого ряда предприятий ВПК по всей стране, источники утверждают, что в целом он близок к руководству «Ростеха» и минпромторга РФ.

Зачем ГАП может понадобиться банкиру Григорьеву? «Люди типа Григорьева просто так покупать институты не будут,  — говорит наш источник в авиапроме. — Сегодня в России осталось мало организаций, которые обладают компетенциями, чтобы создавать такие сооружения, какие делает КазГАП. К Тихомирову сегодня обращаются и вертолето-, и авиастроители, и двигателисты, и ракетчики». От того, какие решения и комплектующие будут заложены в проектах, зависят дальнейшие заказы, так что обладание таким институтом, как КазГАП, может принести в сотни раз больше, чем, собственно, прибыль самого института. 

Главным претендентом на покупку называют владельца «НК банка» Виктора Григорьева — бизнесмена, выполняющего федеральные оборонные заказы Главным претендентом на покупку называют владельца НК Банка Виктора Григорьева — бизнесмена, выполняющего федеральные оборонные заказы Фото: ©Сергей Субботин, РИА «Новости»

Киреев в оценке лаконичен и категоричен: «Сегодня в России нет гипроинститута более квалифицированного, чем казанский ГАП».

Будут ли власти Татарстана препятствовать возможной продаже КазГАПа? По данным одного из наших источников, президент РТ Рустам Минниханов в курсе перспектив института — ему на этот счет составлена специальная аналитическая записка. Правда, о реакции главы республики пока ничего не известно (отметим его неизменно подчеркнуто уважительное отношение к Тихомирову). В строительных кругах циркулирует информация о том, что к КазГАП приценивался татарстанский госхолдинг «Связьинвестнефтехим». Резон есть: после продажи внешнему игроку с институтом может произойти что угодно, а потеря столь мощного интеллектуального центра стала бы для республики невосполнимой. Но в пресс-службе СИНХа корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что вопрос о приобретении института не рассматривают.

И в КазГАПе, и в НК Банке запрос «БИЗНЕС Online» о комментарии оставили без ответа.