На двух перекрестках — улицы Беляева с проспектами Мира и Сююмбике — исчезли дополнительные секции светофора, которые выделяли в отдельный поток автомобили, поворачивающие направо На двух перекрестках — улицы Беляева с проспектами Мира и Сююмбике — исчезли дополнительные секции светофора, которые выделяли в отдельный поток автомобили, поворачивающие направо Фото: Олег Спиридонов

«ПРОШЕДШИЙ ПЕРИОД ПОКАЗАЛ, ЧТО СИТУАЦИЯ СТАБИЛИЗИРОВАЛАСЬ»

Еще одно неоднозначное изменение предложила челнинцам госавтоинспекция в рамках привязанной к ремонту дорог корректировки транспортной системы города. Если в мае было заявлено о ликвидации нескольких разворотов на проспекте Мира, то теперь на двух перекрестках — улицы Беляева с проспектами Мира и Сююмбике — исчезли дополнительные секции светофора, которые выделяли в отдельный поток автомобили, поворачивающие направо.

Теперь для движения прямо и на поворот предусмотрен один сигнал светофора. Если до сих пор поворотная стрелка разделяла движение автомобилей и пешеходов, то отныне при повороте автомобили должны будут притормозить сразу после начала движения, чтобы пропустить идущих. Ситуация усугубляется наличием трамвайных путей на обоих перекрестках — водителю придется контролировать и пропускать не только пешеходов, но и электротранспорт. С одной стороны, это вызывает опасения по поводу возможных заторов на поворотах, с другой — время для того, чтобы уйти направо, увеличивается в три раза, так как стрелка выделяла на маневр около 20 секунд, а общий светофор дает автомобилистам минуту.

Салават Хайруллин: «На перекрестке Сююмбике — Беляева мы стрелку демонтировали около десяти дней назад, и прошедший период показал, что ситуация стабилизировалась: заторов нет» Салават Хайруллин: «На перекрестке Сююмбике — Беляева мы стрелку демонтировали около 10 дней назад, и прошедший период показал, что ситуация стабилизировалась: заторов нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Цель изменений прокомментировал «БИЗНЕС Online» старший госинспектор отделения дорожного надзора ГИБДД Салават Хайруллин. По его словам, решение о ликвидации поворотных секций на Беляева продиктовано статистикой аварийности в этих местах. «Исходя из анализа ДТП за год, эти повороты на перекрестках определены как места концентрации аварий — это значит, что на них случилось либо пять и более ДТП разного типа, либо три аналогичных, — пояснил госинспектор. — На перекрестке Сююмбике — Беляева мы стрелку демонтировали около 10 дней назад, и прошедший период показал, что ситуация стабилизировалась: пропускная способность при повороте увеличилась на 40 секунд, заторов нет. Кроме двух перекрестков на Беляева, есть еще один относительно проблемный на пересечении проспектов Мира и Автозаводского, но в этом году он не включен в перечень мест концентрации ДТП».

По словам Хайруллина, всего в городе насчитано 16 точек, проблемных с точки зрения ДТП. Для каждой локации предприняты разные меры профилактики: кроме ликвидации секций светофора, местами уложили шумовые полосы и поставили знаки ограничения скорости, а на развороте у гипермаркета «Лента», где зафиксировано три столкновения, установили светофор со стороны завода двигателей КАМАЗа. В трехцветном режиме он будет работать только в часы пик, с 16:00 до 19:00, а остальное время — в режиме предупреждающего сигнала.

По словам Хайруллина, всего в городе насчитано 16 проблемных точек. Для каждой локации предприняты разные меры профилактики: кроме ликвидации секций светофора, местами уложили шумовые полосы и поставили знаки ограничения скорости По словам Хайруллина, всего в городе насчитано 16 проблемных точек. Для каждой локации предприняты разные меры профилактики: кроме ликвидации секций светофора, местами уложили шумовые полосы и поставили знаки ограничения скорости Фото: Олег Спиридонов

Что касается трамваев, то Хайруллин подчеркивает, что рельсы проложены и на других перекрестках, которые никогда поворотными стрелками оснащены не были. «На пересечении Сююмбике и Хасана Туфана такая же ситуация, даже сложнее, но ДТП с участием трамваев не было, и с пешеходами тоже, — приводит пример Хайруллин. — Водитель трогается на зеленый сигнал светофора на низкой скорости, а если он едет по стрелке, то спешит, потому что времени у него меньше. Замыкающие автомобили проезжают уже на красный сигнал, когда для пешеходов горит зеленый. Мы считаем, что теперь острота вопроса снимется».

«ПРИНЦИПИАЛЬНО Я НЕ ПОНИМАЮ, ЧЕМ РУКОВОДСТВУЕТСЯ ГИБДД…»

10 дней, возможно, срок не показательный, однако пока что опрошенные «БИЗНЕС Online» водители по большей части поддерживают новое решение или не считают его критичным, хотя и с оговорками. Так, председатель некоммерческого партнерства камских перевозчиков Николай Тятюшкин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» вспомнил о смертельном ДТП, случившемся несколько лет назад на перекрестке проспектов Сююмбике и Автозаводский именно после ликвидации аналогичной секции светофора. Тем не менее Тятюшкин считает, что каждую ситуацию следует рассматривать предметно.

Николай Тятюшкин: «Если автомобиль поворачивает направо на общем сигнале, он же все равно обязан пропустить пешехода — какие проблемы?» Николай Тятюшкин: «Если автомобиль поворачивает направо на общем сигнале, он же все равно обязан пропустить пешехода — какие проблемы?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У нас эксперты работают в ГИБДД, и если они говорят, что так лучше, значит лучше, — полагает Тятюшкин. — Я тоже считаю, что во многих местах отдельные повороты направо не нужны. Там, где они необходимы, сотрудники ГИБДД их не снимают, а на перекрестке Беляева и Сююмбике он был лишним. Если автомобиль поворачивает направо на общем сигнале, он же все равно обязан пропустить пешехода — какие проблемы? Отсутствие отдельных поворотов сокращает время движения».

Советник гендиректора ПАО «КАМАЗ» Владислав Гаврилов рассказал, что еще в бытность его депутатом и первым заместителем руководителя исполкома от горожан поступало много обращений с требованиями убрать дополнительную секцию — как минимум в часы пик, чтобы сократить очереди. «Я тогда разговаривал с Кадиковым (Радий Кадиков — начальник отдела ГИБДД УВД по Набережным Челнам — прим. ред.), он был категорически против. Видимо, ситуация поменялась, — заключает Гаврилов. — Я полагаю, что это пробный вариант — если концентрации ДТП там не будет, то, наверное, так и оставят. Если же будут аварии, вернут все к прежнему виду. На самом деле сейчас очень многие города отказываются от отдельных поворотов направо. Но тут, конечно, надо быть осторожным, потому что пешеходы в это время тоже переходят дорогу. Хотя такая же ситуация на перекрестке Мира и Дружбы Народов — и ничего, справляемся. Челнам не хватает культуры вождения».

Сопредседатель РООО «Деловая Россия» и гендиректор ООО «Конкор Оптика» Максим Федоров тоже приводит в пример подобный перекресток проспектов Мира и Дружбы Народов, однако со знаком минус.

Максим Федоров: « К росту заторов предложенное нововведение точно не приведет — по опыту, условно говоря, последнего года, автомобили и со стрелкой стояли на этих поворотах» Максим Федоров: « К росту заторов предложенное нововведение точно не приведет — по опыту, условно говоря, последнего года, автомобили и со стрелкой стояли на этих поворотах» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Такую же стрелку убрали когда-то на следующем перекрестке по Мира — с проспектом Дружбы Народов. Стало хуже, аварии постоянные. Поток покупателей из „Омеги“ такой, что повернуть просто нереально, но на Беляева ситуация другая, — говорит Федоров. — К росту заторов предложенное нововведение точно не приведет — по опыту, условно говоря, последнего года, автомобили и со стрелкой стояли на этих поворотах. Я на работу езжу по Мира, и на этом перекрестке в крайнем правом ряду колонна стоящих растягивается аж до следующей остановки Ершова. И в два ряда стояли на поворот, и в три бывало. Реально пропускной способности этой стрелки не хватало. Так что я бы не стал переживать по поводу ее исчезновения. Но принципиально я не понимаю, чем руководствуется ГИБДД в своих решениях. Они получают статистику ДТП, что-то меняют и смотрят — выправится статистика или нет. Это никакой не анализ. Возможно, достаточно было только время стрелки увеличить. Скоростной режим тут ни при чем: по опыту могу сказать, что, стоя в правом ряду, скорость не увеличишь при всем желании, потому что перед тобой всегда есть машина. Скорость увеличивают те, кто со свистом заходит на поворот из второго ряда. Я так не делаю принципиально — это в основном молодежь с небольшим стажем вождения».

«Я считаю, что во многих местах отдельные повороты направо не нужны. Там, где они нужны, сотрудники ГИБДД их не снимают, а на перекрестке Беляева и Сююмбике он был лишним» «Я считаю, что во многих местах отдельные повороты направо не нужны. Там, где они необходимы, сотрудники ГИБДД их не снимают, а на перекрестке Беляева и Сююмбике он был лишним»

В унисон словам Гаврилова гендиректор «Конкор Оптики», как автомобилист с 25-летним стажем, утверждает, что главная проблема автограда — в отсутствии культуры вождения. Повороты и развороты показательны в этом смысле, потому что картина с выстраиванием очередей в два и три ряда стала привычной в некоторых частях города.

«ГИБДД не видит этого, что ли? — удивляется Федоров. — Пусть ты не успеешь из правого ряда на первый светофор уехать, пусть простоишь даже до третьего цикла — это же пять минут максимум. Я считаю, это не критичная потеря. Кроме того, можно обратиться к опыту США — у них направо вообще можно поворачивать на красный сигнал, если нет пешеходов. Но и за несоблюдение приоритета пешеходов в Америке ответственность очень высока — это не наши пара тысяч рублей штрафа, а под тысячу долларов. Можно взять и опыт Турции, где средняя длительность работы одного сигнала светофора — полторы-две минуты. Лично я считаю оптимальным регламент, внедренный во многих странах Европы: стрелок нет, автомобили одновременно едут прямо и направо, а для всех пешеходов выделена отдельная минута. Это реально работает, но у нас никто нужные исследования и замеры просто не делает. На самом деле время проезда этих перекрестков не является проблемой. Пусть мы тратим больше времени, чем 10 лет назад, зато меньше, чем в Москве».