Минобороны начало программу модернизации и возвращения в состав флота малых противолодочных кораблей (МПК) проекта 1124М «Альбатрос» Минобороны начало программу модернизации и возвращения в состав флота малых противолодочных кораблей (МПК) проекта 1124М «Альбатрос» Фото: ©Василий Батанов, РИА «Новости»

…И ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НОВЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ

Минобороны начало программу модернизации и возвращения в состав флота малых противолодочных кораблей (МПК) проекта 1124М «Альбатрос», сообщил источник «Известий» в главкомате ВМФ. Самое интригующее в новости — то, что этот проект родом из 60-х годов.

В 1963-м главком ВМФ СССР Сергей Горшков дал указание разработать МПК для обеспечения выхода в океан атомных подлодок, охраны военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоев судов в прибрежных районах. Ответственным назначили ЦКБ-340 (ныне ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» — ЗПКБ), и через два года оно выдало проект 1124 «Альбатрос». Первый корабль флот принял от «Красного металлиста» (ныне АО «Зеленодольский завод им. Горького») в 1967-м. В 1982 году начали строить модернизированный вариант «Альбатроса» — 1124М.

Всего построили 37 МПК проекта 1124 (18 — в Зеленодольске, 5 — на киевском судостроительном заводе «Ленинская кузница», 14 — на Хабаровском судостроительном) и 32 — 1124М (13 — в Зеленодольске, 11 — в Киеве, 8 — в Хабаровске). Последний корабль для российского ВМФ спустили на воду в Зеленодольске 27 лет назад.

Важность работы над проектом 1124 для завода имени Горького тоже очевидна. В 1965–1993 годах 30-50% плановой загрузки предприятия — строительство «Альбатросов» Важность работы над проектом 1124 для завода имени Горького тоже очевидна. В 1965–1993 годах 30–50% плановой загрузки предприятия — строительство «Альбатросов» Фото: tatarstan.ru

«Зеленодольское ПКБ постоянно работало по данной теме в 1963–1993 годах, — рассказал „БИЗНЕС Online“ бывший сотрудник бюро Владимир Леонов. — Даже в конце эпохи СССР около 10 процентов плановой загрузки обеспечивалось многочисленными мелкими модернизациями строящихся и уже построенных кораблей. Важность работы над проектом 1124 для завода имени Горького тоже очевидна. В 1965–1993 годах 30–50 процентов плановой загрузки предприятия — строительство „Альбатросов“. К слову, надо помнить, что часть кораблей строилась как опытная для испытаний новых видов оружия, а потому количество производственных проблем в этом случае резко возрастало».

ПРОТИВ ПОДВОДНОЙ УГРОЗЫ

«Альбатросы» служили в составе Северного, Балтийского, Тихоокеанского и Черноморского флотов, а также несли боевую службу в Красном и Средиземном морях. Пришлось и повоевать: в 1990 году МПК «Комсомолец Молдавии» во время эскортирования отряда советских судов подавил обстрелявшие его батареи эритрейских сепаратистов. В августе 2008-го он же (но уже переименованный в «Суздалец») применил оружие по грузинским быстроходным целям. Считается, что сегодня в составе ВМФ 20 «Альбатросов» в варианте 1124М и два — 1124. Больше всего их на Тихоокеанском флоте (ТОФ) — 8.

В каком они сейчас состоянии? «Худо-бедно на продлении ресурса, на вечном ремонте эти кораблики бегают — уровень отказов некритический, но матчасть изношена до предела, а морально устарела она еще в 90-х», — говорит флотский источник «БИЗНЕС Online».

Считается, что сегодня в составе ВМФ 20 «Альбатросов» в варианте 1124М и два — 1124. Больше всего их на Тихоокеанском флоте (ТОФ) — 8 Считается, что сегодня в составе ВМФ 20 «Альбатросов» в варианте 1124М и два — 1124. Больше всего их на Тихоокеанском флоте (ТОФ) — 8 Фото: ©Павел Львов, РИА «Новости»

Зачем же модернизировать (сообщается, что они получат новые гидроакустические комплексы и противолодочное оружие) таких ветеранов? Не логичнее ли построить новые МПК? «Подводная угроза есть на всех флотах, даже на Черном море, — указывает источник. — Турция хотя с нами и дружит, если понадобится, запросто политически обеспечит переброску туда чьих угодно лодок, вплоть до атомных. И чем мы будем защищаться? Тему ближней противолодочной обороны (ПЛО) игнорировали много лет, ничего не строили… Модернизация — это, скорее всего, инициатива ТОФ: для ПЛО тамошних протяженных рубежей остро нужны такие корабли, а их раз-два и обчелся. Да, их возможности ограничены, да, они очень уязвимы в условиях современного боя, но что делать, если больше ничего нет?!»

«Из-за кризиса корабельного состава, особенно в противолодочной компоненте, скоро даже ПЛО баз будет нечем обеспечивать», — констатировал в беседе с «БИЗНЕС Online» научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов. Эксперт отметил, что китайцы совсем не случайно «понаклепали» примерно 60 корветов проекта 056/056А, который он назвал идеальным образцом корабля ближней морской зоны, особенно если оснастить его универсальным корабельным стрельбовым комплексом с крылатыми ракетами «Калибр».

«КОРАБЛЬ В ОТКРЫТОМ МОРЕ — ХОРОШАЯ МИШЕНЬ ДЛЯ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ»

Почему же не строят новых МПК? Барабанов выделил две причины. Первая — «типичная для нашего ВМФ» тяга к узкоспециализированным кораблям, в результате которой немалую часть бюджета на судостроение съедает постройка «неуниверсальных и достаточно сомнительных» малых ракетных кораблей (МРК) проектов 21631 «Буян-М» и 22800 «Каракурт». («Если и строить малые носители „Калибров“, то обязательно многоцелевые и с возможностями ПЛО», — уверен эксперт.) Барабанов напомнил, что, скорее всего, поэтому флот аннулировал планы по созданию кораблей для охраны водного района (корветы ОВР). Соответствующий конкурс был объявлен в 2010 году. Корвет ОВР должен совмещать в себе возможности МПК, ракетного катера и тральщика. Победил тримаран от ЗПКБ под названием «Русич-1500», но тему решили закрыть.

Вторая причина — изначально заменой «Альбатросам» позиционировались корветы 20380, но они оказались переразмеренными и по цене стали как фрегаты. «При этом с их серийной постройкой беда», — констатирует научный редактор журнала «Экспорт вооружений».

Как полагает источник, корветами ОВР пожертвовали ради иной концепции обнаружения врага — при помощи позиционных гидроакустических комплексов, загоризонтных радиолокационных станций и так далее, которые должны были составить чуть ли не глобальную систему мониторинга океана. «Под эту идею стали делать программу, строить кабельные суда (кстати, на заводе имени Горького), которые сейчас из-за проблем с импортозамещением подвисли, — отметил он. — Но реально все дело оказалось, видимо, настолько сложным и так отдалилось в будущее, что адмиралы затребовали хоть что-нибудь». К тому же, как говорит Леонов, использование только стационарных приборов приводит к большому количеству ошибок в обнаружении — поиск подводных лодок должен проводиться комбинированно: стационарными гидрофонами и магнитометрами, радиоперехватом, корабельным и авиационным дозором.

Плюс бывший сотрудник ПКБ выделяет технико-идеологическую причину отказа от строительства МПК: «Никто не знает, какие боевые возможности будут у новых/перспективных крылатых ракет, а потому непонятно, как именно обеспечивать защиту от такого оружия. Все настоящие специалисты знают, что корабль в открытом море — хорошая мишень для крылатых ракет. Мировой опыт боевых действий на море в 1982–2018 годах показал, что реально корабельным оружием сбивается только одна дозвуковая ракета из трех выпущенных. Про успешное поражение сверхзвуковых ракет никто ничего не рассказывает».

Эксперты дружно усомнились в эффективности модернизации «Альбатросов» и даже в том, что она будет Эксперты дружно усомнились в эффективности модернизации «Альбатросов» и даже в том, что она будет Фото: ©Евгений Одиноков, РИА «Новости»

НОВОЕ ВИНО В СТАРЫЕ МЕХА

Эксперты дружно усомнились в эффективности модернизации «Альбатросов» и даже в том, что она будет. «Я не верю в серьезную модернизацию, скорее это будет ремонт для поддержания», — говорит Барабанов. «Вливать в старые меха новое вино бессмысленно, — вторит ему источник. — Наша доблестная промышленность до сих пор не может нормально строить даже нынешние крупносерийные малые ракетные корабли. Я имею в виду то, что критическое звено — двигатели, которых нет, вернее, есть, но в год по чайной ложке. К слову, „Альбатросы“ — корабли с комбинированной силовой установкой: турбина и два дизеля. Есть информация, что они ходят уже только на дизелях, а турбина возится в качестве металлолома. Сможет ли это исправить промышленность — неизвестно».

Источник уверен, что так долго продолжаться не может: надо строить новые корабли, но это не будут революционные проекты типа предлагаемого ЗПКБ тримарана — на флоте и так большая разнотипица. Скорее всего, МПК будут делать на платформах «Буяна-М» и «Каракурта». Но и в таком случае зеленодольские корабелы без работы не останутся: «Каракурт» производится в том числе в Зеленодольске, а «Буян-М» и строится, и спроектирован там.

Также источник полагает, что хорошей платформой может стать патрульный корабль проекта 22160, который опять-таки строит завод им. Горького. Напомним, это первый российский корабль, созданный по модульному принципу: для каждого патрульника делается несколько относительно быстро заменяемых модулей под конкретную боевую задачу — ударную, ПВО, спасательную. Предусмотрен и противолодочный вариант.

А Леонов напомнил, что необходимость нового МПК осознали еще в середине 80-х. Планировалось, что на смену «Альбатросам» придут корабли проекта 11660. «Новые МПК (если они появятся) явно будут на основе советских планов по строительству кораблей проекта 11660/11663 с учетом опыта построенных кораблей для Вьетнама (проект 11661 „Гепард“), — говорит он. — Проект 11660 и его модификации создавались специально под завод имени Горького».

К слову, напомним, что, по известной информации, два из четырех спроектированных ЗПКБ и построенных заводом им. Горького вьетнамских «Гепардов» создано в противолодочной версии.