НОВЫЙ ШЕФ МИНКУЛЬТУРЫ РАССКАЗАЛ О 65 ОБЪЕКТАХ КАЗАНИ, КОТОРЫЕ ВОССТАНОВЯТ К 2013 ГОДУ. СРЕДИ НИХ ГОСТИНИЦА «КАЗАНЬ»

Вчера в рамках правительственного часа 20-го заседания Госсовета РТ министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин докладывал о сохранении объектов культурного наследия. По сути, это было первое «большое» выступление нового министра, и после громких скандалов с «новогодним» сносом памятников в Казани ожидалось, что, может быть, он даст тем событиям хоть какое-то объяснение. Доклад слушал корреспондент «БИНЕС Online».

«ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «НОМЕРА БУЛГАР»

Открывая «культурный» час сессии, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин был вынужден с явным недовольством в голосе призвать депутатов: «Выключите, пожалуйста, телефоны!»

После того, как наконец установилась тишина, Айрат Сибагатуллин доложил, что на 1 июля 2011 года на госохране в республике состоят 1513 объектов культурного наследия разного значения. Оказывается, по сравнению с началом 90-х количество памятников, находящихся на госохране, увеличилось почти в два раза. В соответствии со словами министра, это стало возможным не только благодаря целенаправленной работе конца 80-х - середины 90-х годов, но и инициативам минкульта РТ, которым в 2009 - 2011 годах были подготовлены предложения по постановке на охрану 12-ти объектов в Казани. После этого было логично ожидать признания того, что ряд памятников сохранить не удалось, а также объяснений – почему.

И объяснения последовали: «В Казани в ходе выполнения противоаварийных работ были утрачены два памятника республиканского значения – дом Потехина и номера Банарцева. Оба здания еще до начала работ находились в аварийном состоянии. Тяжелые погодные условия, активные снегопады лишь усугубили ситуацию. На наше счастье, в результате обрушения при производстве работ никто не пострадал». Это был первое «рукопожатие» минкульту прежнего «созыва». Вскоре последовало и второе: «Громкий общественный резонанс вызвало снятие в 2006 году с госохраны и последующий демонтаж так называемых «Номеров Булгар» – дома, где жил поэт Габдулла Тукай. А ведь мало кто помнит, что здание, износ которого на момент снятия с охраны составлял 93%, стало умирать еще раньше, в 80-е годы прошлого века, после принятия решения о его отселении».

«ЧАСТНЫЕ ЛИЦА С НЕПРОЗРАЧНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ»

Далее Сибагатуллин перешел к перспективам. По его словам, впереди – масштабная работа по формированию пакета документов на каждый из 1513 памятников. «А раньше требовался только один документ», - посетовал министр и отметил, что «паспортизация» - ключевой этап в деле сохранения памятников, который надо пройти с «надлежащим качеством». «В противном случае будет крайне затруднительно противостоять частной, неконтролируемой строительной деятельности без каких-либо охранных обязательств», - заверил министр и почему-то привел в пример не казанские случаи недавнего времени, что было бы логично, а истории других регионов: «Достаточно вспомнить непростую юридическую ситуацию, в которой оказались крупнейшие памятники истории и культуры федерального значения – музей-усадьба "Архангельское" и военно-исторический музей-заповедник "Бородино", где частные лица с непрозрачными интересами до сих пор претендуют на владение историческими землями на свое усмотрение».

Учитывая недавнее прошлое, возникает некоторое опасение того, что до завершения ревизии «неконтролируемая строительная деятельность» может вспыхнуть с удвоенной силой. Что этому противопоставить? Видимо, подразумевая это, министр выразил сожаление, что законодательство не позволяет проводить внеплановые проверки предпринимателей: «В результате этого министерство культуры страдает и не может провести проверку даже при возникновении угрозы разрушения объектов культурного наследия. Поиском решения данной проблемы мы занимаемся. Принципиальным решением вопроса могло бы стать внесение изменений в 294-й федеральный закон путем включения угрозы причинения вреда объектам культурного наследия как основания для проведения внеплановой проверки».

Вскоре у министра отключился звук. «Включите, пожалуйста, микрофон, - попросил Мухаметшин. - Сколько вам минут еще надо? - Минут десять еще – тема большая, интересная», - ответил Сибагатуллин. После этого он доложил о предстоящем большом объеме реставрационных работ. На сегодня подготовлен перечень объектов и земельных участков в историческом центре города, подлежащих реконструкции, ремонту и застройке к 2013 году за счет средств собственников и пользователей. В список включены 65 объектов, 24 из них - памятники истории и культуры, например, гостиница "Казань".

«В целом можно сказать, что проблема сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия в Татарстане переходит на новый уровень», - закончил выступление министр.

Депутат от КПРФ Артем Прокофьев напомнил министру о распространенной в Казани практике, когда «неустановленные лица» поджигают памятник, потом это пепелище сносят, а на его месте возникает очередной бизнес-центр или особняк. Депутат попросил разъяснить, не ожидает ли такая судьба дом Фукса. На это Сибагатуллин ответил, что идет поиск инвесторов и есть варианты повторной продажи дома Фукса.

В продолжение темы депутат Евгений Ефимов спросил, на каких условиях привлекаются инвесторы и сколько средств было привлечено из внебюджетных источников для сохранения объектов культурного наследия. Ответа на этот вопрос так и не последовало. Как примеры добросовестной заботы частников министр назвал здания, находящиеся в собственности КАМАЗа, Татнефти (!), был упомянут и ТАИФ (дом Кекина). Крупицей полезной информации стало сообщение о том, что разрабатываются две инвестиционные программы – по дому, где родился Шаляпин (Пушкина, 10), и по дому на ул. Татарстан, 8, связанному с Габдуллой Кариевым.

Тимур Латыпов
Фото Сергея Елагина