ЗНАМЕНИТЫЙ ХИРУРГ ПОКАЗАЛ МАСТЕР-КЛАСС МЕДИКАМ ИЗ АВТОГРАДА

Кардиохирург Ренат Акчурин, оперировавший еще Бориса Ельцина, провел в Набережных Челнах на этой неделе три операции на сердце. Вчера на пресс-конференции в обновленном БСМП он рассказал, каковы госзатраты на проведение бесплатных операций и поделился с журналистами своими взглядами на бесплатную медицину, зарплаты врачей и американскую медстатистику. Хирурга слушал корреспондент «БИЗНЕС Online».

1200 ОПЕРАЦИЙ В ГОД ПО РТ

На этой неделе в Набережных Челнах побывал знаменитый кардиохирург Ренат Акчурин - академик российской академии медицинских наук (РАМН), руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии российского кардиологического научно-производственного центра РАМН, руководитель госпрограммы развития медицины высоких технологий. Широкую известность Акчурин приобрел после того, как в ноябре 1996 года выполнил операцию коронарного шунтирования сердца первому президенту РФ Борису Ельцину.

В автоград Акчурин прибыл, собственно, тоже не из праздного любопытства. За три дня он провел три нелегкие операции по аортокоронарному шунтированию сердца в обновленном БСМП – первые в городе, они стали мастер-классом для местных врачей. В августе отделение кардиологии БСМП заработает в полном объеме. Плановые показатели на 2012 год – не менее 150 операций на сердце. Целевыми показателями работы отделения кардиохирургии станет выполнение не менее 500 операций на сердце в год пациентам со всего Северо-Восточного региона РТ. По словам Айрата Фаррахова - министра здравоохранения РТ (он также участвовал в пресс-конференции) три года назад в республике выполнялось всего 300 таких операций. До конца года будет выполнено уже около 1200. И еще 2000 операций стентирования.

АКЧУРИН ПРОЭКЗАМЕНОВАЛ БСМП – НА «ОТЛИЧНО»

На пресс-конференции, прошедшей сразу после очередной операции, мастер был бодрым, хотя и явно уставшим, но старался не показывать этого, с готовностью отвечая на любые вопросы. В первую очередь  Акчурин поделился своим восхищением. Он сам, по его словам, пристально следит за кардиологами Татарстана. Приходилось бывать ему во многих регионах России. На фоне этого оценка «отлично» врачам БСМП, которые помогали ему оперировать, выглядит внушающе. Больные (мужчины старше 65 лет) были достаточно тяжелые, рассказал он, но операции прошли в штатном режиме. После курса реабилитации, через месяц, по словам Акчурина, они встанут на ноги. Он признался, что больной соглашается на операции тогда, когда его клиника такова, что ему тяжело жить, – а врач соответственно видит, что он больше не сможет жить, если его не прооперировать. И страх пациентов перед вмешательством – нормален, заверил хирург.

Рассказал Акчурин и о том, сложно ли делать операции на сердце, намеренно деромантизируя сложившиеся в народе впечатления о работе хирурга, обойдясь без драматически-эффектных подробностей. У людей, заметил врач, сложилось впечатление о сердечно-сосудистой хирургии «как о некоем драматическом действии». Впечатление это ошибочное. Хирурги, по его словам, так же спокойно проводят многочасовые операции, как пилоты самолетов, «которые по 10 - 12 часов за штурвалом», или водители междугородних автобусов: «Подготовка нивелирует тот самый драматизм, который вам представляется очень сложным».

«РАЗДОБЫТЬ 200 ТЫСЯЧ НА ОПЕРАЦИЮ МАЛОИМУЩИМ НЕВОЗМОЖНО»

От романтики перейдя к проблемам медицины, Акчурин заявил, что в настоящее время государство гарантирует лечение больных, которые нуждаются в высокотехнологической медицинской помощи, поэтому все больные имеют квоты. Квота, по его словам, - это единственный денежный документ, который позволяет органам здравоохранения рассчитываться за пролеченного больного. В дальнейшем, полагает Акчурин, квоты упразднят. И больной будет иметь право выбирать лечебное учреждение сам.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», как знаменитый хирург оценивает в целом госполитику в области здравоохранения, Ренат Акчурин заявил, что поддерживает «стремление наших политических кругов к бесплатной медицине».

«Потому что всем понятно, что раздобыть 200 - 240 тысяч рублей на операцию практически невозможно для малоимущих. Поэтому государство, взявшись на высокотехнологичную медицину, должно лечить больных за счет квот или других источников. Сейчас так и делается. Например, на пересадку сердца государство выделяет около одного миллиона рублей. И такие операции в России уже делаются. Установка кардиовертера-дефибриллятора – это электронное устройство, которое вживается под кожу, распознает нарушение ритма сердца, вовремя дает импульс и дает возможность больному жить, а не умирать – стоит недешево, порядка 40 тысяч долларов. Но его ставят – за счет государства. Что касается зарплаты врачей, то 20 процентов квоты отсчитывается в пользу того коллектива, который проводит операции», - объяснил Акчурин.

Развивая свою мысль, знаменитый хирург заявил, что уверен – «материальное благополучие врачей будет улучшаться», хотя сейчас, признал он, это, к сожалению, «не везде одинаково идет». По его словам, далеко не все и не везде в стране понимают, что все, что связано с политикой, прежде всего связано со здоровьем людей, того же электората. А чем больше людей это понимают, тем лучше здравоохранению. В целом же  Акчурин оценивает действия минздрава России «исключительно положительно, несмотря на ту полемику, которую раскручивают между чиновниками».

 Фаррахов, пользуясь случаем, поделился своим видением госполитики в области здравоохранения. По его словам, «все прекрасно понимают, что здравоохранению средств недостаточно». Поэтому в Татарстане стремятся вкладывать средства, чтобы добиться максимальной эффективности.

«Мы не должны финансировать те больницы, которые не могут снизить смертность, резко изменить качество жизни. Мы решили, что важнее вкладываться в те технологии, которые реально спасают жизни людей. И создание кардиологического кластера на северо-востоке республике – в русле этой идеи. 12 муниципальных образований вокруг Челнов – и один высокотехнологичный центр медицинской помощи», - рассказал Фаррахов.

ЛЕТАЛЬНОСТЬ В 1%

Объединение всех видов современных технологий в области оказания медицинской помощи, в особенности пациентам с инсультом, инфарктом, – а это две главные причины смертности населения, – надеялись в правительстве РТ, позволит существенно снизить показатели смертности. И первый год работы, заявил министр, показывает, что клинике уже удалось добиться очень конкурентных показателей по смертности от острого инфаркта и по ряду других направлений. Стало быть, власти в своем решении не ошиблись. Тем более что, по словам Акчурина, порядка 40% больных с ишемической болезнью сердца подлежат оперативному лечению. Остальные 60 нужно лечить лекарствами. И сегодня летальность в операционном лечении этих 40% не превышает 1%.

35 МЛН. АМЕРИКАНСКИХ БОМЖЕЙ

В настоящий момент, к слову, Татарстан по числу операций на душу населения опережает другие регионы, объявил министр. Теперь перед республикой «в майке лидера» американская медицина.

«Да, если сравнивать с показателями Американской ассоциации кардиологов, то, аонечно, операций нам надо делать еще больше. И мы уже сейчас при формировании бюджета предусматриваем наращивание выполнения операций. Да и трудно пока в равной степени сравнивать США и Татарстан, в том числе и по продолжительности жизни. Все-таки у нас 71 год, у них – за 85, - привел свои аргументы  Фаррахов. - А значительное число прооперированных пациентов находятся как раз в этом возрастном промежутке. И мы должны понимать, что если мы ставим задачу – продолжительность жизни 75 - 80 лет, мы должны кратно увеличивать объемы медицинской помощи».

 Акчурин, которому, видимо, не слишком понравились лестные замечания министра РТ об американской системе здравоохранения, заметил, что «в США порядка 30 - 35 миллионов населения в статистике не учитывается, потому что у них нет медицинской страховки, – это совершенно неимущие люди, по сути дела - бомжи». У нас такой ситуации нет, заверил он.

«ТАМ РЕСТОРАН, ТУТ РЕСТОРАН»

Когда у журналистов вопросы к профессиональной деятельности кардиохирурга, казалось, иссякли, и в зале повисло неловкое молчание,  Фаррахов в шутку поинтересовался, почему пресса не спрашивает о чисто городских впечатлениях Акчурина? «А что, у него было еще свободное время ознакомиться с городом?» - удивленно спросила одна журналистка. Акчурин косвенно ее подозрения подтвердил – свободного времени на вечерний досуг у него точно не было. Впрочем, хирург выразил уверенность, что если включиться в вечернюю жизнь сегодняшнего автограда, «можно много чего интересного увидеть». Как оказалось, в первый свой приезд, еще в советские годы, хирург был, мягко говоря, не слишком впечатлен красотой Челнов:

«Тогда у меня сложилось, возможно, консервативное, впечатление, что город похож на спальный район Москвы. Несколько кинотеатров, шикарная река и спальный район. А теперь едешь по Челнам: там ресторан, тут ресторан, бар какой-то»…

После лирического отступления Акчурин задумался и перешел к философским обобщениям, вспомнив, что 40 лет назад, когда строились Челны, средний возраст населения не превышал 25 лет. Время прошло, и те молодые люди, «которые с энтузиазмом поднимали бревна, возводили цеха завода, строили инфраструктуру – сегодня пришли к необходимости развития высокотехнологической медицины, все-таки возраст подтачивает здоровье».

«И здорово, что взялись за это с челнинским размахом. Посмотрите, какая больница! Вы когда-нибудь слышали в российских больницах «терминал 1», «терминал 2»? Это уже говорит о масштабах, где удобно продумано передвижение пациентов, транспорта. Вы можете гордиться этим учреждением», - заявил кардиохирург.

Сергей Афанасьев
Фото автора и сайта nabchelny.ru