Экологический ущерб от старых автомобилей составляет сотни миллиардов рублей. Об этом сегодня заявила депутат Альфия Когогина в ходе круглого стола в Госдуме, посвященного роли автотранспорта в решении экологических проблем.

«Экологический ущерб от несовременного автотранспорта оценивается в сотни миллиардов рублей для России, при этом еще не вчитается повышенная заболеваемость, утомляемость трудоспособного населения, что различными экспертами оценивается как потеря ВВП примерно 2−4%», — сказала она.

Фото: Елена Колебакина-Усманова

Председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов добавил, что в целом по стране вклад автомобильного транспорта в загрязнение окружающей среды составляет 45%, а в ряде городов доходит до 90%.

«Задача, поставленная президентом, однозначна — к 2024 году на 20% сократить в 12 промышленных городах выбросы», — отметил депутат.

По его словам, в нацпроекте «Экология» предусмотрен отдельный федеральный проект «Чистый воздух», на который за шесть лет будет выделено 500 млрд рублей: 102 млрд федеральных средств, 382 млрд внебюджетных и 16 млрд выделят субъекты РФ.

В свою очередь замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов подчеркнул, что на сегодняшний день в стране среди легкового транспорта 50% машин старше 10 лет, а среди коммерческого транспорта этот показатель доходит до 70%.

«Можно иногда в центре Москвы встретить автомобиль, у которого из выхлопной трубы идет смрад! Почему никто их не штрафует? Я так понимаю, что ГИБДД сейчас не до этого, они озабочены снижением смертей на дорогах. Но ведь слушайте, едет такой джихад-мобиль! Что за ерунда? Как правило, они возят рабочих из иностранных государств. Можете каким-то образом такие машины отлавливать в Москве?» — возмущен замминистра.

Поэтому Морозов предложил Москве попробовать оперативно отлавливать такого рода транспорт.

«Давайте мы вас оснастим приборами: вы его остановили и тут же засунули в выхлопную трубу, нажал педаль газа… Главное при этом самому быть в противогазе. Замерил и конфисковал. Так нельзя? Мы можем такое решение с вами сделать? Я еду на машине, передо мной едет исчадие ада. Я могу взять сфотографировать и отправить куда-то, чтобы его поймали на следующем перекрестке? Он пока за день проедет, он всех животных в округе отравит! Ребята, это же кошмар! Надо показать пример какого-то оперативного реагирования. Я не представляю картину, чтобы в Стокгольме такая машина проехала больше квартала», — считает замминистра.

Также Морозов полагает, что надо запустить льготную программу обновления автопарка как у физлиц, так и среди малого и среднего бизнеса. В связи с этим он считает, что часть денег на это можно было бы перенаправить из нацпроекта «Экология».

«Это бы улучшило экологию крупных городов и в целом России и создало бы спрос на продукцию отечественной промышленности. Надо запустить проект, одинаково выгодный как экологии, так и экономике», — уверен он.

Кроме того, замминистра предложил подумать над универсальной оценкой экологичности конкретных видов транспорта, чтобы потом использовать этот коэффициент в различных мерах поддержки.