ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ РАССЧИТЫВАЮТ СНИЗИТЬ НЕГАТИВНОЕ АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРИРОДУ К 2020 ГОДУ В 2,5 РАЗА. В ЧИСЛЕ ИНСТРУМЕНТОВ – ВОЗВРАЩЕНИЕ СТЕКЛОТАРЫ ПО МОДЕЛИ СОВЕТСКИХ МАГАЗИНОВ

Регионы получат право формировать для компаний и индивидуальных предпринимателей лимиты на образование отходов производства. Кроме того, региональные власти смогут утверждать, как в советские времена, порядок приема тары, пригодной для многоразового использования. Принимать тару обяжут производителей напитков и алкоголя или продавцов. С этой целью вводится залоговая стоимость товара. Такие поправки подготовило министерство природных ресурсов и экологии России в действующий закон «Об отходах производства и потребления». В поправках разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».

НАЗНАЧИТЬ ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА МУСОР

6 июня исполнится год, как президент РФ поручил правительству довести до ума действующий с 1998 года закон «Об отходах производства и потребления». В поручении ставилось две задачи, требующих решения. Во-первых, создать экономические стимулы для уменьшения количества отходов. Во-вторых, вовлечение отходов в хозяйственный оборот.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что действующие правовые нормы носят «ограничительный и запретительный характер», но проблему отходов не решают. Отсутствуют экономические стимулы для вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья для переработки.

Подготовить необходимые поправки было поручено минприроды России. Министерство поручение выполнило. Сейчас поправки проходят межведомственные согласования перед внесением на рассмотрение в Госдуму.

Суть поправок – в расширении полномочий регионов. В региональных программах социально-экономического развития будут прописываться прогнозные показатели по сокращению отходов, направляемых на захоронение. За регионами закрепляются полномочия по установлению нормативов и лимитов отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную деятельность. Вводится ответственность производителей и импортеров за переработку и утилизацию продукции и упаковки.

«Субъектам РФ предоставляется право утверждать порядок приема производителем и (или) продавцом тары, пригодной для многоразового использования, и оплаты ее залоговой стоимости», - говорится в пояснительной записке.

Эти поправки не новы, признают авторы законопроекта. В том или ином виде они прописаны в действующем законодательстве. Но оказались не рабочими. Принципиальное новшество – залоговая стоимость. Через этот механизм власти надеются вытащить Россию из мусорной ямы. По экспертным оценкам, в России на душу населения в год в среднем приходится около 50 кг. упаковки. При этом в крупных городах около 30 - 60 % общего объема твердых бытовых отходов составляют упаковочные отходы.

ЗАЛОГОВАЯ СТОИМОСТЬ

Залоговая стоимость на упаковку возвращается производителю в случае сдачи использованной упаковки на переработку. Введение залоговой стоимости означает для производителей продуктов питания и напитков обязанность перерабатывать использованные банки, бутылки, коробки и прочую упаковку в новую тару. Производители, естественно, будут против, так как им придется потратиться на установку автоматов по приему тары или пунктов приема и доставку тары на завод. В советское время залоговая стоимость бутылки достигала тридцати процентов стоимости товара и действовала разветвленная сеть приемных пунктов.

В 2002 году была попытка принять закон "Об упаковке и упаковочных отходах", который определял бы правовые основы сбора, транспортировки, переработки, утилизации и ликвидации упаковочных отходов. Законопроект так и не был принят. Дело в том, что введение залоговой стоимости приводит к удорожанию товара, что неизбежно отразится на прибыли компаний. Сейчас компании-производители получают огромные прибыли, не платя за утилизацию тары.

В Израиле залоговые цены на бутылки были введены 10 лет назад, причем первоначально эта цена составляла 25 агорот, но затем была поднята до 30-ти, чтобы сподвигнуть население на сдачу пустой посуды. Сегодня в Израиле возвращается 420 млн. бутылок из 700 млн., продаваемых ежегодно. При этом бутылки емкостью более одного литра по-прежнему не имеют залоговой стоимости. Депутаты Кнессета стоят на страже интересов своих многодетных избирателей, закупающих напитки в более емкой таре.

Сейчас в Израиле обсуждается поправка, которая гласит, что потребитель, который не получил обратно залоговую стоимость бутылки, вправе получить через суд компенсацию в размере до 1800 шекелей. Считается, что эта мера защитит покупателей от произвола владельцев магазинов, которые не желают возвращать залоговую стоимость бутылки.

С 2003 года в ФРГ, по решению правительства, при покупке одноразовых пластиковых бутылок и жестяных банок – с пивом, минеральной водой и газированными напитками – покупатель обязан заплатить залоговую сумму. За каждую единицу тары, не подлежащей вторичной переработке, покупатель доплачивает 25 евроцентов, которые возвращаются при сдаче пустой пластиковой бутылки или жестяной банки в магазин. Залоговая стоимость стеклянной бутылки из-под пива составляет 8 евроцентов.

Эстонские власти хотят на треть повысить залоговую стоимость стеклянной, пластмассовой и металлической тары объемом более 0,5 литра с нынешних 0,06 евроцентов до 0,08 евроцентов. Стоимость тары объемом менее полулитра повысится с 0,03 до 0,04 евроцентов. С предложением повысить сумму залоговой стоимости тары выступило предприятие OÜ Eesti Pandipakend (EPP), в чьи задачи входит проведение сбора и вторичного использования упаковки, на которую установлен залог. Чем больше залоговая стоимость, тем активнее потребители сдают использованную тару. Соответственно, растет и процент ее повторного использования.

В России вторсырье никому не нужно. Хотя емкость рынка переработки тары, по данным заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Сергея Осадчего, российский рынок упаковки относится к 10 крупнейшим в мире, его оборот достигает $12,5 млрд.

Согласно данным консалтинговой компании Frost & Sullivan в 2009 году совокупная выручка российского рынка упаковки составила $1.2 млрд., а к 2016 году, по оценкам, достигнет $2,2 млрд.

Тарифы на утилизацию мусора постоянно растут, что способствует росту выручки. В 2010 году тарифы по регионам в среднем увеличились на 10%.

В ГЕРМАНИИ СТАВЯТ ПО ПЯТЬ КОНТЕЙНЕРОВ ДЛЯ МУСОРА

Проблема упирается не только в отсутствии системы залоговой тары. Необходимо создавать систему раздельного сбора мусора: из смешанного мусора технологически невозможно извлечь более 12% вторсырья. Надо приучить россиян сортировать мусор.

Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» член комитета Госдумы по собственности Алексей Плахотников, сортировать мусор можно по 14 наименованиям. В Германии возле домов стоят по пять контейнеров для каждого вида отходов: стекло, металл, пластик, бумага и дерево… Чем глубже сортировка, тем больше заинтересованных игроков появляется на рынке переработки.

В федеральном масштабе решить проблему, по мнению депутатов, может создание специального фонда экологической модернизации, из которого бы финансировались проекты по переработке мусора. Сегодня сбор и перевозка твердых бытовых отходов возложена на муниципальный уровень власти, но денег в бюджетах муниципальных образований нет. Неудивительно, что страна утопает в мусоре, поясняет депутат.

Фонд мог бы формироваться из штрафов за нарушение экологии, а также средств, которые будут заранее закладываться в стоимость тары на ее последующую утилизацию.

До 2001 года в России уже действовал экологический фонд. Но с принятием Налогового кодекса он, как и ряд других внебюджетных фондов, например дорожный, был ликвидирован. Власти сочли, что такого рода фонды работают не очень эффективно, а механизм расходования средств непрозрачен. Впрочем, дорожный фонд уже возродили.

Тимур Алтынов,
собкор «БИЗНЕС Online»
Москва