13 июня планируется официальное открытие генерального консульства Республики Узбекистан. К обязанностям приступает генконсул Узбекистана Фариддин Насриев (слева) Фото: president.tatar.ru

ЭТО ПОКА ПРОДОЛЖЕНИЕ «СВОЕГО ПУТИ» ИСЛАМА КАРИМОВА, НО ЖЕЛАНИЕ УЙТИ С КИЛЬВАТЕРА УЖЕ ЗАМЕТНО

Завтра произойдет важное событие, которое значительно повысит международный статус Казани и Татарстана. К пяти действующим генеральным консульствам и двум отделениям посольств зарубежных стран добавится еще одно — 13 июня планируется официальное открытие генерального консульства Республики Узбекистан. К обязанностям приступает генконсул Узбекистана Фариддин Насриев, назначенный на эту должность в октябре 2018 года.

Что это даст Татарстану, как будут развиваться дальше торгово-экономические отношения между дружественными регионами, какой исторический опыт нас связывает…

Если ознакомиться со стратегией внешней политики Узбекистана, то становятся ясны приоритеты страны на международной арене. На первом месте — государства Центральной Азии, на втором — Россия, на третьем — Китай, на четвертом — США, на пятом — страны ЕС. С РФ Узбекистан строит дружеские, но равноправные и равноудаленные связи. Это пока продолжение «своего пути» Ислама Каримова, но желание уйти с кильватера уже заметно. В РТ зачастили официальные делегации из Узбекистана по обмену опытом, наши чиновники, ученые, артисты — постоянные гости на дружеской земле данной страны.

О чем это говорит? На наш взгляд, лишь об одном — Узбекистан рассматривает Татарстан как хаб для проникновения на рынки Российской Федерации. И это вполне понятно и резонно. Во-первых, татары — близкий по языку и религии народ, легче договориться, найти общий язык. Во-вторых, РТ — это один из самых развитых и передовых регионов России: все новые веяния можно найти и почерпнуть здесь. Да и президент Татарстана на хорошем счету у Владимира Путина, есть поддержка, которая видна невооруженным глазом.  

ЛЮБОЙ ОБЫВАТЕЛЬ СКАЖЕТ: «НУ ВОТ, ТЕПЕРЬ К НАМ НАХЛЫНУТ МИГРАНТЫ»

Плохо это или хорошо, есть ли риски для нашей республики, страны в целом? Любой обыватель скажет: «Ну вот, теперь к нам нахлынут мигранты, их еще здесь не хватало!» Статистика говорит об обратном: если до последнего времени в России жили и работали от 4 до 6 млн трудовых мигрантов из Узбекистана, которые давали до 20% ВВП страны, то в последние годы их число неумолимо снизилось на четверть. Причиной тому служат ужесточение российских миграционных законов, ослабление рубля, надежды на светлое будущее у себя на родине на фоне проводимых новым президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиеевым широкомасштабных реформ. Сменились и векторы миграционных потоков: бывшие узбекские саши и вани теперь едут в Южную Корею, где платят лучше и нет бытовой ксенофобии. Обобщенные данные МВД по РТ говорят о том, что в республику за период с января по март 2019 года с целью работы въехали 15 737 иностранцев. Так что заявлять о миграционной опасности нет оснований.

А есть ли тогда основания говорить о проникновении к нам чуждой идеологии, религиозного экстремизма? В целом — нет. В Узбекистане исповедуют аналогичный нам суннитский ислам ханафитского толка. Ведется жесткая борьба на упреждение любых «измов». Отдельные случаи могут быть как там, так и здесь. Но все должно находиться в компетенции силовых структур, обязана вестись точеная работа. Огульных, необоснованных обвинений надо избегать, это идет во вред нашим отношениям.

УЗБЕКСКАЯ ЗЕМЛЯ ДАВАЛА КРОВ И ПИЩУ НАШИМ ЗЕМЛЯКАМ НЕ ТОЛЬКО В ПЕРИОД ГОЛОДА 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Выше уже было сказано, что Татарстан и Узбекистан связывают давние исторические связи. Да, это так, но история разная, неоднозначная. Всякое было, но хорошего больше. Узбекская земля давала кров и пищу нашим землякам не только в период голода 20-х годов XX века и Великой Отечественной войны, но и раньше, во времена насильственной христианизации еще в дореволюционное время.

Ислам начал проникновение на территорию современного Узбекистана в VIII веке. Примерно в это же время и исламизировались наши предки — волжские булгары. Хотя официальная дата принятия ислама — 922 год, когда в Булгар прибыло официальное посольство из Багдада. Конечно, ислам проник в Булгар из относительно близкой Средней Азии с торговцами и купцами, учеными и странствующими дервишами, но все же в то время она в геополитическом отношении значительно уступала мощному государству — Аббасидскому халифату, с которым дружить было выгодно во всех отношениях. Если де-факто источником исламизации являлась Средняя Азия, то де-юре им должно было стать сильное государство-лидер. Багдадское посольство двигалось в Булгар именно через Туркестан — видимо, в то время это был самый короткий и надежный путь. Следовательно, им пользовались и булгары, которые с торговыми целями (в том числе и в качестве посредников из Северной Европой) посещали Среднюю Азию и раньше. Они однозначно ориентировались на нее. Недаром первые булгарские монеты являлись подражаниями саманидскому чекану, вплоть до дат и центров чеканки (Бухара, Самарканд, Чач).

Что касается массового переселения предков татар на территорию нынешнего Узбекистана, то первая волна случилась сразу после завоевания Казанского ханства. Люди бежали от насильственной христианизации, ища прибежища у единоверцев. В просвещенный век Екатерины II, когда давление на ислам ослабло, множество татар были использованы в качестве посредников для торговли с восточными народами. Тогда и хлынула в Туркестан вторая волна наших предков. Это были купцы, толмачи, муллы и учителя из среды казанских татар. До середины XIX века в среде татарской молодежи считалось престижным получить образование в известных на весь мусульманский мир центрах богословского образования — Бухаре, Хиве, Самарканде. Например, выдающиеся татарские богословы и просветители Габденнасыр Курсави и Шигабутдин Марджани получили образование именно там. Всего ко времени русского завоевания Туркестана в середине XIX века там проживали около 5 тыс. татар. Вместе с русскими войсками пришли и они: офицеры, солдаты, переводчики, маркитанты — это была еще одна волна татарских переселенцев.

Известный российский востоковед, академик Василий Бартольд в своей работе «История культурной жизни Туркестана» (1927) писал, что именно татары еще до прихода русских научили местных выращивать картофель, познакомили жителей Туркестанского края с практикой ведения пчеловодства. Генерал-губернатор Туркестана фон Кауфман, высоко оценивая влияние татар на местное население, в 1871 году писал военному министру России: «Они, зная русские ремесла, служат хорошими проводниками знания в среде местных…»

Именно в это время в Туркестане развернулись татарские предприниматели, которые открывали хлопкоочистительные заводы, конефермы, торговые дома. Самым известным был крупный торговый дом братьев Яушевых.

Но позже, спохватившись и испугавшись заметного влияния татар на экономическую жизнь Туркестанского края, русское правительство перестало давать им разрешение на переселение, его получали только лица русского происхождения, православного вероисповедания. «Положение об управлении Туркестанского края» от 1887 года запрещало татарам приобретать и арендовать недвижимое имущество.

Если раньше они сами приезжали учиться в Туркестан, то с последней четверти XIX века стали открывать здесь так называемые новометодные, джадитские школы. Бартольд писал по этому поводу: «Создателями новометодных школ в Туркестанском крае, в том числе и женских, были исключительно татары, прибывшие из внутренних губерний России». Например, работающая по новым программам первая новометодная школа в Самарканде была открыта известным крымско-татарским просветителем Исмаилом Гаспринским на деньги оренбургского купца Гани Хусаинова.

Среди местного населения была популярна и передовая татарская пресса. Известный узбекский поэт Хамза Хакимзаде Ниязи рассказывал в своих воспоминаниях, как он с нетерпением ходил встречать почтовые поезда из Оренбурга, доставлявшие его любимые газету «Вакыт» и журнал «Шура». Он же говорил о Габдулле Тукае, оказавшем огромное влияние на его мировоззрение и творчество. Узбекский народный поэт Гафур Гулям писал  по этому поводу: «Мы бесконечно благодарны беззаветно преданным своему делу татарским просветителям, которые дали нам первый узбекский шрифт, первых наборщиков. С их помощью мы вступили в новый этап культурного развития. Первые учителя новой эры пришли к нам из Татарстана, первые учебники новой эры были напечатаны в Казани».

ЕСЛИ МУЖЧИН-ТАТАР В СРЕДНЕЙ АЗИИ ПОРОЙ И НЕДОЛЮБЛИВАЛИ, ТО ТАТАРКИ ВСЕГДА БЫЛИ В ПОЧЕТЕ

Однако не все было так однозначно. Местное население часто воспринимало татар как проводников и орудие российской имперской политики, недоверие только усилилось после жестокого подавления басмачества, в том числе руками красноармейцев из «татарских бригад» Михаила Фрунзе. Но публично приходилось говорить о просветительской миссии красных отрядов. «Они привезли с собой не только винтовки и пулеметы для борьбы с врагами революции. В их боевое снаряжение входили книги и газеты, лекции политработников, красноармейская художественная самодеятельность… Красноармейцы, командиры и политработники быстро усвоили язык местного населения, близкий к татарскому, что облегчило понимание друг друга», — писала газета «Андижанская правда» в 1969 году.

Если мужчин-татар в Средней Азии порой и недолюбливали, то татарки всегда были в почете. Немало среднеазиатских руководителей брали себе в жены татарок, они считались почти европейками по внешности и воспитанию, отличались более мягким, доброжелательным характером. Недавно стало известно, что после смерти супруги отец нынешнего президента Узбекистана Миромон женился на татарке. В этом браке родились единокровные брат и сестра Мирзиеева. Сам он заботился о мачехе вплоть до ее кончины в 2016-м.

По переписи 1989 года число татар в Узбекистане составляло 2,36% от общей численности населения, или 467,8 тыс. человек. Согласно данным на 2000-й — 324 тыс., на сегодняшний день точных сведений нет, называется цифра в районе 270–300 тыс. человек. Что касается торгово-экономических связей между Татарстаном и Узбекистаном, то здесь наблюдается явный рост год от года: в 2017-м внешнеторговый оборот составил $92,7 млн, что в 1,8 раза выше уровня 2016-го. По итогам 2018 года товарооборот увеличился до $146 миллионов. Но это, конечно же, капля в море в межгосударственных масштабах. Поэтому остается только приветствовать открытие консульства Узбекистана в Казани, которое придаст новый импульс в наших отношениях.