Спрос на безалкогольное пиво «Белый кремль» в Татарстане оказался выше, чем это планировали в АО «Татспиртром» (ТСП) Спрос на безалкогольное пиво «Белый кремль» в Татарстане оказался выше, чем это планировали в АО «Татспиртром» Фото: «БИЗНЕС Online»

«БРЕНД БЫЛ НЕ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТЕН»: «НУЛЕВКА» ЗАКОНЧИЛАСЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ ПЛАНИРОВАЛИ. ПРОДАВЦЫ В НЕДОУМЕНИИ

Спрос на безалкогольное пиво «Белый Кремль» в Татарстане оказался выше, чем это планировали в АО «Татспиртром» (ТСП). Если в небольших магазинчиках с трудом, но можно найти бутылочку «нулевки» из Чистополя, то в крупных сетях ее нехватку ощутили еще в конце апреля — начале мая. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в компании, с момента открытия завода в августе 2018 года безалкогольное пиво на нем варили дважды. Собственно, это было в момент пуска завода в августе прошлого года и в январе 2019-го.

«Бренд был не очень известен. Мы только вышли на рынок, и первую партию продавали до декабря месяца. А вот продажи продукции второго розлива с момента открытия завода выросли в два с половиной раза», — говорит руководитель пивного направления ТСП Алсу Хайруллина.

Высокий спрос на безалкогольное пиво в ТСП зафиксировали в марте — начале апреля. От месяца к месяцу он рос примерно на 50%. Но то, что было сварено, уже успели распродать до того, как начали варить третью партию.

«Произошло это из-за роста узнаваемости самого бренда, из-за того, что мы начали активно рекламировать безалкогольное пиво, вышли с наружной рекламой в крупных городах, провели ряд крупных маркетинговых мероприятий», — рассказала «БИЗНЕС Online» Хайруллина.

Процесс варки безалкогольного пива отличается от алкогольного. При его производстве используются специальные дрожжи, которые везут из Германии Процесс варки безалкогольного пива отличается от алкогольного. При его производстве используются специальные дрожжи, которые везут из Германии Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним, рекламная кампания пива «Белый Кремль» по выводу продукта в регионы РФ под слоганом #ЗахватиКремль вызвала неожиданный отклик в соцсетях. Что же до Татарстана, который остается ключевым регионом «Татспиртпрома», то здесь компания ориентируется на другую концепцию со слоганом «Разделите нашу гордость».

Казалось бы, в чем сложность-то? Ну сварите еще, это же не проблема! Однако процесс варки безалкогольного пива отличается от алкогольного. При его производстве используются специальные дрожжи, которые везут из Германии. Созревание специальных дрожжей с варкой составляет два месяца против 21 дня для алкогольного пива. На сегодняшний день новая партия «нулевки» находится в процессе созревания, и появится она в торговых сетях в середине июня — видимо, как раз к Red Bull Air Race, спонсором которого выступает ТСП.

РЫНОК БЕЗАЛКОГОЛЬНОГО ПИВА РАСТЕТ ЕЖЕГОДНО НА 25%, НО ЕГО ДОЛЯ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ — НЕ БОЛЕЕ 2%

По словам Хайруллиной, ежемесячная потребность Татарстана в безалкогольном пиве составляет 60–70 тыс. литров. Но доля «нулевки» в общем объеме продаж пива компании не столь высока — всего 1,5%. На рынке России безалкогольное пиво ТСП пока представлено не так широко, как на региональном уровне, но уже ведутся переговоры о выводе безалкогольной продукции на российский уровень.

Павел Шапкин: «По сравнению с другими брендами, я думаю, пиво «Белый кремль» выигрывает по качеству используемого сырья» Павел Шапкин: «По сравнению с другими брендами, я думаю, пиво «Белый Кремль» выигрывает по качеству используемого сырья» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На нашей стороне репутация надежного поставщика крепкой алкогольной продукции, она помогает развивать и пивной проект», — говорит Хайруллина.

Директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз оценивает планы ТСП как реальные, подчеркивая, что «Татспиртпром» — это мощнейшая сбытовая и производственная структура. «У них достаточно удачный бренд, плюс местное пиво выигрывает по качеству у федеральных компаний», — говорит эксперт.

По данным «ЦИФРРА», в целом на рынке России фиксируется рост потребления безалкогольного пива — только за прошлый год он прибавил 25%. С этим согласен и глава Центра алкогольной политики РФ Павел Шапкин.

«По сравнению с другими брендами, я думаю, пиво „Белый Кремль“ выигрывает по качеству используемого сырья, — оценивает Шапкин большой спрос на безалкогольное пиво ТСП. — Разница в 10 рублей в сравнении с массовыми брендами несущественна для любителей. А снижение стоимости многих брендов идет за счет понижения классического стандарта: использования муки, мальтозной патоки. Качественного пива вообще не так много, рынок не насыщен качественным продуктом, произведенным по традиционным технологиям».

Ежегодно в России продают 7 млрд тонн пива, из которых доля безалкогольного составляет по разным оценкам от 1% до 2%. Дробиз полагает, что, возможно, в перспективе «нулевка» займет и 3% российского рынка  пива. Но это его предел. 

На фоне роста продаж безалкогольного пива менеджеры ТСП в мае зафиксировали по республике снижение продаж крепкого алкоголя, особенно в сельской местности, чего раньше никогда не было На фоне роста продаж безалкогольного пива менеджеры ТСП в мае зафиксировали по республике снижение продаж крепкого алкоголя, особенно в сельской местности, чего раньше никогда не было Фото: ©Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

«СПРОС НА БЕЗАЛКОГОЛЬНОЕ ПИВО ДОСТАТОЧНО ОГРАНИЧЕННЫЙ. ПОЧЕМУ? ПОТОМУ ЧТО ЭТО НЕ ПИВО!»

На фоне роста продаж безалкогольного пива менеджеры ТСП в мае зафиксировали по республике снижение продаж крепкого алкоголя, особенно в сельской местности, чего раньше никогда не было. При этом вся Россия показывает увеличение.

«Пить алкогольную продукцию меньше не стали, — комментирует повышенный спрос на безалкогольное пиво ТСП руководитель пивной ассоциации РТ Ринат Акчурин, который, к слову, в минувшие выходные видел на полке в магазине безалкогольное пиво ТСП. — Если говорить о стоимости в сравнении с другими брендами, то правильно сваренное безалкогольное пиво получается дороже алкогольного».

Опрошенные эксперты отмечают, что для пивных компаний безалкогольное пиво — это чаще не диверсификация бизнеса, а скорее возможность рекламировать пивные алкогольные бренды под видом безалкогольного пива.

«На самом деле спрос на безалкогольное пиво достаточно ограниченный, — говорит Дробиз. — Почему? Потому что это не пиво! Пивом оно называется совершенно ошибочно. Этот продукт не конкурирует с пивом, он конкурирует с освежающими напитками: квасом, лимонадами, „Кока-колой“, поэтому спрос на него зависит от погодных условий. Ну, может быть, 10 процентов безалкогольного пива выпивают как альтернативу алкогольному».

В ТСП же считают, что безалкогольное пиво не конкурирует с газировкой, разве что в какой-то степени с квасом. «Безалкогольное пиво покупают те, кто любит вкус пива, но при этом старается вести здоровый образ жизни, — считает Хайруллина. — Оно в принципе полезно, позволяет поддерживать водно-солевой баланс в организме, его включают в рацион спортсменов в той же Германии, где культура пива развивается с VIII века».