Константин Иванов: «Пивовары дружат больше, чем повара, но коллективного влияния на происходящее нет» Константин Иванов: «Пивовары дружат больше, чем повара, но коллективного влияния на происходящее нет»

«ЗАКРЫТИЕ МАЛЫХ ПИВОВАРЕН РЫНОК НЕ ЗАМЕЧАЕТ»

— Константин, чем живет рынок пивоварения Татарстана? 

— В целом наблюдается стагнация рынка, а некоторые игроки и вовсе его покидают. Локальные дистрибьюторы больше не являются основными поставщиками пива, так как производители сейчас напрямую отгружают пиво в ретейл, а их рост (федеральные магазины у дома) продолжается до сих пор. Если говорить про местных дистрибьюторов и сравнивать с тем, что было лет 8 назад, то можно констатировать примерно двойное сокращение. Среди мини-пивоварен недавно ушел из наших рядов ресторан «Элефант», расположенный в центре города. Пивоварня законсервирована. На рынке б/у сейчас раз в два месяца можно встретить распродажи мини- или макропивоварен в результате банкротства. А вот самые активные игроки, которые варили по контракту, обзавелись собственными пивоварнями. 

— Рынок заметит уход такого игрока, как «Элефант»?

— С одной стороны, все малые пивоварни не особо значительные игроки и закрытие подобных точек рынок не ощущает. Так же без движения стоит пивоварня «Тинькофф». К заведению нет никакого интереса даже у самих владельцев, причем не первый год. 

— Почему?

— Видимо, потому, что потребление пива в Казани и России не увеличивается, хотя, по официальной статистике, рост по итогам 2018 года в РФ составил 4,1 процента. Возможно, он случился лишь потому, что государство начало больше контролировать уплату акцизов. Кроме того, более эффективно стала работать ЕГАИС. Поэтому данные скорректировались.

Опять-таки у транснациональных компаний продажи, скорее всего, не растут. Если кто-то говорит, что они в одном из кварталов увеличились, то это случилось исключительно за счет трех недель чемпионата мира по футболу – 2018 и очень жаркого лета. 

— Как небольшие производители реагируют на поведение рынка? Вы встречаетесь, ищите пути решения или вас устраивает текущее положение дел?

— Участники рынка между собой по этому вопросу не встречаются и усилия не объединяют. К сожалению, каждый сам за себя. С другой стороны, мы достаточно дружное сообщество, которое способно прийти на выручку друг другу и одолжить солод, дрожжи, если кому-то из нас они не поступили вовремя. Пивовары дружат больше, чем повара, но коллективного влияния на происходящее нет. 

«Учитывая все акцизы и налоги сделать литр пива дешевле 90 рублей почти невозможно» «Учитывая все акцизы и налоги, сделать литр пива дешевле 90 рублей почти невозможно»

— А как на счет культуры потребления? Есть какие-то позитивные изменения?

— Нет. Наши соотечественники в большинстве своем не понимают, что такое пиво. Недавно я встречался с четырьмя солидными мужчинами, которые, казалось бы, куда больше разбираются в напитках, чем молодежь. На протяжении двух часов я рассказывал им, что такое малые пивоварни и какой продукт они производят. Мы продегустировали 16 сортов пива, каждого по 40 граммов. На первых 10 они плевались. Но в итоге каждый из них нашел для себя один сорт, где было такое сочетание вкуса, которое прежде им не доводилось встречать. Теперь они точно знают, чем отличается пиво в пивоварнях от «разливаек». 

— Что вы называете «разливайками»? 

— Места розничной продажи, где литр пива стоит менее 90 рублей. Учитывая все акцизы и налоги, сделать литр пива дешевле 90 рублей почти невозможно. 

По информации из открытых источников, в Татарстане около 850 магазинов разливного пива, и из них 40 процентов не декларируют продажи пива и пивных напитков. А из тех, что декларируют, не отражают около 40 процентов реальных продаж. 

Все это говорит о том, что есть рынок скрытых пивоварен. Да, с ним пытается бороться союз пивоваров РТ, потому что их продукция идет в «разливайки».

— Кто может позволить себе реализовывать продукцию скрытых пивоварен?

— Большие игроки себе такого позволить не могут, малым пивоварням, которые дорожат своей репутацией, тоже невыгодно, да и смысла мало. Опять-таки продукт серого происхождения продать абы где нельзя. Поэтому встретить его чаще можно там, куда заходят люди, не имеющие представления, что такое пиво и из чего оно делается. Параллельно с этим растет количество точек разливного пива. Только у моего дома их пять штук открылось. И тут надо понимать две вещи: во-первых, некоторые «разливайки» не внушают доверия, во-вторых, если их закрыть, начнут торговать подпольно и тогда о качестве продукта точно говорить не придется.

«Наши соотечественники в большинстве своем не понимают, что такое пиво» «Наши соотечественники в большинстве своем не понимают, что такое пиво»

«ЗАПРЕТ ПИВА НА СТАДИОНАХ ПОРОЖДАЕТ ЖЕЛАНИЕ ОБОЙТИ ЗАКОН»

— Во многих странах популярны пивные фестивали. Как с этим у нас в республике? 

— Нам сначала надо культуру проведения самого фестиваля поднять на должный уровень. В этом году фестиваль пива совместно проводят местный игрок и ассоциация крафтовых пивоварен CraftDepot. Это придаст статусности мероприятию и, надеюсь, отразится на качестве и количестве участников. Например, в Москве, где организаторами выступают три пивоваренные компании, собираются под 100 живых участников, у нас пока более нескольких десятков я не видел. 

— Где проходит лучший пивной фестиваль в мире? С кого надо брать пример?

— На мой взгляд, лучший пивной фестиваль проводят в Америке, в Денвере. Последний раз там были 60 тысяч гостей, 4 тысячи сортов пива и 2 тысячи участников. Я был там и могу честно сказать, что это самый профессионально организованный фестиваль в мире! А я был на многих фестивалях. Да и качество пива в США на высоте. Чтобы выявить лучшие сорта, туда приезжают 276 судей из 13 стран. 

«Пиво продавали во время Чемпионата мира-2018. Получается, что три недели всем было все равно на здоровье?» «Пиво продавали во время чемпионата мира – 2018. Получается, что три недели всем было все равно на здоровье?»

— Участвовать могут только американцы?

— Нет, но изначально фестиваль был придуман для продвижения местных малых пивоварен. Я вообще считаю, что опыт США надо перенять не только в плане организации и проведения фестивалей, но и в отношении к пиву. Мне кажется, что стоит вернуть его на стадионы, как это реализовано тут. 

Знаю, что недавно вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила одному из российских СМИ, что она против возвращения пива на стадионы. Но в то же время его продавали во время чемпионата мира – 2018. Получается, что три недели всем было все равно на здоровье? Опять-таки в Америке на стадионах продают слабоалкогольное пиво. От его реализации получают выгоду все: государство — в виде налогов, производители — в виде прибыли, а зрители — в виде разнообразия. Все мы прекрасно понимаем, что в нашей стране любой подобный запрет лишь порождает желание обойти закон. Запретив продавать пиво на стадионах, мы получили лишь то, что многие проносят с собой что-то покрепче.