Создатель культового юмористического шоу «Реутов ТВ» и сценарист «Вечернего Урганта» Владимир Маркони Фото: Артем Дергунов

«В 2009 ГОДУ ДОПУСКАЛОСЬ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ — МЫ НЕ ОГЛЯДЫВАЛИСЬ НА ТО, О ЧЕМ ШУТИМ»

— Владимир, третий сезон шоу «Реутов ТВ», где вы с Сергеем Мезенцевым путешествовали по России, снимался в 2009–2010 годах. Если бы его создавали сейчас, что бы изменилось?

— Во-первых, у нас были липовые удостоверения и документы, согласно которым мы являлись не каналом 2×2, а серьезным ресурсом. Уже за этот подлог сейчас можно было бы привлечь как минимум к административной ответственности. Я уверен, что теперь шоу «Реутов ТВ» не вышло бы вообще. Все были бы привлечены к ответственности за оскорбление много чего, за провокационные, религиозные темы. Сейчас это шоу просто бы не получилось, а в то время допускалось гораздо больше, что дало импульс для карьеры. Мы не оглядывались на то, о чем шутим, что и как делаем, для чего. К тому же у нас тогда не было рефлексии, которая приходит с годами. Сейчас я уже муж и отец, у меня немножко другой взгляд на вещи. Не скажу, что я стал конформистом. У меня остались прежние представления о жизни, просто стало больше пунктов, которые забирают часть моей энергии. Но в настоящее время такое шоу просто бы не сложилось. А тем, кто смотрит сейчас «Реутов ТВ», хочу сказать: «Ребята, идет 2019 год, вы можете смотреть мое классное шоу Comment Out на YouTube — это очередная революция в юморе (шоу, в котором звезды российского шоу-бизнеса пишут своим коллегам провокационные комментарии в «Инстаграме» либо выполняют шуточные неприятные наказания, — прим. ред.)!» И так вся страна живет прошлым, зачем? Хотя бы пусть наши читатели поживут в настоящем.

— Но люди все равно продолжают ностальгировать — в комментариях под вашими видео и проектами Мезенцева часто пишут: «Скатились, верните „Реутов ТВ“, раньше было лучше и смешнее». Как вы на это реагируете?

— Насчет второго персонажа я абсолютно согласен, а я себе не изменяю вообще. И рубрики, которые веду в «Вечернем Урганте», вполне могли бы быть в «Реутов ТВ» — в этом полностью уверен. Ностальгировать по старым шоу… Мне кажется, мы, русские люди, очень с подобным перебарщиваем. У нас, конечно, ностальгирующая страна, и я это уважаю, но не разделяю. Раз пишут, значит, у них есть возможность это сказать. Многие оставляют комментарии для того, чтобы просто заявить о себе: «Я существую, я живу!» К такому отношусь замечательно, ведь люди следят, смотрят, высказывают свое мнение, точку зрения. Конечно, потом они подумают: «Я не прав, ведь у Володьки все классно, творчески развивается, растет, талантливый парень», — но постесняются подобное написать.

— А у вас самого нет ностальгии по «Реутов ТВ»?

— Это была прекрасная эра комедийного шоу. Но для меня все, что я делаю, — просто одна из ступеней в развитии. Не настраиваю себя на то, что буду все время ходить с микрофоном и задавать провокационные вопросы, ну нет...

— Некоторые по-прежнему ходят (отсылка к шоу Сергея Мезенцева «Сережа и Микрофон» прим. ред).

— Мне кажется, можно посмотреть на календарь и узнать, какой идет год, но можно оставаться и в том времени, для меня это приятно — никакой конкуренции.

— Вы еще общаетесь с Мезенцевым? Недавно вы записывали вместе выпуск «Лиги плохих шуток» (комедийное шоу на YouTube-канале Александра Гудкова «Чикен Карри»  прим. ред.), но он пока так и не вышел.

— Не знаю и не представляю, что с этим проектом: то ли у парней было что-то не то с камерами, то ли еще какие-то проблемы. Я больше сконцентрирован на своем шоу — это меня заводит. С Мезенцевым не общаюсь, но мы столько вместе снимали и делали шоу, что у меня ощущение, что не виделись час. И к тому же он… Нет, не общаемся. Наверное, из-за того что он не хочет называть меня папой, а просто говорит: «Любовник моей матери». Наверное, поэтому.

— Со стороны кажется, что ваши дороги разошлись, потому что вы пошли работать на федеральное ТВ, а он остался в соцсетях — на «независимых» площадках.

— Я успеваю находиться и на Первом канале, и на канале «Че», где делаю шоу «Шутники», и на YouTube записываю шоу с невероятными просмотрами, большое спасибо всем, кто их смотрит. Успеваю все и не ворочу нос, а доказываю действием свою пригодность.

«ЕСЛИ БЫ Я ПОНЕС ИДЕЮ COMMENT OUT НА ТЕЛЕКАНАЛ, ТО, Я УВЕРЕН, МЫ БЫ НЕ СНЯЛИ ЕГО ДО СИХ ПОР»

— Два года назад в интервью влогеру Тамирлану Дусенбаеву вы говорили, что YouTube — пройденный этап. Что поменялось в восприятии?

— Во-первых, когда у тебя появляется идея шоу, то ты им горишь и хочешь, чтобы его все увидели. Во-вторых, я пересмотрел свою позицию: YouTube — это тот же самый телевизор. Но если ТВ — это магазин, где на каждом канале, как на полочке, есть какие-то продукты, но количество полочек и продуктов ограничено, то Youtube — это бесконечный «Ашан», где куча полок и куча продуктов. И на одной из этих полочек — канале «Чикен Карри» — наш продукт пользуется популярностью и интересом. Что-то делать на ТВ оказалось гораздо дольше — там очень много согласований, переговоров, а YouTube — это максимально короткий путь к зрителю. Ты можешь сегодня записать шоу, смонтировать его и вечером выложить в эфир, а на ТВ куча продюсеров, рекламные бюджеты… На YouTube все решается гораздо быстрее. Так как у «Чикен Карри» есть кредит доверия, потому что мы классные, все получается довольно быстро. А если бы я понес идею Comment Out на телеканал, то, я уверен, мы бы не сняли его до сих пор, хотя идея появилась у меня еще прошлым летом.

— Реплики на телевидении проходят много согласований, но иногда кажется, что в «Вечернем Урганте» позволяют многое, что не допускают, например, в КВН.

— Я об этом часто размышлял. Все зависит от силы личности — то, что позволительно сказать Ивану, непозволительно произнести, условно говоря, ведущему программы на канале «Бобер ТВ», который строит скворечники из силоса. У Ивана есть его кредит доверия, все знают, что он острый на язык и у него есть своя позиция, которую он очень деликантно несет. Но все-таки шоу «Вечерний Ургант» не сатирическое и не политическое. Это не американские шоу на Comedy Central, где жестко высмеивают Дональда Трампа, это развлекательное шоу, чтобы люди после сложного трудового дня посмотрели телевизор, посмеялись и счастливые легли спать. А если в каждом монологе будет о том, что «как все плохо», «те подонки, а эти сволочи», засыпать потом будет несладко. Люди и так прекрасно знают, кто есть кто, им нужна возможность просто выдохнуть и классно провести эти полчаса у телевизора. Мне кажется, что «Вечерний Ургант» прекрасно выполняет данную функцию.

— Но тех же американских лейт-найтах иногда бывают довольно сатирические шутки.

— Там более лайтовые шутки, и если у кого-то есть что-то острое, то у Джимми Киммела. Все остальные развлекательные, смешные — пять самых крупных шоу разделили свою аудиторию. А у нас это единственное, монопольное шоу. Я думал: реально ли, чтобы в России появилось еще одно лейт-найт-шоу? Мне кажется, это довольно проблематично, потому что всего в России нужно в единичном экземпляре: Иван Ургант один, «Вечерний Ургант» один, КВН один, Гарик Харламов один.

— И Филипп Киркоров один.

— Да. Желающих много, но Филипп Киркоров один. Это условия игры, когда всего нужно по одному.

«ТЕБЯ ДОЛЖНО ЧТО-ТО СИЛЬНО БЕСИТЬ, ЧТОБЫ ТЫ МОГ ЭТО РАЗВЕРНУТЬ В КОМЕДИЙНУЮ СФЕРУ»

— Были какие-то шутки или рубрики, которые не выпустили в «Урганте»?

— Пока ты не снимешь и не сделаешь что-то, не поймешь, получится это или нет. У меня остались просто терабайты материала, который никуда не пошел. Главное — от этого не сдаваться, не опускать голову, не думать, что ты никчемный человек. А когда у тебя что-то не принимают, ты, разумеется, так думаешь. Вместо этого нужно аккумулировать в себе энергию, сказать: «Хорошо, можно подойти к этому с другой стороны». Некоторые рубрики я переснимал по несколько раз. Если вы имеете в виду «остренькие шуточки», я уверен, что что-то из подобного контента наверняка убирали. По каким формулировкам и причинам, я сказать не могу — у меня не тот уровень допуска. Не хочется тратить все свое время и силы на обдумывание того, почему убрали ту или иную шутку, я могу написать другую, которая легко войдет в программу. Переживать и рефлексировать из-за одной шутки глупо, ведь ты можешь написать их еще тысячу. А говорить: «Убирайтесь прочь, я не буду ничего делать из-за одной шутки», — по-моему, проявление слабости. Нужно играть вдолгую, на большую дистанцию.

— Одна из примеров спорной рубрики, которую все-таки пропустили в эфир, — «Красивые слова для прекрасных мужчин». Но выходит она редко.

— У меня есть много рубрик со сроком жизни, допустим, в полгода. Дальше они станут самоповторяющимися, в этом уже не будет ничего интересного. В какой-то момент я отказался от «Проверки на дорожках», потому что мы ударили током уже всех звезд на земле. Какой смысл идти по второму кругу? «Красивые слова для прекрасных мужчин» — ясная, понятная, очень остроумная и, как мне кажется, очень гуманистическая рубрика, потому что у всех складывается такое ощущение, что люди в России злые, агрессивные, особенно мужчины. А тут мы показываем, что на самом деле они очень классные, чуткие, смешные, иногда трогательные от стеснения и местами очень трепетные. Часто хочется подойти к ним и сказать: «Ты классный мужик, спасибо тебе большое!» Вот направлялся куда-то человек с каменным лицом, а ему сказали какую-то приятную фразу, с помощью которой обычно знакомятся с женщинами, например: «Мужик, мне кажется, что шел великан с красавцами и ты выпал из его мешка». И человек начинает улыбаться. В этот момент ты понимаешь, что сделал что-то хорошее, созидательное.

— Главное — все это говорится исключительно по-братски.

— Да, это оберег, который снимает с тебя любой вопрос. Если бы не было этой фразы, я бы связался с вами из Боткинской больницы. А так ты можешь подойти к человеку, поцеловать руку и сказать: «Все нормально, по-братски». Вообще, в моем юмористическом творчестве многие вещи появляются благодаря тому, что меня раздражает. Тебя должно что-то сильно бесить, чтобы ты мог это развернуть в комедийную сферу. Так и в данном случае — меня просто на аудиоуровне раздражала эта фраза «по-братски», я думал: сколько в ней всего гнусного! Ходил и на всех ругался, а потом меня осенило — она ведь объединяет многих мужчин и показывает, что ты мужик-мужик, но при этом у тебя есть какие-то чувства к человеку.

Другой пример: сейчас в «Вечернем Урганте» появилась рубрика «Обычные люди отвечают на вопросы звезд в „Инстаграме“». Меня тоже в какой-то момент подобное раздражало, я думал: да кто вы такие, зачем вы пишете всю эту гнусь? Когда видел фотографию известной девушки в купальнике с подписью: «Привет всем, я чуть не сгорела, как дела?» — представлял людей, которые работают на заводе (выплавляют сталь) и которым задают сей вопрос. Это действительно смешно: идет процесс, везде капли стали, все горит-дымит, мужики в саже снимают с себя забрало и отвечают на подобного рода вопросы.

«ЮМОР — ЭТО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОСКОРБЛЕНИЕ, СИЛЬНОЕ ИЛИ НЕСИЛЬНОЕ»

— Кроме «Вечернего Урганта» флагманом смелого юмора неожиданно стало шоу Comedy Woman — на него постоянно грозятся подать в суд из-за шуток, за которые извиняется весь канал «ТНТ». Почему так происходит, что с подобным делать?

— Это проблема не только России, но и всего мира. Каждый американский стендап-комик, начиная от Дэйва Шапелла и заканчивая Дагом Стенхоупом, выходит и в начале выступления говорит: «Я сейчас буду шутить, а завтра это будет в газетах и на утренних шоу, мне придется извиняться за то, что я говорю». Сейчас из-за широкого доступа к большому количеству информации любой человек может найти на что обидеться. У людей есть много свободного времени на обиду. Шуткам из Comedy Woman, на которые обижаются, по 7 лет! И в 2012 году эти шуточки легко проскользнули, потому что у людей даже не было мысли на такое обижаться. Сейчас же у каждого человека есть возможность сказать: «Это ущемляет меня и мои чувства», — и законодательство должно на подобное ответить. Я рассматриваю данный вопрос и как комик, и как законопослушный гражданин. Допустим, есть какой-то закон, человек этим законом воспользовался. Классно, закон работает. Но то, что он действует с такими уродливыми перекосами, конечно, оставляет много вопросов. И как комика, разумеется, меня это раздражает. Я все время жду, что даже в наше шоу Comment Out обратятся.

У меня было предложение для программы — в качестве наказания нужно было на своей странице в «Инстаграме» выложить фотографию Гитлера и подписать: «Я разделяю не все его идеи». То есть ничего конкретного не сказано: что человек разделяет, что нет, но мои компаньоны сказали, что это может обернуться для нас не самыми приятными последствиями. Лично для меня это шоу — прощупывание нашего времени, лакмусовая бумажка: что окей, что не окей, из-за чего будут проблемы. И для меня не существует каких-то ограничений в темах для шуток. Юмор должен быть провокативным — не только про котиков и собачек и про то, как все замечательно. Юмор — это в любом случае оскорбление, сильное или несильное. Я готов на многие вещи на YouTube, но к этому, оказывается, готовы далеко не все, в том числе и наши звезды, которые участвуют в различных шоу. Но надеюсь, что Comment Out выправит ситуацию и все будут ироничнее, оскорбляться никто не станет. Во всяком случае, пока на нас в суд никто не подавал, ждем!

— А почему вообще возникла такая ситуация в России и мире — все на всё оскорбляются?

— Мне кажется, что у людей накопилось много претензий ко всему, поэтому они стараются показать, что их что-то обидело и раздражает. Сильный человек обычно не обижается, а когда у гражданина есть ощущение, что ему постоянно что-то недодают, наступают на больную мозоль, тогда ему хочется покричать: «Вы меня оскорбили, обидели!» Мне кажется, что обижаться — слабость. И у этих слабых людей есть возможность рассказать всем о своей обиде. Приведу пример: допустим, делаете вы покупки в интернет-магазине. Мало кто напишет, что это замечательная площадка и все понравилось, обычно говорят, что не по душе пришлось. Просто сейчас об подобном можно заявить.

«В СТЕНДАПЕ ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ЗА МИНИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ДОБИТЬСЯ МАКСИМУМА АУДИТОРИИ»

— Есть ли в России смешные сериалы? Какие вы смотрите?

— Я недавно посмотрел «Домашний арест» — забавно, интересно. После этого глянул «Дом культуры» — на ту же самую тему, но в меня не попало. Много смешного есть в различных социальных сериалах. Комедийные сериалы… В России… Разумеется, «Воронины»! Во всем юмористическом творчестве я ориентируюсь на них!

— А как же «Счастливы вместе»?

— Конечно, я пересматриваю эти видеокассеты и стараюсь делать шоу Comment Out как минимум не хуже. Знаете, получается! Мне кажется, монополия комедийных сериалов сейчас у канала «ТНТ», где много мощностей создания сериалов. Их делают и другие каналы — «СТС» и так далее. Я уверен, что это смешно, просто немножко не для меня. Когда у меня будет больше детей и каких-то социальных нагрузок, то, возможно, я буду подобное смотреть. Номер один во всем рейтинге юмора — шоу «Шутники» на канале «ЧЕ». Потом идет все остальное.

Конечно, я стараюсь смотреть американские шоу, потому что наша индустрия постоянно догоняющая, все время хотим дать им ответ. А там просто делают классные шоу. Есть отличное шоу «Барри» с актером из Saturday Night Live Биллом Хейдером, отличный сериал «Портландия» с Фредом Армисоном. Ты понимаешь, что это какие-то американские реалии, сам их до конца не можешь прочувствовать, но все равно очень смешно. Из британских шоу я недавно посмотрел «Материнство» — там идеально показаны неловкости. Англичане же шутят в основном не шутками, а ситуациями. И там такие абсурдные, смешные ситуации, которые создают великолепное чувство неловкости. Конечно, я стараюсь смотреть стендапы, потому что там концентрация шуток, и лейт-найт-шоу, английские и американские. Наблюдаю за пионерами отрасли.

— У нас и в Казани недавно открылся первый стендап-клуб.

— Классно — там любой человек может за минимальное время добиться максимума аудитории. И если он хорош, то может сразу о себе заявить. Это раньше надо было долго принимать участие в программах КВН, только потом, после игры в телевизоре, у тебя появлялся возможность пробиться дальше. А тут у тебя уже есть шанс просто благодаря видеокамере в телефоне. То есть раньше ты долго шел к видеокамере, которая бы тебя показала, а в данном случае она у тебя уже есть.

— А русских стендаперов смотрите?

— Да, конечно. Мне симпатично то, что происходит на ТНТ. Мне нравится Нурлан Сабуров, Слава Комиссаренко, Витя Комаров — они смешные. Эти люди увлечены своим делом, они не стараются написать какой-то материал, чтобы поехать на гастроли, заработать денег и потом ничего не делать. Нет, они действительно тратят много времени и сил на это. Успех и гастроли тоже есть в их шкале ценностей, но, я надеюсь, на втором месте.

 «Если важные люди это читают: ребята, я открыт! Я адекватный парень, профессионал, со мной можно иметь дело» Фото: Артем Дергунов

«У НАС МНОГО НЕРАДОСТНЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ДУМАЮТ, ЧТО ВСЕ ГРУСТНО, СТРАННО»

— Раньше бытовало такое мнение, что в России слабый юмор, потому что русские не умеют над собой смеяться. Сейчас ситуация изменилась?

— Я об этом очень много думаю и рефлексирую. Придумывая рубрики для «Вечернего Урганта», ты понимаешь: сейчас выйдешь на улицу, там будет несчастливая женщина, ты с ней смешно поговоришь, кто-то скажет: «Да как вы можете?!» Есть такое американское шоу Billy on the street, где ведущий Билли Айкнер бегает по улице с микрофоном и быстро задает вопросы какой-то знаменитости. Однажды он подбежал к девушке на инвалидной коляске, она сказала: «О, привет, я знаю тебя!» Билли в ответ пошутил: «Не знал, что у Uber теперь есть и такая услуга!» Она посмеялась, все посмеялись и разошлись. Попробуй скажи такую шутку у нас! Однажды я на одном форуме-фестивале познакомился с парнем на инвалидной коляске, мы разговорились, в ходе беседы я сказал шуточку (получше, чем у Билли) и подумал: «Как же он среагирует, как мне сориентироваться?» Но в итоге было классно, смешно, мы посмеялись и потом позвали его на «Вечерний Ургант», потому что он спортсмен и очень крутой чувак.

Но вообще у людей в России много борьбы. Зарабатывая 20 тысяч рублей в месяц, человек вряд ли сможет иронично и легко относиться к себе и к жизни. Хотя на Кубе, зарабатывая 2 доллара в год, люди почему-то жизнерадостные. Возможно, дело в климате и еще каких-то условиях. А у нас много нерадостных людей, которые думают, что все грустно, странно. Но я считаю, что дозы иронии и самоиронии постепенно будут смягчать даже не самые счастливые моменты.

— У вас очень оптимистичный взгляд…

— Быть оптимистом — это серьезный труд. Можно негативить, говорить, что все бесит, но жизнь же одна. Я не хочу провести ее в размышлениях о том, что все чудовищно, кругом катастрофа и все тлен. Я думал, какой путь выбрать в жизни, и понял, что такой мне не нравится. Я стараюсь наслаждаться по максимуму. И конечно, чтобы быть оптимистом, нужно над этим очень много работать. Быть засранцем легко, а улыбчивым, счастливым человеком — труднее: в этом сила характера.

— Есть идея своего шоу на Первом канале?

— Я прошел много кастингов, написал различные шоу, снял для разных каналов, интернет-монополистов и соцсетей пилоты. И они все еще лежат на полках и ждут своего звездного часа либо полного забвения. Работа идет все время. Я бы лукавил, если бы сказал: «Не хочу, меня это не интересует». Разумеется, я об этом мечтаю, но одновременно получаю невероятное удовольствие от того, что я могу делать то, что мне хочется, в другом месте. Телевидение — это не монополия творчества, есть много площадок, где можно себя реализовать и иметь большой успех и уважение. В итоге тебя пригласят на форум «Наш Татарстан — территория возможностей», что тоже ценно и важно.

— А в каком формате хотелось бы делать свое шоу?

— Недавно одна из компаний, которая производит программы для Первого канала, предложила мне поучаствовать в создании околополитического шоу. Но там в основном обсуждают политику, а юмору остается меньше места. А мне бы хотелось 73 на 13 процентов — это соотношение, точно выверенное в специальной лаборатории юмора и политики. Продолжаю работать в «Вечернем Урганте», я на своем месте и уверен, что мое развитие продолжается. Как творческая единица набираю опыт, вес, не стою на месте. Если важные люди это читают: ребята, я открыт! Я адекватный парень, профессионал, со мной можно иметь дело.