Все последние годы Леонид Данилович был постоянным экспертом «БИЗНЕС Online» и всегда охотно отвечал на наши вопросы по самым злободневным темам. Сегодня мы публикуем избранные цитаты Все последние годы Леонид Данилович был постоянным экспертом «БИЗНЕС Online» и всегда охотно отвечал на наши вопросы по самым злободневным темам. Сегодня мы публикуем избранные цитаты

О своем первом дне в Набережных Челнах в январе 1970 ГОДА

— Меня и комиссара БКД Бауманского района пригласили в обком комсомола и велели ехать в Челны. 6 января 1970 года мы приехали. Нас было таких 25 человек, и все по разным направлениям: кто парикмахер, кто повар. Раис Киямович (Беляев — прим. ред.) заранее все подробно расписал, кто должен был приехать. Нас привезли на улицу Центральную. Там горела одна лампочка и стоял Раис Киямович — нас ждал. И сразу же обозначил задачу: 10 января должны выйти на дежурство первые члены БКД. Вазых Мавликов — знаменитый бригадир, был избран комиссаром БКД, командиром стал первый секретарь горкома комсомола Валерий Кузьмин, и 10-го мы вышли на дежурство. Раис Киямович каждую неделю спрашивал за работу БКД. Я могу вам точно сказать, что без БКД общественного порядка в городе бы не было. Через БКД прошли 11 тысяч человек. И никто на скамью подсудимых не попал. Это подвиг Раиса Беляева. 


Что привлекло в БКД?

 — Прямо скажем, БКД заинтересовался еще и потому, что в чужом городе хочется общения. Я пошел и сразу понял — настоящее братство! Не думайте, что это громкие слова, тоска по прошлому! Так оно и было: дружба, искреннее внимание друг к другу, постоянная готовность помочь. И было настоящее желание бороться с несправедливостью. 


Как погиб Артем Айдинов?

— У нас попросил помощи студент КХТИ, которого преследовала шпана. Договорились, что вечером выйдем из общежития двумя группами на дежурство в те места, где его подлавливают. А они его раньше поймали и начали бить. Но тут подоспели мы. Двое хулиганов — в темный двор. Потом все произошло очень быстро. Артем первым нагнал их, и его пырнули. Подбежал я, приложил одного хорошо — все-таки боксер, — но почувствовал, что он и меня достал ножом. Метил в печень, но повезло — мама незадолго до этого прошила порванный карман куртки суровыми нитками, и нож со шва соскользнул… Артема спасти не удалось, а меня без сознания отвезли в больницу, где сделали операцию. Спасибо подоспевшему участковому Рифу Хайрутдиновичу Муратову, он организовал и задержание преступников — Анатолия Савченкова по кличке «Макар» и Виктора Ермолаева — «Бычка». Позже первого приговорили к расстрелу, второму дали тринадцать лет. На суде их дружки в спину шипели: «Ты у нас доходишься». Но прилюдно никто и пикнуть не смел. Настроение было… Гроб с Артемом от первого здания КАИ в аэропорт провожало чуть ли не полгорода. Наверное, никогда такой процессии не было. В Москве его встречали московские студенты. Похоронили Артема в Тбилиси… А что началось в институте! Всех словно перевернуло. Сотнями приходили с просьбой принять в БКД — не только студенты КАИ, но и других вузов, школьники, рабочие. Дружина сразу увеличилась на тысячу человек, и так продолжалось не один год. 


О Раисе Киямовиче Беляеве

— Мало я знал руководителей, которые, как он, находили «штучный» подход к любому работнику. Одного он вдохновлял, да так, что тот с энтузиазмом «двигал горы», с другим был предельно ласков, третьему ставил задачу, назначал сроки и очень жестко контролировал. Не скажу, что выпестованная им команда была идеальной, но она успешно решала очень серьезные задачи. Так было и в Бауманском районе, и впоследствии в Набережных Челнах. И еще: несмотря на то что Беляев был противником силовых решений и жестких наказаний, он никому и никогда не прощал неисполнительности. Он умел по-мужски хранить тайну, не используя, как некоторые, негативную информацию в нужный момент. «Погладить против шерсти», конечно, мог, но никогда — подло: это было не в его натуре.

Для Беляева было характерно не проходить мимо мелочей — в строительстве ли, в охране порядка, в организации быта, выстраивании человеческих отношений. Раис Киямович добивался не только того, чтобы, допустим, стояла столовая, но и чтобы у входа в здания были мойки для сапог, чтобы в общежитиях царили уют и порядок. При этом он, как компьютер, моментально просчитывал возможности работников, отвечающих за каждое направление, и требовал с них по полной программе. Таков был его стиль. 


Зачем каждый год организовывать конкурс водительского мастерства?

— Сегодня за рулем наших автопоездов сидят люди, возраст которых 45 лет и старше. Если ничего не менять, лет через пять нам придется приглашать китайцев.


Что даст экономике Татарстана возвращение к вексельным расчетам?

— Я с векселями не работаю, потому что, называя все одним словом, это кормушка. Знаем, уже проходили. Так называемые откаты родились как раз на вексельной основе. Президент России и президент Татарстана говорят о борьбе с коррупцией. А вексельные операции — это хорошая среда для развития коррупции, в которой будут искать всякие лазейки. Если бы я получил вексель, и, обналичив его через месяц, пошел работать дальше, было бы здорово. Но когда шесть месяцев и дисконт 30%?! Это же всю прибыль надо отдавать! Снова банки будут жировать, а производители — страдать. 


О весеннем закрытии дорог 

— Складывается впечатление, что служащие некоторых государственных структур не внимательно изучили неоднократные выступления президента Татарстана Рустама Минниханова о поддержке местных товаропроизводителей, развитии малого и среднего бизнеса в республике. Иначе как понимать очередное ограничение–закрытие дорог? Автотранспортная отрасль сегодня обеспечивает всем необходимым сотни тысяч жителей республики. Как сейчас можно закрывать на месяц дороги? Цены на топливо, масло, запчасти — повысились. Лизинговые компании, в том числе и в Татарстане, мягко говоря, озверели. А если транспортные компании не заработают денег, из чего они будут платить? Заранее завезти грузы, как предлагает нам министерство транспорта, невозможно. Есть предприятия, которые производят продукцию, которая непрерывно поступает к ним на склад. Эту продукцию уже ждут другие предприятия и так далее. Сейчас идет борьба за рынок, за то, чтобы реализовать эту продукцию. Что будет, если произойдет такое непродуманное ограничение проезда по дорогам, учитывая финансовый кризис? Сейчас все работают «с колес»: если привезем заранее — скандал, позже — тоже скандал, нужно завозить вовремя. Это и называется логистикой — оптимизацией складских и транспортных затрат.

«Автотранспортная отрасль сегодня обеспечивает всем необходимым сотни тысяч жителей республики. Как сейчас можно закрывать на месяц дороги?»

***

— С учетом огромных размеров России весенняя распутица продолжается три месяца, то есть практически 25 процентов рабочего времени в год автоперевозчики внутри страны не могут работать. 

Ну какая отрасль выдержит, если четверть времени она будет стоять? А мы выдерживаем! В вопросе весеннего закрытия дорог для грузового транспорта так же, как и в случае с весовым контролем, должна быть выработана единая система по стране, а не придумываемая в каждом регионе. Тогда, возможно, скорость перемещения груза у нас будет если не 1400, то хотя бы 600–700 километров в сутки». 


О постановлении Росавтодора о запрете передвижения грузовиков в ЖАРУ

— Почему в Египте или в Израиле и в 60 градусов все едут, а у нас в 32 градуса всё останавливают? Я вообще считаю, что надо лет на пять объявлять мораторий на эти весенние закрытия дорог. Чтобы минтранс России и Росавтодор занялись строительством хороших, современных дорог. Они эти постановления принимают необдуманно, ни с кем не советуясь. Росавтодор — это вредители для российского производителя. Им надо думать о том, чтобы предприятиям, которые имеют непрерывный производственный цикл, были бы созданы условия для нормальной работы, а не наоборот. 


О возможном введении систем «Платон» для малотоннажной техники

— Это просто унижение отрасли автомобильных грузоперевозок, я считаю. Я не знаю, что за провокатор все эти инициативы выдвигает. Но это точно провокатор, который сидит и думает, как убить автомобильные грузовые перевозки в стране. Теперь уже и малотоннажные.

«Платон» делает прогноз, что в этом году соберет с перевозчиков 20 миллиардов рублей. А я считал, что по году при нормальной работе этой системы они должны были собрать 400 миллиардов! Вообще-то это маразм и глупость, если они еще и с этой инициативой выйдут. Тогда надо просто поставить знаки на дорогах — движение автомобильного транспорта запрещено. И разрешить по ним ездить только одному министру Соколову. Владимир Владимирович Путин недавно выступал перед участниками «Общероссийского народного фронта» и говорил, что государство будет всемерно помогать малому и среднему бизнесу. А министр не хочет выполнять поручения президента. Так, получается?


О ПРОДЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ЛЬГОТНОГО РЕЖИМА СИСТЕМЫ «ПЛАТОН»

— Я считаю, что тот факт, что льготный тариф, пусть и подорожавший на 25 процентов, продолжит пока действовать, говорит о том, что дальнобойщиками одержана хоть и локальная, но победа. До сведения руководства страны все-таки удалось довести, что в области грузовых автотранспортных перевозок очень много проблем. Главное, на мой взгляд, в сегодняшнем решении правительства в том, что нас, грузоперевозчиков, услышали. А что будет дальше? Как говорится, поживем — увидим. Инициативная группа выступала за то, чтобы 27 марта все дальнобойщики страны присоединились ко всероссийской забастовке и чтобы все, кто выступает против «Платона» и против повышения тарифа «Платона», в этот день уходили от загрузок по всей стране. Эту информацию, видимо, довели до руководства страны, и там сориентировались, что надо что-то делать, чтобы исключить подобный сценарий развития событий. Но я считаю, что разговаривать языком ультиматумов неправильно. Нужно разговаривать с правительством, слушать их аргументацию, доводить до них свою позицию, искать варианты, подключать депутатов… Ведь от того, что мы будем стоять, хуже будет только нам самим. Вместо нас на загрузку приедут другие. И кто от этого выиграет?

Радует, что Медведев услышал наши доводы. Многие представители нашей отрасли писали ему письма с предложениями, что тот, кто больше ездит, тот и скидки большие должен получать. Как в магазине: чем больше покупаешь, тем больше скидка. Надо рассматривать эти вопросы тоже.

«Платон» делает прогноз, что в этом году соберет с перевозчиков 20 миллиардов рублей. А я считал, что по году при нормальной работе этой системы они должны были собрать 400 миллиардов!» «Платон» делает прогноз, что в этом году соберет с перевозчиков 20 миллиардов рублей. А я считал, что по году при нормальной работе этой системы они должны были собрать 400 миллиардов!»


О приоритетах в работе антимонопольной службы

— Я две недели назад был в Москве у своих знакомых, в одной приличной интеллигентной семье. Они голодные, холодные и униженные. И вот у них были деньги, как они мне сказали, порядка 200 тысяч рублей. Они услышали про этот МММ и положили туда деньги. И получили за три месяца 165 процентов. Они говорят, вот мы сейчас еще вложим. Я им говорю, вы остановитесь, книги купите, покушать пускай у вас будет, обои в квартире лучше поменяйте, не надо играть в эти игры! Даже Мавроди сейчас сам говорит, — не кладите деньги! Думаю, что еще с полгода эта российская касса взаимопомощи для дураков, может быть, и проработает, а потом ведь надо же будет откуда-то деньги брать, а их не будет. Я конкретно видел эту семью, и я бы людей хотел огородить от этого дела. Мавроди — это плохо, все, что связано с быстрыми деньгами, — это все блеф, их надо зарабатывать, халявных денег не бывает.

А что касается УФАС, то я считаю, что антимонопольщики должны, в первую очередь, разруливать вопросы с ценообразованием в электроэнергетике и в поставках автомобильного топлива. Они же вздуты, мы очень сильно зависим от этих монополий. 


О конкуренции с иностранными транспортными компаниями

— У меня конкурентов нет, у меня есть компаньоны. Иностранцы, те же самые немцы к нам уже практически не ездят. Зачем им наши морозы, убитые дороги, проблемы с отсутствием ремонтной базы,  сервисом? Ездят только латыши и белорусы.  «Батька» говорит, вот мол, мы братья, надо помогать, покупать МАЗы, а сам у себя создал условия для приобретения иномарок. Вот вы видели у нас хоть один МАЗ с белорусскими номерами? Нет? Я тоже не видел… (смеется). Рынок транспортных услуг приносит результат, когда ты работаешь системно, четко, никого не подводишь, не привозишь бой, не привозишь брак, работаешь в рамках своей ответственности. 


О злоупотреблениях на постах весового контроля

— Я понимаю, что на дорогах не должны ездить грузовики с грузом под 45 тонн. Но ведь бывают разные ситуации…  Вот посмотрите опять же, депутаты приняли КоАП, где наказание на предприятие может доходить до 400 тысяч рублей! Если бы в Госдуме хоть один профессионал сидел, никогда такого закона не приняли бы! Да, наказывать надо, но не так же! Представьте, транспортная компания, в автопарке которой два автопоезда и водитель одной  перегрузил автомобиль. После такого штрафа можно закрываться сразу! Или вот случай, ехал водитель из Красноярска, у него груз сместился, естественно на посту весы показали перегруз. А где в пути он его может подправить? Он автоматически подпадает под штрафные санкции.

Дорога — это сложный механизм и нам хотелось бы, чтобы наши водители работали в комфортных условиях. А когда начинаются проблемы на постах весового контроля, на постах ГАИ, он же начинает нервничать. Представьте, что такой, весь на нервах водитель сидит за рулем 38-тонного автопоезда… Что может произойти?

***

— Сегодня стационарные пункты, на которых производится весовой контроль грузовиков, осуществляющих грузовые перевозки, на федеральных трассах организуются федеральной службой по надзору в сфере транспорта по согласованию с МВД России. А указанные пункты на других автомобильных дорогах организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области дорожного хозяйства по согласованию с территориальными органами МВД РФ на региональном уровне. Общего положения о стационарных постах, вопреки постановлению правительства РФ № 1079 от 22.09.1999 года, нет, а это приводит к тому, что в разных регионах весовой контроль осуществляют разные организации, действуя каждая — по своему усмотрению. Как результат — узаконенная коррупция: нервозная обстановка на дорогах, поборы, вымогательство наличных денежных средств у водителей; постановка на штрафстоянки на длительное время, что ведет к нарушению договорных обязательств со стороны перевозчиков и применению к ним контрагентами значительных штрафных санкций, расторжению контрактов. А самое главное — деньги, которые должен получать бюджет, присваивают мздоимцы. Считаем, что такое положение вещей необходимо немедленно прекратить, разработать единое для всех регионов положение о стационарных постах, предусмотрев обязательность оплаты только в безналичном порядке после оформления актов и протоколов о допущенном нарушении, водитель с транспортным средством должен быть отпущен, без постановки на штрафстоянку. Кроме того, необходимо разработать положение о допусках, установить «вилку» — то есть предельно допустимые погрешности, которые должны быть также одинаковыми на всей территории страны.

***

— Необходимо переходить на автоматизированную систему взвешивания, чтобы не было контакта водителя и проверяющего. Приехал, взвесился — и никаких проблем. Если есть нарушение — держи квитанцию и поезжай дальше. Тогда все будет происходить без простоев. 


О потере заказчиков

— Бывает так, что компании, обычно московские, перекупают какую-нибудь фирму по производству, допустим, металла и ставят туда своего транспортного оператора, выдавливая того, кто с этой компанией давно уже работал. Я, честно говоря, никогда не жалел о том, что кто-то ушел. Мы в любом случае продолжаем со всеми работать. Кто-то ушел, кто-то пришел, потому что мы свою работу делаем профессионально, поэтому к нам и идут. Кто-то производит, кто-то торгует, мы возим, какие бы кризисы не приходили.


Про общественную работу

— Мне нравится работать с людьми. С нормальными людьми. К сожалению, бывают ненормальные. Иногда, некоторые, увидев деньги, теряют разум. К большому сожалению. 


О весеннем закрытии дорог

— Кто-нибудь подсчитал, сколько республика сберегает, закрывая дороги, а сколько теряет?.. Кто для кого создан: дороги для нас или мы для дорог?! «Клерки», которые пишут такие приказы, далеки от реальной ситуации на транспорте. Президент стран говорит, что надо бороться с коррупцией, надо помогать малому и среднему бизнесу, а клерки, которые сидят в минтранспорте, Роставтодоре не понимают, что росчерком пера ставят преграду послекризисной экономике России. Не может быть такого, что мы весь год ездим по дорогам, а за один месяц убьем их. И я не думаю, что деньги, которые мы вынуждены будем платить, пойдут на восстановление дорог. Я считаю как раз, что эти деньги на дороги не пойдут вообще! 


О выдвижениях предпринимателей в депутаты ГосдумЫ

— Мне кажется, что бизнес идет в Госдуму потому, что видит, какие депутаты сейчас — они же дальше разговоров о бизнесе не идут. Предприниматели же реально имеют огромную школу борьбы за выживание, школу борьбы с чиновничьим беспределом, школу взаимодействия с банковскими делами, со страховыми проблемами. Бизнесмены более подготовлены.

Сегодня на словах все депутаты за, а малым и средним бизнесом фактически никто не занимается. Поэтому этот состав Госдумы меня не устраивает. Но он не устраивает и Путина. Поэтому «Народный фронт», может быть, и обязан создать альтернативу партии власти. Они там ловко все устроились, а нам нужны люди, которые болеют за государство, за предпринимателей.

«Какой из Когогина предприниматель? Он руководитель новой формации. Вот тот, кто с нуля сделал бизнес на производстве запчастей, — вон он предприниматель»

Было бы мне лет 40, сам бы избирался в Госдуму. Но, так как я возрастной человек, буду помогать тем, кого считаю нужным, кто знает, как зарабатывать деньги, как надо их вкладывать. Ведь предприниматель предпринимателю рознь. Нельзя сравнивать предпринимателя, занимающегося запасными частями, и Сергея Когогина. Какой из Когогина предприниматель? Он руководитель новой формации. Вот тот, кто с нуля сделал бизнес на производстве запчастей, — вон он предприниматель. 


О съезде предпринимателей РТ

— Съезд предпринимателей? А кто выбирал туда делегатов? Я о нем даже не слышал! В нашей ассоциации 520 компаний, есть серьезные люди, кандидаты наук. Мы могли бы на съезде задать серьезные вопросы. Но, видимо, этого как раз и побоялись, вот и не позвали нас. Обстановка в РТ хорошая, но многое зависит от Москвы и депутатов Госдумы РФ. Вот идет сейчас подготовка к выборам, и о ценах на топливо забыли. Тогда как они растут. Кто должен влиять на это? Вы посмотрите, что делается. Многие чиновники сегодня заняты вместо этого выборными делами. А топливо составляет в нашем бизнесе от 35 до 45 процентов себестоимости.

Чтобы «вылечить» конкретные проблемы МСБ вообще, по-моему, банки должны получить серьезные дотации и уменьшить ставку кредитных ресурсов. Надо как-то решать непонятный вопрос с лизинговыми компаниями. Импортные машины, собирающиеся у нас, стоят дороже завозимых из-за рубежа. Чиновники должны уметь слушать и слышать. Президенту РТ должны докладывать реальную обстановку, и работать в правительстве РТ должны болеющие за бизнес люди. Я на съезд не поеду. Если кому-то для галочки он нужен, пусть проводит… 


О ВЫДАЧЕ СПЕЦРАЗРЕШЕНИЙ НА ПРОЕЗД ПО ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ

— Наше обращение в федеральное дорожное агентство «Росавтодор» о необходимости упрощения порядка выдачи спецразрешений привело лишь к получению формальной отписки: «…Перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов автомобильным транспортом относится к исключительным способам перевозки грузов и не должна носить массового характера». И это в то время, когда руководством страны инициирован процесс развития с применением нанотехнологий во всех сферах, разработка новых месторождений, развитие портовых комплексов, прокладка крупных трубопроводов и, наконец, олимпийская стройка в Сочи, объекты Универсиады… Все это приводит к увеличению спроса на перевозки спецтехникой, крупный металлопрокат, оборудования, то есть перевозку крупногабаритного и тяжеловесного грузов. Нам что, по воздуху летать? Они там далеки от реального сектора экономики, как… Нам нужно, чтобы в течение максимум двух дней эти разрешения получать. Ну не может же человек, который перевозит груз из Москвы в Тюмень, ждать разрешения 62 дня! Этот груз будет возить другой, просто он будет платить на дорогах. 


О ПОПРАВКАХ В КОАП ОБ УЖЕСТОЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ ЗА ПЬЯНУЮ ЕЗДУ 

— Если сравнить наказание за выезд через двойную сплошную с пьянством за рулем, то у нас, мне кажется, за двойную сплошную наказание суровее. Считаю, что водитель, который сел за руль пьяным, — преступник. Он должен получить 30 суток административного ареста. Штраф же в 100 тысяч будет просто несчастьем для его семьи, будут страдать его дети. Я уверен, что более 50 процентов штрафов и взыскивать-то никто не будет. Все затянется, дойдет до судебных приставов, которые будут в счет штрафа изымать ненужные старые телевизоры… Нужны исправительные работы — пусть месяц чистит дороги.

Если нарушение совершено второй раз — лишение свободы на два года. А если в пьяном виде водитель совершил еще и ДТП со смертельным исходом, то должно быть длительное тюремное заключение лет на 15. Будут такие наказания — все в стране изменится. А эти высокие штрафы — это просто полумера.

Также нужно наказание для работников ГИБДД, которые скрывают эти преступления, должно быть лишение свободы и увольнение. Мне, как работающему на дороге, хочется обезопасить своих водителей. 

«Считаю, что водитель, который сел за руль пьяным преступник. Он должен получить 30 суток административного ареста. Штраф же в 100 тысяч будет просто несчастьем для его семьи, будут страдать его дети» «Считаю, что водитель, который сел за руль пьяным, — преступник. Он должен получить 30 суток административного ареста. Штраф же в 100 тысяч будет просто несчастьем для его семьи, будут страдать его дети»

О спасении ФК КАМАЗ, стоявшего в конце 2012 года на грани закрытия

— В самые тяжелые годы строительства КАМАЗа руководство города поставило задачу создать команду, которая собирала бы на стадион сотни болельщиков. Этот было сделано, сборную собрали со всей страны. Потом «КамГЭСэнергострой» передал ее КАМАЗу. Со временем появились свои сильные воспитанники, в клуб пришел Юрий Газзаев, и поля появились, и все необходимое. Я считаю, роспуск команды — это поступок безответственный по отношению к нашей молодежи. Люди, которые намерены прожить жизнь в этом городе, не должны допускать ликвидации команды. 100 миллионов — это не деньги для наших предприятий — КАМАЗа, «КамГЭСэнергостроя», КБК… Клуб должен быть народным — и город в его содержании должен участвовать, и все промышленные предприятия, и бизнесмены. И поля должны быть отданы клубу. Такая команда в Челнах будет — если не сейчас, так через несколько лет. И Газзаева надо вернуть. И команда должна играть в Первой лиге, стремиться к Высшей, в которой мы когда-то играли.

Ведь наши дети, воспитанники Владимира Барышева, только недавно заняли второе место на всероссийском турнире, уступив лишь москвичам. Вот и не надо покупать никаких легионеров, играть должны свои ребята. Сейчас если в городе оставят только детскую команду, а потом куда этих футболистов, на продажу? Это неправильно. На кого будут дедушки-бабушки ходить смотреть? Должна быть профессиональная команда, и в ней должны защищать спортивную честь своего города его жители, а иначе зачем вообще футбол? 


О выходе КАМАЗа в ФНЛ

— Игроки сами прекрасно понимали, в каком положении находится команда и что в каждом матче нам нужна только победа. Футболисты сами себе прежде всего хотели доказать, что умеют играть, и они это доказали. 


О назначении президентом ФК КАМАЗ Наиля Магдеева

— Инициатива о назначении мэра города на должность президента клуба исходила от нас, от футбольного клуба. И президент республики нас в этом поддержал. У мэра города может лучше получиться решать вопросы финансирования команды, потому что ими все равно придется заниматься. — Мне сейчас тяжело заниматься и бизнесом, и общественной работой, и футбольным клубом. Я ведь являюсь президентом еще и некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана», и в еврейской общине президент, и в футбольном клубе работать надо. Пусть теперь мэр позанимается этим. Президент футбольного клуба — это же не вечная должность. 


О первой отставке Курбана Бердыева с поста главного тренера «Рубина»

— Если президент поручил разобраться в этой ситуации, думаю, она скоро будет решена, и мы узнаем достоверные факты. Стыдно, впрочем, уже из-за того, что такая сильная команда оказалась втянутой в подобные разборки. Может быть, это просто полузащитник ищет повод разорвать контракт по каким-то своим мотивам? Если он действительно нужен команде, то какие вообще могут быть откаты? Если же ситуация подтвердится, Бердыев, конечно, должен уйти. Тере, разумеется, тоже играть в Казани уже не будет.

Я считаю, набор легионеров не должен отдаваться на откуп отдельным лицам. Должно быть какое-то общественное формирование, люди должны знать истинную цену игрока и сумму, уплаченную за его игру в команде. Да и брать игроков надо на испытательный срок, а не сразу покупать. В других клубах они могут показывать одну игру, а в нашей команде, в нашем климате, условиях — совсем другую.

«Должно быть какое-то общественное формирование, люди должны знать истинную цену игрока и сумму, уплаченную за его игру в команде»

***

— Наш президент болеет за все. И за производство, и за пенсионеров, и за учителей, врачей. И за футбол, конечно, тоже, который является лицом республики. Надо ли было принимать какие-то кадровые решения, если команда играет плохо? Я считаю, что президент, конечно, вправе спрашивать по всей строгости с руководства клуба при отрицательном результате. Но нет гарантии, что кадровые изменения повлияют на результаты команды. Потому что, я считаю, в корне неправильная позиция — делать ставку на приезжих игроков. Их покупают за огромные деньги, им платят огромные зарплаты, а результата зачастую они не показывают. Я считаю, что нужно воспитывать своих футболистов. Надо, чтобы в «Рубине» играли татарстанцы. И они действительно будут защищать честь своей республики, не нуждаясь в дополнительной мотивации. Яркий пример — наш ФК КАМАЗ. В команде сейчас 99 процентов игроков — свои воспитанники. И при минимальном финансировании они показывают добротный футбол. И по качеству, и по результату команда идет в лидерах дивизиона. 


Об инициативе Артема Хохорина о возврате народных дружин

— Я считаю, что это прекрасная инициатива. Сейчас на улицах города мы можем наблюдать уменьшение работников милиции, следовательно, это нужно как-то восполнять. Всегда дружинные патрули были серьезным подспорьем для милиции.

Часты случаи, когда в 45 лет выходят на пенсию ветераны правоохранительных органов, в ЧОПах работают молодые ребята, студенты старших курсов — отличные кандидаты для народных дружин. В районах городов необходимо наводить порядок. Это отличная идея, чтобы работники милиции работали с общественностью. В первую очередь будет меньше нареканий со стороны свидетельской базы, во-вторых, когда рядом с милиционером будет два-три дружинника, ему проще будет задержать кого-либо, доставить в опорный пункт или просто провести беседу.

Народные дружинники — это очень нужные и важные люди, а в дальнейшем это можно развить и до больших общественных организаций. Самое главное, чтобы всем этим процессом руководил бывший профессиональный работник милиции. Кроме того, должны быть люди в погонах, которые смогут дать четкие инструкции по ведению дружинной деятельности. Тогда и ошибки из-за возможной правовой безграмотности будут сведены к минимуму. Народ должен идти к милиции, а милиция — к народу. И ничего страшного не будет, если и депутаты будут патрулировать улица, это будет отличное объединение сил. 


О зарплате муниципального полицейского

— Не может быть так, чтобы один сотрудник, работающий в федеральной службе, получал нормальную заработную плату, а второй, который работает с ним вместе, получал бы копейки.  Тогда назовите эту службу добровольной народной дружиной и доплачивайте этим сотрудникам, которые будут помогать правоохранителям. Если муниципальная полиция будет содержаться за счет местных бюджетов, это не значит, что она может быть ущемлена. За 10 тысяч рублей в месяц люди вряд ли будут хорошо выполнять свою работу. Наверняка начнутся поборы. Поэтому боюсь, как бы эта муниципальная полиция не превратилась в полицию одного дня. 


Назначать или выбирать президента Татарстана

— Минниханов свое право избираться доказал конкретными делами и уважением. А в принципе, конечно, глава региона должен избираться общим волеизъявлением. А то назначили губернатора, а он не справляется — посмотрите, сколько таких случаев было за последние несколько лет, когда назначенных губернаторов увольняли. А так — сами выбрали, вместе и работаем. Честность выборов зависит от того, кто их будет контролировать. В вопросе назначения губернатора надо понимать, что удобные люди не всегда надежные.

При выдвижении кандидатов от партий очевидно, что партии будут в первую очередь лоббировать свои интересы. Стоит ли размывать поле, на котором решаются столь важные для всех вопросы? Я считаю, партийное выдвижение — это слабый вариант. Кроме того, у нас в Татарстане нет серьезной партийной альтернативы «Единой России». 


О переименовании милиции в полицию

— Я как ветеран МВД привык к «милиции». Мне абсолютно не понятно, с какой целью потрачены миллиарды рублей на переименование. Никаких качественных изменений оно в себе не несет. Если этим переименованием хотели создать положительный образ работников правоохранительных органов, то это, по-моему, заход не с того конца. Вспомните фильмы 1960 — 1970-х годов о работе милиции. В них всегда указывали в финальных титрах консультанта, которым выступал, к примеру, генерал милиции. А сейчас фильмы о полиции штампуют, и где консультанты? Вот где надо искать инструменты для влияния на умы молодежи, а в фильмах ни романтики, ни защиты людей, ни помощи со стороны полиции не видно.

Я думаю, вопросы к реформе полиции идут оттого, что организационно она неправильно выстроена. Насоздавали каких-то структур, отделов… Раньше тоже были службы — охраны порядка и так далее, но все они координировались угрозыском. Когда я был первым заместителем начальника УВД, у меня один человек занимался координацией всей оперативной работы, а сейчас — десятки. И все друг за другом следят, и каждый сам за себя. Пусть мне в глаза скажут, что это не так.

Аттестация, если бы ее проводили по-настоящему, была бы не кампанейщиной, а большой серьезной работой на несколько лет, к которой, например, надо было бы привлечь ветеранов с их стажем и опытом. Вот в Белоруссии милиционеров уважают. А у нас все получилось как всегда.

А как сегодня людей тасуют: есть, допустим, начальник района, его раз — и переводят в другое место, разговор короткий. Настоящий начальник районной полиции — это человек, который проработал на территории как минимум 10 лет, который знаком и с населением, и с уголовным миром, и с теми, кто лояльно к органам относится, и с руководителями предприятий. Так было в советской милиции, в которой я служил, и горжусь этим! 


О необходимости реформирования МВД после пыточного скандала в Нижнекамске

— Я считаю, что МВД нужна сегодня не реформа. Нужно, чтобы к руководителям, которые занимают сегодня высокие посты в органах, как можно скорее пришло понимание того, что с личным составом нужна каждодневная и кропотливая работа. Начальство должно быть ближе к личному составу, и личный состав при этом должен быть защищен. Вы посмотрите: у нас ведь ни одно мероприятие с участием главы администрации или какого-нибудь высокопоставленного чиновника не происходит, особенно это касается районов, на которых бы не было начальника УВД или полиции. Их же отвлекают от работы в то время, когда он должен со своим подразделением работать, чтобы такие ЧП были исключены. Они боятся сами об этом говорить.

Сейчас же в полиции есть и такие, кто, став начальником, забывает напрочь о том, что у него есть личный состав, с которым нужно работать постоянно. Каждый день смотреть, чем твой подчиненный занимается, как занимается, в кабинетах бывать. Ведь все мы, если что-то случается, бежим в полицию. Когда я работал в милиции, у нас такого не было, чтобы милиционер избивал задержанного. Это было просто исключено. Да, были единичные случаи, когда, скажем, кто-то по-хамски кому-то ответил, но у нас на это были товарищеские суды, работа политаппарата. После таких инцидентов реагировали на присвоение званий, на отправление на учебу в вузы. Это все в комплексе как-то поддерживало дисциплину в подразделениях. Любое действие полиции должно быть понятно народу. Полицейский, находящийся на руководящем посту, должен отдавать себе отчет в том, что его благополучие зависит от простого милиционера. 


Когда было сложнее начинать бизнес — в 90-е или сейчас?

— Когда я начинал бизнес и ушел с госслужбы, тогда бизнесмены в глазах людей были каким-то преступным сообществом — люди считали, что это какая-то кучка людей, которая будет обворовывать всех остальных. Но за 23 года я встретил очень много замечательных и порядочных людей — тех, которые не получали бизнес, а создавали свой бизнес сами — с нуля, с кредитов. Видел и много трагедий, оттого что в бизнесе было много нечистоплотности и обмана. Сейчас немного все по-другому, но до совершенства еще очень много. Хотелось бы, чтобы была отлажена система помощи бизнесу.

«Чтобы у предпринимателей было меньше проблем, нужно просто садиться, вырабатывать систему и все делать поэтапно. За все хвататься невозможно»

Было легче раньше или сейчас? Если судить о бизнесе с моей нынешней позиции, то мне сейчас легче намного, чем тем, кто только начинает свой бизнес сейчас. Потому что у меня сейчас многие вопросы решаются гораздо легче — есть опыт, знания, авторитет. А вот молодым людям гораздо сложнее приходится, проблем у них очень много. Нет стабильности развития бизнеса.

Чтобы у предпринимателей было меньше проблем, нужно просто садиться, вырабатывать систему и все делать поэтапно. За все хвататься невозможно. Налоги? Налоги надо платить, но какие и где? Узкие места нужно расшивать. Связи с надзирающими структурами? Порядок должен быть, пожары и все ЧП происходят из-за нашей безалаберности. Система какая-то должна быть. Наша беда в том, что система должна работать постоянно, независимо от того, кто пришел руководить, например, градообразующим предприятием. А у нас сейчас получается — один приходит, ему что-то не нравится, и он начинает все менять. Правила игры не должны меняться слишком часто. Должны работать сообщества — нужны объединения предпринимателей, которые будут вырабатывать решения. 


О ренте на нефтедобычу

— На наш бизнес цены на нефть, конечно, оказывают существенное влияние. Высокие цены на нефтепродукты, высокие цены на производные от нефтепродуктов — все сказывается на нас. С ростом цен увеличивается стоимость наших услуг, растут ставки на фрахт. А в итоге за все будет платить та самая бедная бабушка-пенсионерка. Если мы подписываем годовой контракт с заказчиком, то цены повышать раз в месяц из-за того, что цены на дизель на автозаправочных станциях поднялись, мы не можем. С ростом цен на нефть у нас поднимаются затраты на содержание автомобилей, на ремонт, на содержание других служб. И нам же, кроме всего прочего, нужно развиваться, приобретать подвижной состав.

Если бы у меня была возможности распределить нефтедоллары, то я потратил бы их на образование, на медицину, на социальные нужды и на инвестиции в производство. Главное — надо людей научить в стране, сделать достойную медицину, ну и пенсионеров нельзя забывать. Ликвидировал бы все ветхое жилье, которого у нас по стране еще очень и очень много. Смотришь по телевизору, в каком состоянии в некоторых регионах находится жилищный фонд, уже в Африке люди так не живут. Затем создал бы нормальный резервный фонд. У нас на Дальнем Востоке сейчас случилась беда, нам говорят, вот будем собирать средства на помощь. Если собирать, так нужно чтобы вся страна взяла и перечислила туда однодневный заработок. А там разглагольствованием занимаются.

Нефть — это не проклятье. Это благо, и она должна быть собственностью государства. А почему тот, кто качал нефть, когда была приватизация, теперь стал олигархом? Я во времена, когда проходила приватизация, работал начальником пожарной охраны. Мне же не отдали пожарные машины, это собственность государства. Я считаю, стратегическими ресурсами должно грамотно распоряжаться государство в интересах каждого гражданина. Говорят, что в странах Ближнего Востока при рождении младенца сразу же закладывают на его дальнейшее обучение и развитие. В нашей стране тоже так должно быть. Мы же не дурнее их. 


О стратегии «Татарстан-2020»

 — Как автотранспортник, я не вижу положительных перспектив развития нашей экономики без качественных дорог, в том числе подъездных местных, республиканских и федеральных на территории республики, по которым протянутся транспортные коридоры. Дальнейшее увеличение объемов грузовых перевозок, в том числе автомобильных, потребует инвестиций в строительство новых дорог, в ремонт и реконструкцию существующих, приведение их в соответствие с международными стандартами, увеличение пропускной способности дорог, повышение безопасности движения, создание сервиса для участников дорожного движения (отели, мотели, кемпинги с объектами торговли, питания, медицинской помощи и др.) и транспорта (техническое обслуживание, заправка, помощь при дорожно-транспортных происшествиях). 


О возвращении Крыма

— То, что делается сейчас на Украине, — это, конечно, дико. Считаю, что в идеале Украина должна оставаться единой и неделимой страной. Но, по всей видимости, эйфория власти сейчас кое-кого там захлестнула. Единой страной должны руководить мудрые люди, а не те, кого выбрала толпа. Поэтому, я бы сейчас сказал так: Крым отдали в свое время, может быть, по пьянке, надо его трезво забрать. Крым должен быть российским. Мы же видим сейчас там бандитов, которые и в Чечне воевали, и в других местах, и как они там сейчас себя ведут… Это, конечно, ни в какие ворота не лезет. Они пришли к власти, унижая и украинский народ, и русский народ, и всех тех, кто проживает на Украине. На Украину пришел фашизм. И если мы, Россия, не скажем ему «нет», то, я думаю, что иметь такую кипящую массу на границе в дальнейшем может обернуться для нас самих большими проблемами…

Наш президент дал команду оказать помощь Крыму, это не означает оказать помощь войсками, но слово, сказанное президентом России, ведь слышат все. Стукнуть надо кулаком. Бандеровцы же стучат кулаками, запугали там уже все население. И это ведь только начало. Они потом пойдут еще дальше. В книгах же все написано — до какого года бандеровцы продолжали вырезать семьи коммунистов на Украине.

Считаю, что и сейчас Россия имеет моральное право вмешаться в ситуацию на Украине. Надо провести переговоры, предупредить, чтобы в самый короткий срок начали главенствовать законы на территории страны, а не вакханалия. Вначале действовать дипломатическими методами, а потом, возможно, прижать где-то и рублем. Чтобы они не думали, что они все получат.

Считаю, что если Россия и должна делать на кого-то ставку, то только не на это новое правительство, которое там сейчас избрано. Должны состояться выборы президента на альтернативной основе. С улиц должны уйти бандеровцы, должны быть приведены в порядок силовые структуры, потом добраться до законотворчества, вернуть губернаторов, которые убежали…

Думаю, что в Украине, особенно сейчас, когда творится полный бедлам, должна быть сильная президентская власть, а потом, в дальнейшем, возможно, можно будет перейти к парламентской форме правления. 


О западных санкциях

— Я думаю, что президент России просчитал все последствия, которые могут наступить из-за введения санкций. Торговый оборот России с США исчисляется суммой порядка 45 миллиардов долларов, а с Евросюзом — в 10 раз больше. Думаю, что они задохнутся быстрее, чем мы… Что в это время будем делать мы? Будем кушать свои продукты питания, может быть, в связи с этим займемся и своим сельским хозяйством, может быть, займемся созданием своей перерабатывающей промышленности…

Я колбасу иностранную, например, перестал покупать, кто-то одежду перестанет иностранную покупать. Потерпим! Но европейцы свои машины как продавали нам, так они их и будут подавать, ничего не изменится. Потому что они сами иначе задохнутся. Думаю, что промышленное и банковское лобби в Европе первым и не выдержит. Россия для них — это огромный рынок сбыта. У них же тоже люди, которым нужно кормить свои семьи. Они что, будут закрывать свои предприятия? Не будут. Они должны занять своих людей, а люди в Европе в плане социальной активности не чета нашему народу. Наши люди будут терпеть до последнего, а те ведь терпеть не будут. Они выйдут на улицу и сметут просто такое правительство.

Да, будет сложно, но экономические санкции — это на самом деле чепуха по сравнению с военными действиями. Лишь бы какой-нибудь дурак не начал там боевые действия.

***

— Мне кажется, что бизнесменам и чиновникам на Западе нужно одуматься. Взять карандаш и посчитать, кто сколько потеряет на этом экономическом противостоянии. Поддержали США в санкциях против нашей страны — замечательно. А теперь кто поддержит тех же европейских фермеров, которые не знают, что с нынешним урожаем делать?

Конечно, мы будем исполнять те законы и распоряжения, которые принимает российское правительство. Надеюсь, что ничего страшного не произойдет, на смену польским яблокам придут казахстанские, а на смену мясу из США придет мясо из Аргентины. А значит, и грузоперевозки скоро возобновятся в прежнем объеме. Признаюсь, что когда я 24 года назад пришел в этот бизнес, я был более оптимистично настроен. Но веру в любом случае терять нельзя. Если не верить в то дело, каким ты занимаешься почти четверть века, то грош тебе цена. 

«Если хотите, чтобы не было бедных евреев, тогда дайте денег, чтобы бедных евреев не было! Да где они вообще видели бедных евреев?» «Если хотите, чтобы не было бедных евреев, тогда дайте денег, чтобы бедных евреев не было! Да где они вообще видели бедных евреев?»

О назначении гендиректором ТПП Набережных Челнов Ивана Шигина

— Я считаю, что уже пришло время для принятия таких кадровых решений. Надо же когда-то уступать молодым место. Юрий Иванович уже не молодой человек, он имеет огромный опыт. Я знаю, что он некоторое время готовил Ивана Шигина на эту должность. Сейчас еще несколько лет он с ним поработает, и тот станет руководить ТПП города и региона «Закамье». Думаю, сейчас как раз тот момент, когда Шигину нужна еще будет поддержка более опытного управленца, такого как Петрушин. Когда он пришел в ТПП руководителем, ее членами значились всего 15 или 16 компаний, она дышала уже на ладан. А он поднял эту организацию. Сейчас в ТПП, насколько я знаю, состоят около 500 предпринимателей. Петрушин на высокий уровень поднял программу «Бережливое производство», дав предпринимателям новый инструмент для снижения издержек. На КАМАЗе при его участии эта система внедрялась. Активно занимался издательской деятельностью. Делал все, чтобы предпринимателям работалось легче.

Если Юрий Иванович будет помогать Шигину, если мы все, предприниматели, будем ему помогать и будет оказывать поддержку и администрация города, то думаю, что у Шигина все получится. Парень он достойный, из рабочей семьи, сам весь свой бизнес выстроил, что называется, «от земли». Петрушин увидел Шигина в работе и предложил: давай посмотрим. Оказалось, что ему можно доверить такую непростую работу, хотя я знаю, что на эту должность выдвигались блатные и никчемные кандидатуры. 


О поддержке бизнеса муниципальной властью

— Исполком может и должен создать равнодоступные условия для развития бизнеса в нашем городе. То есть, чтобы любой руководитель любого предприятия, любой бизнесмен мог иметь равное время оформления документов, а то одним у нас дают бумаги за неделю, другие по полгода ходят, а то и больше. Нужно, чтобы бизнесмен имел возможность быстрее оформлять доступ к энергоносителям. Человек взял технику, оборудование, а он не может запуститься, потому что там нет какой-то бумажки из-за какой-нибудь тети Маши, которая находится в отпуске. Весь этот негатив ведь накапливается у людей. Одни плюют и едут в Удмуртию, а другие вообще бросают бизнес.

Как-то в 2008 году мы с делегацией наших предпринимателей были за рубежом на Ближнем Востоке. И наши ребята задали вопрос: как в условиях кризиса выживать? И нам ответили: «Мы торговали с большими странами, а сейчас надо просто посмотреть вокруг себя. Что делает Петя для Васи, что делает Вася для Ильдара, что Вася и Ильдар могут сделать для кого-то другого. И так потихоньку друг другу помогать. Баснословных денег не будет, но будет устойчивое продвижение вперед». Я считаю, что, помогая друг другу, мы сможем достичь больших экономических результатов. 


О реконструкции Парка Победы

— Если сделать реконструкцию парка Победы народной стройкой, то, безусловно, в ней должны участвовать все. По мере возможности, конечно. Этот же парк не только в честь победы в Великой Отечественной войне. Посвященный этому памятник есть в поселке ГЭС. Он достаточно большой, красивый, его содержат хорошо. А в парке Победы надо бы поставить стелы в честь первостроителей: это и строители, и монтажники, и камазовцы, и милиционеры, и врачи, и торговые работники. Иными словами, представителям всех профессий, которые принимали участие в строительстве города и КАМАЗа. В этом случае, я считаю, реконструкция парка вполне могла бы стать народной. Как раньше церковь строили? Люди, обычные люди давали свои деньги. Я бы дал и сейчас на парк Победы. А таких, как я, предпринимателей в городе, допустим, 6 тысяч. Каждый даст сколько может, получатся огромные деньги. И тогда этот парк можно сделать. Но только если все примут в этом участие.

А если кто-то будет болтать языком, а кого-то попробуют принудить скинуться, тогда ничего не получится. Только не должно это превращаться в какую-то принудиловку, разговоры о социальной ответственности бизнеса… Она, конечно, присутствует, но в данном случае, мне кажется, главным для стимула должна стать честь и совесть каждого человека. Опять же вспомню, как раньше строили церкви, синагоги или мечети. Там писали, что в это дело вложил деньги господин такой-то. Мы же делаем это все для своих детей. Чтобы дети когда-нибудь привели сюда внуков и сказали им: вот, твой дедушка или бабушка дала на это хорошее дело. Дала рубль, но она дала. А вот тот дедушка жадный был, он ничего не дал. И его в списке благотворителей нет. И пусть внук у того дедушки спросит: а почему его там нет. И пусть этому дедушке будет стыдно. 


О мороженом «Бедный еврей»

— Я попросил своих коллег, чтобы мне привезли образец этого мороженого. Я его завтра увижу и спрошу у производителя: «Вы что, приехали в Набережные Челны, чтобы разваливать у нас толерантность?» О чем они думают вообще? Если хотите, чтобы не было бедных евреев, тогда дайте денег, чтобы бедных евреев не было! Да где они вообще видели бедных евреев? Мы выйдем к ним с официальным требованием, чтобы немедленно прекратили производство этого мороженого, а то, что есть уже в продаже, чтобы было изъято. Если этого не будет сделано, обратимся в суд. 


О покупке ГБУ «Безопасность дорожного движения» авто бизнес-класса за 2,9 млн рублей и еще 38 машин

— Кожаное рулевое колесо, говорите?! А что, с обыкновенным рулем сотрудник государственного учреждения «Безопасность дорожного движения» ездить уже не может? И зачем им вообще столько машин? Зачем им машина за 3 миллиона рублей? Пусть директор народу объяснит, для чего он покупает машину бизнес-класса! Вот они, деньги, которые берутся с весового контроля! Пусть покупает «УАЗ Patriot» — как раз машина для наших дорог!


О строительстве в Набережных Челнах синагоги

— Как и любая структура, связанная с религией, синагога будет строиться на пожертвования людей. Когда церкви в Челнах строились, восстанавливались, мы помогали — я лично помогал. И когда мечети строились — помогали. Теперь время пришло и нашим друзьям помочь создать культурно-религиозный центр для еврейского народа.