ВЛАСТИ ОТКЛАДЫВАЮТ ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ НА ГОД
Предоставление государственных и муниципальных услуг с 1 июля 2011 года, как планировали власти, не состоится. Полноценная работа электронного правительства в регионах откладывается минимум на год. В деле перевода госуслуг из бумажной формы в электронную преуспело только одно ведомство – Федеральная налоговая службы. Через ее ресурс «Личный кабинет налогоплательщика» можно оплатить налоги и штрафы. Услуга действует пока только для клиентов Сбербанка. Но подключиться к платежам смогут ВТБ-24, Уралсиб и "АК БАРС" Банк. В ситуации разбирался московский собкор «БИЗНЕС Online».
ТЕХРЕГЛАМЕНТ: КАК ОБИВАТЬ ПОРОГИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Федеральные ведомства начнут запрашивать справки друг у друга, а не у граждан, только через три месяца, а не с 1 июля, как планировалось ранее. Жителям регионов придется ждать перехода на электронный документооборот еще больше – целый год. Об этом накануне контрольной даты предупредил директор департамента госполитики в области информатизации и информационных технологий минкомсвязи РФ Андрей Липов.
Задержка связана не с техническими проблемами, а с отсутствием документов (бумажных) методического обеспечения процесса перевода государственных услуг в электронный вид. И соответствующих техрегламентов. Методичку и регламенты никак не может сочинить минэкономразвития РФ.
Впрочем, переход на электронный документооборот тормозится не только по причине медлительности чиновников. Камнем преткновения является пресловутая безопасность. Один из чиновников минкосвязи как-то раз проговорился, что межведомственного взаимодействия требуют порядка 250 госуслуг. Многие ведомства разрабатывали собственные системы взаимодействия, каждая из которых была организована по собственным правилам и технологиям, с «разным уровнем защиты передаваемой информации».
По данным минкомсвязи, к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) с использованием защищенных каналов связи подключено 36 федеральных органов исполнительной власти, среди которых минобрнауки, минсельхоз, минрегионразвития, минспорттуризма, минздравсоцразвития, минкультуры, МВД, МИД, федеральная налоговая служба, федеральное казначейство, два государственных внебюджетных фонда, два банка и 15 субъектов Российской Федерации.
В СМЭВ зарегистрировано 70 электронных сервисов федеральных органов исполнительной власти, используемых при оказании 83 приоритетных государственных услуг. Разные регионы находятся в разной степени готовности. В числе наиболее продвинутых - Новосибирск, Тюмень, Самара, Татарстан. А, например, на территории Сибирского федерального округа из 12 регионов только Новосибирская и Кемеровская области выполнили необходимые мероприятия по развертыванию региональной инфраструктуры электронного правительства.
Оградить гражданина от общения с чиновником предложил президент РТ Дмитрий Медведев. В прошлом году он подписал закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В соответствии с этим законом органы власти, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации из других органов власти. Этот пункт должен был вступить в силу с 1 июля 2011 года.
300 МЛН. КЛИКОВ
По статистике в течение года россияне обращаются в органы госвласти около 300 млн. раз. Идея электронного правительства предполагает, что на каждом новом этапе его внедрения от необходимости хождения по инстанциям будет освобождаться около 60 млн. граждан.
Еще в прошлом году глава минкомсвязи Игорь Щеголев пообещал, что государственные услуги в 2010 году будут так же доступны гражданам, как товары в интернет-магазине. Для этого был разработан и запущен единый портал www.gosuslugi.ru. За прошлый год из 24 поручений президента, касающихся электронных госуслуг, выполнены семь - менее трети, хотя некоторые из них были даны правительству и минкомсвязи еще в июле и августе 2008 года, сообщил советник главы государства Леонид Рейман на тверском форуме.
ФЦП «Электронная Россия» действовала с 2002 по 2010 годы и обошлась бюджету в 19,9 млрд. рублей при скромных результатах. При этом проект перевода всех госуслуг в электронный вид планируется до 2015 года. Соответствующее финансирование будет предусмотрено новой ФЦП «Информационное общество-2011 - 2015» с ежегодным бюджетом в 10 млрд. рублей. По мнению некоторых экспертов, электронное правительство может оказаться нереализуемым в российских условиях: нечто подобное действует только в небольших странах (Эстония, Сингапур), Ни в США, ни в странах Евросоюза такой задачи никто даже не ставит.
НАЛОГОВИКИ ЗОВУТ В «ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ»
Из всех министерств и ведомств дальше всех в виртуальное пространство ушла федеральная налоговая служба. За две недели до 1 июля ФНС предложила налогоплательщикам сервис по оплате налогов через интернет на сайте nalog.ru. Чтобы оплатить транспортный, земельный налог и другие виды налогов, необходимо зайти в личный кабинет налогоплательщика и сформировать там платежку. Все необходимые сведения о налогах, начисленных на гражданина, видны через кабинет. Эта услуга действует с прошлого года. Сформировав платежку, нужно будет выбрать свой банковский счет, с которого будут списаны денежные средства, и подтвердить платеж.
Есть одно «но». Пока к ФНС для проводки налогов подключился только Сбербанк. Клиентам других банков эта услуга недоступна. «Но кроме Сбербанка еще пять российских банков изъявили желание заключить с нами договор», - пояснила «БИЗНЕС Online» начальник управления по работе с налогоплательщиками ФНС Лариса Катышева. Она не уточнила, какие это банки. Но ранее представитель федерального казначейства сообщал, что онлайн-банкинг не прочь предоставить Уралсиб, "АК БАРС" Банк, ВТБ 24 и другие кредитные учреждения. Из небанковских агентов интерес проявляют операторы сотовой связи вместе с владельцами платежных терминалов, в частности, QIWI.
«Банки бесплатно проводят оплату налогов. Их интерес скорее имиджевый», - уточнила Катышева.
По данным федеральной налоговой службы сборы налога на доходы физических лиц за год составляют порядка 1,7 трлн. рублей, штрафы ГАИ оцениваются в 13,5 млрд. рублей. Интернет-сервис налогоплательщика даст возможность оплатить налоги в любое время суток и в любом удобном месте. Интернет-сервисы не только сэкономят гражданам нервы, но и улучшат собираемость налогов, надеются в ФНС.
С начала работы сервиса поступило около 163 тыс. платежных поручений на более чем 600 тыс. рублей, подсчитали в ФНС. Пока немного.
При этом с декабря 2010 года в личный кабинет налогоплательщика поступило 25 млн. обращений граждан, в основном россияне наводили справки о своей задолженности. При этом в июне 2011 года количество обращений составило 2,4 млн., а количество оплаченных платежных поручений - 1,4 млн.
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПОДВЕДУТ ПОД СТАНДАРТ
В августе ФНС намерена завершить работу над созданием концепции обслуживания налогоплательщиков, добавила Катышева.
"Мы приступаем к разработке единых стандартов обслуживания, работаем над концепцией обслуживания налогоплательщиков", - сказала она.
Документ определит долгосрочные методы и формы работы с налогоплательщиками и будет включать в себя весь спектр работы - от информирования налогоплательщиков до внешнего вида сотрудников инспекции.
"Мы должны действовать так: честный налогоплательщик всегда прав. Если человек пришел оплатить налоги и хочет в чем-то разобраться, нужно сделать все, чтобы ему помочь", - сказала она. Принцип «заплати налоги и спи спокойно» не предусматривает презумпцию невиновности гражданина, поэтому от этого принципа взаимодействия с налогоплательщиком ведомство планирует избавляться. Вскоре на эту тему будет отснят рекламный ролик.
"В течение ближайших лет 32 тысячи налоговиков должны будут пройти обучение очно, дистанционно, либо по учебным материалам", - пояснила представитель ФНС. Помимо этого ФНС планирует снять учебные фильмы, в которых будут наглядно отработаны все ситуации общения с налогоплательщиками.
Кроме того, налоговые инспекции будут работать дольше - по субботам два раза в месяц (руководители инспекций могут увеличить это число до 4). А два дня в неделю - до 20 часов . По словам замглавы ФНС России Натальи Завиловой, соответствующее методическое письмо уже отправлено в регионы.
Также в письме ФНС, по словам Завиловой, прописаны правила телефонного и очного консультирования налогоплательщиков, требования к ответам на письменные запросы граждан и правила дресс-кода для налоговиков. Некоторые из них, впрочем, жалуются, что не всегда выделяются деньги на пошив мундира. «Хорошо, денег нет. Но как связано отсутствие кителя и отсутствие улыбки на лице при общении с клиентом?» - возмущается Катышева.
Тимур Алтынов,
собкор «БИЗНЕС Online»
Москва
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.