Алексей Пятницын: «Смерть иностранного гражданина — повод к международному конфликту. Это в наши планы не входило» Алексей Пятницын: «Смерть иностранного гражданина — повод к международному конфликту. Это в наши планы не входило»

«Я с размаху двинул ему прикладом в солнечное сплетение»

— Алексей, у вас, похоже, позитивный опыт службы в армии. Расскажите, как попали в береговую охрану? Чем запомнилась служба?

— Я призвался после первого курса Института управления, где я учился по специальности «финансовый менеджмент». С 2000 по 2002 год служил в береговой охране города Находка. Основной нашей задачей был поиск и поимка браконьеров, которые ловили в Японском море крабов, рыбу и другие биоресурсы. Среди нарушителей попадались японцы, китайцы, корейцы и россияне. Кроме того, мы пресекали контрабанду подержанных автомобилей из Японии.

— И вам, молодому военнослужащему, вот так сразу доверили ловить браконьеров и контрабандистов?

— Тогда же служили два года. Полгода я был в учебке. Потом мы попали на пограничный сторожевой корабль. Наш большой катер курсировал по всему Японскому морю — от границы Северной Кореи и почти до Сахалина. Протяженность границы составляла почти тысячу километров. У меня была специальность радиометриста. Так как я знал английский язык, входил в состав штурмовой группы при задержаниях иностранных браконьеров и контрабандистов. Мы высаживались на лодке, проверяли документы или преследовали нарушителей.

— Получается, вы тоже подвергались опасности?

— Да, и воспоминания об этих моментах службы живы вот уже 20 лет, и я даже решил написать книгу «Очерк моряка-пограничника». Она рассчитана на читателей от 18 лет и пока проходит модерацию и корректуру. Я планировал ее выпустить ко Дню пограничника, который отмечается 28 мая. Очерк доступен на нескольких книжных сайтах. Книга небольшая — всего 53 страницы.

— А как в вас проснулся писательский талант?

— Мне нравится читать Захара Прилепина, как он пишет про себя. Например, с удовольствием прочел «Патологии», «Некоторые не попадут в ад». И я решил, что тоже могу поделиться своими воспоминаниями.

— О чем самая захватывающая глава в вашей книге?

— Один из интересных эпизодов посвящен поимке корейских браконьеров, которые оказали нам сопротивление. Это было в середине октября 2001-го. На море был шторм и холод. Капитан конвоируемого судна не стал подчиняться требованиям остановиться и помочь группе подняться. Пришлось использовать силу рук. Все мешало: спасжилет сковывал движения, автомат Калашникова оттягивал шею и болтался. В итоге с трудом взобрались на идущий по волнам борт, привязали лодку. Экипаж был настроен агрессивно и не понимал ни по-русски, ни по-английски, ни по-японски. Более того, капитан закрылся на мостике и врезал по газам. Команда шхуны решила оказать сопротивление. Один кореец двинулся на нас, я с размаху двинул ему прикладом в солнечное сплетение. Он повалился, а затем выпрыгнул за борт и начал тонуть. Смерть иностранного гражданина — повод к международному конфликту. Это в наши планы не входило. У капитана хватило ума остановиться и лечь в дрейф. Мы быстро выкинули за борт спасательные круги. Документов у корейцев никаких не было. Решили конвоировать их в Находку. До нее было километров пятьсот, а шхуна оказалась очень тихоходной. По примерным прикидкам переход получался на двое-трое суток. Решили обживаться. Начали хозяйничать на камбузе. Первая трудность, с которой столкнулись, — отсутствие привычных для нас ложек и вилок. Только палочки! Это сейчас все привыкли к суши, роллам и использованию палочек в японских и китайских ресторанах, а тогда, в начале 2000-х, я слышал о них только по телевизору. Поэтому первое, что мы попросили с большого борта, — вилки и ложки. А вот еда оказалась настоящим откровением. Тогда я впервые жизни попробовал лапшу типа «Доширак» и соевый соус.

«Я не понимаю парней, которые просят отправить их служить поближе к дому»

— Впечатлений вам, чувствуется, хватило…

— Да, и я не понимаю парней, которые просят отправить их служить поближе к маме, к дому, в Удмуртию, например. Зачем?.. Мы, например, облазили все побережье от Посьета до Тернея. Какая красота была в маленьких бухтах Приморья: Ольга, Ракушка, Преображение, Экспедиции! Кристально чистая вода, синее небо, сопки с кедровыми лесами. А по ночам мы наблюдали удивительное небо. В нашем городском ночном небе не видно столько звезд, а в том чистом небе Дальнего Востока их было неимоверное количество. Миллиарды! Один раз летом в южной части Японского моря увидели кита. Мы лежали в дрейфе, а он плыл прямо на нас, спокойно и уверенно. В какой-то момент показалось, что он врежется нам в борт, но за несколько метров до ватерлинии корабля он погрузился под воду, прошел под килем и через несколько секунд выплыл с другой стороны. Зрелище, завораживающее до мурашек!

— У вас есть дети? Сына отправили бы сегодня в армию?

— У меня двое сыновей. Конечно, отправил бы. Армию надо воспринимать как приключения, каникулы. Это опыт, расширение кругозора. Мне повезло, что служба в армии для меня была еще и путешествием с рыбалкой и плаванием (улыбается). А кроме того, я подтянул свой английский язык и много читал. В армии самая настоящая крепкая дружба. Со многими сослуживцами мы до сих пор общаемся, встречаемся.

— Вуз вы в итоге окончили?

— Да, вернувшись из армии я успешно окончил вуз и устроился на работу в РИАТ экономистом. Затем я 10 лет работал коммерческим директором в сети автозаправочных станций «Автодорстрой», которая потом влилась в ТАИФ. Год назад я вернулся в РИАТ на позицию заместителя директора по экономике и финансам.

— Как давно читаете «БИЗНЕС Online»?

— Ваш сайт у меня в закладках. Читаю лет десять и иногда комментирую ваши материалы. Особенно мне интересны аналитические статьи, например о КАМАЗе, рейтинги в различных сферах, топ компаний и менеджеров. Конкурс вопросов — тоже интересный опыт. Спасибо за приз (улыбается).