Олеся Балтусова рассказала о прошедшем у нее совещании по поводу древней мостовой, которая вскрылась в Казани при обмелении Волги Фото: «БИЗНЕС Online»

РАЗБОР И ПОИСК ЗАПРЕЩЕН, ПРОГУЛКИ РАЗРЕШЕНЫ

Накануне помощник президента РТ Олеся Балтусова рассказала в «Фейсбуке» о прошедшем у нее совещании по поводу древней мостовой, которая вскрылась в Казани при обмелении Волги. Судьбу камней, которые привлекли как инстаграм-блогеров, так и черных копателей, решали директор Института археологии АН РТ Айрат Ситдиков, глава комитета по охране объектов культурного наследия РТ Иван Гущин, замглавы Вахитовского и Приволжского районов Дмитрий Кадыкеев, зампредседателя ТРО ВООПИиК Фарида Забирова и архитектор-градостроитель Сергей Саначин.

Напомним, «БИЗНЕС Online» в своем репортаже рассказывал, что на отмели можно найти предметы из прошлого века, старинные монеты, по словам краеведов, там спрятаны железные изделия, золотые часы, украшения, кольца — благодатное место для поисков. Но казанцы пошли дальше и не ограничились мелкими находками — к мостовой стали съезжаться грузовики, которые наполняли булыжниками. Это весьма обеспокоило Балтусову, которая забила тревогу. «Мощение по 4 квадратных метра фрагментарно действительно сохранилось. Машин на самом деле полно. Все очень хозяйственные у нас», — написала помощник президента РТ.

Участники собранного ею совещания решили присвоить дороге охранный статус объекта археологического наследия. «Уточним, что после установки статуса выявленного памятника должна пройти процедура историко-культурной экспертизы. Готовя ее, эксперты смогут уточнить границы памятника, его локализацию, значение и название», — добавила Балтусова. Пока идут исследования, администрация Вахитовского района установит предупредительные стенды об уголовной и административной ответственности за разбор мощения и будет следить за мостовой до подъема воды.

Древняя мостовая действительно буквально за несколько дней успела превратиться в место настоящего паломничества для любителей старины и обычных граждан
Фото: Артем Дергунов

«Прогуливаться, пока не поднялась вода, там можно свободно, запрещен, согласно закону, разбор и поиск с металлоискателями, выемка предметов, включая камни. Мнение специалистов едино: охранять объект следует обязательно с целью предотвращения дальнейшего разбора мощения», — подчеркнула Балтусова.

«ОТЛИЧНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ПРОСТО ПРЕЛЕСТЬ, ВСЕ ОЖИДАНИЯ ПОЛНОСТЬЮ ОПРАВДАЛИСЬ»

Древняя мостовая действительно буквально за несколько дней успела превратиться в место настоящего паломничества для любителей старины и обычных граждан, в чем убедились побывавшие здесь сегодня корреспонденты «БИЗНЕС Online». И это притом, что желающим нужно преодолеть немалое расстояние пешком. От того участка, где воды Волги оголились, показав старую каменную мостовую, и до того места, где заканчивается асфальт, несколько километров пути. Если не на своих двоих, то здесь необходимо перемещаться скорее на автомобилях повышенной проходимости, хотя журналистам встретились и мотоциклист с ульяновскими номерами, и велосипедисты. Последние признались, что часть пути несли на руках своего железного коня.

Проезжавшие мимо редкие авто нет-нет да застревали Фото: Артем Дергунов

При этом люди, встреченные журналистами «БИЗНЕС Online», не скрывали своего удовлетворения от прогулки. Один из них, мужчина с фотоаппаратом, представившийся Константином, специально приехал в Казань из Йошкар-Олы. О находке, спрятанной под водой, он узнал из интернета и, недолго думая, преодолел расстояние в 150 км: «Отличное впечатление, просто прелесть, все ожидания полностью оправдались, понравилось абсолютно все. Я приехал посмотреть древнюю дорогу — и увидел ее».

Молодая пара — Юлия Млечковская и Алексей Александров  — об объекте узнала из соцсети «ВКонтакте» и решила, что непременно должна здесь побывать. «Интересно было посмотреть и окунуться в атмосферу и природу — подальше от города. Единственное, чему я удивилась, — много людей, а так все чудесно, если бы еще больше информации было… Но ничего — дома почитаем. Если здесь сделают туристическую зону, будет, конечно, охраняемо и облагорожено, но вот этот колорит, дикость мы утратим».

О том, что эта территория уже получила статус охраняемой, свидетельствовала надпись на листочке, который приклеили к пеньку дерева Фото: Артем Дергунов

О том, что эта территория уже получила статус охраняемой, свидетельствовала надпись на листочке, который приклеили к пеньку дерева, а про древность говорила, возможно, бутылка из-под водки с названием «Старая Казань». Полицейских патрулей, о которых говорят власти, мы не заметили. Проезжавшие мимо редкие авто нет-нет да застревали. Так, перед нами лопатами раскопали пятидверную «Ниву», другой джип завяз в песке основательно (для того чтобы его вытащить, нужен был как минимум трактор).

Среди пришедших часто попадались и семейные пары с грудничками. Например, Анастасия Шилова специально привела дочь Машу, чтобы она увидела то, что когда-то было реальностью для ее прабабушек. Говорят, что камни активно растаскивают, но чисто визуально это незаметно. Ожидается, что завтра желающих увидеть древнюю мостовую своими глазами будет еще больше, ведь в воздухе витают предложения и вовсе закрыть путь к артефакту…. Мало ли чего.

Про древность говорила, возможно, бутылка из-под водки с названием «Старая Казань» Фото: Артем Дергунов

«АЖИОТАЖ ВОЗНИК ПОТОМУ, ЧТО НА МЕСТО ПРИШЛИ ЛЮДИ И ИМ СТАЛО ИНТЕРЕСНО»

Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из участников вчерашнего совещания у помощника президента РТ, Саначин, он был на мостовой в ноябре прошлого года — с тех пор оттуда увезли много камней. Краевед уверен, что дорогу  необходимо охранять, чтобы сохранить ее для потомков. «Я это называю эгоизмом поколения. Почему все должны вершить люди, которые живут сейчас? Давайте оставим кое-что потомкам — они что-нибудь придумают. Может, потом гидроэлектростанций не станет, может, русло будет другое», — предположил Саначин. Он раскритиковал и городскую застройку, которая возникает на «интересных местах»: «Почему надо самые лакомые куски застраивать всяким мусором? Нужно следующему поколению оставить какие-то интересные места, а не ставить там архитектурных уродов! Поэтому не надо проявлять эгоизм, пусть людям в будущем что-то останется. Даже если мы не знаем, что сейчас делать, это не значит, что нужно все растаскивать и куда-то увозить».

Чтобы камни с мостовой не увозили, по словам Саначина, необходимо запретить машинам заезжать на обмелевшую территорию: «В руках камни не унесешь, а машинами вполне можно увезти». При этом архитектор все-таки причисляет дорогу к объектам не археологического, а градостроительного наследия. «Дороги, планировка, застройка — элемент государственной архитектуры, а археология — то, что лежит глубоко под землей. Но с точки зрения охраны неважно, как это будет называться, главное — что будет охраняться», — говорит наш собеседник.

Сергей Саначин: «Я это называю эгоизмом поколения. Почему все должны вершить люди, которые живут сейчас? Давайте оставим кое-что потомкам — они что-нибудь придумают» Фото: «БИЗНЕС Online»

Многие комментаторы указывали, что мостовая якобы освобождается от воды часто, а ажиотаж возник только сейчас. Саначин не согласен: по его данным, последнее крупное вскрытие было 9 лет назад. «Последнее вскрытие произошло в 2010 году, с тех пор были только незначительные и кратковременные. Ажиотаж возник потому, что на место пришли люди и им стало интересно. Это необычно — ушла вода, появилась какая-то земля, на которой не был никто из современников. Там ведь не просто дорога, а бывшие причалы: на Устье располагалась целая слобода: гостиницы, почтовое отделение, больница, аптека. Туда шел трамвай со стороны Петрушкиного разъезда, железная дорога со стороны улицы Тази Гиззата. Дамба — это один из элементов, а вообще место было интересное, обжитое. Поэтому людям хочется просто походить, погулять. Не все же там выковыривают камни и ходят с металлоискателями, нормальные люди просто гуляют, отдыхают, смотрят», — отмечает известный архитектор-градостроитель.

Именно поэтому барьеров от простых гуляющих там не будет — ограничат доступ только черным копателям. «Сейчас стали вовсю наполнять водохранилища. Потому данная ситуация долго не продлится, остались считаные дни», — предсказывает Саначин. На вопрос о том, будет ли охраняться мостовая после возвращения Волги, он отвечает, что это и не нужно: «У нас пока нет подводных мошенников. Если появятся, тогда будут следить. Мои знакомые из Кировского района рассказывали, что в советское время те, кому очень надо, ныряли под воду и выковыривали... Было и такое, но это уникальный случай».