Предприниматели Нижнекамска накануне возмущались кошмарными проверками и отсутствием в городе представителей «простых профессий». В итоге Айдар Метшин узнал много нового о подчиненных, а Тимур Нагуманов получил списки проблем и варианты их решений. Все это команда бизнес-омбудсмена проанализирует и передаст местной власти. Она, как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», создаст план мероприятий, который обязуется реализовать за год.
Участников встречи разделили на пять команд: «Торговля и услуги», «Промышленность», «Строительство и транспорт», «Резиденты ТОСЭРа» и «Сельское хозяйство»
ЖАЛУЙТЕСЬ, НО И ПРЕДЛАГАЙТЕ
Бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов вчера более трех часов обкатывал в Нижнекамске новый формат общения с бизнесом в районах. Антураж остался прежним — стратегические сессии, в которых участвуют предприниматели, надзорные ведомства и местная власть, но теперь бизнесу предлагают самому сформулировать проблемы и предложить, как их решать. Нижнекамск стал первым из 15 районов, где пройдут такие встречи. Нагуманов отметил, что проводить эти мозговые штурмы будут в тех районах, где власть идет на контакт и соглашается на подобные эксперименты. «Мы себе ставили планку: если не будет участвовать глава и его команда, значит, и нам не так уж важно. Это совместная работа», — подчеркнул бизнес-омбудсмен.
Нагуманов напомнил, что два года подряд его команда замеряет деловой климат и спрашивает у предпринимателей, как дела в бизнесе. И если в целом настроение бизнеса ухудшается, то Нижнекамск — один из немногих муниципалитетов, который демонстрирует положительную динамику. «Но все равно бизнес в столице нефтехимии говорит о проблемах, — заметил он. — Когда мы спрашиваем его о том, что нужно делать, чтобы стало лучше, любой предприниматель говорит: „Я тебе все расскажу, ты меня главное спроси“. Но никто не может сформулировать ответ так, чтобы он стал прикладным для работы государственного аппарата и самого бизнеса». Поэтому в этот раз предпринимателей попросили не только жаловаться, но и предлагать. А власть уж подхватит.
Участников встречи разделили на пять команд: «Торговля и услуги», «Промышленность», «Строительство и транспорт», «Резиденты ТОСЭРа» и «Сельское хозяйство». Во все группы, помимо предпринимателей, вошли руководители надзорных органов и представители власти. Например, за столом с торговцами сидели мэр Нижнекамска Айдар Метшин и начальник местного управления Роспотребнадзора Рустем Изиатуллин, в работе группы «Строительство и транспорт» участвовал руководитель исполкома Нижнекамского района Айдар Сайфутдинов, а его зам Радмир Беляев работал с резидентами ТОСЭРа. В каждой группе был модератор от компании TeamSoft, которая и проводила встречу. Фирму Нагуманов представил как партнера. Перед началом он попросил участников забыть про чины и регалии, отключить телефоны и серьезно отнестись к работе. Призвал омбудсмен и к смелым фантазиям на тему того, что сделать, чтобы бизнесу жилось лучше: «Можете фантазировать сколько угодно».
Вначале участникам раздали бейджи, на которых предлагалось написать свое имя. После чего началось знакомство — каждый рассказывал, чем занимается, чем может помочь в работе и других вопросах. «Меня зовут Айдар», — начал градоначальник самопрезентацию, отметив, что может быть полезен тем, что все услышанные проблемы попытается решить на уровне муниципальной власти, и, кроме того, признался, что даже может подсказать нюансы воспитания детей и внуков. «Я хороший дедушка, могу поделиться этим опытом. А так я знаком с главой администрации, мэром города, руководителями фискальных органов, так что могу быть полезен», — пошутил Метшин.
За столом, где находился Метшин, модератор, похоже, все же не смогла забыть про чины, как советовал Нагуманов, и постепенно сдала позиции, а руководить обсуждением начал мэр
«ДАЖЕ ШВЕЙ НАЙТИ нельзя!»
После знакомства перешли к проблемам. Каждый участник должен был написать на листках по пять проблем взаимодействия бизнеса и власти. Если до этого предприниматели еще раскачивались и участвовали нехотя, то на данном этапе процесс пошел живее. Директор Нижнекамского ПАТП-1 Марат Галиахметов размашисто написал слово «автовокзал». Насколько известно, крупнейший в Татарстане нижнекамский автовокзал сейчас убыточен, здание простаивает, а арендаторы не спешат занимать площади. Мэр Нижнекамска на своем листке написал фразу «невозможность влиять на макропроцессы». Фермеры выводили слова «сбыт», а заместитель короля торговой недвижимости столицы нефтехимии Рафиса Мустафина (ТЦ «Рамус») Людмила Зайцева — «проверки».
Написали и перешли к обсуждению. И понеслось. Бизнесмены, пользуясь случаем, начали выговаривать представителям власти и надзорным органам все, что накопилось. Владелица цветочного салона пожаловалась на серых надомников, которые вынуждают ее закрыться. Директор салона красоты сетовала на владельцев коммерческих площадей, которые сдают их ипэшникам, но не удосуживаются соблюдать санитарные нормы. Зайцева бросила камень в огород управления земельных и имущественных отношений и Росреестра — мол, работают нерасторопно. Она же пожаловалась на сотрудников АТИ, которые кошмарят мелких предпринимателей, арендующих площади в торговых центрах Мустафина. Те, боясь проверок, постепенно уходят.
Еще один крупный владелец нижнекамских ТЦ Алексей Асанов заявил, что иногда мешают чиновники. «Например, на сегодняшний день у нас в городе два архитектора. Один требует одно, другой — другое. Я между молотом и наковальней», — отметил бизнесмен, вероятно, имея в виду главного архитектора города Эмиля Сиразетдинова и бывшего архитектора, а ныне советника мэра по архитектуре Фирдависа Ханова. Это заявление удивило Метшина, который заверил, что Ханов уже не принимает решения, но предприниматель настоял на своем: подпись экс-архитектора все еще в ведомостях, и требования он высказывает.
Бизнесмены, пользуясь случаем, начали выговаривать представителям власти и надзорным органам все, что накопилось. Мэр пообещал, что все вопросы рассмотрят и что все «это было небесполезно»
За столом, где находился Метшин, модератор, похоже, все же не смогла забыть про чины, как советовал Нагуманов, и постепенно сдала позиции, а руководить обсуждением начал мэр: «Я бы просил говорить прямо и не бояться». «Я немного боюсь», — тут же, улыбаясь, заметил Асанов. Его поддержала владелица салона красоты: «Я тоже боюсь, но говорю. Надеюсь, нам не придется уезжать». Впрочем, судя по активности, страхи все же удалось побороть. Сам градоначальник указал на такую проблему, как недоверие бизнеса к власти.
Среди транспортников разгорелись споры о том, кто должен компенсировать затраты на убыточные городские перевозки. «Все, что касается пассажирских перевозок, — это одна большая проблема», — заявил транспортник Галиахметов. Он уверял руководителя исполкома района Сайфутдинова в том, что именно город должен как заказчик определять стоимость перевозок и оплачивать их компании. Чиновник же на это парировал в духе: если успех, то заслуга бизнеса, а если убыток — вина всех. По его мнению, такие рассуждения неправильные.
За столом ТОСЭРа обсуждали карательные меры, которые следуют за изменениями бизнес-планов резидентов, причем даже такими позитивными, как рост объемов производства. Директор первого резидента ТОСЭР «Нижнекамск» — компании «Камасталь» — Алевтина Кузьмина заявила, что приходится дублировать одну и ту же отчетность в разных видах для разных ведомств.
Кадры же стали общей проблемой, о которой говорили за всеми столами. «Либо химики, либо юристы. Даже швей найти нельзя, абсолютно простые профессии», — возмущался бизнес. Причем доходило и до философских споров. Например, участники пытались понять, почему торговые сети не могут найти директоров магазинов с неплохой зарплатой в 60 тыс. рублей. Мэр приводил в пример зарплаты на промпредприятиях: «Я спрашиваю, какая заработная плата начальника цеха. Мне говорят: 120 тысяч. Но на эту работу не бегут». Сошлись во мнении, что для молодежи зарплата не всегда решающий фактор, еще есть вопросы престижа, самореализации и удовлетворения от работы.
Нагуманов отметил, что проводить эти мозговые штурмы будут в тех районах, где власть идет на контакт и соглашается на подобные эксперименты
ВСЕ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТА
Самое интересное ожидалось в конце мероприятия — каждый стол презентовал свою программу решения вопросов бизнеса. Промышленники заявили, что надзорные органы по факту являются карательными. Предложение же было такое: при первой проверке не наказывать, а предупреждать. Заявление стало камнем в огород Нагуманова. Тот часто во время встреч с бизнесом заверяет, что надзорные органы сначала предупреждают и лишь потом штрафуют. Но, похоже, бизнес на практике этого не ощутил. Также промышленники указали на коррупцию с получением пропусков на грузовые перевозки в период закрытия дорог в межсезонье.
Решать проблему кадров промышленники предлагают увеличением бюджетных мест в вузах на дефицитные специальности. А в Нижнекамске, советует бизнес, надо построить дома, где бы предприятия арендовали льготные квартиры для своих специалистов. Построить, конечно же, за счет бюджета. Забегая вперед, отметим, что в качестве решения проблем бизнес часто указывал помощь государства — льготные кредиты, субсидии, строительство инфраструктуры за счет бюджета. Власть реагировала по-разному. В частности, Метшин, выслушав идею об арендном жилье за счет бюджета, поинтересовался, участвуют ли промышленники в делах города. Ответа вразумительного не прозвучало.
Фермеры тоже заявили, что нужно построить в районе на госденьги забойные цеха и склад овощей. Заодно попросили и «сельскохозяйственный» ТОСЭР, чтобы тоже получать льготы. Пожаловались сельчане и на то, что банки не считают коров и фермы полноценным залогом, поэтому и не дают кредиты под 5%. Решить эту проблему, по мнению фермеров, можно созданием совместного с банками координационного совета.
Резиденты ТОСЭРа предложили организовать IT-платформу, куда бы они могли загружать свои документы, чтобы больше не предоставлять в каждом ведомстве одни и те же копии.
Самое интересное ожидалось в конце мероприятия — каждый стол презентовал свою программу решения вопросов бизнеса
Представители группы «Торговля и услуги» заметили, что в Нижнекамске нет бизнес-центров — одни торговые, поэтому бизнесу негде арендовать относительно дешевые офисы. Здесь завязалась дискуссия о том, почему офисные центры строить невыгодно — нужны большие парковки и участки в центре города. «Земли Самилова (Валерий Самилов — «основатель Камаглавстрой» — прим. ред.) под это покупать — разоришься», — заметил Асанов. Решение предложила представитель «Рамуса». После того как компания достроит свой новый гигантский ТРЦ, старые можно будет перепрофилировать.
Последними выступили строители, которые тоже попросились в ТОСЭР, а транспортники пожаловались на крупные промышленные компании, тендеры которых выигрывают только «свои компании». Галиахметов долго и витиевато ходил вокруг темы, а потом не выдержал и сказал: «Ну что я, ТАИФу буду указывать, что ли?» Судя по всему, речь идет о вахтовых перевозках, которые все чаще переходят в руки дочерних компаний промышленников, оставляя городские ПАТП не у дел.
Подытожил три с лишним часа напряженных обсуждений Нагуманов. «Мы сегодня попытались объять необъятное — вытащить на поверхность все проблемы бизнеса и написать пути решения. Целые институты бьются за это, министерства и ведомства, а мы попытались могучей кучкой за три часа сделать такую работу», — резонно заявил омбудсмен и признался, что до конца не верил в успех формата, но все сложилось, по его мнению, как нельзя лучше.
Мэр Нижнекамска поблагодарил бизнес за активность и заверил, что все озвученное администрация города обязательно «разберет по косточкам» и запустит в работу. В качестве иллюстрации градоначальник, не дожидаясь окончания мероприятия, начал собирать исписанные бизнесом листы бумаги. Вообще, судя по всему, Метшина встреча задела за живое. В какой-то момент он даже не выдержал и бросил в сердцах: «Посмотрите, сколько бюрократии! Везде бюрократия! Это при том, что у нас лучший многофункциональный центр в республике». А под конец мэр пообещал, что все вопросы рассмотрят и что все «это было небесполезно».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.