Двухдневный обмен опытом в рамках специализированного тура «WOW Tour Kazan» привлек в Казань десант девелоперов из разных городов страны Двухдневный обмен опытом в рамках специализированного тура WOW Tour Kazan привлек в Казань десант девелоперов из разных городов страны Фото: Лилиана Набиуллина

«ЗАЧЕМ КЕРАМОгранит, если фасад кирпичный? Это же дорого!»

Двухдневный обмен опытом в рамках специализированного тура WOW Tour Kazan привлек в Казань десант девелоперов из разных городов страны — собственники и гендиректора строительных компаний из Санкт-Петербурга, Владивостока, Тулы, Пензы и Бишкека. Они посетили жилые комплексы разной классности от ведущих компаний Казани — «Ак Барс Девелопмент», «Камастройинвест», «#Суварстроит» и «Унистрой».

Мероприятие организовала компания «Манн, Черемных и партнеры». Напомним, что Игорь Манн — не кто иной, как гуру российского маркетинга, а Иван Черемных — эксперт по управлению прибыльностью застройщиков. Компания работает с застройщиками Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Алма-Аты и еще примерно десятка городов мира. Туры для девелоперов вдохновляют перейти на совершенно другой уровень и проводятся уже не первый год, но Казань принимала его впервые. Дружно погрузившись в большой автобус, в первый день гости посетили Иннополис и его университет, побывали в арендных домах компании «Ак Барс Девелопмент» и отправились на «Свияжские холмы». Второй день выдался более насыщенным: начавшись с визита в ЖК «Светлая Долина», он продолжился знакомством с «Арт Сити» и последующим изучением казанской элитной недвижимости в ЖК «Легато» и «Роттердам».

«По сути, все, кто здесь находится, проявили интерес — просто так человек не приедет в другой город и не начнет смотреть примеры. Все они в своих городах хотят стать лидерами. Стать лучше, чем они сами два, три года назад», — заметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» маркетинг-консультант Андрей Овчинников. «Казань мы рассматриваем как обмен опытом и взаимодействие с профессиональным сообществом. Плюс нам интересно знакомство с консультантами по недвижимости, — добавил генеральный директор застройщика ИСК „Эдельвейс“ из Владивостока Андрей Беззубкин. — Интересен арендный формат „Ак Барса“. Впечатлил Иннополис: в чистом поле реализовался такой проект». Всего корреспондент насчитала в рамках тура пару десятков человек: они бурно делились впечатлениями и фиксировали увиденное. Были и такие, что вели трансляцию в «Инстаграме».

Искандер Юсупов: «У нас менталитет сложился такой, что клиент любит кирпичные дома. И себестоимость у них ниже, чем у монолита» Искандер Юсупов: «У нас менталитет сложился такой, что клиент любит кирпичные дома. И себестоимость у них ниже, чем у монолита» Фото: «БИЗНЕС Online»

К примеру, в «Арт Сити» застройщиков заинтересовали материалы, использованные при строительстве. Коммерческий директор компании «Унистрой» Искандер Юсупов, проводя экскурсию по комплексу, рассказал, что 10-этажные дома в комплексе выполнены из кирпича, «свечки» — из монолита. «У нас менталитет сложился такой, что клиент любит кирпичные дома. И себестоимость у них ниже, чем у монолита», — отметил Юсупов. Он рассказал, что поверх несущей кирпичной стены пущено два слоя утеплителя, а затем идет облицовка керамогранитом. «Это же дорого! А зачем тогда кирпич? Газобетон купил, и еще дешевле», — удивлялись некоторые девелоперы. Впрочем, надо признать, что и цены в «Арт Сити» совсем не «эконом»: стоимость квартир уже перешагнула отметку в 100 тыс. рублей за квадратный метр.

Представительница одной из петербуржских компаний рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что занимается строительством гостиниц и ивент-отелей. Специфика все-таки несколько отличается от жилой, поэтому позаимствовать получится не все. «Смотрим фасады — вентилируемые, не вентилируемые, как это выглядит. Есть фишечки, которые взяли себе на заметку». При этом она добавила, что жилье такого класса, как «Арт Сити» (и с такой локацией ближе к центру города) в Санкт-Петербурге стоит процентов на 60 дороже — в пределах 140–150 тыс. за квадратный метр. «Есть похожие ценники, совсем на выезде из города. Там есть и по 60, и по 65 тысяч за „квадрат“», — поделилась она. 

Интерес присутствующих вызвала своя сервисная служба застройщика: отслеживающая жалобы жильцов и обязанная отреагировать через определенный промежуток времени. «Они замеряют свой NPS (индекс лояльности — прим. авт.). Первый раз — в момент совершения сделки, второй — когда передаются ключи. Обычно к этому моменту NPS просаживается. И в третий раз — через полгода или год после того, как человек живет в этом доме. Тут же, как видим, не только обозначены целевые показатели, но и проработан план, благодаря которому они этот индекс будут приращивать», — подвел короткое резюме увиденному девелопер из Киргизии. Он добавил, что создание своих управляющих компаний — современный тренд. 

Следом застройщики посетили объекты «КамаСтройИнвеста» — жилые комплексы «Легато» и «Роттердам» Следом застройщики посетили объекты «КамаСтройИнвеста» — жилые комплексы «Легато» и «Роттердам» Фото: Лилиана Набиуллина

«ТРАВЕРТИН МЫ ВЕЗЛИ ИЗ АРМЕНИИ. ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНО — ОН БЬЕТСЯ, КОЛЕТСЯ, И ЗАКУПАТЬ ЕГО приходится В 1,5 РАЗА БОЛЬШЕ, чем надо по проекту»

Следом застройщики посетили объекты «КамаСтройИнвеста» — жилые комплексы «Легато» и «Роттердам». Узнав, что стоимость квартир здесь на уровне 200 тыс. рублей за «квадрат», участники тура поинтересовались себестоимостью строительства. Коммерческий директор компании Антонина Дарчинова не стала называть конкретных цифр, но заверила, что себестоимость высокая. «Здесь, например, фактически „золотой“ фасад. Он сделан из травертина — натурального камня, из которого, кстати, сделан Колизей. Травертин мы везли из Армении. Это очень сложно — он бьется, колется, и закупать его приходится в полтора раза больше, чем рассчитано по рабочей документации проекта», — рассказала она по поводу «Легато». 

Бо́льшая часть составляющих элитного жилья — консьерж, бесключевой доступ, колясочные и т. д. — здесь есть. При входе в холл первым делом глаз вошедших упирался в живую стену из мха. «Это натуральный мох, живое растение, его надо поливать», — пояснила Дарчинова. Внутренние пространства застройщик оформляет согласно заявленному классу: например, плитка на полу в некоторых места стыкуется с настенной плиткой, обратила внимание она.

Большая часть составляющих элитного жилья — консьерж, бесключевой доступ, колясочные и т. д. — здесь есть Бо́льшая часть составляющих элитного жилья — консьерж, бесключевой доступ, колясочные и т. д. — здесь есть Фото: Лилиана Набиуллина

В ходе экскурсии выяснились любопытные факты: на 18 квартир в доме приходится 63 парковочных места (располагаются они на двух этажах подземного паркинга). «Один к трем», — смеялись девелоперы, попутно интересуясь: удалось ли продать? Оказалось, что весь первый этаж действительно продан, поскольку квартиры здесь покупают люди обеспеченные, у многих из которых по несколько машин. На втором этаже парковочные места еще есть, а вот свободных квартир в продаже уже не осталось. «Парковок так много еще и потому, что три соседних здания — объекты культурного наследия, не обеспеченные стоянками. Проблема при строительстве была в очень большой стесненности. Дом, можно сказать, весь стоит по красным линиям», — добавила Дарчинова.

«А двери такие непрезентабельные — потому что их меняют потом?» — интересовались гости. «Да, — подтвердила представитель „КамаСтройИнвеста“. — Это у нас уже по опыту. Даже бизнес-класс всегда меняет себе двери. Сохранить единый стиль нам никогда не удавалось», — призналась она. 

В ходе экскурсии выяснились любопытные факты: на 18 квартир в доме приходится 63 парковочных места (располагаются они на 2 этажах подземного паркинга) В ходе экскурсии выяснились любопытные факты: на 18 квартир в доме приходится 63 парковочных места (располагаются они на двух этажах подземного паркинга) Фото: Лилиана Набиуллина

Увиденное здесь, судя по всему, не слишком удовлетворило девелоперов. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стала свидетелем того, как гости обсуждали между собой «скучно оформленные МОПы» (места общего пользования — прим. авт.), не слишком выразительные цвета. Причем касалось это не только первого дома, но и ЖК «Роттердам», в который участники тура отправились сразу после ЖК «Легато». «По качеству исполнения МОПов — это вообще не элитка», — заметила одна из приезжих гостей. Ее поддержал Беззубкин. «Место очень хорошее, концепция, высокие потолки. Ну и архитектура более-менее понравилась. Выдают нюансы — фасад дорогой, но облицовочные панели на шурупах, где-то радиаторы свисают. Такого в элитном сегменте быть не должно». Впрочем, все это вполне поправимо: застройщику просто необходимо тщательнее поработать над деталями, считает он.

Затем участники тура отправились в ЖК «Барселона», где их встречала представитель «Сувар Холдинга» Наиля Чабаненко Затем участники тура отправились в ЖК «Барселона», где их встречала представитель «Сувар Холдинга» Наиля Чабаненко Фото: Лилиана Набиуллина

«чем-то особенным рынок жилья Казани девелоперов со всеХ УГОЛКОВ России удивить не смог — и это заставляет задуматься»

Затем участники тура отправились в ЖК «Барселона», где их встречала представитель «Сувар Холдинга» Наиля Чабаненко. «Это единственный многоэтажный комплекс в исторической части Казани», — обратила внимание собравшихся Чабаненко, добавив, что прямо напротив строится новый жилой комплекс «Сувара» — под названием «Август Астра». «Там нам город разрешил только пять-семь этажей», — объяснила она.

«У нас тоже в историческом центре есть объекты культуры, в которых есть защитная зона, где есть ограничения по этажности, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Беззубкин. — Также есть частный сектор, где уже сложилась малоэтажная застройка — и, чтобы люди комфортно проживали и они не жили в тени больших домов, этажность там ограничена». Беззубкин добавил, что рынок жилья Владивостока тоже стремится вверх, это общий тренд. Среди новых проектов распространены 24-этажки (как и в Казани, где новостройки за два года «приросли» на четыре этажа), а в ближайшее время в городе должен появиться первый 44-этажный небоскреб.

Гости побывали в самой высокой 23-этажной башне «Барселоны». Посмотрели, как выглядят квартиры с черновой отделкой, и квартиры с дизайнерским ремонтом Гости побывали в самой высокой — 23-этажной — башне «Барселоны». Посмотрели, как выглядят квартиры с черновой отделкой и квартиры с дизайнерским ремонтом Фото: Лилиана Набиуллина

Гости побывали в самой высокой — 23-этажной — башне «Барселоны». Посмотрели, как выглядят квартиры с черновой отделкой и квартиры с дизайнерским ремонтом (венецианская штукатурка, хрустальные люстры). Изучили зону фитнес-центра и узнали, сколько стоит обслуживание бассейна и фитнес-центра (порядка 2 тыс. рублей в месяц с квартиры в период их работы). Радужную картину несколько смазала встреченная в лифте местная жительница, которую девелоперы попросили поделиться своими впечатлениями от проживания в доме: она довольно-таки сварливо пожаловалась на шумоизоляцию. Видимо, неизбежный для нового дома соседский ремонт уже «застрял» в печенках… 

Напоследок эксперты осмотрели еще один объект «Сувара» — строящийся на Оренбургском тракте ЖК «Манхэттен». Напомним, что на старте он назывался «ВДНХ» — сказалось влияние «Казанской ярмарки», находящейся по соседству. Но какого-то концептуального, смыслового наполнения проект не имел вплоть до последнего времени. «Коллеги из компании „#Суварстроит“ стали думать, что с ним делать. Они предложили разделить эти башни на смысловом уровне, наполнить их контентом, сделать в них какой-то продукт, придумать историю про „Манхэттен“ и обыграть ее в каждом подъезде», — рассказала одна из организаторов. К началу тура в «Манхэттене» как раз оборудовали шоу-рум, так что участники получили возможность увидеть, как заявленная концепция будет воплощаться в жизнь.

Напоследок эксперты осмотрели еще один объект «Сувара» — строящийся на Оренбургском тракте ЖК «Манхэттен» Напоследок эксперты осмотрели еще один объект «Сувара» — строящийся на Оренбургском тракте ЖК «Манхэттен» Фото: Лилиана Набиуллина

«Интересно, что отделка и дизайн шоу-рума находится в точном соответствии с концепцией дома», — обратил внимание представитель компании «Манн, Черемных и партнеры» Андрей Овчинников.  — Здесь подобраны достаточно дорогие материалы пола, и сам дизайн-проект соответствует заявленному стилю — Америка, Манхэттен… Качественные окна фирмы Schüco, подогнанные двери. А  если бы мы, например, увидели окна или двери, которые не закрываются или плохо отрегулированы — в шоу-руме, в бизнес-классе, — это был бы показательный момент».

«Мы увидели комплексы, где, на наш взгляд, в большей степени продает локация, — заметил представитель компании „Манн, Черемных и партнеры“ на просьбу подвести итоги увиденному. — Там, где продает место, застройщик может себе позволить упрощенный подход к маркетингу. И где локация не продает, а продает объект застройщика — там компания не имеет права на недоработку». Овчинников рассказал, что общее впечатление формируют мелочи: насколько примыкает к полу бордюр, каков уровень отделки МОПа, соответствует ли класс дверей заявляемому классу объекта. «Например, если мы видим одни и те же решения по отделке мест общего пользования в домах классов эконом и бизнес — наверное, здесь либо эконом очень сильно постарался, либо бизнес мог бы сделать чуточку лучше», — деликатно резюмировал он.

Итоги тура в ходе федерального саммита PRO Development подвела директор компании «Ак Барс Недвижимость» Елена Стрюкова. «Обратная связь в целом от коллег была следующая — Казань очень тепло встречает, но чем-то особенным рынок жилья Казани, к сожалению, девелоперов со всех уголков России удивить не смог. Я тогда глубоко задумалась… — призналась она. — При всем при том, что Казань и республика впереди планеты всей по очень многим параметрам. То ли конкуренция у нас низкая, то ли и так покупают — спрос высокий». Зато казанским проектам есть куда расти. И наверняка в ближайшие годы, с выходом на наш рынок федеральных застройщиков, казанцы будут просто вынуждены придумывать и предлагать клиенту что-то совершенно особенное, уверена Стрюкова.