«Ведомости» побеседовали с бывшими пилотами пассажирских лайнеров после трагедии в Шереметьево. Один из собеседников газеты отметил, что качество сборки самолетов Sukhoi Superjet 100 оставляет желать лучшего. Другой подчеркнул, что экипажу перед посадкой стоило выработать топливо.

«Определить причины катастрофы можно будет только после расшифровки черных ящиков. Отключение электроники вследствие попадания молнии — это пока одна из рабочих версий. <…> В 2018 году в России было около 30 случаев попаданий молний в самолеты, но все полеты завершились благополучно», — отметил гендиректор авиакомпании «Ямал», пилот с 40-летним стажем Василий Крюк.

По его мнению, причиной отказа электроники из-за попадания молнии могла быть только некачественная сборка воздушного судна.

«Опыт эксплуатации показывает, что качество сборки SSJ 100 оставляет желать лучшего. Безопасно произвести посадку с такой посадочной массой (с полными баками), да еще при неработающих пилотажных приборах практически невозможно. Действия летчиков заслуживают уважения», — подчеркнул Крюк.

Пилот «Аэрофлота» в 1970–2016 годах Владимир Сальников (управлял SSJ 100) отметил, что качество подготовки летчиков ухудшилось. По его словам, руководство «Аэрофлота» год назад запретило пилотирование в ручном режиме. Теперь такое управление судном экипажи отрабатывают только раз в полгода на тренажерах.

«Самолеты, конечно, защищены от разряда, но его мощность могла быть настолько велика, что защита не сработала и произошел отказ электроники. При отказе электроники, скорее всего, самолет не смог выдвинуть закрылки, что привело к слишком высокой скорости при посадке. Стандартная скорость при посадке — 250−260 км/ч, в данном случае скорость превышала 300 км/ч. Пилоты по инструкциям должны избегать попадания в грозу. По моему мнению, следовало перед посадкой выработать топливо», — отметил Сальников.

Попадание молнии в самолет не должно вызывать отказов радиосвязи и электроники, уверен президент Шереметьевского профсоюза летного состава, бывший пилот Ту-134, Boeing 737 и Boeing 767 Игорь Дельдюжов.

«Также расследование будет оценивать правильность действий пилотов: самолет оснащен локатором, так почему он влетел в грозу? Почему было принято решение не вырабатывать топливо, а садиться с полными баками?» — отметил эксперт.