Тенденции на рынке ритейла обсуждали на III медиафоруме Ассоциации компаний розничной торговли Тенденции на рынке ретейла обсуждали на III медиафоруме ассоциации компаний розничной торговли Фото: Лилиана Набиуллина

«ЖЕЛТАЯ УГРОЗА»: китайские IT-тигры врываются в десятку крупнейших рЕтейлеров РФ

Тенденции на рынке ретейла обсуждали на III медиафоруме ассоциации компаний розничной торговли. Текущее состояние рынка описал гендиректор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров: розничная торговля оказалась в непростой ситуации.

«Еще пару лет назад все было четко и понятно: существовали производители, владельцы брендов, торговые сети и потребители — такая прямая линейка. Сейчас она далеко не прямая. Каждый производитель и владелец бренда хочет выйти на потребителя напрямую, дотянуться до него сам — как онлайн, так и через службы доставки. При этом мы понимаем, что на российском рынке мы не одиноки. И те же китайские компании — в первую очередь AliExpress, Alibaba Group — очень плотно смотрят на наш рынок», — обозначил он один из основных вызовов. По словам Бурмистрова, только в прошлом году оборот AliExpress в России составил порядка 220 млрд рублей. По прогнозам на 2019-й эта цифра должна вырасти до 300 миллиардов. «Фактически это означает, что если бы мы формировали рейтинг крупнейших ретейлеров России, то AliExpress вошел бы в десятку», — пояснил он. В самом деле: по выручке-2018 китайцы уже обогнали сеть Metro Group (199 млрд рублей). И следующий шаг — сеть «Дикси» с оборотом под 300 млрд, которая находится на 6-м месте в десятке крупнейших ретейлеров России. 

Фото: «БИЗНЕС Online»

Говоря о динамике оборота розничной торговли, Бурмистров дал понять, что ситуация здесь обстоит двояко. С одной стороны, оборот розничной торговли уже 2 года находится в положительной зоне. С другой — гигантский провал 2015–2016 годов еще не преодолели. Выйти на показатели, которые были в докризисном 2014-м, при сохранении нынешних темпов продаж удастся в лучшем случае лет через пять. То есть процесс восстановления рынка займет 10 лет! 

«Все объясняется просто: к сожалению, наш потребитель чувствует себя не очень хорошо. Пять лет реальные доходы населения не растут, а в первом квартале 2019-го они опять драматически снизились. В этом плане мы, похоже, выходим на 6-й год стагнации», — спрогнозировал гендиректор компании «Infoline-Аналитика».

Парадокс, но меньше тратить россияне не стали — директор по стратегии компании «Лента» Дмитрий Богод заметил, что сумма, которую население тратит на покупку продуктов, за последние годы увеличилась на 20–30%. Рост оборота произошел в основном благодаря закредитованности населения. В прошедшем году россияне очень серьезно увеличили объем своего кредитного портфеля, объяснил Бурмистров. «Естественно, что эта история не бесконечная. Уже сейчас на каждого жителя России приходится в среднем 100 тысяч рублей кредитов. Если пересчитать без грудных младенцев и тех, у кого этих кредитов нет, то есть только работающее и потенциально занятое население, на самом деле там сумма 250 тысяч и выше», — констатировал он. Все это не может не отражаться на рынке: население ищет скидки. Покупатель идет к тем, кто их дает. В данном вопросе преимущество, конечно, у федеральных сетей. «При этом с финансовыми сложностями сталкиваются ретейлеры региональные, достаточно крупные, заметные для своих регионов», — добавил гендиректор компании «Infoline-Аналитика».

Впрочем, и крупнякам не всегда легко. В условиях конкуренции происходит достаточно агрессивная консолидация — только за последний год свои бизнесы объединили «Дикси» и «Красное & Белое», «М.Видео» и «Эльдорадо». За слияние с «Лентой» совсем недавно боролся «Магнит», в начале апреля направивший владельцам предложение о покупке 100% компании почти за $1,8 миллиарда. Как отмечает Бурмистров, сделка, скорее всего, не состоится, но в целом тенденцию отражает хорошо. Лидеры будут укрупняться и искать новые рычаги влияния на потребителей — от персональных промоакций до развития портфелей собственных торговых марок.

Наибольшие перспективы, по словам гендиректора компании «Infoline-Аналитика», лежат в плоскости удаленных покупок и доставки продуктов на дом — эти услуги начинают предоставлять все больше сетей. «И здесь у нас есть огромный потенциал, потому что сейчас онлайн-коммерция на рынке товаров повседневного спроса находится в зачаточном состоянии, а на рынке питания — тем более», — констатировал эксперт.

Фото: Лилиана Набиуллина

«ГДЕ-ТО ЧТО-ТО СГОРЕЛО — СЛЕДОМ СРАЗУ ВОЛНА НОРМОТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

В продолжение выступления Бурмистрова директор департамента развития внутренней торговли минпромторга РФ Никита Кузнецов рассказал о мерах поддержки, которые государство готовит в помощь российскому ретейлу. Выступление его отличалось какой-то даже либеральной направленностью: спикер, в частности, заявил о возможности отменить санитарные правила для общепита. По его словам, количество норм и запретов в этой сфере уже превосходит все возможные логические пределы.

«Где-то что-то сгорело, кто-то отравился — следом сразу же следует волна нормотворческой работы со стороны госаппарата. И это количество норм постоянно увеличивается и растет в геометрической прогрессии. Недаром уже высшее руководство страны прямо заявило о том, что необходимо включить „регуляторную гильотину“, иначе ничего не сделаешь. Мы с этим полностью согласны», — заметил он. Напомним, в начале года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во всеуслышание объявил о разработке правительством «дорожной карты» по реализации механизма этой самой «гильотины». «Речь идет о том, чтобы весь объем прежних и зачастую очень консервативных нормативных актов, которые действуют в сфере регулирования, просто именно отрезать. Поскольку такая идея возникла, появился и термин „гильотина“. Мы сейчас „дорожную карту“ разработали по поводу того, как к этому двигаться», — объяснял тогда премьер.

В продолжение высказывания главы правительства Кузнецов заметил, что точечные усилия нужного эффекта не дадут. «Надо просто отменять, а потом обсуждать, что принимать взамен», — предложил он.

Причем речь идет не только о санитарных нормах, но и о технических. «Сейчас последние регулируют процесс. Как готовить еду в ресторане, на какой сковородке жарить, какой тряпкой вытирать стол. А обязаны быть требования к результату: не должно быть бактерий сверх такого-то уровня и так далее. Как это достигается — люди сами решают», — объяснил чиновник. Все это помогло бы уменьшить административное давление на бизнес, стимулировать его развитие, считает Кузнецов.

Главной задачей крупных ретейлеров Кузнецов назвал децентрализацию закупок сетейФото: Алексей Белкин

«ЧЕМ РЫНОК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ТОРГОВОГО ЦЕНТРА? ЗАЧЕМ ЕГО ТАК СТРАШНО РЕГУЛИРОВАТЬ?»

Федеральный минпромторг сейчас трудится над новым прочтением законов о рынках. Действующий закон о рынках предполагается отменить вообще, а суть прописанных там норм перенести в федеральный закон о торговле, при этом снизив требования до минимума.

«Чем рынок отличается от торгового центра, зачем его так страшно регулировать?» — пояснил Кузнецов, отвечая на вопросы журналистов уже после основного выступления. По его словам, главным требованием в рамках закона останется прохождение ветеринарно-санитарного контроля. «Если ты продаешь на рынке продукцию животного или растительного происхождения — не фасованную, не фабричную, должен быть контроль, обязана находиться ветеринарная лаборатория. Вот, по сути, единственное требование», — объяснил он.

Необходимость внесения поправок чиновник объяснил тем, что ни один формат торговли в России сегодня не является настолько зарегулированным. Именно розничные рынки почему-то оказались достойны драконовских мер! Напомним, что рыночная розница стала столь страшна для государства, что рынки по большей части выдавили из городов-миллионников. Именно на волне этого процесса рядом с Казанью и возникла «Новая Тура»… 

«Сети плачут, что сильно зарегулированы. Если бы они посмотрели, как зарегулированы розничные рынки, думаю, перекрестились бы с облегчением! Нам нужно приравнять рынки к другим форматам торговли. И тогда пойдет, мы считаем, волнообразный рост развития рынков», — отмечает директор департамента. А это, по логике министерства, должно способствовать созданию дополнительных каналов сбыта для мелких производителей и снятию излишней нагрузки, в том числе политической, с торговых сетей.

Главной же задачей крупных ретейлеров Кузнецов назвал децентрализацию закупок сетей. «Сейчас у крупнейших сетей все очень централизованно: закупки либо через центральный офис, либо через дивизион, а это огромное количество магазинов, считается сотнями. Соответственно, создает очень большие трудности. За границей вы можете в деревенском магазине, в гипермаркете каком-нибудь купить товар специфический, производства этой самой деревни. Он там лежит на полке, значит, магазин сам его закупает. Вот если сетям удастся децентрализовать свою деятельность, у нас исчезнет проблема взаимодействия поставщиков и производителей в том накале, в котором она существует сегодня», — объяснил он. Представитель «Ленты» в ответ заметил, что этот механизм правильнее назвать локализацией, но в целом согласился, что будущее в том числе и за ним. 

В завершение чиновник напомнил о разработанном минпромторгом и внесенном в Госдуму законопроекте о развитии нестационарной и мобильной торговли, который тоже будет способствовать развитию малых форматов. В Татарстане его пока что встретили без восторга и уже предложили ряд поправок, которые в законопроекте стоит отразить. По словам Кузнецова, он уже готовится к первому чтению. Причем Медведев поручил ускорить процесс — вероятнее всего, документ вынесут на сессию уже после майских праздников. 

Директор департамента отдельно рассказал, для чего понадобился закон о нестационарной торговле, в чем плюсы документа для бизнеса и почему его надо принимать как можно скорее. Подробности читайте на «БИЗНЕС Оnline».