Майя Ломидзе: «Подавляющее большинство жителей страны никуда не едет. Тем не менее, по предварительным оценкам, желающих уехать на майские праздники в этом году на 20% больше, чем в прошлом» Майя Ломидзе: «Подавляющее большинство жителей страны никуда не едут. Тем не менее, по предварительным оценкам, желающих уехать на майские праздники в этом году на 20 процентов больше, чем в прошлом» Фото: Алексей Белкин

«ЖЕЛАЮЩИХ УЕХАТЬ НА МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ЭТОМ ГОДУ НА 20 процентов БОЛЬШЕ»

— Майя Арчиловна, какой отдых на эти майские праздники предпочли россияне? Будет ли это дача или морское побережье?

— Подавляющее большинство жителей страны никуда не едут. Тем не менее, по предварительным оценкам, желающих уехать на майские праздники в этом году на 20 процентов больше, чем в прошлом. Все, кто едет, отправляются в основном к морю — в Сочи или Турцию. Она лидирует среди зарубежных направлений с большим отрывом. Сочи, соответственно, среди российских.

— С чем вы связываете выросший спрос?

— Дело в том, что по акциям раннего бронирования майские праздники были включены в летние предложения и продавались со скидкой 20–25 процентов. Большинство как раз купили туры по акциям, когда в феврале–марте за 17–20 тысяч на человека можно было приобрести путевку в Турцию на 10 дней. Примерно столько же стоил Сочи. Сейчас такой же тур обойдется от 30 тысяч рублей на человека. Майские праздники, по сути, стали началом летнего сезона.

— Помимо Турции, какие еще страны пользуются популярностью?

— Греция, Кипр, Испания, Таиланд и Болгария. Это традиционный набор. Нового и прорывного направления у нас нет.

— А внутри страны, помимо Сочи?

— Краснодарский край у нас лидирует, но, помимо Сочи, на длинные майские праздники берут Геленджик, Анапу, то есть уезжают в основном на море. Также среди продаваемых направлений Подмосковье, Крым, Санкт-Петербург, появился Калининград — на майские праздники на него довольно неплохой спрос.

Предвижу вопрос про экскурсионные направления. Это, как обычно, короткие туры — два-три дня. Поскольку они под акции раннего бронирования не попадали, их продолжают покупать и сейчас. Да, столица РТ вошла в пятерку самых запрашиваемых. В итоге в списке популярных направлений оказались Питер, Москва, города «Золотого кольца», как ни странно (хотя спрос ниже, чем год назад), и Казань.

— Столица РТ постоянно входит в пятерку популярных направлений. Достигнут ли уже предел насыщения рынка?

— Нет, предел не достигнут, емкость рынка больше, Казань может принимать явно больше, чем продается.

— Что мешает продавать больше?

— Отсутствие денег у людей, а цены на туры не снижаются. На экскурсионных направлениях, когда стоимость на семью из трех человек может достигать 10–12 тысяч рублей без учета дороги, это дорого за три дня, даже если хорошая экскурсионная программа. Потому рост цен на экскурсионных направлениях наиболее ощутим, а это влияет на спрос.

— В целом цены на отдых в майские праздники значительно выросли в этом году?

— Если не считать туры, которые продавались по акциям раннего бронирования, в среднем рост составил 10 процентов. Есть направления, например Кипр, которые почти не подорожали — не более 2–3 процентов, что незаметно для потребителя. Но большинство направлений все-таки увеличилось в стоимости.

«Предел не достигнут, емкость рынка явно больше, Казань может принимать явно больше, чем продается» «Предел не достигнут, емкость рынка больше, Казань может принимать явно больше, чем продается» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВОЗМОЖНО, У ТУРЦИИ НЕ БУДЕТ ТАКОГО ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ПРИРОСТА ТУРИСТОВ»

— Подведем итоги акций раннего бронирования. Спрос в этом году был выше, чем в прошлом?

— Да, спрос был выше, чем в прошлом году, на отдельных направлениях, но распределился неравномерно. Например, спрос на тот же Кипр остался на уровне прошлого года, а Турция, где все ожидают подорожания летом (и оно будет), продается примерно на 20 процентов больше, чем год назад. У Греции прирост на 10–12 процентов. Активно продавался Сочи — рост где-то на 20 процентов именно по акциям раннего бронирования. В совокупности можно говорить о росте спроса на 15–18 процентов.

Но есть одна интересная особенность акций раннего бронирования этого года: люди четко выбирали июль, август и начало сентября. Большая часть спроса пришлась именно на этот период, так как летом туры будут стоить существенно дороже, а по акциям раннего бронирования можно было прилично сэкономить. На июнь спрос обычно ниже, как и цены, и наши потребители уже знают об этом. Потому больше 60 процентов всех предложений, которые проданы по акциям раннего бронирования, пришлось на июль и август.

— Если на майские праздники цены в среднем увеличились на 10 процентов, то на летний отдых какой рост?

— Тоже везде по-разному. Греция даже с учетом колебания евро, который то снижается, то повышается, выросла на 10 процентов. Туры в Турцию подорожали на 15 процентов точно, а некоторые объекты повысили цены на 18–30 процентов. Испания, Италия — максимум 10 процентов роста стоимости, а Кипр, как я говорила, почти не изменился в цене, как и Болгария. Самое существенное повышение коснулось Турции. При этом подешевели на 3–5 процентов туры в Таиланд, Доминикану и на Кубу.

— Почему Турция все-таки подняла цены?

— Сыграла совокупность факторов. Во-первых, в эту страну поехали активнее европейские туристы, заполняемость отелей увеличилась. Спрос на Турцию во всем мире вырос, поэтому нет острой необходимости заполнять емкости за счет какого-то растущего рынка. Во-вторых, в прошлом году были мегаспециальные цены для российского рынка, чтобы сделать прорыв, быстро перехватить наших туристов. Эта задача выполнена. Снижения спроса из-за повышения цен отельеры не ожидали, их прогнозы сбылись — он действительно не упал. В-третьих, сказалась внутриэкономическая ситуация в самой Турции, там произошла серьезная девальвация лиры, которая должна была привести к удешевлению, но в связи с высокой инфляцией все коммерческие структуры пытаются покрыть издержки за счет растущих цен.

— Туристы сильно удивляются тому, что любимая ими Турция внезапно превращается в не очень бюджетный отдых?

— Особо пока никто не стонет. Однако, возможно, в этом году у страны не будет такого значительного прироста туристов, как в 2018-м. По нашим оценкам, максимум 5–7 процентов. Соответственно, ожидаем увеличения спроса на греческом, кипрском направлениях.

— Раз Турция подорожала так значительно, останется ли она направлением номер один на лето?

— Да.

— Как ей это удается?

— Это оптимальное сочетание цены, качества и набора предлагаемых услуг. Стало понятно, что Турция предлагает нашим туристам то, что они хотят: полноценный all inclusive, возможность отдохнуть с ребенком на территории отеля, где есть чем заняться, можно даже его не покидать. Причем у нас уже есть оформившаяся тенденция не брать дополнительные услуги на местах. А в Греции, Испании и Италии они просто необходимы, так как там нет такого количества отелей с большой территорией и надо как-то разнообразить лежание на пляже. В Турции можно не брать дополнительные услуги, при этом досуг будет разнообразным, пусть даже по более высокой цене.

— Есть ли потолок цен, после которого люди будут выбирать, например, Сочи, а не Турцию?

— В Сочи в принципе наши граждане больше ездят. Перераспределения спроса, чтобы кто-то вместо Турции выбрал какое-то другое направление, пока не видим на данный момент.

«Спрос на Турцию во всем мире вырос, поэтому нет острой необходимости заполнять емкости за счет какого-то растущего рынка» «Спрос на Турцию во всем мире вырос, поэтому нет острой необходимости заполнять емкости за счет какого-то растущего рынка» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОЯВЛЕНИЕ ЕГИПТА моментально перераспределит спрос»

— Каковы предварительные прогнозы о том, как изменится общее количество выездных туристов?

— Пока предварительно можно сказать, что прирост будет, но без прорыва. Если к концу года получим увеличение на выездных направлениях 10 процентов, это станет хорошим результатом. Но рекорд 2013-го пока не побит после спада в 2014–2016 годах.

— Есть ли новости про Египет?

— Инспекция закончится в конце апреля, и будем ждать объявления даты открытия. Есть основания полагать, что по итогам проверки через две-три недели будут объявлены сроки открытия Египта, на данный момент они неясны (интервью у Ломидзе было взято 17 апреля — прим. ред.).

— Если Египет откроют, как поменяется расклад на туристической карте?

— Если это произойдет в летнем сезоне, то, конечно, спрос начнет перераспределяться. Хотя у компаний будут сложности с поиском перевозки, летний график уже сверстан. Тем не менее появление Египта повлияет на все направления, в том числе на Турцию. Если это случится осенью, то сформирует другую картину осенне-зимнего сезона. Пока есть основания считать, что цены несильно изменятся. А с учетом того, что у нас люди не богатеют год от года, появление любимого бюджетного направления, которого еще и столько времени ждут (до сих пор фразы «туры в Египет» входят в хиты поисковых запросов), моментально перераспределит спрос, оттянув на себя туристов с более дорогих направлений.

— Сейчас туроператоры предлагают какие-то варианты, например, с перелетом через Каир?

— Определенный спрос на Египет даже сейчас есть, где-то порядка 150 тысяч человек воспользуются этим предложением. Но такие туры стоят от 70 тысяч рублей.

«Определенный спрос на Египет даже сейчас есть, где-то порядка 150 тысяч человек воспользуются этим предложением. Но эти туры стоят от 70 тысяч рублей» «Определенный спрос на Египет даже сейчас есть, где-то порядка 150 тысяч человек воспользуются этим предложением. Но такие туры стоят от 70 тысяч рублей» Фото: ©Алексей Витвицкий, РИА «Новости»

НОВИНКИ СЕЗОНА — СЕРБИЯ, АЛБАНИЯ И СЕВЕР ИСПАНИИ

— Какие-то экзотические страны пользуются спросом?

— Случилось две относительно неожиданных истории. Операторы отмечают рост спроса на Сербию летом-2019, есть чартеры на Албанию, которая отменила визы на летний сезон. Это очень маленькие рынки, но мы видим увеличение спроса. Возможно, данный факт связан с тем, что предложены хорошие цены и нашим гражданам хочется какого-то разнообразия.

Этим летом появилась еще одна новинка, хотя для меня всегда было загадкой, почему у нас до сих пор на рынке нет данного продукта. Пакетные туры в Испанию продаются у нас в течение последних десятилетий во все пляжные регионы. Но внутренняя Испания и ее север, то, куда ездит весь мир (Бильбао, Сан-Себастьян, Галисия), вообще не были представлены на рынке в виде пакетов. Летом-2019 такие туры появились, но всего у одного туроператора. Это совершенно другая Испания — и визуально, и по городам, и по экскурсионному наполнению, плюс там есть море. В 2019-м по два заезда в месяц, посещение 7 городов обойдется в 120 тысяч рублей на двоих за 8 дней.

— На одной из пресс-конференций вы рассказывали про африканскую Гамбию. Как с ней дела?

— Да, была Гамбия. Туда поставили чартеры, а они сразу подняли цены, в том числе на обслуживание в аэропортах. В результате это повлияло на спрос, и чартерные программы на Гамбию свернули, так что сейчас данной страны нет.

«Туристы выбирают максимально бюджетные варианты отдыха с минимумом дополнительных услуг» «Туристы выбирают максимально бюджетные варианты отдыха с минимумом дополнительных услуг» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СРЕДНИЙ КЛАСС ПЕРЕШеЛ В КАТЕГОРИЮ БЮДЖЕТНЫХ ТУРИСТОВ»

— Насколько популярны страны бывшего Советского Союза?

— Растет спрос на Грузию, Беларусь, Армению, Узбекистан и Азербайджан. Хотя показатели по количеству туристов везде разные. Понятно, что в Беларусь едут чаще всего, так как туда можно добраться на машине. На втором месте идет Грузия. В Прибалтику тоже миллионные потоки, но это приграничный туризм и, как ни странно, санаторное лечение.

— Почему выбирают эти страны? Из-за отсутствия языкового барьера?

— Здесь тоже играет совокупность факторов. В каждой из стран есть своя фишка. В Беларуси всех поражает порядок, чистота, экскурсионка и санаторное лечение — абсолютно понятный интерфейс, но все более упорядочено, чем в родных пенатах. Грузия — это экскурсионка, плюс море, еда, виды и невероятное гостеприимство. Очень возвратное направление: я знаю людей, которые открыли для себя Грузию, ездят туда каждый год разными компаниями, могут даже дважды в год поехать. Узбекистан — это экзотика, тысяча и одна ночь, древнейшие города и памятники ЮНЕСКО, плюс тоже вкусная еда и гостеприимство. Они там как-то так все наладили, что нет проблем с отравлениями, несмотря на невероятно обильную кухню и жаркую погоду. Прибалтика — это почти Европа, а также там то санаторное лечение, которое нужно нашим гражданам.

— Поясните.

— Воды, массажи, процедуры — то, что есть в Литве или Латвии. Понятно, что туда ездят в основном те, кто еще в советские годы там бывал. Это курорты, после которых люди себя хорошо чувствуют, не жаркие курорты. Молодежь ездит туда с другими целями.

— Каково потребительское поведение наших туристов? Они экономят или готовы спустить деньги на ветер?

— Выбирают максимально бюджетные варианты отдыха с минимумом дополнительных услуг. Средний класс перешел в категорию бюджетных туристов, а они пополнили армию тех, кто никуда не ездит. В сегменте дорогого VIP-туризма нет никакого сокращения, но и увеличения тоже нет. Поэтому общая тенденция — максимально сэкономить, но она не затронула премиальный сегмент.

— Портрет среднестатистического туриста: за чем едут наши сограждане — за ощущениями, морем или древности посмотреть?

— Большинство наших туристов, как и во всем мире, едут за морем, пляжем, солнцем, теплом. Но во всех странах и на всех курортах отмечают, что наши туристы любознательные, им интересно что-то узнать новое, что-то посмотреть. Конечно, последние три-четыре года количество желающих потратить на это деньги сильно сократилось. Желание осталось, но средств нет. Причем, несмотря на кризис, экономию на дополнительных услугах, люди, как только пересекают границу, тратят больше, чем планировали. Этот момент тоже остался. Туристы по-прежнему любят попробовать что-то новенькое: еду, какой-то напиток, привезти что-то местное в качестве сувенира.

Наши туристы прижимистые на момент покупки тура и достаточно щедрые после пересечения границы и прибытия на курорт, но теперь в пределах своих возможностей. Если раньше тратили до последней копейки все, что есть, то сейчас, конечно, больше расчета и рациональности. Раньше одной из черт был шопинг. Что греха таить, он делает отдых приятнее, особенно женской половины туристического потока. Сейчас эта часть резко сократилась.

— Теперь только магнитики покупают?

— Максимум магнитики, и то, если уже есть из этой страны, второй не повезут. Наши туристы в основном любят путешествовать семьями, компаниями. Наблюдаем две абсолютно разнозначные тенденции. Первая — те туристы, которым где-то когда-то понравилось, могут много лет ездить в одно и то же место и пытаться там что-то найти. Это как раз та категория туристов, которая выбирает Турцию и тоскует без Египта. Вторая половина — те, которые хотят каждый раз что-то новенькое, поэтому каждый год отправляются в другую страну или доселе неизвестный им регион.

«Бессмысленно ставить каждому из 85 регионов цель — принять столько же туристов, сколько Краснодарский край, Москва или Питер. Это не потому, что они лучше или хуже. Просто у каждого разная целевая аудитория и потенциал» «Бессмысленно ставить каждому из 85 регионов цель принять столько же туристов, сколько Краснодарский край, Москва или Питер. Это не потому, что они лучше или хуже. Просто у каждого разная целевая аудитория и потенциал» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИДУМАЛИ ФЕЕРИЧЕСКИЙ СЛОГАН: «В СИБИРЬ ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ»

— Будет ли прирост по внутрироссийским направлениям?

— Да, по прогнозам и Крым, и Сочи в этом году покажут 10–12 процентов прироста, потому что очень хорошие цены. Крым в 2019-м выстрелит, потому что туда вышел «Библио Глобус» со своими технологиями, уже опробованными на Сочи, когда они на майские праздники продавали тур на неделю за 5 тысяч с перелетом. В 2019 году нет таких цен на Сочи, но есть Крым по меганизким ценам. Только за счет этого, не говоря об усилиях других операторов и самостоятельных туристах, будет обеспечен рост на внутрироссийских массовых направлениях.

— С Сочи и Крымом все понятно, но куда еще в России едут люди?

— У нас стала формироваться интересная тенденция. Получит ли она развитие и как-то укрепится, пока непонятно. Но, по оценке Сбербанка, количество наших туристов, которые путешествуют в своем регионе или выезжают в соседний, увеличилось с 26 до 38 процентов. Мы это тоже видим, хотя больше половины данного потока составляют люди, которые садятся в машину и сами едут куда-то.

Это пока сложно назвать какой-то устойчивой тенденцией, поэтому я не смогу вам дать точные цифры по притоку, сколько туристов, например, приехали из Тюменской области в Свердловскую. Однако данное явление интересно тем, что, возможно, формируется как часть жизни привычка путешествовать: сменить картинку, куда-то выехать, необязательно далеко и дорого, можно просто съездить в соседний город, посмотреть, что там происходит, посидеть и вкусно поесть, искупаться в озере. Эта тенденция стратегическая, как формирование другого привычного образа жизни.

— Чем объясняете данный факт? Меняется ментальность россиян или просто кризис для них закончился и некуда деньги потратить?

— Кризис не закончился, дело не в деньгах, а в желании сменить картинку. В свое время мы говорили с министерством Израиля, рассказывали, что начался кризис, пойдет снижение спроса. Они ответили: «Нет, поверьте нашему опыту, будет ровно наоборот». Оказалось, что при возникновении сложных ситуаций люди начинают больше путешествовать, чтобы переключиться со своей рутины на что-то другое. Так что не очень радостные новости в экономике не мотивируют тратить больше денег, но ты хочешь развлечься и не думать об этом. Желание сменить картинку и узнать, как живут соседи, — такая тенденция видна. Вопрос в том, закрепится ли она.

— Россия — большая страна. Но какие-то регионы входят в пятерку популярных, а какие-то — нет. В чем причина? Плохой пиар или там и правда не на что смотреть? Например, что есть в Еврейской автономной области?

— Я мечтаю туда попасть, но, мне кажется, они сами в себя не верят. На самом деле, у нас в каждом регионе есть что посмотреть. Но вопрос: на кого рассчитано? Есть субъекты РФ, куда можно возить школьников, студентов, а имеются регионы, которые связаны с историческими периодами, с великими именами. Взрослый человек поедет туда только для переосмысления чего-то, это культурно-познавательная история. Таким субъектам, конечно, нет смысла рассчитывать на миллионные потоки.

Бессмысленно ставить каждому из 85 регионов цель принять столько же туристов, сколько Краснодарский край, Москва или Питер. Это не потому, что они лучше или хуже. Просто у каждого разная целевая аудитория и потенциал. Тем субъектам, где есть интересный и разнообразный продукт, не хватает пиара. Рекламы много не бывает, а в туризме у нас ее практически нет. Например, в Тюменской области придумали феерический слоган: «В Сибирь по доброй воле». Здесь действительно можно провести уик-энд. Из Москвы на выходные, правда, не полетят, но из Свердловской, Челябинской областей или Кургана поедут. Это хороший регион для city break — погулять, посмотреть нефтетур, съездить на экскурсию. Но нужна более массированная реклама, хотя Тюменская область за последний год увеличила поток на 300 процентов.

— На внешних рынках, как я понимаю, кроме Москвы и Питера, больше ни о чем не знают.

— Казань очень активно продвигает себя. Есть еще несколько брендов, которые работают на внешних рынках и чувствуют отдачу. Это, как уже сказали, Питер и Москва (именно в таком порядке), Волга, Сибирь, Байкал, Алтай, Камчатка — бренды, которые узнает любой, кто может даже не знать, где расположена Россия, но какая-то ассоциация возникнет. Так что Иркутская область с Байкалом бьет все рекорды по въезду, Камчатка работает на пределе своих возможностей, особенно летом, круизы по Волге — тоже один из самых продаваемых на мировом рынке продуктов. Сибирь немного пугает, потому что ассоциации, которые возникают, — холод, ссылки, тюрьма и уж точно медведи на улицах. Но это бренд, который совершенно точно можно продавать.

«Потоки иностранных туристов везде растут. Кроме Камчатки, едут в Красноярский край, на полярный Урал, в Мурманск за северным сиянием — все это тоже стало привлекательным» «Потоки иностранных туристов везде растут. Кроме Камчатки, едут в Красноярский край, на полярный Урал, в Мурманск за северным сиянием — все это тоже стало привлекательным» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Другое дело, как туда добраться.

— Пока только через Москву, но в этом я тоже вижу преимущество. Потому что любой иностранный турист, который в первый раз приезжает в Россию, все равно захочет посетить столицу.

— Кто должен заниматься продвижением регионов? Они сами, своими силами или федеральный центр все-таки должен оказывать поддержку?

— Регион вместе с федеральными властями должен продвигать себя как туристическое направление. Прямая аналогия с любой страной: когда Испания себя продвигает, она же рекламирует Валенсию, Каталонию, Андалусию. Дальше подтягивается бизнес и уже продает готовый продукт. Не может туроператор рекламировать регион или страну, у него нет на это денег, соответствующего инструментария, вообще не его задача.

— В связи с санкциями, геополитической ситуацией как Россия на мировом туррынке выглядит? Как страна, куда ехать не стоит, или, напротив, как страна, куда было бы интересно отправиться? Плюс у нас еще и визы.

— Да, визы — это наша история. Почему нельзя на первом этапе сделать многократные визы гражданам всех Шенгенских стран, как это они делают для россиян? Нет ответа на данный вопрос. А так, конечно, впечатления противоречивы, особенно в тех странах, с которыми мы находимся в напряженных геополитических отношениях. Но все равно приток иностранных туристов растет.

— Сколько процентов? Наверное, китайцы к нам едут.

— Да, самый большой прирост среди китайцев. Хотя 2018-й не очень показателен, потому что был чемпионат мира по футболу — и поток вырос где-то на 11–12 процентов. Но и на следующий год много заявок. Причем едут и из Западной Европы, которая, казалось бы, должна воспринимать нас как небезопасное направление. Однако продавать страну как туристическую можно при любом геополитическом раскладе, если нет военных действий или стихийного бедствия. А во всех остальных случаях даже геополитические противоречия можно использовать для продвижения, потому что можно играть на любопытстве. Именно это срабатывало в советское время.

— Сейчас срабатывает?

— Срабатывало в 2014–2015 году, когда случилась девальвация, плюс любопытство посмотреть на эту «страшную страну». Хотя, конечно, данный мотиватор работает не во всех странах и не для всех.

— Помимо столиц, иностранные туристы, наверное, едут по «Золотому кольцу»?

— «Золотое кольцо» обычно включается в пакет с Москвой. Есть еще речные круизы. А на Дальнем Востоке вообще ситуация другая: там заходят круизные суда, летают чартеры из Кореи, Сахалин тоже видит поток японских и корейских туристов. В регионах за Уралом совсем другая история, чем в Центральной России. Потоки иностранных туристов везде растут. Кроме Камчатки, едут в Красноярский край, на полярный Урал, в Мурманск за северным сиянием — все это тоже стало привлекательным. За последние годы поток на данный неклассический нестоличный продукт вырос. В абсолютном выражении мы, конечно, говорим о каких-то 200–300 тысячах человек, но динамика есть.

—  Может, стоит пересобрать бренд «Золотое кольцо», актуализировать?

— Надо придумать что-то новое, потому что спрос снижается последние три года. «Золотому кольцу» нужна перезагрузка. Углич старается, придумали молодежные туры, пытаются привлечь другую аудиторию на другой продукт. Однако пока это сильно не оживило спрос, но не из-за того, что продукт плохой, просто отдача всегда видна только через полтора года.

— Мы не раз с вами упоминали речные круизы, на которые в 2019 году вырос спрос. Кто основной потребитель — иностранцы или наши граждане?

— Если брать весь продукт в совокупности, то большинство, конечно, наши. Но иностранный поток тоже растет. Это довольно специфический продукт, он очень возвратный. Есть люди, которым нравится такой вид отдыха, они бронируют круизы из года в год, привлекают друзей и родственников на разные маршруты.

В прошлом году сделали подлянку речникам: подняли стоимость топлива на 45 процентов, плюс еще были изменения по налогам. С одной стороны, объявили о льготе, с другой — она обернулась еще большей финансовой нагрузкой. Чтобы не потерять спрос, речники не поднимали цены и удерживали их при раннем бронировании на уровне прошлого года. Понятно, что летом-2019 цены будут другие. Невозможно 45 процентов повышения цен на топливо брать на себя, это просто работа в убыток. Но за счет того, что они льготные цены удержали на такой длительный период, вырос спрос. Это результат правильной политики лояльности к клиентам со стороны операторов речных круизов.

— Но круизы больше пользуются спросом у людей старшего поколения?

— Молодежь там тоже есть, но основной профиль — люди старше 40 лет как среди наших, так и иностранных туристов. Самый популярный маршрут — Москва — Питер, востребован Валаам — Соловки, это хиты продаж на протяжении последних лет.

«На текущий момент мы не видим предпосылок к финансовой неустойчивости туроператоров, включая мелких и средних» «На текущий момент мы не видим предпосылок к финансовой неустойчивости туроператоров, включая мелких и средних» Фото: Алексей Белкин

«БОЛЬШЕ ТЫСЯЧИ КОМПАНИЙ ЗАКРЫЛоСЬ ТАК, ЧТО ТУРИСТЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ»

— В российском союзе туриндустрии допускают очередные банкротства туроператоров. Согласны с ними? Кто под наибольшей угрозой? Не думаете ли вы, что через несколько лет на рынке останется всего несколько туроператоров-гигантов?

— На текущий момент мы не видим предпосылок к финансовой неустойчивости туроператоров, включая мелких и средних. Понятно, что ближе к сезону ситуация может меняться и к июню сложится другая картина. Но сейчас я не могу сказать, что этим летом кто-то обязательно закроется.

Процесс жесткого отбора на рынке туроператоров местами был болезненным. Но больше тысячи компаний закрылось так, что туристы не заметили. Это говорит о том, что рынок сокращается, происходит определенная консолидация. С другой стороны, было много причин банкротств. Это и ужесточившаяся конкуренция, когда спрос снижался, особенно на выездных направлениях, и надо было снижать цену. Еще одна причина — перепроизводство, то есть предложений на рынке оказалось больше, чем спроса. Причем это было в самые успешные годы, когда ставили рекорды, — 2012–2013-й. Каждый пытался ухватить свою долю, и предложений существовало больше, чем реального спроса, пусть даже растущего. В результате возникал кассовый разрыв. Тогда появился переизбыток чартерной перевозки на очень многих массовых направлениях, но не было столько туристов и не могло быть. Однако каждый рассчитывал: «Я свою долю захвачу, а другой конкурент закроется». Сейчас мы видим, что произошла балансировка спроса и предложения, никто уже не рискует и не пытается урвать свою долю, понимая, что есть определенная экономическая нестабильность, а у людей нет денег. Никто не рассчитывает, что сейчас ты сколько-то потеряешь, а потом отобьешь на других странах и в другом временном периоде. Поэтому неправильное планирование и недооценка собственных сил, эта причина практически ушла, хотя никто не исключает периодической неадекватности у отдельных предпринимателей. На данный момент я не вижу предпосылок для банкротств, нет звоночков, как это было с «Натали Турс» по незаселениям, нет сообщений от партнеров, что кто-то кому-то что-то должен. Ситуация сейчас стабильная.

— В финансовом плане отрасль себя хорошо чувствует?

— Рынок проходит стадию жесткого структурирования — то, что Европа пережила в 70-е. Понятно, что маленьким и средним компаниям непросто. Формируются безусловные лидеры с многопрофильным диверсифицированным бизнесом, с разным продуктом на разные аудитории — от деловых туристов до индивидуальных, плюс организация свадеб и мероприятий. А есть нишевые туроператоры, которые занимаются монопродуктом. Назвать этот период простым нельзя. Но если мы говорим с точки зрения потребителя, то ничего экстраординарного не происходит, рынок вычищается, структурируется. Чем крупнее (а не известнее) компания, тем она стабильнее.