Опрос недели: Почему Россия опять влюбилась в генералиссимуса?
70% россиян положительно оценивают роль Иосифа Сталина в истории страны — это максимальное значение за все годы аналогичных исследований, об этом свидетельствуют обнародованные данные нового опроса «Левада-Центра». Чем, на ваш взгляд, объясняются эти цифры? И изменилось ли ваше отношение к Иосифу Виссарионовичу за последнее время, глядя на происходящее в России? «БИЗНЕС Online» отвечают Александр Проханов, Михаил Веллер, Сергей Переслегин, Владислав Жуковский и другие.
Александр Проханов писатель:— Наша страна никогда не переставала симпатизировать Сталину. У меня есть формула, что русская душа — христианка, а народ Сталина любил всегда. То есть в какой-то момент меньшинство, которое уничтожило страну, захватило 70 процентов возможностей оповещения народа о своих представлениях. А когда либеральная группировка стала терять свои позиции, вдруг обнаружился огромный, угрюмый президент России, вот и все. И чем дальше, тем меньше будет на экранах, скажем, украинских программ, сериалов всевозможных, тем очевиднее будет вот это глубинное сталинское начало.
Михаил Веллер писатель:— Во-первых, мы имеем дело, разумеется, не со Сталиным — реальным Иосифом Джугашвили, — а со Сталиным идеологическим: грозным, мудрым, беспощадным, но добрым, иногда жестоким, впрочем, все-таки заботливым руководителем огромной страны. Окно которого, бессонное, горит ночами; который оставил Россию с атомной бомбой. Так что мы говорим об образе мифологическом. Во-вторых, этот мифологический образ сегодня народу любезен прежде всего как тот, кто в свое время уничтожил всю ленинскую партию, всех революционеров первой волны, снял несколько слоев, по выражению людей той эпохи, руководства. И это для того, чтобы помечтать, как Сталин расстреляет всех коррупционеров, все воров, которые обирают нынешнюю Россию. И вот тогда-то будет порядок, и перестанут все разворовывать. Это первая конкретная мечта.
Вторая. Великую историческую личность судят не по тому добру, что он сделал, а по масштабу тех изменений, которые он внес в историю. Потому что масштаб остается, а оценка меняется. Психология людей такова, что они всегда остаются детьми победителей, потомками и правопреемниками победителей. Даже если генетически они потомки крестьян, которых уложили в болота финские, когда строили Петербург, сегодня они все равно воспринимают себя наследниками петербургской красоты и величия. Это относится и к Сталину. Люди не ассоциируют себя с жертвами ГУЛАГа; они ассоциируют себя со спортивными парадами, с парадами Победы, с красными знаменами на всесоюзных слетах.
И причина последняя. История российского народа, которая искажалась тысячу лет в угоду правителям от норманнских князей и т. д., складывалась таким образом, что всегда была суровая власть, диктатура центра, и люди привыкли от нее немножечко воровать, от нее немножечко увиливать и под ее кнутом работать для великих свершений. В этом отношении русский народ и Сталин нашли себя. Народ полагает: «А с нами иначе нельзя. Будет суровый, зато при нем мы будем работать. Кого в тюрьму закатают или расстреляют безвинно, а все-таки остальные будут жить в великой стране». Это уже психология, с которой приходится доживать историю России.
Сергей Переслегин публицист:— В России существует очень особое и достаточно необычное представление о легитимности власти. Власть в нашем случае легитимна не когда она выбрана и тем более — не когда она перешла по наследству. Она легитимна в том случае, если правитель, (а у нас всегда правитель — царь), выполняет свои задачи. С точки зрения населения, народа (мы это называем «народ плюс», это информационный объект, связанный с языком и культурой страны, это не только люди), базовые из этих задач — военные успехи и реализация крупных, уникальных проектов, равных которым нет в мире или хотя бы не было до сих пор в России. А теперь посмотрите с этой точки зрения на товарища Сталина. С жертвами или без жертв (заметьте, в этом смысле есть ли жертвы — никого не интересует, важен результат), войну — выиграл, атомный проект — реализовал, проект создания социальной системы — реализовал. И с точки зрения вот этого подхода, это — легитимный правитель.
Надо заметить, что еще в 90-е годы на эту тему было сделано любопытное предсказание. Там просто было указано, каких правителей россияне ценят и любят, и дальше было сказано, что сейчас, по техническим причинам, Сталин в этот список не входит, но через несколько лет неизбежно войдет. А было это, хочу заметить, в самые 90-е, в самый расцвет демократии в стране.
Почему он именно сейчас набрал 70 процентов? По следующим причинам. Проще некуда, смотрите. Страна сейчас находится в состоянии конфликта, который вот этот самый «народ плюс» справедливо воспринимает как войну. А раз идет война, то требуется военное руководство. Сталин рассматривается в истории России после Петра Великого, у которого рейтинг тоже порядка 70–80 процентов, как лучший военный руководитель. Его военное руководство в сложной ситуации оказалось адекватным. И в некотором плане это упрек существующей власти, что она руководит войной недостаточно энергично. А что такое энергично руководить войной? Нужно убрать из правительства и близких к нему кругов как формальных изменников, так и просто людей, которые находятся на позиции противника. Действовать активно, не только обороняться, но и действовать на территории противника. В данном случае, когда мы говорим слово «территория», мы не имеем в виду вторжение русских войск в Польшу, а говорим о том, что в ответ на существующую систему блокады контрблокада должна быть активной, а не пассивной.
Миляуша Айтуганова директор ГБУК РТ «ТатарКино»:— Это связано с беспорядком в стране. Наши люди думают, что нужна жесткая рука. У меня такое ощущение, что наших людей, наш менталитет долго надо приучать к новому, демократическому мышлению. Этот страх остался генетически, и на страхе все делается. Мне кажется, что вся причина в этом. У меня взгляды на Сталина не менялись, я считаю, что репрессии — это убийство, репрессии — это самое что ни на есть страшное явление, которого не может быть в человеческой цивилизации.
Денис Волков социолог, руководитель отдела прикладных социологических исследований «Левада-Центра»:— Это символ порядка в представлениях людей. Да, у меня в ЖЭКе висит распечатанный черно-белый портрет Сталина с подписью: «Меня на вас нет». И с нарастанием экономических сложностей, ощущения коррумпированности власти все больше людей вспоминают про Сталина: вот, у него была железная рука, которой он всех держал. То есть репрессии против простых людей отходят на второй план, о них никто не вспоминает. Кажется, что это против элит, чего сейчас не хватает. Ведь в чем претензия к Путину? В том, что он развел вокруг себя коррупционеров и ничего с этим сделать не может. А вот Сталин их всех бы… Думаю в первую очередь этим можно объяснить рост симпатии к Сталину сегодня. Хотя там имеется целый комплекс причин, в том числе отсутствие критики советского руководства, связанное с Днем Победы. День Победы — это только праздник, мы говорим только о наших победах, о той цене, которую мы заплатили, но не о тех ошибках, которые руководство допускало. Мединский говорит, мол, не надо рушить миф.
Соответственно, кто выиграл войну? Советский народ. А лидером был кто? Сталин. И вот такой культ победы, когда критика не звучит, разбор не звучит вместе с празднованием, все это приводит к побочному продукту — реабилитации Сталина. Но есть и другие причины, например конфликт с Западом, и вот это чувство, что Россия — вновь великая держава, в первый раз с момента крушения Союза. А кто ее сделал великой до? Сталин. В связи с тем же конфликтом с Западом, Путин некоторое время назад говорил, что пакт Риббентропа–Молотова — это даже хорошо. Сложно было себе представить, что еще несколько лет назад Путин это скажет.
Кадим Нуруллин директор Татарской государственной филармонии им. Тукая:— У меня сейчас на столе лежит книга Владимира Карпова «Генералиссимус». Ее автор — сам жертва репрессий, пишет весьма объективно о Сталине, но защищает его. У меня была бабушка со стороны матери 1924 года рождения, она говорила, что Сталин для них был большим героем, и это несмотря на тяжелую жизнь. То, что люди любят его, — думаю, это из-за его искренности, он даже не стал менять своего сына Якова, попавшего в плен на фельдмаршала: тогда была какая-то справедливость. Он принял страну с безграмотным населением и довел ее до атомной бомбы, восстановил страну после самой страшной войны — это мог сделать только очень талантливый человек.
Искандер Ясавеев социолог, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге:— Отношение граждан России к Сталину более сложное и неоднозначное, чем следует из утверждения «70 процентов россиян положительно оценивают роль Иосифа Сталина в истории». Вопрос «Левады-Центра» заключался в том, какую роль, по мнению респондентов, сыграл Сталин в жизни нашей страны, а не в истории. Вариант ответа «целиком положительную» выбрали лишь 18 процентов, а «скорее положительную» — 52. Предполагаю, что на ответы респондентов повлияло огромное количество событий, фильмов, передач, новостей о Великой Отечественной войне как о «главном событии» советской истории и представляемая определенным образом роль Сталина в победе.
Но «Левада-Центр» в этом же мартовском обследовании задавал и другие вопросы, включая следующий: «Как вы думаете, оправданы ли человеческие жертвы, которые понес советский народ в сталинскую эпоху, великими целями и результатами, которые были достигнуты в кратчайший срок?» На мой взгляд, этот вопрос не является нейтральным, поскольку содержит оценку «великие» по отношению к целям и результатам и «кратчайшие» по отношению к срокам. Тем не менее 45 процентов респондентов выбрали ответ «нет, их ничем нельзя оправдать» (33 процента — «в какой-то мере да», 13 — «определенно да», затруднились с ответом 9 процентов).
Если говорить о моем отношении к Сталину, то оно не изменилось. Я считаю, что Сталин создал систему государственного управления, уничтожавшую людей. Человеческая жизнь не имела никакой ценности для него. И мое отношение сложилось не только под влиянием книг Александра Солженицына, Варлама Шаламова и расследований «Мемориала», но и в результате поисковой работы в местах боев Второй мировой войны. Поисковики понимают, каким бесчеловечным было отношение руководства страны и командования к своим солдатам — и когда они были живы, и после смерти. С человеческими потерями не считались, жизни солдат не берегли совершенно. А после смерти бросали их непохороненными на поле боя.
Владислав Жуковский экономист:— Думаю, здесь дело не столько в фигуре самого Иосифа Виссарионовича, а в том бардаке, в том затяжном кризисе, социально-экономическом провале, которые есть в стране в последние годы. То есть запрос идет не конкретно на фигуру Сталина, его усы, трубку, а на то, что население на самом деле четко понимает, что нынешняя власть является глубоко антинационально ориентированной. Люди четко понимают, что нынешние власти кроме разговоров о том, что денег нет, проводят еще и целый ряд антисоциальных реформ (пенсионный возраст, шоковая девальвация рубля более чем в два раза за последние пять лет, цены выросли минимум в два-два с половиной раза, «мусорная» реформа и т. д.). Хотя сами власти этим не живут, они живут на другой планете. У них другая система координат, у них кризиса нет.
Все видят списки Forbes и наблюдают, как растет стоимость активов богатейших людей страны, которые сидят на недрах. И население, находясь в этой чудовищной социальной несправедливости, отчужденности властной группировки от народа, симпатизирует Сталину. И у многих, не живших в те времена, есть устойчивое представление, что сталинское время было пускай жесткое, пускай с репрессиями, гонениями, но все-таки властная верхушка не представляла собой такую офшорную аристократию. Поэтому сейчас есть запрос на Сталина с точки зрения того, чтобы повторить ситуацию 1933–1937 годов. Точнее, то отношение к высшему политическому руководству страны, которое было в тот период.
Рашид Низамов ректор КГАСУ:— У нас нет людей, которые бы равнодушно относились к Сталину. Какой-то части людей Сталин симпатичен, потому что родители им рассказывали, какой тогда в стране был порядок. Другие люди, которые при нем были в лагерях и часто страдали — наверное, не совсем справедливо, — его, мягко говоря, не любят. Поэтому для меня очень сложно понять — кем же был Сталин, потому что я не жил в то время.
Вообще, я не думаю, что такое большое количество людей поддерживают Сталина. Просто российскому человеку свойственно надеяться на чудо. Он все время ищет какие-то чудо-таблетки… Те же китайцы или японцы упорно трудятся, хотят разбогатеть, построить новый бизнес. У нас же человек сидит, как Емеля на печи. Тут как раз нечто подобное. Они ищут спасителя, который их, ленивых, вытащит на какую-то правильную дорогу. За всем этим — поиск чего-то волшебного. А ничего волшебного нет в этой жизни. Есть только труд и желание двигаться вперед. Это во всех форматах общества актуально, с самыми различными руководителями. Если у тебя низкая стартовая позиция, ты должен трудиться больше, чем остальные. Развиваться, двигаться и стараться стать успешным. Вы посмотрите на наши города. Мы не хотим работать дворниками, на других тяжелых работах, а ребята из Азии работают, они довольны, они воспитывают детей. А мы все в поиске какого-то счастья, которое непонятно с чего должно «попереть». И для этого мы готовы и Сталина призвать, и Маркса с Энгельсом, и еще кого-то. Я не связываю это с теми политическими процессами, которые именно сейчас происходят в нашей стране.
Владимир Дейнекин председатель правления союза садоводов РТ:— По-моему, любовь к Сталину проснулась не только из-за победы в Великой Отечественной войне, у людей есть потребность в законе, который должен исполняться. Сейчас мы видим повсюду воровство — везде нажива. Я никогда не думал, что наше государство можно просто так растащить, — оказывается, может, если отваливать кусками. Наши господа обжираются и жрут лучше, чем при коммунизме. Такого не должно быть, это приводит к нестабильности. Я 1945 года рождения, жил в 60-х годах в Москве, был шестидесятником, тогда мы осуждали культ личности. Я вообще против культов, в том числе и религии, которая нужна для того, чтобы держать людей в повиновении. Но, сейчас я размышляю об уроках Французской революции, и главной ошибкой ее было то, что они не добили врагов. Если уничтожать, то надо было уничтожать до конца. Вот и Сталин не смог этого сделать.
Резеда Ахиярова композитор:— Я очень далека от политики, но знаю, что и хорошее, и плохое — это давно уже должно было остаться в истории, как остаются все исторические личности. А тут такое муссирование этой темы идет... Думаю, это кому-то выгодно. Я сама родилась тогда, когда Сталин уже умер, и не знала ту пору, но родители рассказывали, сколько всего возводилось после войны, когда вся страна была восстановлена. В тоже время — сколько зла было сделано до войны. К Сталину не может быть однозначного отношения.
Фото на анонсе: ©Александр Кряжев, РИА «Новости»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 268
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.