«СЕРДЦЕ» ФРАНЦИИ В ОГНЕ, «ИСТОРИЯ РУШИТСЯ НА ГЛАЗАХ»

Накануне вечером Франция и весь мир потеряли в бушующем пламени готический шпиль, крышу, часы и одно из главных исторических наследий — собор Парижской Богоматери. Предположительно, пламя вспыхнуло на строительных лесах, которые окружали собор на время реставрационных работ. С них огонь перекинулся на крышу, шпиль и левую башню. Нотр-Дам де Пари полыхал несколько часов, огонь уничтожил 2/3 кровли и деревянные интерьеры здания. Но главным символом разрушения исторического наследия стали кадры падения 96-метрового горящего шпиля, облетевшие соцсети и вызвавшие взрыв скорбных комментариев. «Весь мир сегодня с ужасом наблюдает, как горит Нотр-Дам. История рушится на глазах», — так описывали парижане происходящее.

По информации французских СМИ, на которые ссылается Interfax, пожар начался в 18:30 по местному времени (19:30 по мск — прим. ред.). В это время сработала пожарная сигнализация. В момент возгорания внутри были туристы, в их числе граждане РФ. К счастью, жертв среди гражданского населения нет, сообщается лишь, что пострадали два сотрудника полиции и пожарный.

По предварительным данным, здание не было оборудовано системой пожаротушения, сообщает «Коммерсант». Огонь стремительно захватывал деревянные конструкции благодаря мощной тяге — она образовалась в результате того, что из некоторых окон собора на время реконструкции убрали витражи. Первой трудностью, с которой столкнулись пожарные, оказался подъезд к зданию — возгорание началось вечером, и спасателей задержали городские пробки. Кроме того, борьба с огнем осложнялась невозможностью сброса воды на собор с воздуха — пожарные заявили, что такой способ мог стать причиной обрушения всего строения. Спасатели утверждали, что при тушении данных строений вертолеты малоэффективны. В итоге даже близость реки не помогла — для того чтобы доставить воду к очагу возгорания, использовались коленчатые подъемники, которые не дотягивали до крыши. В результате вода не попадала даже на горевшие чердак и крышу. Всего в тушении принимали участие около 400 пожарных.

Сообщение о том, что пожар окончательно потушен, со ссылкой на официального представителя корпуса пожарных Парижа Габриэля Плюса появилось лишь сегодня в 10:45.

По факту случившегося начато расследование по статье о неумышленном причинении ущерба в результате пожара. Оно было поручено региональному управлению судебной полиции. Как сообщает газета Figaro со ссылкой на прокуратуру французской столицы, следователи уже допросили строителей. По словам главного архитектора, ответственного за работы в Нотр-Даме, Филиппа Вильнева, во время пожара на месте рабочих не было.


Отметим, рухнувший шпиль гораздо моложе самого здания Нотр-Дам де Пари, которому в этом году исполнилось 856 лет, — старый шпиль был уничтожен в революцию 1789 года и восстановлен реставратором собора Эженом Виолле-ле-Дюком в 1840-м. Сам собор возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период с 1163 по 1345 год. Данное здание — один из самых известных памятников в Европе, символов французской столицы. Во многом за это следует благодарить Виктора Гюго, который прославил собор Парижской Богоматери в одноименном романе. Реставрация, которая проводилась перед пожаром, не первая в истории здания. После французской революции собор становится храмом Разума, где практиковался культ Разума и Верховного Существа. Он был возвращен церкви и вновь освящен в 1802 году, после чего проведена его реставрация. Ежегодно собор посещают 14 млн человек.

К счастью, огонь уничтожил не все — сохранились алтарь и алтарный крест, сообщает газета Monde со ссылкой на мэра Парижа Анн Идальго. По словам ответственного за богослужения священника Патрика Шове, часть святынь из собора удалось спасти, в том числе терновый венец Христа, а также две колокольни. В период реставрации из собора за три дня до пожара вынесли бронзовые скульптуры 12 апостолов и четырех крылатых фигур тетраморфа — это стало их спасением. Неизвестной остается судьба Владимирской иконы — подарка патриарха Алексия II. Ценности, которые удалось уберечь от огня, будут переданы на хранение в Лувр. 

Французские СМИ, исходя из степени разрушений, заявили, что собор Парижской Богоматери утерян для Франции и мира как исторический, культурный и религиозный объект.


МИЛЛИАРДЕРЫ ФРАНЦИИ ЖЕРТВУЮТ СОТНИ МИЛЛИОНОВ ЕВРО НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОБОРА

Однако президент Франции Эммануэль Макрон был более оптимистичен. Прибыв на место, он констатировал, что худшего удалось избежать, и анонсировал международную кампанию по сбору средств на восстановление собора, а французский миллиардер, совладелец брендов Gucci, Saint Laurent Франсуа-Анри Пино уже пообещал 100 млн евро, сообщает The Guardian. Associated Press сообщает, что на призыв Макрона откликнулся и президент группы Louis Vuitton Бернар Арно, который пообещал на восстановление собора уже 200 млн евро. Эксперты обратили внимание на аналогичные пожары в исторических зданиях. Так, в 1992 году горел Виндзорский замок, на его реставрацию после пожара ушло пять лет.

Ватикан «с шоком и грустью» воспринял сообщение о пожаре в одном из знаменитейших католических соборов, символов христианства и Франции, передает CNN. Архиепископ Парижа Мишель Апети сообщил о том, что главный раввин Парижа уже выразил ему свою поддержку.

Премьер-министр Турции Мевлют Чавушоглу охарактеризовал пожар как трагедию для всего человечества, а мэр Лондона Садик Хан написал, что британская столица скорбит вместе с Парижем.

Президент США Дональд Трамп назвал пожар ужасным и предложил тушить его с самолетов. Барак Обама опубликовал в «Твиттере» фото посещения собора вместе со своей семьей, а канцлер Германии Ангела Меркель — фразу «Fluctuat nec mergitur», девиз города Парижа, что означает «Его бьют волны, но он не тонет».

Президент РФ Владимир Путин направил Макрону телеграмму, сообщает пресс-служба Кремля. «Нотр-Дам — исторический символ Франции, бесценное сокровище европейской и мировой культуры, одна из важнейших христианских святынь. Беда, произошедшая этой ночью в Париже, откликнулась болью в сердцах россиян», — сказано в сообщении. 

Президент РФ выразил соболезнования в связи с пожаром в храме. Он надеется, что великий собор удастся восстановить. «[Путин] предложил направить во Францию лучших российских специалистов, имеющих богатый опыт реставрации памятников мирового культурного наследия, в том числе произведений средневекового зодчества», — сообщили в Кремле.

Высказалась о произошедшем также журналистка и телеведущая Ксения Собчак. «Угробили мой самый любимый город в мире крысами, бомжами и радикальной толерантностью. А теперь еще и сожгли, — так она прокомментировала пожар в соборе. — Это дико все обидно. И я связываю это с тем, что Франция, в отличие от Великобритании, например, ведет крайне „левую“ политику». «Ну хоть крысы, коих там развелось великое множество, поджарятся», — резюмировала журналистка в своем телеграм-канале «Кровавая барыня».


«СОВЕРШЕННО БЕЗЗАЩИТНЫЕ ПОЖАРНЫЕ ЧЕРПАЛИ ВОДУ ИЗ СЕНЫ С ПОМОЩЬЮ ДВУХ МАЛЕНЬКИХ СУДЕНЫШЕК»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с русским гидом в Париже Вероникой Вьель-Мессе, которая узнала о пожаре во время посещения храма Святого Андрея в французском Бордо. «Мы увидели, что там большая месса проводилась во спасение храма. Только тогда мы узнали, что у нас собор Парижской Богоматери горит. Это стало трагедией для всех», — отметила она. По ее оценке, туристическая привлекательность Парижа из-за произошедшей трагедии не снизится ни на толику. Во многом это связано с тем, что уже среди французов идут разговоры о намерении восстановить собор в его первозданном виде, чего и ждут все местные жители.

«Туризм как был, так и будет, — отметила собеседница. — Что касается туризма, думаю, ничего не изменится. Париж был и есть. Париж — это всегда Париж. Народ ездит смотреть не только собор Парижской Богоматери, но и столицу Франции в целом. Жалко, конечно, что мы сейчас туда не сможем долго зайти внутрь. Но в любом случае история остается».

«Сейчас я читаю газету Figaro, где вышла редакционная статья под названием „Notre-Dame de la tristesse“ („Нотр-Дам. Наши печали“). Это великая трагедия для всей Франции. Все потрясены тем, что все произошло так неожиданно и быстро, и масштабами трагедии, конечно», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» радиожурналист, переводчик, проживающий в Париже, Анатолий Токмаков. По его словам, пожар начался в 18:30 по местному времени. В районе у острова Сите собрались толпы людей, которые специально приехали понаблюдать за случившимся. Они молились в момент единения и общей скорби. Как отмечает Токмаков, было видно, что силы неравны — 400 пожарных оказались беспомощны. Сначала им приходилось прорываться через толпу зевак, а потом тратить время для развертывания сил — остров Сите, как и весь Париж, очень тесен. Обсуждали активно парижане вчера вечером и заявление Трампа, который якобы даже звонил и предлагал направить самолет для тушения пожара, «что было отвергнуто французскими пожарными как совершенно неприемлемый жест, ибо несколько тонн воды полностью разрушили бы здание». Сами пожарные, по заверениям Токмакова, заявляли, что сил достаточно.


«Когда появились фотографии с дрона, то было видно, что полыхает просто крест. Это было для многих символично и значимо, — рассказал собеседника газеты, отметив, что пока во французском обществе никто не критикует оперативные службы. — Сейчас пожарным пока что аплодируют. Официально никакой критической информации нет. Хотя в репортаже по телевидению так или иначе проскальзывало удивление от того, что борьба с огнем выглядела совершенно неравной — огромный огонь и совершенно беззащитные пожарные. Они черпали воду из Сены с помощью двух таких маленьких суденышек, которые производили впечатление абсолютной беспомощности. Некоторые комментаторы по этому поводу высказались, но очень кратко. Из каких соображений? Наверное, чтобы не разводить желтизну».

По словам Токмакова, Макрон должен был выступить по центральным телеканалам Франции с заявлением по поводу кризиса «желтых жилетов». Но все было прервано — как известно, президент вместе с премьер-министром, министром культуры, мэром Парижа приехал на место пожара, где пробыл несколько часов. Приезд Макрона на пепелище французы оценили как само собой разумеющееся.

«Вопрос поиска виноватых — тема сегодняшнего дня. Вчера никто на этот счет не рассуждал. Прокуратура, конечно, открыла дело, и будет расследование. Основная выдвигаемая гипотеза в том, что пожар произошел из-за ремонтных работ, — отметил Токмаков. — Всякого рода спекуляции типа того, что это могло быть кому-то выгодно и прочее… Пока этого не видно. Даже всякого рода рассуждения на тему сравнения с событиями 11 сентября если и проскальзывают, то только из-за шока и картинки, эмоций людей».


«ОБИДНО ЗА ТО, ЧТО ГОРИТ И РАЗРУШАЕТСЯ В ПРЕДЕЛАХ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили потерю и порассуждали о том, удастся ли ее восстановить.

Борис Пастернак — главный архитектор центра историко-градостроительных исследований:

— Конечно, это большая трагедия, которая имеет символическое значение. Но, если говорить о вопросах реставрации, пока сложно понять всю широту проблемы. Французская школа реставрации известна своим мастерством, и те работы, которые там проводятся, носят эталонный характер. Бывали такие случаи — упала кампанила в Венеции на площади Святого Марка. Ее восстановили, и мало кто замечает, что это постройка XX века. Потому вопрос важнее, как сделать, чтобы такого больше не происходило. Утрата культурного наследия — вопрос невосполнимый, и это все носит трагический характер.

Не нужно быть человеком европейской культуры, чтобы понимать значимость и символическую, и историческую, и культурную, и архитектурную данных сооружений. Таких памятников во всем мире на пальцах двух рук можно пересчитать. Они настолько штучные, что здесь не работают сравнения. Это также чувствуют и туристы — любой, кто читал Виктора Гюго, проходил историю, знает, с какими европейскими событиями связано появление данного шедевра.

Мне сложно судить о причинах пожара, но, думаю, это вопрос технологии производства работ. Работы с деревянными конструкциями, стоявшими не одно десятилетие, требуют соблюдения аспектов безопасности. Хотя французы — великие организаторы и в вопросах реставрации тоже, так что не думаю, что это головотяпство.

Больше обидно за то, что горит и разрушается в пределах нашего Отечества, потому что и отношение общества, и консолидированная позиция властей, и реставрационная школа у нас не на том уровне.

Елена Чудинова — писательница, драматург, автор романа-антиутопии «Мечеть Парижской Богоматери»:

— Мы должны дождаться официальных заключений и определиться, верим ли им. Произошла беда, в которой либо человек не виноват, либо несомненен злой умысел. Мне совершенно не нравится, когда говорят: «Вот это символ того, что Европа не такая, не сякая». Когда человек лежит с топором в голове, говорить о том, что это символ того, что он плохо защищался, по меньшей мере безнравственно. Парижане стояли всю ночь перед собором Парижской Богоматери и пели молитвы. И мне еще будут говорить, ссылаясь на тупую левую массу, что Франция перестала быть достойной своего собора… К сожалению, так и во Франции некоторые сейчас утверждают. Но я с данным фактом не согласна категорически.

Это один из символов европейской цивилизации, в том числе и моей. Даже если человек никогда не был в этом шедевре, тем не менее знает литературные произведения, живописные произведения, в которых он был отображен, его след в мировой истории, какие события происходили в его стенах. Это символ не того, что Европа-де нехороша стала… Все мы нехороши сейчас. Но это символ европейского духа, христианской цивилизации — вот что это такое. Это культурный код, который считывает любой европеец. Это трагедия не одного народа, а цивилизации.

Мы же восстановили храм Христа Спасителя, хотя сопоставить его с шедевром Тона (архитектор храма — Константин Тон — прим. ред.) все-таки я бы не рискнула. Понадеемся на то, что восстанавливать собор будут с большим вниманием к каждому фрагменту, чтобы достичь полной идентичности. Да, его, разумеется, восстановят, понадеемся, что сделают это хорошо, но того шпиля, который простоял столетия, уже не будет.

Андрей Ершов — ректор Казанского института инновационного менеджмента и информатики, почетный консул Франции в Казани:

— Причины пока никто официальные не называет, одна из версий — строительные работы, которые там проводились. Это историческое здание со старыми перекрытиями, которые подвержены огню. Собор — объект непростой. Если сказать сухо и официально, он является визитной карточкой Парижа, как Эйфелева башня, но она более позднее сооружение, а собор — это душа Парижа. Остров Сите… Ни один человек, который приезжает туда, не обходит его стороной. Конечно же, я испытываю чувства сожаления, огорчения. Рядом со мной сейчас три французских сенатора, вчера вечером я их встретил в Казани, они, безусловно, тоже очень переживают.