Евгений Минченко Евгений Минченко рассказал о том, как выиграть избирательную кампанию в условиях новой информационной реальности и эпохи искренности Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОТОМУ ЧТО ДОСТАЛИ»

«Мы живем в эпоху так называемой антиистеблишментной волны, — с ходу заявил молодогвардейцам гость форума молодых политтехнологов в «Свияжских холмах» — президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. Он выступил на мероприятии, организованным молодежным крылом партии «Единая Россия», где давал ребятам в свитерах Putin team лайфхаки, как победить в избирательной кампании.

Начал свою полуторачасовую лекцию известный политтехнолог довольно нестандартно. Он показал молодым ребятам пару бойцовских приемов уличной драки, с одной стороны, метафорически изображая модель эффективного обучения, с другой — расслабляя и забавляя молодежь перед серьезным разговором. А беседа получилась действительно серьезной, о чем свидетельствовали первые же озвученные тезисы. На экране проектора предстал слайд с изображением логотипа Telegram, людей в желтых жилетах, Путина, Трампа, Петрова с Бошировым и т. д. В заполненном зале мигом поползли смешки. За слайдом скрывались две истины: общество сегодня живет, несмотря на отсутствие идеологических концептов, в эпоху жесточайшего геополитического противостояния, а также в эпоху «антиистеблишментной волны».

Это значит, что избиратели в настоящее время говорят правящей элите о том, как она их достала. И дело тут вовсе не в ухудшении жизни. Сегодня наиболее протестными регионами являются самые достаточные территории. Вся причина в существовании новой информационной реальности, ознаменованной четырьмя всадниками инфоапокалипсиса. К их числу Минченко отнес следующие: информационный фастфуд (быстрое получение неполезной информации), пост-правда (люди требуют не той информации, которая соответствует действительности, а той, что подтверждает их точку зрения), фейк-ньюс (новости, которые по факту новостями не являются) и господство «Большого Брата» (бесплатный социальный контент больших платформ, которые по факту таковым не является). «Кого из вас не бесит алгоритм выдачи „Фейсбука“, когда соцсеть определяет за вас, что вы видите, а что не видите?!» — отметил президент «Минченко консалтинг».

По его словам, в результате этой новой информационной реальности и возникает «антиистеблишментная волна». Как признался эксперт, сегодня уже не получится протащить кандидата без кандидата, как это повсеместно делали в те же 90-е: написали за человека интервью в газете, сделали несколько постановочных фото, видеоролик с парой фраз — и все, кандидат на выборы готов. В 2019 году такие политтехнологии уже не работают.

«Мы живем в очень прозрачной информационной реальности, которая работает 24 часа 7 дней в неделю. Яркий пример этой реальности — история с кандидатом в президенты США от республиканской партии Миттом Ромни. Когда он на закрытой встрече со спонсорами сказал всего лишь одну фразу: „47 процентов бездельников никогда не проголосуют за нас“, — это было записано на видео мобильного телефона. И уже через два дня фраза стала топовой новостью американских СМИ. Это стоило, возможно, Ромни его президентства. Всего лишь одна фраза. Что уж тут говорить о госпоже [Ольге] Глацких — „государство не просило вас рожать“, которая лишилась своей работы», — приводил примеры лектор.

И в этих новых условиях у общества возникает вопрос: а точно ли такие люди представляют элиту? В результате сегодня наблюдается тенденция на резкое снижение доверия к ним. «Почему? Потому что достали, — отметил спикер, плавно переходя к конкретным советам молодому поколению политиков. — И эта эмоция — то, что будет с нами в ближайшие годы. И эта эмоция настроя против элиты, истеблишмента — то, что вы в первую очередь должны держать у себя в голове».

«У Зеленского есть только один способ проиграть эту кампанию и дебаты — если он начнет умничать, если он попытается показать, что он такой же „компетентный“, как Порошенко, что он знает там какие-то детали» Фото: ©Стрингер, РИА «Новости»

«ПЕРВЫЙ ЛАЙФХАК — НЕ ПЫТАЙТЕСЬ СТАНОВИТЬСЯ ТАКИМИ, КАК НЫНЕШНЯЯ ЭЛИТА»

Новая информационная реальность породила, по словам Минченко, и новую карту основных политических ресурсов. Например, еще два-три года назад на первом месте среди них находился элитный ресурс. Сегодня его позицию заняла личность кандидата, а не его связи с правящей верхушкой. Переход к личности создает новые правила политической игры — теперь каждому политику надо уметь правильно транслировать свою подлинность и искренность. Но это отнюдь не значит, что в политике надо быть уж совсем настоящим, заметил эксперт.

«Первый лайфхак — не пытайтесь становиться такими, как нынешняя элита. Народ нынешнюю элиту, мягко говоря, недолюбливает. Вы должны быть другими, иными», — наставлял Минченко. В качестве примера этого «иного» он привел кандидата в президенты Украины Владимира Зеленского, которому вообще на встрече уделили очень много внимания. «Кого, по данным фокус-групп, жители Украины считают самым искренним из кандидатов в президенты? — спросил у зала спикер, на что посыпались крики „Тимошенко“. — Нет, профессионального актера Зеленского». Но отчасти зал, говоря о Юлии Тимошенко, был прав. По словам политтехнолога, она была одним из первых его клиентов еще в 1997 году, когда искренность в политике было очень тяжело сохранять. Но вот у Тимошенко она имелась.

И в подтверждение этого Минченко рассказал одну реальную историю: «Вот она приезжает на Западную Украину, где на нее накидывается просто толпа каких-то бабушек и начинает орать: „Воровка! Украла наш газ! Продалась Кремлю!“ В общем, они на нее орут, а она молчит. И потом медленно сползает на колени, просто стекает. Стоит перед ними на коленях, крестится и говорит: „Воровала! Больше не буду…“». На этих словах зал просто взорвался от смеха, а спикер продолжил свой рассказ: «И аудитория моментально меняется. Они плачут! Бабушки подходят к ней обниматься: „Да, Юлечка, не воруй больше! Не воруй! Не надо, доченька, обнимаю…“ И все! Она уже с ними (с избирателямиприм. ред.), потому что дала им настоящую эмоцию. По крайней мере ту эмоцию, которую они считали настоящей. Это высший пилотаж политика…»

Следующий ресурс для политика сегодня — это команда, то есть те, кто сопровождает кандидатов. По словам Минченко, порой важно даже не столько то, как выглядит сам политик, сколько образ его окружения. «Был забавный момент. Мы помогали одному начинающему политику делать ребрендинг. Он к нам пришел тогда в дорогих часах, костюме. Я ему говорю, чтобы все немедленно снимал, переоделся в поло, простые джинсы. Мы ему поставили за пару дней речь, мимику, голос, поправили тембральные характеристики. И он уезжает к себе в регион. Через неделю довольный мне присылает видос, говорит: „Смотри, как я там дал новую искренность!“ Я смотрю. Там он выходит на публику, реально хорошо выступает, но чего-то не хватает. Я смотрю на ролик, а за спиной политика — две помощницы, одна из которых с сумкой Birkin… Я говорю: „Понимаешь, дорогой друг, новая искренность — это очень хорошо, но она должна быть целостной… Я надеюсь, ты не на шестисотом Mercedes приехал на встречу с избирателями?“ Отвечает: „О нет. На „гелике“», — продолжал Минченко живыми примерами из собственной практики говорить молодой поросли «Единой России» о новом образе политика.

Минченко рекомендовал всем начинающим политикам брать пример с Владимира Владимировича, у которого отработано все на 100%: и мимика, и жестикуляция, и речь… Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВОТ ВАМ ЕЩЕ ОДИН ЛАЙФХАК — «ДУ ПУТИН»

Интересно, но как раз партийный ресурс Минченко поставил на последнее, 10-е, место — после элитного, финансового, содержательного, электорального, медийного, организационного и символического. По мнению политтетхнолога, существующий конгломерат правящих партий страны дает трещину, особенно по линии «Справедливой России». В обществе растет запрос на новую политическую силу — так считают порядка 25–35% жителей страны. И сейчас возможны только два сценария: либо эта новая политическая сила появится, либо данный запрос перехватит уже существующая сила, как это всегда успешно делала «Единая Россия», не без помощи Владимира Путина, разумеется. По словам спикера, президент России только и делает, что позиционирует себя как антиистеблишментный политик, перетягивая запрос на новую политическую силу. Для примера стоит только вспомнить его знаменитый диалог с олигархом Олегом Дерипаской: «Ручку верните…»

Вообще, Минченко рекомендовал всем начинающим политикам, в том числе и сидящим в зале молодогвардейцам, брать пример с Владимира Владимировича, у которого отработано все на 100%: и мимика, и жестикуляция, и речь…

«Один из моих хороших знакомых был руководителем избирательной кампании Эммануэля Макрона, — продолжал рассказывать истории из жизни столичный гость. — И у них с Макроном было несколько проблем. Он же невысокого роста такой, худощавый, то есть не выглядит крутым. И у него был очень высокий голос. Для этого ему наняли лучшего баритона парижской оперы, который понизил ему тембр, и Макрон стал говорить на уровне хриповатого тенора. А с точки зрения походки они его заставляли смотреть видео с Путиным и копировать российского лидера. У Путина есть несколько знаковых жестов: он сидит, часто наклонившись вперед и опершись на стол. Когда у Макрона были дебаты с Марин Ле Пен, то он вначале пропустил удар, поплыл… И в этот момент ему команда в наушник говорила: «Ду Путин! Ду Путин…» Вот вам еще один лайфхак — «ду Путин».

При коммуникации и выстраивании своего выступления будущим политикам необходимо уметь рассказывать о себе, вставать на позицию аудитории и смотреть на ситуацию со стороны. Яркий пример всего этого — опять же президент РФ, когда он отвечал, какой вариант пенсионной реформы ему нравится больше. «Что сделал Путин? Он ответил: „Никакой не нравится“. И у него даже лицо страдальческое стало. Он ушел тем самым во вторую позицию [встал на сторону аудитории]. А после этого, когда показал, что присоединился к эмоции людей, он вышел в третью позицию и с точки зрения эксперта рассказал, почему это необходимо: цифры, факты, детали без эмоций. Чтобы иметь право безэмоционально человеку рассказать о проблеме, вы сначала должны с ним эмоцию разделить. Это то, на чем попадаются все наши чиновники. Они говорят: „А что? Я же правду сказал. Если тебе не на что содержать детей, то на хрена рожала шесть человек?“ По логике да. Но человека подобное обижает, потому что это жесточайшее несовпадение по эмоциям», — пояснил Минченко.

В этом смысле очень показательной выглядит история с заплакавшим врио Забайкальского края Александром Осиповым. Он разделил эмоцию с женщиной, рассказавшей ему о своих проблемах. Многие политтехнологи смеялись над ним — дал слабину, заплакав на публике. Но рейтинг Осипова за неделю после этого поднялся на 6%. Причем скачок был обеспечен не слезами, а тем, что за эту неделю он уволил трех министров, в том числе того, кто отвечал за социалку. «Получилась такая история: мягкий с людьми, жесткий с чиновниками, — отметил спикер. — Не перепутайте! У нас, к сожалению, очень часто все наоборот».


«ЭТО БЫЛА НЕ ЭМОЦИЯ, А ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ»

По словам Минченко, жесты и тембр голоса сегодня влияют на избирателя больше, чем смысл всех сказанных слов. Он дал пару советов молодым политикам, как развить в себе речевые навыки, с помощью которых можно невербально оказывать влияние на поведение людей. В основном все эти лайфхаки перекочевали в политику от рекламщиков, которые умеют продавать. Умение продать себя электорату выходит на первый план избирательных кампаний. Подойдет даже краткий курс НЛП.

Начиная свою предвыборную кампанию, кандидату необходимо определиться, какую роль он собирается исполнять для элиты и для избирателей. Есть всего 9 функциональных типов политика для переговоров с элитами: игрок (лидер элитной группы со своими интересами), порученец (представитель игрока), политрук (тот, кто озвучивает важную для игроков тему), идеолог (создатель новых смыслов), общественник (реальный лидер мнений), ткачиха (тот, кто олицетворяет собой какую-то отдельную группу), лоббист (тот, кто умеет продвигать интересы), карьерный бюрократ (тот, кто просто двигается по карьерной лестнице) и военспец (собственно политтехнолог, кто обладает какими-то уникальными навыками). Молодому политику важно разобраться, какую роль он исполняет.

Моделей поведения для избирателей существует всего 8, они делятся по трем основаниям: кто я, «с какого района» и «почему такой дерзкий» — это три вопроса, на которые кандидат должен сразу отвечать электорату. Соответственно, есть следующие типажи кандидатов для избирателей: большой начальник (представитель местной элиты, которому это место положено), свой парень (защитник местных интересов, лоббист региона и малой родины), депутат «на земле» (заботливый любимец бабушек), борец с региональной властью (рупор общественного мнения и негативных эмоций, борцы за справедливость), ревизор из Москвы (посланник от начальства), узкий специалист (врачи, учителя, обладающие конкретным опытом), богач-чудотворец (заработал много денег и теперь хочет научить других), герой (федеральный политик, почти исчезающий типаж). Все эти роли, по сути, сочетаются с архетипами Юнга. По словам президента «Минченко консалтинг», кандидатам надо определиться, какой типаж они представляют. Самая большая ошибка — быть всеми понемногу.

«Если вы наблюдаете за украинской избирательной кампанией, то могли заметить, что Порошенко — это такой классический злобный правитель, а Зеленский — это простодушный, становящийся борцом, — отметил Минченко. — Я думаю, что у Зеленского есть только один способ проиграть эту кампанию и дебаты — если он начнет умничать, если он попытается показать, что он такой же „компетентный“, как Порошенко, что он знает там какие-то детали. Так у нас в свое время попыталась делать Ксения Собчак. Она по своему базовому типажу — шут. И у нас есть успешные шуты в политике — Владимир Жириновский. А она пыталась включить умную, говорить правильными фразами, демонстрировать, что она якобы в чем-то разбирается, вспомнить, что она оканчивала МГИМО. И это была такая неправда! Даже вот та история, когда она плеснула на дебатах в Жириновского. Потом уже на комитете по политтехнологиям выступал Виталий Шкляров, который вел ее кампанию. Я говорю ему: „Виталий, признайся… Готовили же?“ Он говорит: „Да, мы исходили из того, что если он будет хамить, то нужен какой-то ответ. И самый простой ответ — плеснуть в него водой“. Но было видно, что это заготовленный жест. Это была не эмоция, а технологический прием. Именно потому подобное не сработало».

«Я не верю в образ идеального политика. Это все фигня. Особенно сейчас, в эпоху искренности, — признался Минченко на встрече с молодогвардейцами. — WhatsApp, мессенджеры, соседские чаты. Это гораздо круче! Видосы, чаты, местные группы „ВКонтакте“, „Одноклассники“. Вот вам лайфхак очень простой. У меня один кандидат участвовал в выборах в Законодательное Собрание в округе, где порядка 60 тысяч избирателей. Сделали по „Одноклассникам“ подборку людей, которые живут в этом округе. И он всем женщинам, которые там присутствовали, просто лайкал фотки. Вы будете смеяться, но это сработало! Понимаете? Другая реальность! Какая к черту полиграфия вообще?! В нашу эпоху рулит персональный контакт, визуальный контент… и вирусняк».