ЭКС-МЭР КАЗАНИ ВЫБРАЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ ВОПРОС ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ "БИЗНЕС ONLINE" СВОЕГО БЫВШЕГО ПРЕСС-СЕКРЕТАРЯ

Известный казанский издатель Геннадий Наумов прислал на интернет-конференцию с Камилем Исхаковым вопрос о том, не собирается ли он вернуться в родной город.  Эта тема особо тронула бывшего мэра и видимо, по этой причине он посчитал вопрос самым интересным.  Мы вручили победителю Web-камеру от партнера проекта - Автоградбанка, а он рассказал о том, как работал с Исхаковым и поделился своими соображениями о казанских СМИ.

Я НАПИСАЛ 999 КРИТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

- Геннадий Ильич,  в начале – для молодого поколения наших читателей - несколько слов о себе.

- Я занимаюсь тем же, чем занимался всю жизнь. Как мне мама рассказывала, я уже в четыре года сказал, что буду журналистом… Вот так всю жизнь и занимаюсь этим делом.

В журналистике я прошел все этапы, которые только можно пройти. Все мы - наше поколение журналистов – родились в «Вечёрке». В свое время и я там начинал – был корреспондентом, затем – первым коммерческим директором. Потом ушел в свой бизнес, стал издателем. Будучи корреспондентом, написал 999 критических материалов...

Впервые в истории партийной организации Казани, когда ее возглавлял Зерцалов,  на заседании бюро  горкома рассматривали отдельную статью одного корреспондента. Это была статья о «пышных» похоронах  преступника. Меня наказали по партийной линии, хотя членом партии я не был. Получился скандал…

- А за что наказали-то?

- Один из «транспортных королей» сидел в тюрьме, вышел на так называемую «химию», и там умер. Вот на его похороны пришли почти все VIP-персоны республики. А за что конкретно наказали – как всегда говорят в таких случаях – соврал, сказал неточно… Моя статья заканчивалась так – «пышные» похороны, на которых были все вплоть до Арбитражного суда, перекрыли движение, а в этот день в Дербышках  в интернате умер ветеран, и ему даже крест не поставили – просто табличку с номером… Выехала комиссия, и оказалось, что именно в этот день похорон в Дербышках не было! Были накануне, были на следующий день, но не в этот… 

«Наколку» на материал про похороны этого «короля» нам дал заместитель начальника УВД Александр Дмитриевич Авдеев. И нас привели в эту камеру, где он сидел. Это была VIP-камера класса «люкс» - с телевизором, холодильником, даже с баром… Но после нашего посещения все оттуда вывезли за ночь. Министр внутренних дел Сергей Иванович Кирилов привез нас туда и говорит - вы соврали, здесь нет ничего! Вот вам еще одна «неточность» в статье…

- В каком году это было?

- Наверное, конец 80-х. В те времена мы такой кайф ловили от работы, «хулиганили»!... Я помню, когда мы создали свою газету «Казанское время», вывесили плакат – «Смелее насчет правды!» После этого на нас так налоговая наехала!

МЫ СВОЕГО ЧИТАТЕЛЯ СОХРАНИЛИ!

- Сейчас чем занимаетесь?

- Я сейчас занимаюсь франчайзингом трех федеральных газет – «Московский комсомолец», «Аргументы недели» и «Труд».

Накануне кризиса инициировали новую бизнес-модель, суть которой заключается в объединении информационного пространства регионов для распространения этих газет. Начали с Казани, потом «воссоздали» Казанскую губернию в ее границах. А сегодня мы уже вышли на Уфу, Самару и Оренбург. Образно говоря, мы сделали нечто «шампура», на который, как шашлык, сейчас нанизываем одну газету за другой.

- Как выживает сегодня печатная пресса и, в частности, ваш издательский бизнес?

- Напомню одесский анекдот. Когда кончатся деньги на хлеб, наш человек пойдет и купит газету – чтобы узнать, куда же делся хлеб?

Если честно, сегодня самая проблемная зона издателей печатных СМИ – это не контент, не редакционная политика. Читателей мы сохранили, и если, например, сокращается подписка, то растет розница, это сообщающиеся сосуды. «Кошмарят» прессу киосковые сети, в первую очередь федеральные. Непонятно, к примеру, кому понадобилось продать казанскую «Горпечать» московской группе компаний «Альянс». Что мы получили? Просто дикие задержки платежей за отгруженную печатную продукцию, и это при том, что стандартный договор и без того предусматривает 60-дневную отсрочку. Добавлю, что самая скверная платежная дисциплина у наших казанских партнеров, а «нищие» Чебоксары, Йошкар-Ола и Ульяновск, например, рассчитываются своевременно.

Вы удивитесь, но Казань – один из самых отсталых в России городов по развитости сети газетных киосков. В Калининграде, к примеру, один киоск на 1000 жителей, у нас – в пять раз (!) меньше. Одно утешает – есть куда расти, развиваться. Есть о чем задуматься властям, ведь газетный киоск – это тоже политический инструмент.

Рекламный рынок сегодня, действительно, сужается. Хотя сейчас ситуация немного стабилизировалась. Сегодня телевидение на первом месте, затем идет наружная реклама, еженедельные газеты - на третьем месте, на четвертом - радио. По объему рекламы интернет пока отстает от газет – еженедельники сейчас занимают порядка 26 процентов рынка рекламы, а интернет – 13. Но интернет по динамике всех опережает – в прошлом году рост был 30процентов, в этом – уже 60.

- Как вы боретесь за свою долю рекламного рынка?

- Мы, например, недавно запустили «зацепинг» для рекламодателя – реклама в трех газетах по цене одной.

НАЙДЕТСЯ ЛИ ЕМУ ЗДЕСЬ МЕСТО?

- Геннадий Ильич, вы впервые прислали вопрос на нашу интернет-конференцию. Что вас сподвигло задать его экс-мэру Казани Камилю Исхакову?

- Наше поколение продолжает общаться между собой, и каждый раз в разговорах «всплывает» имя Исхакова. На самом деле, очень многие просто соскучились по этому человеку! Да, мы все прекрасно помним, что он из себя представлял – он достаточно жесткий руководитель, трудоголик. Совещание – в 7 утра, звонок в 22.30 – а почему ты не на рабочем месте?..

Как говорят, в России тоска по палке… Действительно, по дисциплине и порядку соскучились.

- Главный мотив вашего вопроса – когда назад вернетесь… А вот в каком качестве, на ваш взгляд, может вернуться в Казань Камиль Исхаков?

- Хотелось бы увидеть его в том или ином качестве… Понимаете, человек всего себя «положил» во имя города! Как он себя сейчас чувствует – у человека была «одна, но пламенная страсть», и вдруг у него этот «кайф» отобрали… Наверное, какая-то обида может быть.

А вот если он вернется, найдется ли ему здесь место? Как он будет себя позиционировать? Если бы у нас было европейское или американское общество, то мог создать, например, альтернативную партию, начал бы правительство критиковать… Но на нашей почве это не «прокатит»! А что тогда?!

- А во времена Исхакова Вы чем занимались?

- Несколько лет я был как бы его пресс-секретарем, но совсем не в обычном статусе  - я не входил в структуру исполкома,  у меня было самостоятельное информационное агентство «ЭКО-информ».

- Как вам платили за работу пресс-секретарем?

- Прямых бюджетных денег я не получал, а только за различные спецпроекты. Например, был такой проект «Знай наших»  - обо всех городских «министрах». В основном зарабатывали рекламой и на выборных кампаниях.  Мы были генподрядчиками в рекламной кампании Ельцина, Исхакова. «Раскручивали» и движение «Татарстан – новый век».

Кстати, приглашать журналистов на деловой понедельник в мэрии – это мы предложили. Это был брэнд «ЭКО-информ»…

НАЧИНАЮ И ЗАКАНЧИВАЮ РАБОЧИЙ ДЕНЬ С «БИЗНЕС ONLINE»

- Вы читаете газету «БИЗНЕС Online”? Как ее оцениваете?

- Я не буду оригинальным – я начинаю и заканчиваю рабочий день с «БИЗНЕС Online». Я считаю, что с этой газетой «рядом никто не стоит»! Это один из самых успешных проектов России. Возможно, это лучшая региональная деловая газета страны. Общаясь с деловым сообществом, я слышу одну фразу – мы начинаем рабочий день с «БИЗНЕС Online”, а из федеральных – РБК.

Вы вне конкуренции, но в этом кроется для вас опасность – вы можете начать работать в расслабленном режиме... Вам срочно нужен конкурент, и мы об этом подумываем.

- Конкуренции мы не боимся, а только радуемся за коллег, если они востребованы читателям и приносят пользу обществу. Так что успехов вам на этом поприще. А что пожелаете нашей газете еще, кроме конкурента?

- Еще у меня есть узкопрофессиональное пожелание.  Совещания в том или ином государственном органе (я их называю посиделками) - это, в общем-то, не новость. Нужно найти собственно  новость!

Можно ли написать хороший материал с официоза?  Вот газета «БИЗНЕС Online» доказала, что можно, если делать новости «с человеческим лицом», заглянув «за фасады» и узнав подоплеку этого мероприятия. Самое главное пожелание – так держать!

Татьяна Завалишина
Фото Сергея Елагина