Равиль Сафиуллин, совладелец компании, участвующей в реконструкции площади Азатлык в автограде и озера Кабан в Казани, рассказал, почему отказался от личного автомобиля. В своем материале, написанном для «БИЗНЕС Online», он рассуждает о развитии модного общественного транспорта в Челнах как градостроительной идее.
Развитие именно общественного транспорта должно стать градостроительной идеей в Челнах
«Теперь иметь свой автомобиль — это неудобно, дорого и совсем не круто»
Убежден, что развитие именно общественного транспорта должно стать градостроительной идеей в Челнах. Для этого нужно сделать акцент на каршеринге, платных парковках, модных трамваях и автобусах, а также сети велосипедных дорожек.
Попробовал услуги каршеринга в Москве. Проехал до нужного места, нажал на кнопку, списалась оплата — и все! Мне не нужно было думать про бензин, налоги, страховку, сервис, ТО, смену резины, мойку, парковку...
Некоторое время назад, будучи в Москве, я попробовал услуги каршеринга — автомобиля напрокат. С помощью приложения прошел несложную регистрацию, получил одобрение, передо мной открылась карта с тысячами машин, которые разбросаны по городу. Подошел к авто, нажал кнопку в телефоне — и я за рулем. Проехал до нужного мне места, вышел, нажал на кнопку, списалась оплата — и все! Мало того что это был Merсedes, доехал, куда мне надо, так еще и заплатил меньше, чем потратил бы на такси. Мне не нужно было думать про бензин, налоги, страховку, сервис, ТО, смену резины, мойку, парковку. И наконец, это же был Merсedes! За пару-тройку сотен рублей можно было сменить свой статус. Тогда мне пришло в голову, что теперь иметь свой автомобиль — это неудобно, дорого и совсем не круто. Шутки ради посчитал, во сколько мне обходился день владения машины, — с учетом разницы покупки в салоне и продажи получилось 900 рублей в сутки! Сам я сознательно отказался от машины несколько лет назад. Перемещаюсь по городу на такси, автобусе, летом на электросамокате, по межгороду пользуюсь услугами сервиса совместных поездок или автобусом.
С помощью приложения нужно пройти несложную регистрацию, получить одобрение, перед вами откроется карта с тысячами машин, которые разбросаны по городу
«Плату за парковки надо увеличивать до тех пор, пока во дворах нЕ появятся свободные места»
Будь я мэром города, первое, что я бы сделал, — ввел бы платные парковки, в том числе и во дворах. Цивилизованное общество ничего лучше не придумало, как вводить плату для регулирования. Принцип такой: вводится плата, которая увеличивается до тех пор, пока не будет оставаться определенного количества свободных мест. Автолюбители справедливо предъявляют: «Сначала постройте нормальные парковки, создайте условия — и мы не будем парковаться на газонах. Мы же платим транспортный налог!» Однако урбанисты выстраивают приоритеты следующим образом: пешеход, велосипедист, общественный транспорт, автомобиль и, наконец, припаркованный автомобиль как самое большое зло. То есть в первую очередь необходимо заниматься тем, что принесет пользу максимальному количеству людей. Маршрутный автобус длиной 12 метров перевозит в среднем 30–35 человек, две машины занимают те же 12 метров, но перевозят людей в 10 раз меньше.
В обществе должна быть некая договоренность: если покупаешь машину, готовься нести расходы за ее хранение без ущемления прав остальных. Я видел припаркованные в центре Казани вдоль министерств автомобили стоимостью сильно за 1,5–2 миллиона с прикрытыми бумажечкой номерами, чтобы не оплачивать 50 рублей за парковку. Вот это я называю «низкая социальная ответственность». Стыдно для столицы!
Нагнетание ситуации со строительством парковок напоминает мне охоту колибри за нектаром. Эта птичка, родственница стрижа, очень любит сладкий нектар цветка, который, в свою очередь, стремится его сохранить. Трагедия в том, что со временем цветок все глубже прячет нектар, а птичке для выживания приходится растить хоботок все длиннее. То же самое с парковками. Сколько их ни строй, количество машин будет расти быстрее. Вот увидите, скорее, чем мы думаем, будет нормой вырубать скверы и парки для размещения автомобилей. Птичка колибри неизбежно исчезнет как эволюционная ошибка, а мы завалим город машинами.
В обществе должна быть некая договоренность: если покупаешь машину, готовься нести расходы за ее хранение без ущемления прав остальных
Помню, когда я еще был автовладельцем лет 6 назад, у меня во дворе всегда было место, куда я мог припарковать машину. И подумать не мог, что сейчас некоторые соседи оставляют свои транспортные средства вдоль основного проспекта за 150–200 метров от дома и это постепенно для них стало нормой. Поверьте, машину придется ставить все дальше и дальше. В минувшую заснеженную зиму мы уже столкнулись с тем, что припаркованные автомобили мешают уборке снега. Пока все пытаются уговорить автовладельцев передвинуть свои машины, снег заваливает оставшийся узкий проезд. Хрупкие медсестры на носилках несут к скорой мужчину с инсультом, им тяжело, ноги утопают в снежной каше. Они падают, капельница выскакивает, остывающая кровь оставляет след на белом снегу, а до скорой далеко. А еще ночь, никого нет, некому помочь… Картина удручающая.
В нашей реальности общественный транспорт некрасивый, неудобный, немодный
«В трамвае или автобусе пассажир должен чувствовать себя VIP»
Историки урбанизма считают, что общество в своем развитии свернуло не туда, когда по ряду причин стало развивать персональный транспорт, а не общественный. Попробуйте примерить следующие рекламные слоганы автопроизводителей, если бы они говорили про маршрутку или трамвай: «обгоняет мечты», «мощный источник вдохновения», «делает твой мир ярче», «инновационно ваш», «уникальный, как произведение искусства» (последний — мой любимый). Вот, оказывается, почему носятся маршрутки — они пытаются мои мечты обогнать. В нашей же реальности общественный транспорт некрасивый, неудобный, немодный. Кстати, идею перевернуть восприятие маршрутных автобусов реализовали в Англии. Образ двухэтажного красного автобуса — яркий символ страны, а новый дизайн 2007 года — это действительно произведение искусства. Как вам такой разрыв шаблона: зачем мне своя машина, если я на городском автобусе или трамвае езжу как VIP?
Идею перевернуть восприятие маршрутных автобусов реализовали в Англии. Образ двухэтажного красного автобуса — яркий символ страны
Предвосхищая контраргументы типа «это все никогда не окупится» или «люди никогда не смогут много платить за проезд», соглашусь с мнением некоторых урбанистов, которые считают, что общественный транспорт и не должен быть рентабельным, так же как не может быть рентабельной школа или новый парк. Развитие транспортной инфраструктуры — это обязанность государства по созданию комфортных условий развития наших детей.
Равиль Сафиуллин
Фото на анонсе и карта Равиля Сафиуллина Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 83
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.