Друзья, соратники, коллеги вспоминают Василия Лихачева — одного из творцов независимости Татарстана и соавтора Конституции республики
Все, что происходило в Татарстане в переломные 90-е годы прошлого столетия, — во всем принимал участие Василий Лихачев. Удивительно, но при этом у него практически не было врагов — разве что оппоненты. Причина тому — уникальное мастерство дипломата и кристальная личная порядочность. О том, каким первого и последнего вице-президента Татарстана запомнили его друзья, — в материале «БИЗНЕС Online».
Василий Лихачев с супругой Наилей Иматовной
Рафаэль Хакимов директор Института истории имени Марджани— Новый Татарстан после суверенитета был связан с именем Лихачева. Он был вице-президентом, и как вице-президенту ему было поручено возглавить переговоры с Москвой (о разграничении полномочий Татарстана и России — прим. ред.). Человек опытный, доктор международного права, он прошел школу обкома и умел идти на компромиссы, находить общий язык разными людьми. Во многих отношениях он был удачной фигурой для ведения таких дел. Мы с ним работали, можно сказать, с первого дня, после того как появился аппарат президента.
Переговоры — это очень непростая процедура, в начале позиции (Москвы и Татарстана — прим. ред.) были прямо противоположные, но надо было находить общий язык. Некоторые члены делегации могли себе позволить говорить в самых резких тонах, у них функция была такая. Просто в переговорах, чтобы прийти к компромиссу, обязательно надо было, чтобы кто-то крайнюю точку зрения выражал. Это сложности самих переговорных процессов. А Лихачев возглавлял нашу делегацию, и его задача была найти компромисс. И он его нашел.
Евгений Богачев экс-председатель Национального банка РТ— Для меня это ужасное неожиданное известие, я знал его жену и дочерей. Рано, рано. Часто встречались в те времена, когда он чаще был в Казани. Прекрасный человек. Оптимист, всегда веселый, обаятельный, от него такая энергия доброжелательная исходила. Когда он был вице-президентом, при президенте Татарстана работал экономический совет, мы там все собирались, вместе работали. Это были трудные годы, 90-е, когда были векселя, различные суррогаты, денег было мало, и мы с ним находили решения.
У него дипломатия была в генах. Он сглаживал все острые углы, мог любого уговорить пойти на компромисс или уступить. Его роль в переговорном процессе была значительной.
Когда подписывали договор (о разграничении полномочий РФ и РТ — прим. ред.), к нему было приложение о банках, которое давало огромную самостоятельность Национальному банку Татарстана. Подписание каждого приложения давалось с огромным трудом. Геращенко (Виктор Геращенко, на тот момент глава Банка России — прим. ред.) не мог понять, как это Центральный банк России подписывает наравне с банком Татарстана? Договор тогда был очень сильный. Лихачев помогал мне в этих вопросах своим статусом: у меня статус был председателя банка Татарстана, а у него тогда уже был значительный политический вес.
У нас были дружеские отношения, летом отдыхали вместе. Врагов, я думаю, у него не было.
Фатих Сибагатуллин депутат Государственной Думы РФ от Татарстана— Василий Николаевич — это человек, который сам себя сделал своим трудом. Учился, стал юристом высокой квалификации. А дальше, как говорится, заслужил доверие народа, стал председателем Госсовета РТ. Когда он занял эту должность, Татарстан стал уже другим, суверенным. И Василий Николаевич прекрасно работал и справлялся, в его характере я бы отметил человеколюбие, открытость, доступность. Он был очень теплым, контактным человеком, люди любого уровня могли с ним пообщаться. Кроме того, Лихачев много сделал в отношении международной политики, работая в Москве. В последнее время работал в институте.
Со мной Василий Николаевич всегда был очень уважительным. В 90-е годы, когда он работал в университете, а я был назначен министром сельского хозяйства, утром мы часто встречались с ним на улице по дороге на работу, приветствовали друг друга. Иногда, когда было время, разговаривали…
Это большая потеря для Татарстана. Мы всегда гордились тем, что у нас в Москве есть такой грамотный человек, юрист. Хороший, добрый, человеколюбивый. Обидно, что он так рано ушел. Он ведь на год моложе был, чем я…
Андрей Бусыгин заместитель министра культуры РФ— Есть огромное чувство потери, потому что Василий Николаевич всегда был нужен. Мы с ним постоянно пересекались, когда работали в университете: он — на юрфаке, а я на кафедре политэкономии. Потом вместе работали в татарском обкоме КПСС, затем уже в Москве часто встречались — и когда он был вице-президентом Татарстана, и когда работал в Думе и в Совете Федерации.
Еще до начала перестройки он пришел в обком из университета. Тогда вообще так получилось, что КГУ очень много своих выпускников выдвинул в руководство: это Олег Морозов, Василий Лихачев, чуть позже я появился там в 1987 году. Мы огромные надежды возлагали на эту перестройку, на то новое, что привнес Горбачев, и Василий Николаевич тоже с огромным желанием взялся за работу. Я не помню, чтобы он хотя бы раз рано ушел. Мы приходили тогда в 8–9 часов утра, а уходили в 10–11 вечера.
Он всегда очень серьезно относился к своим обязанностям. Помню, однажды шли из университета домой, беседовали по университетским делам, с ним всегда было интересно говорить. Василий Николаевич так хорошо по-доброму улыбается, и в то же время в глазах постоянно чувствовалось присутствие мысли. Он очень серьезно относился к тому, что слышит, и к тому, что он сам говорит.
Василий Николаевич умел так выстраивать отношения, что врагов у него не было. Иногда говорят, что если у тебя нет врагов, то ты ничего не значишь, но к нему это не относится. Он очень много значил, и я всегда радовался его успехам. Встречались мы и семьями также, нечасто, к сожалению, хотелось бы почаще.
В 90-е годы у него была очень ответственная должность вице-президента Республики Татарстан. Это было правильное решение, чтобы именно его выдвинуть на эту должность, поскольку он очень грамотный юрист, специалист в области международного и конституционного права. Тогда он сыграл большую роль в выстраивании отношений между Татарстаном и федеральным центром. И мне кажется, что и в Москве все были очень довольны, что именно Василий Николаевич стоит в высших эшелонах власти в Татарстане, и в республике тоже так считали. С его дипломатическими способностями, его знанием права, умением выстраивать отношения с людьми на всех уровнях, он был на своем месте. Василий Николаевич умел добиваться компромисса, причем компромисса в хорошем смысле слова: не просто как уход от проблем, а желание найти точки соприкосновения и развить их потом, сделать из точки большую линию, которая ведет в правильном направлении.
Для Татарстана Василий Николаевич очень много сделал, он был очень хорошим помощником Минтимера Шариповича.
Алексей Пахомов генеральный директор ассоциации предприятий и промышленников РТ— Очень жаль, что Василий Николаевич покинул нас в таком возрасте. Как говорят в таких случаях, царствие ему небесное и пусть земля ему будет пухом. Очень жалко, для меня это тоже было очень неожиданно.
Он был оптимистом по жизни, жизнелюбом. Те, кто знает его в простых обстоятельствах, в условиях чисто товарищеского, мужского общения, подтвердят, что это был действительно яркий человек с чувством юмора, но никогда не забывающий чувство такта и высокой духовной и гражданской нравственности. Он был человеком очень высокой культуры.
Весь его жизненный путь был высокопрофессиональным и высокогуманным во всех сферах деятельности. Ему приходилось отстаивать интересы, доказывать правоту новых мыслей, дел и идей и в масштабе республики, и в масштабе России, и даже за ее пределами, всегда Василий Николаевич защищал интересы российского государства.
Как можно оценить роль человека, который принимал активное участие в создании и принятии судьбоносных решений в жизни Республики Татарстан? Как роль видного государственного деятеля, талантливого дипломата, политика регионального и федерального масштаба, имя которого навсегда вписано в новейшую историю республики.
Экзам Губайдуллин председатель совета муниципальных образований Республики Татарстан— Василий Николаевич, придя в команду Минтимера Шариповича Шаймиева новичком в отрасли государственного управления, за короткий срок смог стать политиком российского и международного масштаба. За 30 лет служения Республике Татарстан и Российской Федерации он стал человеком мудрым, всегда был очень оптимистичен и никогда не унывал. Эти черты характера я неоднократно наблюдал и во время совместной работы в Совете Федерации ФС РФ, и во время взаимодействия по линии Центральной избирательной комиссии.
Агтас Галиахметовэкс-глава администрации Нижнекамского района— В феврале 1992 года на основании указа президента я был назначен главой администрации города Нижнекамска и Нижнекамского района, и Василий Николаевич приехал представить меня депутатам городского и районного совета. Два дня мы вместе тогда проработали, так я с ним познакомился в первый раз.
Он принимал очень активное участие в подготовке Конституции Республики Татарстан, подготовке договора о разграничении предметов ведения, был рядом с Минтимером Шариповичем. Очень образованный, эрудированный человек, юрист. В моей памяти Василий Николаевич остался принципиальным и достойным человеком.
Шамиль Агеев председатель Торгово-промышленной палаты РТ— Это такая потеря, что говорить тяжело. Очень интересный, открытый человек был. Он внес большой вклад в договорной процесс между Россией и Татарстаном, взять хотя бы его замечательную формулировку об ассоциированности с Россией.
Отличался живым, очень интересным характером, у нас были общие друзья. Сильный юрист-международник, отличный спортсмен. Когда был представителем в Евросоюзе, мы часто приезжали к нему, встречались.
Когда Василий Николаевич стал вице-президентом, он также возглавлял комиссию по поддержке предпринимательства. Все указы через него предварительно проходили, чтобы они не ухудшали положение предпринимателей. Тогда было решено, что Торгово-промышленная палата будет располагаться на улице Пушкина, 17, и мы решили провести здесь собрание. Но ряд организаций никак не хотел уходить из здания. Это были лихие 90-е годы, и за ними, как выяснилось, стояли разные группировки. Был такой момент, когда собралась группа ребят, которые сели на корточки возле здания и не впускали нас, не давали провести организационное собрание. Я позвонил Васе Лихачеву, он приехал с охраной, и только вместе с ним мы сюда прошли и провели здесь собрание.
Очень мощный человек был, принципиальный, с ним очень считались федеральные органы власти. Нам его будет не хватать.
Олег Морозов член Совета Федерации от Татарстана— Василий Николаевич с 35 лет в большой политике, мы с ним вместе пришли в обком партии, только я на пару месяцев пораньше. Я возглавил отдел пропаганды, он — отдел административных органов, но мы знали друг друга еще с университета.
С тех пор, с далекого 1987 года, он находился в активной политической жизни. Это же не конфеты кушать, не лежать кверху животом, это тяжелая напряженная работа которая чревата взлетами, падениями, обретениями и потерями. И у него была такая жизнь: он уходил из Татарстана в Москву, из Совета федерации, с политической работы на дипломатическую, потом избирался в Думу. Был в ЦИКе, ушел оттуда. Я слышал, да, о том, что он ушел, потому что у него была своя позиция, свое отношение к тому, как работал этот орган. Но Василий Николаевич был человеком закаленным, прошел суровую политическую школу и всегда знал, что делал. Любое решение он принимал осмысленно. Для него было четкое понимание, что когда занимаешься политикой, то должен быть готовым к различным ударам судьбы.
Это один из самых ярких политиков периода новейшей России после распада Советского Союза, именно в это время он был правой рукой Минтимера Шаймиева, вице-президентом, возглавлял Госсовет, скажем так, первый русский в Татарстане, фактически второй человек на том этапе развития нашей республике. Можно сказать так, его участие было во всем, что делалось тогда в республике, — особый путь Татарстана, особая модель Татарстана, вхождение в рынок, в новую политическую систему. Его вклад в это неоценим. Он выдающийся политик нашей республики.
Мы всю жизнь были рядом начиная с обкома партии, а потом в Москве, постоянно общались. Хорошо запомнил момент: я прилетел в командировку в Брюссель, а он как раз в это время был полномочным представителем России при Европейском сообществе, мы с ним созвонились, встретились — как пацаны, как мальчишки, которые не виделись много лет, пиво попили, поболтали, жены наши общались. Такие брюссельские посиделки казанских пацанов. Очень яркий человек. Это и для Татарстана, и для России большая потеря.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 87
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.