«КОНЕЦ ИСТОРИИ» ИЛИ «КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

Чаще всего простой обыватель даже не подозревает, что его «здравый смысл» и житейские представления соответствуют определенному политическому течению, научной концепции или модной теории.

Так, большинство тех, кто считает, что «не нужно ворошить историю, сейчас всё по-другому, и надо смотреть вперед», вряд ли причислят себя к сторонникам Фрэнсиса Фукуямы («Конец истории и последний человек», 1992). А те, кто страстно дискутирует по проблемам исторического прошлого своего и других народов, не всегда знакомы с концепцией Сэмуэла Хантингтона, впервые изложенной в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», 1996.

Тем более так уж человек устроен, никому в голову не придет представить себя в роли участника «психоисторической войны» — активного бойца или пассивной пехоты. Считают, что, «как было, так и будет», «меня не касается», а если и есть, то где-то за горизонтом. Но, как известно, неприятие фактов, незнание законов и переменившихся правил не освобождает от ответственности — перед собой и другими. И кое-какие новые правила уже закреплены законами Государственной Думы.

В местный круговорот идей книга С.Хантингтона вошла в конце 90-х, еще до перевода на русский язык В местный круговорот идей книга С.Хантингтона вошла в конце 90-х, еще до перевода на русский язык Фото: Рустам Курчаков

Почти четверть века прошла с тех пор, как Хантингтон напророчил, что будущие войны будут вести между собой не страны, а культуры, и главной угрозой миру станет исламский терроризм. Теперь уже видно, что многое пошло как по писаному. Известны стали и заказчики концепции Хантингтона, которая стала доминирующим брендом западной политологии.

Не претендуя на освещение этой актуальной темы, которой серьёзно занимаются немногие специалисты, обратим внимание только на некоторые признаки «психоисторической войны», которая в наши дни стала смысловой осью «гибридной войны». Суть последней состоит в конфликте народов и цивилизаций, которые сложились в прошлую индустриальную эпоху, а теперь в острой борьбе и конкуренции решают вопросы перехода в постиндустриальное будущее.

Ожесточенность борьбы обусловлена тем, что, столпившись возле узкого просвета к будущему, каждый из народов претендует на величие, избранность и лидерство, на то, что он лучше других знает, как построить этот будущий мир, и стремится пройти первым… Ну, обычное дело, как и раньше бывало, только теперь в узком горлышке стало теснее и горячее.

Понятно, что в реальной схватке цивилизаций ключевую роль играет «психоисторическое оружие», поскольку именно история является хранилищем культуры, смыслов и духовных ценностей народа. Того, ради чего стоит жить и не страшно умереть. Поэтому мирная наука в эпоху перемен превращается, по выражению Андрея Фурсова, в «следствие по особо важным историческим делам», и все чаще служит оружием.

Надо учесть и то, что нынешнее «информационное общество», в которое мы втянуты — хотим этого или нет — является только промежуточной, переходной полосой к постиндустриальному строю, которому даже имя пока не придумано. И даже вокруг этого имени идет, если не борьба, то возня и топтание. Переворачивая причину и следствие,  иногда говорят о будущей «экономике знаний»… Но недаром и Римский Клуб признался в «неосознанности происходящего».

О РАЗЛИЧЕНИИ СМЫСЛОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПОТОКАХ

Известно, какие споры, драмы и даже преступления могут возникать по поводу имущественного наследства. И это касается не только семей, но народов и государств. Не случайно из глубин истории, закрытых для широкой публики, все чаще всплывают конспирологические версии о потерянных, нарушенных и подлежащих восстановлению имущественных правах царской и советской России. О загадочных судьбах «царского золота» и «золота партии». О России, «которую мы потеряли» — и теряли не раз.

И уж совсем не случайны попытки стран-конкурентов заставить Россию не только покаяться, но и заплатить за мнимые или реальные преступления перед другими народами. А санкции, следующие порция за порцией, это тоже инструмент конкурентной борьбы цивилизаций, который направлен на понижение международного статуса бывшей империи.

Смысл этой борьбы в том, чтобы накануне предстоящей переоценки мировых активов поставить «новую Россию-бесприданницу» в самый конец очереди кредиторов обанкротившейся глобальной цивилизации. Или вовсе исключить из очереди… На этом фоне нетрудно понять, насколько драматичен и «травмоопасен» процесс незримого наследования — преемственности исторической памяти народов, его самосознания, архетипов подсознания, «культурного кода» и т. п.

На поверхности жизни история бывает официальная и альтернативная. Как говорится, «обе хуже», так как отражают пристрастные интересы текущей борьбы политических интересов. Поэтому история постоянно переписывается, а историки меняют «кочку зрения».

Глубинная («Священная») история изложена в Книгах писаний — это история наследственных болезней народов и прошлых цивилизаций. Изложена, разумеется, не без «опечаток» и искажений, привнесенных людьми, временем и транзакционными издержками перевода и толкования. Но, кто ищет, обрящет.

Срединный же исторический поток питается как более-менее добросовестными исследованиями ученых-историков, финансируемых бюджетами и грантами, так и родниками народной памяти, которые в тревожные и смутные времена обычно оживают и волнуются (дулкынлану), а то и «фонтанируют»…

Поэтому некоторые профессиональные историки — Бог им судья — называют  эту фонтанирующую часть пренебрежительно — «фолк-хистори». Наблюдая, например, горячие словесные баталии между солнечными (вернее, «яростными» — от алтайского Jар — Ярило) славянами и пылкими (кызу-тузанлы) тюрками по поводу того, чьи же предки первыми вышли из Атлантиды, основали великие цивилизации прошлого, построили египетские пирамиды, Китайскую стену и т. п.

Рисовать красивые картинки своего прошлого никому не запретишь. Лишь бы словесные баталии не переходили в рукопашные. И помнить о тех, кто наловчился извлекать свою выгоду из чужой драки — они уже совсем рядом стоят…

Ветры перемен нагнали волны перемен. А они, как правило, перемешивают исторические и событийные потоки (информацию, дезинформацию и подлинные знания), волнуя и без того беспокойное море массового сознания. В глубинах давно зреют когнитивные диссонансы, а на гребешках волн все чаще появляется пена информационных фейков. Эти алгоритмы трансформации информационного общества на волнах перемен будет повод разобрать позже. Ну, в общем, старая детская игра, только для взрослых: «Море волнуется — раз, море волнуется — два… Замри и посмотри вокруг». Увидишь много интересного…

Горная река в долине Горная река в долине Фото: Рустам Курчаков

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

Отметим здесь только одну незримую закономерность, которая обычно выступает предвестником зримых перемен, фазовых переходов, а то и «переворотов» привычной ситуации. Суть в том, что в критические, пороговые моменты в массовое сознание выбрасывается значительная доза прежде скрытой, закулисной или невостребованной информации, которая хранилась под грифами ДСП, в закрытых архивах или по разряду «конспирологии», «герменевтики» и т. п.

А в некий момент «Икс» весь этот, заранее приготовленный массив информации, перемешанный со старой «дезой» и новыми фейками, вдруг «прививается», «впрыскивается» или постепенно вливается с помощью разнообразных «капельниц» в сознание «ширнармасс», чтобы побудить их к активным запрограммированным действиям.

Один характерный штрих недавнего прошлого. Оправившись от тяжелого похмелья после 90-х, постепенно заработали инициативные группы добросовестных историков, которые, проводя следствия по особенно скандальным историческим делам (Катынь, Пакт Молотова-Риббентропа и т. д.), обнаружили и разоблачили немалое число фейко-фактов, изготовленных накануне и в ходе 90-х под руководством Александра Яковлева, секретаря ЦК КПСС и завотделом пропаганды ЦК.

Готовили эту «дезу», подделывали документы и изготовляли фальшивки в ретро-стиле, с подлинными печатями и бланками (пригодились!) другие коллеги-историки, уже не совсем добросовестные. Один из них потом некоторое время был директором одной из крупнейших архивных библиотек (ИНИОН РАН), в которой 4 года назад странным образом сгорела значительная часть фондов. Академик, как водится, был обвинен в халатности и финансовом мошенничестве (а кто теперь в этом не грешен?), но не репрессирован — «мы ж не звери, и у нас нынче не 37-й год». Только понизили в должности до научного руководителя «погоревшего» института и реже стали приглашать на политические теле-шоу. Фамилий не назовешь, так как ничего не докажешь…

Надо понимать, что такие «информационно-фейковые взрывы» и «выбросы дезы» (новые порции еще, видимо, появятся) — это не просто манипуляция, а глубокий двойной обман, со своей витриной и бэкграундом. На пиар-витрину, то есть поверхностный обман-манипуляцию ловится только бессмысленная толпа, и он удается лишь в силу законов так называемого «толпо-элитарного» социума. Толпой легко управлять, если предварительно сбить ее с толку. А чтобы надежно и надолго сбить с толку, надо предварительно снести якорные смыслы. Присутствие в человеке совести, воли к жизни и мужских (ир-ат) качеств — надежный индикатор якорных смыслов.

Теперь «россияне» уже имеют богатый опыт подобных одноходовых манипуляций, в отличие от бывшего советского народа, который в 90-е годы регулярно попадался на «обманки на доверии». Кто пережил эпоху царя Бориса, понимают толк в «черном пиаре», публичных клятвах вождя перед народом («лягу на рельсы, если что…») и НЛП-технологиях, когда в мозг электората с чубайсовским упорством вбивалась чугунная матрица для голосования: «ДА-ДА-НЕТ-ДА».

И ведь сработало! Может, потому что «демократию» окончательно накрыло танковыми залпами по Белому Дому в октябре 93-го. С онлайн-трансляцией по CNN  видеоотчета для Вашингтонского обкома.

Сегодня, в эпоху «позднего патриотизма», эти события даже вспоминать неловко. Но зато народ в итоге получил такую прививку от «революций», «реформ», «перестроек» и «майданов», что никаким «политтехнологам» за последние 5 лет не удается его раскачать «на бис». Не действуют никакие провокации — начиная от оскорбительной «пенсионной реформы» и беспардонных налоговых нагрузок и заканчивая дискредитацией национальных, религиозных и советских символов.

Поэтому состояние «первого эшелона» защиты психики от манипуляций в этом смысле обнадеживает. Но такие манипуляции-одноходовки — это только капсуль информационного ОМП, а основной заряд незаметен в глубине. Его разрушительное для сознания воздействие проявляется только постфактум, когда толпа уже совершила свой «бессмысленный и беспощадный бунт».

ОБ ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ «РУССКОГО БУНТА»

В самой природе митингово-майданного протеста, как его ни оценивай, есть некая загадка, рационально непостижимая. Она не улавливается ни социологией, ни горячими репортажами с места событий. Наверное, с этим механизмом самозарождения бессмысленного бунта в толпе отчасти знакомы силовики, имеющие опыт регулирования межнациональных конфликтов, стихийных уличных протестов и т. п.

Речь не просто о стихийности процесса, а именно о механизме его самозарождения и дальнейшей «автогенерации» в человеческой массе в течение какого-то времени. Даже простой опыт нахождения в густой толпе показывает, как легко психика опускается до уровня самого слабого и неустойчивого звена, и по цепной реакции распространяется действие нечеловеческих (звериных) инстинктов. То, что не понять рациональным умом, можно постичь личным опытом, опираясь на незабываемые впечатления и, например, художественные образы русской классики — она богата на описания многочисленных смут.

«Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка» (Александр Пушкин. Капитанская дочка; черновая рукопись Истории Пугачевского бунта).

Михаил Салтыков-Щедрин, не только писатель, но и статусный чиновник с опытом работы в Вятском, Рязанском и Тверском губернаторстве, описал этот механизм в знаменитой «Истории одного города». Особенно сочно изображены эксцессы толпы, связанные с трансфером власти в городе Глупове, когда в перерывах между военными действиями глуповцы то сбрасывали своих сограждан с колокольни, то топили их в реке, пока сами не устали от анархии. Полезно перечитать классика.

Об этом же в Билике Перемен:

»…Когда дует порывистый ветер перемен, у умных болят головы, и они задаются вопросом — Кто виноват? После определения виноватых их сносит толпа, и к власти приходят худшие.

После прихода худших поднимаются волны перемен, и умные задаются вопросом — В чем причины? После определения причин толпа сносит надежные основания, мосты и защитные плотины, сооруженные виноватыми…

После потопа умные приходят к мудрым и спрашивают — Что делать?..»

Река, спустившаяся с гор Река, спустившаяся с гор Фото: Рустам Курчаков

СТАРЫЕ ПРИЗРАКИ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ

Эмоциональная картина динамики массового сознания минувшего года, крупными мазками, выглядит примерно так:

Надежды и ожидания (перед президентскими выборами).

Разочарование (после назначения премьер-министром Дмитрия Медведева).

Раздражение и недоверие (в связи с пенсионной реформой).

Протест (протестное голосование на осенних и последующих выборах).

Как видно, массовое сознание подошло к критическому порогу, когда для срыва в стихию даже особых злонамеренных манипуляций не нужно. И в этой ситуации ключевым становится кадровый ресурс власти — власти на местах:

»…Вывод вот какой. Хватит уже технократов и эффективных управленцев. Нужны кадры совсем другого типа: те, кто способен сочетать в себе компетенции политика, коммуникатора, стратега и социального инженера. Те, кто может удерживать в поле зрения все контуры одновременно — от «геополитики» и корпоративных интересов до проблем бабы Мани, у которой отключили воду из-за коммунальных долгов. Но для начала — уметь продержаться хотя бы десять минут на встрече с избирателями во дворе типовой провинциальной пятиэтажки» (Алексей Чадаев. Политэкономия Приморской катастрофы)

После осенних выборов уже полгода прошло. Каких-то принципиальных изменений в системе управления, конечно, не случилось, за исключением обострившейся в «верхах» межклановой борьбы по разделу кусочков вертикали — финансовый распил отходит на второй план по актуальности. В «низах» же по-прежнему маячат и затмевают сознание три старых призрака перестроечной эпохи:

«нетерпение и недержание перемен»,

«неуправляемость»

и «неосознанность происходящего».

Слабо обнадеживает лишь то, что в немногих локальных точках постепенно оформляются цивилизованные формы народного протеста, которые открывают просвет для конструктивных перемен снизу. В результате мэром Усть-Илимска недавно избрана бывшая домохозяйка, обошедшая на выборах кандидата от партии власти и «Справедливой России». А мэром Якутска уже полгода работает Сардана Авксентьева, победившая на выборах в аналогичных условиях.

Недаром говорят, что у России женская душа, а богатство будет прирастать Сибирью. К тому же, если внимательно посмотреть, обычно «в тылу» толкового руководителя — мудрая женщина, жена, соратница. Лишь бы не ajdaha (слово ажьдаха в полноте смысла на русский язык, к сожалению, не переводится)…

Продолжение следует

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции