Игумен  Евфимий уезжает в Подмосковье. Здесь ему дают должность ректора Тульской духовной семинарии — крупного православного учебного заведения, со своей собственной блестящей летописью и грандиозным историческим зданием Игумен Евфимий уезжает в Подмосковье. Там ему дают должность ректора Тульской духовной семинарии — крупного православного учебного заведения Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕПИСКОП ПАРМЕН О ПЕРЕВОДЕ НА УРАЛ: «СКАЖЕМ ТАК, ЭТО РОССИЯ, И ЭТО ГЛАВНОЕ»

Вчерашнее заседание священного синода в московском Даниловом монастыре неожиданно оказалось судьбоносным для Татарстанской митрополии. Две протокольные записи синодальных журналов под №24 и 38 не только изменили расстановку сил внутри республиканских епархий, но и повлияли на русскую православную церковь в целом. Сразу два татарстанских иерарха — игумен Евфимий (Моисеев), первый проректор Казанской духовной семинарии, и епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен (Щипелев) — решением священного синода и патриарха Кирилла покидают свои должности и уезжают к месту нового служения. Первый — в Тулу, второй — на Урал, в Челябинскую область. Для отца Евфимия, по мнению экспертов, переезд сулит хорошие перспективы, а для владыки Пармена, наоборот, имеет горький привкус опалы. Так или иначе, но с их отъездом в митрополии заканчивается целая эпоха, которая была связана с постепенным смещением со своего поста бывшего казанского митрополита Анастасия (Меткина) и кардинальной перестройкой местных епархий. В этой тонкой игре оба иерарха в свое время сыграли заметные роли, и теперь, когда «миссия выполнена», они могут продолжить свой путь за пределами Татарстана.

Первый проректор Казанской семинарии уезжает обратно в Подмосковье, откуда он родом (из Королева, называвшегося в советское время Калининградом). Там ему дают должность ректора Тульской духовной семинарии — крупного православного учебного заведения, со своей собственной блестящей летописью и грандиозным историческим зданием. Прежде ректорское кресло здесь занимал митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов), но теперь он лишается этого статуса. Сама по себе Тульская область — одна из самых богатых и динамично развивающихся в Подмосковном регионе: недаром во главе ее стоит Алексей Дюмин, которого в СМИ уже давно именуют одним из возможных преемников Владимира Путина после рубежного 2024 года. Так что неизбежное сближение нового ректора городской семинарии с тульской элитой наверняка пойдет на пользу и ему самому, и дюминскому окружению, которому не помешает помощь активного и еще молодого церковного иерарха.

Как пояснил сам игумен Евфимий корреспонденту «БИЗНЕС Online», его перевод в Тульскую духовную семинарию связан с тем, что у него истек срок полномочий в Казани. Он пояснил, что, согласно уставу учреждения, ректор духовной школы назначается сроком на 5 лет — и такой срок у него истек 19 марта. Вот и последовало новое назначение. «Это совершенно обычное и нормальное явление для духовных школ русской православной церкви, — отметил отец Евфимий, подчеркнув, что за его отъездом не стоит никакой скрытой подоплеки, а это обычная ротация кадров. — Как воспринял? С покорностью воле Божией, с благодарностью Богу, священноначалию. Казань буду всегда вспоминать с теплым чувством. И владыку Феофана, преподавателей, наставников, учащихся, казанцев, всех тех людей, с которыми я работал, трудился. Уношу самые теплые воспоминания о Казани, Татарстане и тех многих людях, с которыми я тут встретился и работал в течение этих 5 лет». По словам теперь уже бывшего первого проректора КазПДС, в столице Татарстана он приложил все свои усилия для возрождения местной духовной школы, но от оценок своей деятельности воздержался: «Не мне об этом судить».

Путь владыки Пармена лежит в город Троицк Челябинской области, где кресло преосвященного Троицкой епархии было вакантно с декабря прошлого года Путь владыки Пармена лежит в Троицк Челябинской области, где кресло преосвященного Троицкой епархии было вакантно с декабря прошлого года Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается владыки Пармена, то его путь лежит в Троицк Челябинской области, где кресло преосвященного Троицкой епархии было вакантно с декабря прошлого года. Временно управлял епархиальными делами глава Челябинской и Миасской митрополии Григорий (Петров). Кстати, именно он до недавнего времени и был епископом Троицким и Южноуральским, но теперь этот статус переходит к Пармену.

Разумеется, владыка не ропщет против своего перевода. «Я благодарен Господу за все преобразования моей жизни, потому что любое шествие по земле епископа — это постоянное совершенствование и поиск спасительного пути к Богу», — заявил «БИЗНЕС Online» теперь уже бывший епископ Чистопольский и Нижнекамский. «Но Урал — это близкий вашей душе регион?» — уточнили мы. «Скажем так: это Россия, и это главное, — ответствовал Пармен. — Мне всегда доставляло радость общение с нашим народом Божиим, многонациональным и многоконфессиональным. Это помогало мне познать самого себя. Но, может, я в своем возрасте еще мало себя познал, поэтому Господь призвал меня достичь большей степени мудрости и духовности».

После отъезда владыки Пармена временное управление Чистопольской епархией возьмет на себя митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков). Как заверил «БИЗНЕС Online» правящий архиерей, обе вакантные должности (первого проректора Казанской семинарии и чистопольского епископа) не будут упразднены и сохранятся как штатная единица до новых решений священного синода. «Все перемены, которые случились в Татарстанской митрополии, благотворные», — считает владыка Феофан. По его мнению, новое назначение того же отца Евфимия не воспрепятствует сохранению дружеских и деловых контактов и только пойдет на пользу общему делу.

Отец Евфимий принимает активное участие в театральной лаборатории «Свияжск АРТель»Фото: Юлия Калинина, предоставлено фондом «Живой город»

ИГУМЕН ЕВФИМИЙ: ОТ ИДЕИ СТАТЬ БИЗНЕСМЕНОМ, УЧЕБЫ В ШВЕЙЦАРИИ ДО РАЗГОВОРОВ О МИТРОПОЛИЧЬЕМ ПРЕСТОЛЕ

Новый ректор Тульской православной семинарии игумен Евфимий (в миру Дмитрий Моисеев) родился в 1972 году в обычной нерелигиозной семье в подмосковном наукограде Королеве — колыбели отечественной космонавтики, где не было в советские годы ни одного храма. Вероятно, поэтому сначала он получил светское образование — в 1994 году в МГУ на филологическом факультете. Будучи в университете, Евфимий посещал различные курсы, среди которых наибольший интерес для него представляли лекции преподавателей Московской духовной академии. «После распада Советского Союза и падения коммунистического режима было объявлено равенство всех идеологий, но к свободе наше поколение оказалось не готовым, — признавался он впоследствии в одном из своих интервью. — Мы не понимали, что такое свобода. Не понимали, что подлинная свобода всегда предполагает ответственность». 18-летний студент довольно быстро приобщился к церковной жизни, посещая монастыри, храмы и став сначала церковным сторожем в храме в Останкине, потом — пономарем. Недолго выбирая послеуниверситетскую карьеру между бизнесменом и священнослужителем, он остановился все же на последнем и сразу на 2-й курс поступил в Московскую духовную семинарию, которую успешно окончил в 1997 году, а еще чуть позже — Московскую духовную академию.

Только на последнем курсе академии в 2001 году Моисеев принял монашеский постриг и был рукоположен в сан иеродиакона. В том же году отец Евфимий окончил курс углубленного обучения в Бернском университете в Швейцарии и позже преподавал немецкий язык в Московской духовной семинарии, совмещая должности помощника ректора Московской духовной академии и заведующего издательским отделом учебного комитета РПЦ и академии. Через год ему присудили ученую степень кандидата богословия за диссертацию «Миссионерская деятельность святого Бонифация, просветителя германских народов». Еще через год Евфимий был рукоположен в сан иеромонаха, и в 2005-м его наградили наперсным крестом.

Сан игумена он получил только в 2010 году благодаря архиепископу Верейскому Евгению (Решетникову) в Покровском академическом храме. Почти сразу же Евфимия назначили председателем издательского совета РПЦ. Однако задержаться в такой престижной должности ему не позволило новое назначение в марте 2014 года в Казанскую духовную семинарию на должность ректора. Это произошло как раз незадолго до посещения столицы Татарстана спецкомиссии из Москвы вместе с первым зампредседателя учебного комитета РПЦ Максимом Козловым, по рапорту которого, кстати, вчера синод и принял решение об отправке отца Евфимия в Тулу. Но на тот момент, конец 2013 года, спецкомиссия Козлова расследовала обстоятельства так называемого голубого скандала, о котором рассказал в своем блоге диакон Андрей Кураев. Следствием той истории, напомним, стала отставка с поста ректора семинарии митрополита Анастасия, на чье место и назначили Евфимия. Известный своим строгим соблюдением монашеских принципов, тот сразу же вселил надежды на очищение репутации учебного учреждения, пожалуй, впервые громко заявив о необходимости возрождения Казанской духовной академии. Многие даже поговаривали, что нового ректора семинарии, «варяга» для татарстанской элиты и обладающего поддержкой патриарха, прочат и на митрополичье кресло.

Но этого так и не произошло, собственно, как и разговоры о возрождении духовной академии после многочисленных мытарств по кабинетам так и остались разговорами. Однако эти мытарства по чиновничьим кабинетам не прошли зря, обеспечив Евфимию как хорошие светские связи, так и непримиримых врагов. 

Летом 2015 года пост митрополита в Татарстане занял Феофан, поменявшийся местами с Анастасием. Строгий владыка по-новому взялся за дела митрополии, сразу дав понять, что все вопросы должны решаться только через правящего архиерея. К октябрю 2015 года игумена Евфимия снимают с должности ректора в пользу пришедшего Феофана, но оставляют за ним не менее значимую должность первого проректора семинарии. Однако за последние годы отец Евфимий все равно стал значимой и видной церковной фигурой Татарстана: то он принимает активное участие в форуме православной общественности, то в театральной лаборатории «Свияжск АРТель», то вместе с иудеями и мусульманами участвует в первом разговении месяца Рамадан.

За все время управления Чистопольской и Нижнекамской епархией епископ Пармен (слева) отметился несколькими скандалами Фото: «БИЗНЕС Online»

ЕПИСКОП ПАРМЕН: ОТ ХРАМОВЫХ МЫТАРСТВ ДО ЦЕРКОВНЫХ ПОБОРОВ И СЕКТАНТОВ

В отличие от игумена Евфимия, духовный путь будущего епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена (в миру Виктор Щипелев) скорее был предопределен с детства. Он родился в 1956 году в обычной рабочей семье в маленьком поселке Глубокий в 165 км от Ростова-на-Дону. Все в его семье были всегда религиозными людьми, и первые мысли о служении церкви возникли еще в таганрогской школе, которую 17-летний юноша окончил в 1973 году. Сразу же он отправился поступать в Одесскую духовную семинарию, но тогда туда принимали только совершеннолетних, отчего целый год еще удалось посвятить подготовке к поступлению. Именно в Одессе будущий епископ Пармен получил первое духовное образование. Выпустившись из семинарии в 1979 году, он женился и стал священнослужителем. Первое место служения определили в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, но надолго он там не задержался — через месяц его быстро определили в храм небольшого хутора. Однако и там Пармен не прослужил и месяца, как его перебросили уже в настоятели храма другого поселка. Там он пробыл два года — и дальше вновь скитания по различным сельским храмам Ростовской области.

Первая хозяйственная должность пришла к Пармену в 1984 году — его назначили экономом Ростовской и Новочеркасской епархии. Три года он заведовал хозяйством и имуществом епархии, после чего ему доверили небольшой храм в Новочеркасске. В 1988-м его возвели в сан протоиерея, после чего в 1993 году он окончил Московскую духовную академию, в 1995-м присвоена ученая степень кандидата богословия за работу «Нравственные устои христианской семьи». В конце 90-х начинается взлет в карьере будущего епископа — сначала с настоятеля крупного храма Ростова, а позже до благочинного Ростовского округа до 2012 года. За все это время Пармен являлся духовником местных казаков и моряков, даже успел сняться в российском телесериале «Атаман» в 2005 году. После благочиния в 2014-м ему доверили управление скита (малого монастыря) в честь Успения Пресвятой Богородицы Старочеркасского мужского монастыря.

Сан архимандрита Пармен получил в мае 2015-го с назначением епископом в новообразованную Чистопольскую и Нижнекамскую епархию, которая была на тот момент три года во временном управлении Анастасия, которого уже через два месяца отправили в Ульяновск.

Однако за все время управления Чистопольской и Нижнекамской епархией епископ Пармен отметился несколькими скандалами. Один из них — так называемый чистопольский раскол, когда несколько священников выступили с обвинениями в экуменизме против патриарха Кирилла, примкнув к движению непоминающих. Расследование скандала «Независимой газетой» обнаружило социальные корни появления в епархии непоминающих. По данным газеты, в епархии действовал жесткий церковный налог, для оплаты которого священникам якобы даже приходилось брать кредиты. Согласно СМИ, каждое сельское благочиние сдавало по 100 тыс. рублей, городские — больше. Сообщалось, что из Болгара ежемесячно отчислялось по 200 тыс. рублей, из Нижнекамска — 500 тыс. рублей.

Еще один скандал в Чистопольской епархии связан с деятельностью в Болгаре опального протоиерея Владимира Головина, обвиненного в нетрадиционном богословии и чуть ли не в сектантстве. В вину отцу Владимиру и его сыну, также священнослужителю, ставили экстравагантные проповеди и коммерческие проекты вроде «молитвы по соглашению». Пармен, после того как проблему неправильных проповедей подняли в Москве, хотел решить конфликт полюбовно, но не вышло — епископу пришлось запретить Головину богослужения, что только разозлило их паству, напавшую на главу епархии за такое решение. Впрочем, факт нападения на епископа позже не подтвердился (как обмолвился владыка, его не избивали, а лишь «морально и психологически давили»). Но осадок остался — большинство упоминаний в интернете о Пармене связано как раз с якобы имевшим место нападением. В разрешение конфликта пришлось вмешаться патриархии, и Головина лишили священного сана.