ЧИПИРОВАННЫЕ КАРТИНЫ И «КОВОРКИНГ» ДЛЯ МУЗЕЕВ И ЦЕРКВИ

Накануне столица Татарстана принимала сразу два крупных музейных события: президиум союза музеев России собрался на выездном заседании совета представителей (а в их числе, например, легендарный президент Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова), а позже в центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи». «Очень важно, что заседание прошло в Казани — городе, где происходит много разных музейных событий и явлений», — подчеркнул генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

После заседания он с подачи корреспондента «БИЗНЕС Online» разразился дифирамбами по поводу выставки: «Это не просто выставка, посвященная Золотой Орде, не просто „покажем, что у кого есть“, это научное исследование. Поставлена очень серьезная, острая проблема глобализации Золотой Орды, и это пример, когда выставка — исследование на разных уровнях: можно его прочитать поверхностно, можно детально. Это образец того, как музейная наука решает важнейшие проблемы. Проблема Золотой Орды для сегодняшней России — одна из главных сфер войн памяти: кто кого и так далее. А здесь ведется научный разговор».


Директор Эрмитажа затронул и другую важную проблему современности — безопасность музеев и картинных галерей. «Чипировать картины, как в универмаге, невозможно — слишком большой шум получается,  — сразу отмел он предложение главы комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской. — Можно и подделать это чипирование. Картины нужно оснащать радиосигнализацией, которую нельзя установить на всех картинах, это сложнейшее оборудование. К тому же необходимо разработать свои отечественные сигнализации, потому что чужие через 5 лет нужно закупать снова, их нельзя ни заменить, ни перезарядить», — сказал Пиотровский.  Он добавил, что необходимо использовать возможности военно-промышленного комплекса, которые предстоит переделать для нужд музеев. «Сама переделка стоит много денег — и музеи это не могут сделать, и научные институты. Здесь должно вмешаться государство, ведь госучреждения существуют, чтобы обеспечить сохранность культурного наследия с помощью госпрограмм по техобеспечению безопасности», — подчеркнул директор Эрмитажа. Ранее государство уже предоставило свою помощь в виде отрядов Росгвардии для охраны коллекций — бойцы будут защищать как собрания ГМИИ РТ, так и Третьяковки.

Также музейщики все чаще спорят с РПЦ, которая то и дело покушается на их нынешние здания, и если с Исаакиевским собором вопрос, похоже, закрыт (власти отказались передавать его церкви), то споры вокруг столичного музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева только разгораются. «Мы должны вернуться к системе совместного использования, — считает Пиотровский. — В музее Рублева есть план развития, который дает возможность взаимодействия и церкви, и музею, потому что и у того, и у другого есть разные функции, которые нужно совмещать. Икона может быть с окладом — тогда на ней ничего не видно, и без оклада — и тогда мы видим, что это шедевр мировой живописи. У нас было несколько конфликтов в Ферапонтовом и Владимиро-Суздальском монастырях, были созданы совместные комиссии — союза музеев России, министерства культуры и патриархата, которые разобрались и нашли правильный компромисс. Было много случаев переговоров. При наличии доброй воли все решается. А эту добрую волю должны создавать контакты с союзом музеев и общественными организациями, потому что только с органами власти, без общественных организаций, работать сложнее».

После торжественного перерезания зеленой ленточки куратор выставки устроил небольшую экскурсию для Шаймиева, Пиотровского и всех желающих, сумевших пробиться через толпу поближе к искусствоведу Фото: Ирина Ерохина

«БЫЛА ИДЕЯ ПРИВЕЗТИ И ШАПКУ МОНОМАХА»

Чуть позже в Казанском кремле открыли выставку «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи» и провели по этому случаю пресс-конференцию. На ней собрались руководители музеев, поделившихся частицами своих фондов, глава фонда Марджани Рустем Сулейманов, также поучаствовал в дискуссии и куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела Востока Эрмитажа Марк Крамаровский.

«Эта выставка юбилейная, двадцатая, — объявила начальник центра „Эрмитаж-Казань“ Ольга Пиульская, — Мы начинали с Золотой Орды и сейчас открываем очередную выставку, посвященную ей. Вы поймете, как можно увидеть эту империю с другой стороны, с которой ее увидел Государственный Эрмитаж и куратор выставки, Марк Григорьевич Крамаровский». Директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева назвала событие «мегавыставкой». «Такого рода проекты реализуются раз в 40–50 лет. Это уникальная возможность собрать все вместе, и так, чтобы повествование было насыщенным, интересным. Если вглядываться в каждый экспонат, то откроется захватывающая интересная история, в которой есть прямые аналогии и с сегодняшними нашими вопросами, и на очень многое есть ответы, апробированные жизнью. Надеюсь, что радости узнавания и понимания чего-то важного здесь будет очень много», — сказала Валеева.

«Одна из самых главных задач — стремление к единому музейному пространству России, — подчеркнул Пиотровский. — Сегодня мы представляем один из практических приемов этого взаимодействия. Выставка объединяет громадное количество музеев, и получается совершенно замечательный результат, новое качество. Выставка не просто про Золотую Орду, а про самое главное, чем занимаются музеи сегодня. Наше главное занятие — превращать войны памяти в диалоги культур. Если нет диалога культур, нет и памяти».

Глава фонда Марджани Рустем Сулейманов (справа) рассказал подробнее, как собиралась выставка и с какими трудностями столкнулись организаторы Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Сулейманов рассказал подробнее, как собиралась выставка и с какими трудностями столкнулись организаторы: «Мы не отрывали экспонаты от сердца, а привезли с большим удовольствием. Более того, были активными участниками и инициаторами многих внутренних процессов. И как человек, который был вовлечен в рабочий процесс, хочу опечалиться, что не все задуманное мы осуществили, не все сюда приехало по разным причинам. Выставка должна была быть действительно международной, и несколько важнейших экспонатов мы планировали привезти из Монголии, от одного очень крупного коллекционера. Но, к сожалению, монгольские законы сегодня не позволяют официально вывезти экспонаты из частных коллекций».

Глава фонда Марджани добавил, что знаменитый Симферопольский клад (золотые и серебряные изделия, которые были изготовлены в XIII–XIV веках и найдены в 1967 году в районе Симферополя) не отпустил из своих фондов московский Государственный исторический музей. «Этот клад, будучи сокровищем для Москвы, находится в постоянной экспозиции. Кто будет проезжать Москву, заходите в ГИМ, посмотрите и представьте клад находящимся здесь. А также можете зайти в Оружейную палату, посмотреть на шапку Мономаха — была и такая идея, но мы изначально понимали, что это фантастика и никто такие предметы из Кремля не вывозит», — с улыбкой добавил Сулейманов. Он выразил надежду, что уж на сороковую выставку в казанском «Эрмитаже» получится привезти монгольские, казахские и московские вещи. «Как-то пессимистично — эта двадцатая, а та сороковая… Давай 25-я, 27-я», — отозвался Пиотровский. «Так, при свидетелях, Михаил Борисович назначил план работы своим сотрудникам», — рассмеялся Сулейманов.

Выступление Государственного камерного хора РТ под управлением Миляуши Таминдаровой традиционно впечатлило всех собравшихся Фото: Ирина Ерохина

«КАЗАНЦЫ ДОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ОРДА ЯВИЛАСЬ СКОРЕЕ ОБЪЕДИНЯЮЩИМ ФАКТОРОМ»

Открытие выставки вызвало небывалый ажиотаж —  как в московские музеи. При входе яблоку негде было упасть, и, похоже, сотрудники «Эрмитажа» такого не ожидали, так что музыкантам Государственного камерного хора РТ под управлением Миляуши Таминдаровой, чье выступление открывало вернисаж, пришлось слегка потеснить  толпу.  Между тем, выступление хора традиционно впечатлило всех собравшихся — например, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев смотрел на певцов с довольной улыбкой, а после из выступления и вовсе восхищенно сказал: «Әйбәт!»

В приветственном слове инициатор создания центра «Эрмитаж-Казань» похвалил Пиотровского, отметив, что благодаря его мудрости, характеру и ответственности центр развивается и становится все привлекательнее. «Сегодня, учитывая, что здесь присутствуют много заслуженных руководителей музеев России, зная, что есть желающие организовать такой центр у себя, хочу сказать, что главное — взять на себя взаимную ответственность, — отметил он. — Потому что здесь бывают выездные выставки из коллекций, которые и в Москве не всегда бывали. Мы каждый раз встречаем вас с такой благодарностью, от выставки к выставке наше уважение все растет. Потому что для такой столицы, как Казань, это прекрасная возможность, о которой мечтает и Европа, и многие крупные города России. Духовное богатство, которое мы обретаем через эти выставки, расставляет точки над i нашей многославной истории».

Посмотреть и послушать было что: перед взорами публики предстали пять залов Фото: Ирина Ерохина

Он не упустил случая более многословно восхититься мастерством хора: «Сейчас выступал хор Миляуши Таминдаровой. Послушал этот хор — какие голоса! И я подумал: какое наследие оставлено здесь, на этой земле, за все эти века. Диалог культур продолжается из глубины веков. Мы сотрудничаем с Государственным Эрмитажем много лет, и никогда не было даже малейшей тени в наших отношениях».

Следом Валеева рассказала, что не только высокие чиновники благодарны Пиотровскому за «Эрмитаж-Казань»: «Когда открывался этот зал и мы должны были приехать сюда с Михаилом Борисовичем, так случилось, что машина к нему немного опоздала. И я увидела, что он идет пешком по улице Кремлевской. Мы остановили машину, выскочили: «Как же так, мы опоздали!» И мне было очень приятно увидеть его сияющим, радостным. Он сказал: «Ничего особенного, меня тут зато все обнимают и все благодарят», — сказала Валеева под гром аплодисментов. Пиотровский в ответ смущенно заметил: «Спасибо, Зиля Рахимьяновна, но вообще-то выставка не про меня».

Марк Крамаровский (слева) отметил, что теперь  Золотая Орда получила женское лицо Фото: Ирина Ерохина

«ЗОЛОТАЯ ОРДА ПОЛУЧИЛА ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»

Сулейманов в своей речи на открытии выставки продолжил линию гендиректора «Эрмитажа» о социальном значении экспозиции: «Такая выставка — определенный шаг как в развитии и изучении истории, так и в развенчании стереотипов, которые до сих глубоки. Даже сейчас можно увидеть с экрана телевизора и прочитать в авторитетных ресурсах об особой вероломности, кровожадности, разрушениях Чингисхана и его последователей. Подобная выставка показывает обратную сторону, ведь только обладание организационными талантами и преимуществом в ведении военных действий не позволит сохранить империю в течение сотен лет. Спустя четыре столетия после Чингисхана его наследники в Индии вывели государство на высочайший уровень. Совсем не воинские достоинства были инструментами создания империи, а особый подход к новым принципам создания государства — главенству закона, демократии, преобладании государства над религией. Для России одним из главных споров остается то, являлась ли Золотая Орда инструментом давления, разобщения, было ли иго. Казанцы доказывают, что Орда явилась скорее объединяющим фактором, которая в дальнейшем послужила выведению на мировую арену нового российского государства. Если мы приподнимемся над картой, то увидим, что именно усилиями Чингисидов были созданы современные Индия, Китай, Иран. И только это может доказывать, что было больше объединяющего и прогрессивного, чем разрушительного и варварского».

После торжественного перерезания зеленой ленточки куратор выставки устроил небольшую экскурсию по ней для Шаймиева, Пиотровского и всех желающих, сумевших пробиться через толпу поближе к искусствоведу. Рассказывая об одном из экспонатов, — «Портрете» высокопоставленной дамы» из Синьцзяна, которая размещена и на постере выставки, — Крамаровский отметил, что теперь  Золотая Орда получила женское лицо. «Никогда никто не задумывался, может быть, в такой мере, в какой мы это сделали здесь, что культура амбивалетна не только с точки зрения полярных стран и континентов, но в том числе и гендерно. Женщины занимали в этой цивилизации очень большое место и порой просто заменяли своих благоверных, диктуя им правила взаимоотношений», — заметил куратор.


Вообще посмотреть и послушать было что: перед взорами публики предстали пять залов: всадническая культура ранних Чингисидов и империи Юань и Золотой Орды, городская культура Чингисидов, Северное Причерноморье и золотоордынская глобализация, золотоордынский Солхат-Крым. Древние кафтаны и шапки, нагрудные украшения, надгробия и каменные плиты, монеты и браслеты, сосуды и часть водопровода, деревянные двери, буддийский образ Чингисхана…

«Каждую вещь нужно рассматривать внимательно, за каждой своя история, делающая вещь экспонатом, — пишет Пиотровский во вступлении к каталогу выставки — он получился увесистым и красочным и вызывает жгучее желание приобрести его в свою коллекцию. — Странный суфийский браслет, чаша с изображением пира, гербы на каменных плитах, загадочное надгробие с мусульманскими и христианскими символами, удивительная каменная стела с изображением усатого воина, драконы на ручках чаш, многозначные сюжеты на поясных накладках, кошели и кафтаны, стеклянная ваза с гербом мамлюкского султана Бейбарса, пояс с изображением героя, разрывающего пасть льва. Все это — увлекательное пионерское исследование и одновременно учебник на тему диалога культур». Но описывать такие экспонаты, красноречивые сами по себе, — неблагодарное дело, поэтому лучше один раз увидеть. Или не один — выставка продлится до 6 октября. А сегодня, в 11:00, у вас есть возможность повторить путь Шаймиева по экспозиции — Крамаровский вновь проведет экскурсию по миру империи Чингисидов.