Новый проект закона о нестационарной торговле вызвал шквал критики в ассоциации городов Поволжья Новый проект закона о нестационарной торговле вызвал шквал критики в ассоциации городов Поволжья

АЙРАТ ХАЙРУЛЛИН: «ЕСЛИ СЕЙЧАС НАЧНЕТСЯ ХАОС, ЭТО БУДЕТ БОЛЬШОЙ ШАГ НАЗАД»

В профессиональной бизнес-среде и среди глав российских муниципалитетов набирает обороты обсуждение законопроекта о нестационарной и мобильной торговле. Этот документ четыре года разрабатывался в недрах минпромторга РФ. Попытка принять подобный закон не первая: в 2015–2016 году его уже пытались внести в Госдуму, но из-за большого количества противоречий отклонили. И вот спустя три года появляется доработанный проект, но к нему вновь немало претензий.

Пока поправки в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» готовятся к обсуждению в первом чтении в Государственной Думе РФ, члены ассоциации городов Поволжья готовят письмо в адрес спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина, предостерегая от нежелательных последствий принятия проекта закона в нынешнем виде и предлагая собственные корректировки.

«В существующей редакции этот документ развязывает руки тем, кто и так не очень хочет соблюдать правила торговли в наших городах. Это тот случай, когда голос городов, муниципалитетов нужно услышать», — сказал на прошедшем заседании председатель ассоциации городов Поволжья, мэр Казани Ильсур Метшин после обсуждения с коллегами.

Вдобавок еще вопрос, а нужно ли это в крупных городах и в частности в Казани. По мнению депутата Госдумы РФ Айрата Хайруллина, в свое время уличная торговля буквально спасала, создавая определенные удобства казанцам. Но тогда стационарная коммерция еще не достигла современного состояния. И развитие уличной торговли на ранних стадиях было оправданно, зачастую вместе с нею росли и предприниматели: сначала лоток, потом киоск, затем мини-маркет и, наконец, магазин.

«Вы в курсе, что в Казани торговой площади на одного жителя больше даже, чем в Москве? Это официальная статистика, по крайней мере, еще в позапрошлом году подтверждающие цифры были… С большим трудом наводили порядок в уличной торговле. Очень болезненно воспринял малый средний бизнес, когда упорядочивали эту торговлю. И вроде прошли данный болезненный путь, люди приспособились и внешне порядок навели. Если бы городские власти, республиканские, знали пять лет назад, что будет такое послабление, то, наверное, такого болезненного нажима и закрытия киосков, мини-маркетов не было бы. Все-таки двигались-то в русле принятых ранее законов и постановлений правительства РФ, которое требовало порядка! Плюс это было крайне важно к Универсиаде, к чемпионатам мира. Если сейчас начнется хаос, то, конечно, это будет большой шаг назад в области, так скажем, градостроительной политики, в области организации торговли в нашем городе».  

Разумеется, есть в России города, где это востребовано, но Казани назад возвращаться уже не стоит, уверен собеседник «БИЗНЕС Online». Взгляды на это предложение минпромторга в Москве противоречивые. «С одной стороны, вроде бы кто-то скажет — мол, могу организовать уличную торговлю, не платить налоги, куплю за 1 рубль, продам за 1,5, 50 копеек в карман… Но так нельзя, порядок, есть порядок. Конкурентные условия должны быть одинаковыми у всех», — уверен Хайруллин.

По мнению гендиректора ООО «Трафик» (сеть магазинов) Гали Минуллина, законопроект призван задавать основы прозрачности в механизме регулирования правил нестационарной торговли. Но в итоге может получиться так, что законопроектом воспользуются «перекупы», пытаясь встать в наиболее оживленных местах, где высокая арендная ставка. И это будет естественным развитием событий.

Айрат Хайруллин сомневается в полезности закона для Казани Айрат Хайруллин сомневается в полезности закона для Казани

СИТУАЦИЯ ВЕЗДЕ РАЗНАЯ: «СТАДНЫЕ ПРАВИЛА» НЕ ГОДЯТСЯ

В муниципалитетах страны опасаются возврата хаоса 90-х, когда ржавые ларьки росли на городских улицах как грибы после дождя, незаконно подключаясь к коммуникациям жилых домов, захламляя вокруг себя территорию, превращая соседние подъезды в отхожие места. А сколько раз проверки выявляли продажу в них контрафактного товара — от паленой водки до синтетических наркотиков. В той же Казани было немало случаев, когда киоски загораживали въезд во дворы машинам скорой помощи и пожарным.

Сейчас вопросы размещения, порядка установки нестационарных торговых объектов (НТО) на федеральном уровне отрегулированы рамочно, и муниципалитеты сами устанавливали правила работы на этом рынке. Это касается и схемы их размещения, и условий аукционов, и внешнего вида нестационарных объектов. Например, в Казани для таких объектов профессиональными архитекторами разработаны современные типовые проекты. Новый законопроект вроде бы аккумулирует все нормы и правила, которые регулируют рынок нестационарной торговли во всех населенных пунктах России, но есть ряд существенных нестыковок. Первую опасность главы крупных муниципалитетов видят в стадном подходе: правила, утвержденные в Москве, будут обязательны повсеместно — и в райцентре, и в мегаполисе.

«Мы не отрицаем востребованности закона, — говорит замруководителя казанского исполкома Ильдар Шакиров. — Просто мы не согласны с подходами, когда одни и те же правила хотят принять для всей страны. Даже от муниципалитета к муниципалитету ситуация разнится. Одно дело — крупный город с плотной развитой торговлей. Другое дело — небольшое сельское поселение, где есть дефицит бытовых товаров. Закон нужен, но с точки зрения привязки к местности должны решать муниципалитеты».

Тревога чиновников понятна: стоит только появиться новому ларьку на улице, жители, особенно соседних домов, указывают на этот «прыщ» и зачастую требуют от местных чиновников его «сковырнуть». Но в проекте закона нет ни слова о том, какой орган власти наделяется контрольными функциями. И, если муниципалитет будет лишен рычагов влияния, наступит хаос, опасаются главы муниципалитетов.

«Предпринимателям дают тонну пряников, но кнут-то тоже должен появиться! Иначе это будет просто неконтролируемый процесс», — говорит Шакиров.

Но перейдем к противоречиям, которые сокрыты в документе.

В муниципалитетах страны опасаются возврата хаоса 90-х, когда ржавые ларьки росли на городских улицах как грибы после дождя В муниципалитетах страны опасаются возврата хаоса 90-х, когда ржавые ларьки росли на городских улицах как грибы после дождя

ПРОТИВОРЕЧИЕ ПЕРВОЕ. РАСШИРЕНИЕ МОБИЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ И ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ РЕГИОНУ

Отдельно в законопроекте уделяется внимание мобильной торговле. К ней разработчики относят все передвижные объекты, начиная фуд-траками и заканчивая автолавками, прицепами и велосипедами с вареной кукурузой и попкорном. Итак, чтобы начать мобильную торговлю, согласно проекту закона, достаточно оформить свидетельство в региональном минпромторге. И все: бизнесмен получает право торговать не просто в своем населенном пункте, а в любом муниципалитете. При этом функцией контроля этих автолавок минпромторг не наделяется!

Глава городского округа Самара Елена Лапушкина в ходе совещания предложила создать и самостоятельно вести реестр мобильных торговых объектов, которым муниципалитет, а не регион, будет выдавать свидетельство об осуществлении торговли. «Это позволит организовать эффективный контроль и регулирование мобильной торговли на территории конкретного городского округа», — сказала Лапушкина.

Неясно и то, как должны выглядеть и где размещаться нестационарные объекты, в том числе мобильные. Законодатель этого не уточняет. Отсылок к тому, что это должен определять муниципалитет, ассоциация городов Поволжья и Казани также не увидела.

«Рамки настолько размыты, что старая разбитая „Газель“, вросшая в обочину дороги, опять появится на улицах городов», — продолжает Шакиров и предлагает прописать конкретные нормы для объектов, с которых ведется мобильная торговля — их возраст, габариты, внешний вид и прочее.

В ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ «БИЗНЕС Online» заявили, что поддерживают развозную торговлю, но с одним важным условием. «Право устанавливать места размещения, границы дислокации, а также жесткие требования к внешнему оформлению и другие критерии работы мобильной торговли следует предоставить муниципалитетам», — заявил от лица ассоциации зампредседателя Общественной палаты РТ, член совета ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Мунир Гафиятуллин.

По мнению муниципальных чиновников, мобильная торговля с автолавки может быть приемлема для удаленного района, но не для крупных городов. Казань, к примеру, с лихвой перевыполняет норматив по обеспеченности торговыми площадями и необходимости в таком формате у города просто нет.

«Мы полагаем необоснованной передачу полномочий по регулированию нестационарной торговли от муниципалитетов на уровень регионов и считаем, что в проекте отсутствует необходимое детальное рассмотрение процедуры проведения торгов для размещения объектов», – согласился с предыдущими спикерами заместитель главы администрации городского округа Уфа РБ Илгиз Насыртдинов.

Требования муниципалов к мобильной, нестационарной торговле и сейчас достаточно демократичны. Основные — чтобы торговая точка не мешала пешеходному трафику и дорожному движению, соответствовала требованиям безопасности, не нарушала правил благоустройства и не портила внешнего облика города.  Например, Госавтоинспекция, например, нередко составляет предписания о демонтаже объектов, находящихся в треугольнике видимости перекрестков. Но беда в том, что новый закон разрешает размещать «нестационарку» даже в этих зонах.

«Схема — это общий принцип, и тут можно и ребенка выплеснуть вместе с водой, — делится впечатлениями от законопроекта с „БИЗНЕС Online“ советник министра строительства и ЖКХ РТ Николай Васильев. — То, что производитель должен стать ближе к потребителю, — это лишь основной принцип, который есть на федеральном уровне. А вот привязку этих вещей к местности должна вести администрация города. Разобраться с этим вопросом надо на уровне города, учитывая интересы производителей, горожан. Иногда бывает так, что палку перегибают из стороны в сторону, она больше раскачивает ситуацию. Я думаю, что лучше всего будет вносить грамотную корректировку в существующие схемы. Без революционных изменений, с учетом исторических зон, новых районов, где не хватает торговли».

По мнению муниципальных чиновников, мобильная торговля с автолавки может быть приемлема для удаленного района, но не для крупных городов По мнению муниципальных чиновников, мобильная торговля с автолавки может быть приемлема для удаленного района, но не для крупных городов

ПРОТИВОРЕЧИЕ ВТОРОЕ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕДОСТУПНОЕ МЕСТО» И ВЫНОСНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Все места схемы размещения нестационарных торговых объектов разыгрываются на аукционах. Места дважды нереализованные на аукционах по тем или иным причинам законопроект переводит в категорию общедоступных. 

«То есть любой человек, занимающийся мобильной торговлей, может туда спокойно приехать на день-два поторговать и уехать, не согласовывая ничего. Мы считаем это потенциальными очагами несанкционированной торговли, так как в любом случае найдутся места, которые не будут реализованы с аукциона», — считает Шакиров.

Лапушкина отметила, что такой подход приведет к проблемам по санитарному содержанию территорий. В самом деле — приехал, поторговал и уехал. А мусор можно оставить по принципу «кому должен, всем прощаю»?

Муниципалитеты предлагают не относить образовавший неликвид к категории общедоступных, а просто исключать их из схемы или оставить до следующих торгов. «Если в ходе торгов на место не нашлось желающих, то оно неинтересно предпринимателю», — считает замглавы исполкома Казани, поддерживая слова Насыртдинова о том, что в проекте закона отсутствует детальное описание процедуры торгов.

Также проект закона вводит понятие выносных конструкций для демонстрации товаров, витрины, которые коммерсанты смогут ставить за пределами своего объекта на улице. Или, чего уж там — прямо на тротуаре. Причем ставить такие витрины смогут не только нестационарные объекты, но в принципе все коммерческие объекты. А теперь представьте себе, допустим, улицу Пушкина, где выставили витрину с булочками и стойку с пивом возле какого-нибудь кафе. Или Кремлевскую — с кыстыбыями и сувенирчиками на тротуаре. Любопытному туристу, может, и приятно, а жителям, каждый день спешащим по делам?

И тут муниципалитеты просят подумать, нужны ли в принципе такие конструкции или нет. «Кому-то нужны, кому-то — нет. В правилах благоустройства Казани четко написано, что подобная выносная торговля запрещена», — говорит Шакиров. Чем это грозит городу? Россыпью холодильников с мороженым и лимонадом прямо на тротуарах, а ведь это знакомая для Казани картина 1990-х и начала нулевых.

Если закон будет принят в нынешнем виде, то количество нестационарных объектов увеличится минимум в три раза Если закон будет принят в нынешнем виде, то количество нестационарных объектов увеличится минимум в три раза

ПРОТИВОРЕЧИЕ ТРЕТЬЕ. ЗАЯВОЧНЫЙ ХАРАКТЕР ТОРГОВЛИ: ПРЕДСТАВЬТЕ ШАУРМУ НА ТРОТУАРЕ — ЭТО ХОРОШО?

Еще одно послабление для предпринимателей — заявочный характер торговли. Предприниматель, согласно законопроекту, вправе написать в адрес исполкома заявку о включении в схему НТО любой точки размещения торгового объекта. Например, он захочет поставить автокиоск шаурмы на ул. Баумана, Булаке или Ершова, на остановке автобуса — поближе к пешему трафику.

«Если мы не найдем достаточных оснований для отказа, а перечень оснований существенно ограничен, мы должны тут же провести публичные слушания и в течение месяца дать ответ. Если мы не даем ответ в течение 30 календарных дней — заявка, судя по законопроекту, считается согласованной, — говорит Шакиров. — Добавлю: нас обязывают проводить слушания, но в то же время их результаты не являются причиной для отказа во включении в схему. Где логика? Да, схема размещения — это не константа, она должна меняться. Но не каждый же день?»

Здесь ассоциация городов Поволжья предлагает собирать все поступающие предложения бизнеса, раз в полгода проводить централизованное обсуждение с населением и затем на основе слушаний отказывать или разрешать размещение объекта.

По словам Шакирова, в исполком Казани ежедневно поступают обращения предпринимателей с просьбой согласовать установку киосков в разных частях города. Если закон будет принят в нынешнем виде, то количество нестационарных объектов увеличится минимум в три раза. Все достижения города последних лет просто будут перечеркнуты. Представьте, сколько просьб одномоментно превратятся в заявки, отказать по которым будет затруднительно?

«Все те незаконные объекты, которые мы сносим, завтра могут быть легализованы, — опасаются в исполкоме Казани. — В данном случае законопроект прописывает наши обязанности, но ограничивает нас в части отказа предпринимателю».

«В существующей редакции этот документ развязывает руки тем, кто и так не очень хочет соблюдать правила торговли в наших городах» «В существующей редакции этот документ развязывает руки тем, кто и так не очень хочет соблюдать правила торговли в наших городах»

ПРОТИВОРЕЧИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. УВЕДОМИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ДЛЯ ТОРГОВЛИ НА ЧАСТНЫХ ЗЕМЛЯХ

Еще проще будет предпринимателю установить свой объект на частной территории. Если он получит согласие собственника на установку НТО, то можно обойтись и без заявки на включение места общую схему НТО, достаточно будет уведомить исполкома, а уж тот обязан будет включить данный объект в схему автоматически.

Однако установка НТО на частных территориях уже создает проблемы в Казани. Всего в 2018 году выявили около 950 незаконных объектов, 471 убрали принудительно, а 350 пока ликвидировать не смогли — как раз потому, что они на частных территориях. Преимущественно — во дворах жилых многоэтажек.

Как только в Казани начали закручивать гайки по части незаконных ларьков, они тут же переместились с муниципальных земель (где действует упрощенный порядок демонтажа) на частные. Например, на углы многоквартирных домов первых линий. И хотя для такого размещения требуется стопроцентное согласие собственников, то есть жителей дома, к которому присоседился киоск, предприимчивый владелец торговой точки не заморачивается такими хлопотами. Следующий шаг — пиратское подключение к общедомовому счетчику. И попробуй отрежь такой кабель, попробуй выселить «захватчика»! Полномочия города на эти территории не распространяются (после постановки на кадастровый учет они являются общедолевой собственностью). И, даже если киоск во дворе нарушает правила благоустройства или санитарные нормы, демонтаж его является серьезной проблемой. Добиться его можно только через суд, а это дело не быстрое.  

Самим собственникам довольно сложно организоваться и подать коллективный иск. К тому же судебный процесс, как показывает практика, может растянуться на год: пока пройдут суды, пока судебные приставы развернутся — ларек торгует и в ус не дует. Но главное, если даже собственник по решению суда уберет павильон с территории МКД, на следующий день он может «воткнуть» его снова через полсотни метров. И круговорот повторяется.

Своим опытом делится гендиректор ООО УК «Уютный дом» и депутат Казгордумы Марат Нуриев. «Незаконные торговые точки во дворах чаще всего появляются ночью, в выходные дни, незаконно подключаются к сетям электричества, — говорит Нуриев. — Сейчас при активном желании собственников эти киоски можно убрать. Если на законодательном уровне закрепят возможность их установки, то ситуация только усугубится. Это испортит и внешний вид, и усложнит механизированную уборку дворов, и сократит парковочные места. Жилищники этот законопроект не поддерживают. А ведь по закону установка таких объектов должна быть согласована со всеми собственниками, но, к сожалению, сегодня любой может взять и поставить такой киоск во дворе жилого дома. Как дело доходит до суда, то этот киоск передвигают на 3 метра — и все! Из-за этого очень сложно просудиться, поэтому упрощенный демонтаж в данном случае облегчил бы ситуацию. Управляющая компания тоже не может выйти с инициативой, тут есть пробел. Из-за этого жители недовольны управляющей компанией, весь негатив идет к нам, а мы ничего не может сделать».

О каком упрощенном демонтаже говорит Нуриев? На муниципальных землях в Казани это действует так. Составляется акт в отношении даже неустановленного лица, публикуется уведомление в сборнике документов исполкома. Если через пять дней собственник павильона не объявляется, его демонтируют в принудительном порядке. К слову, демонтаж одного объекта с муниципальной земли стоит в среднем 10–15 тыс. рублей, а за объектами их владельцы редко обращаются. И дело не в альтруизме. Просто небольшие затраты на киоск, как правило, давным-давно отбиты.

Это общая ситуация, знакомая и другим городам Поволжья.

Такая захватническая стратегия отдельных торговцев беспокоит не только жильцов дома, которые начинают строчить жалобы в администрации и упрекать власти в бездействии, но и владельцев стационарных торговых объектов. Из-за стихийной торговли на землях многоквартирных домов они теряют клиентов.

Шакиров предлагает законодателю, наоборот, наделить муниципалитеты полномочиями по упрощенном демонтажу незаконных объектов с частной территории, чтобы не судиться годами и иметь через два дня на этом же месте тот же самый объект.

За последние годы Казань прошла большой путь по демонтажу незаконных объектов торговли За последние годы Казань прошла большой путь по демонтажу незаконных объектов торговли

«МЫ СОЗДАДИМ НЕРАВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО РАБОТАЕТ В КАПИТАЛЬНЫХ ОБЪЕКТАХ»

За последние годы Казань прошла большой путь по демонтажу незаконных объектов торговли. В период подготовки к Универсиаде в 2013 году было снесено 505 ларьков (73 отправлено на базу хранения), в 2014 году — 537 объектов, в 2015 году речь шла уже 104 демонтированных киосках, в 2016-м — о 249, в 2017-м — о 237. В 2018 году количество демонтированных незаконных НТО составило 471 (на базу увезли 196 невостребованных павильонов), причем была выявлена 1 тыс. незаконных объектов.

Схема размещения «нестационарки» Казани насчитывает 740 мест. Над документом работали более двух лет, его обсуждали с бизнесом, предпринимателями предлагались альтернативные места. До этого процесса городская схема включала более тысячи нестационарных торговых объектов, включая неприглядные «комки» из 1990-х с металлическими решетками на окнах.

«Если есть задача предоставить канал реализации для фермеров, МСБ, то не обязательно для этого полгорода захламлять, — рассуждает Шакиров. — В Казани сейчас работают 9 шатровых ярмарок, на которых предприниматели могут работать беспрепятственно».

Есть и еще один вопрос. А как быть магазинам, владельцы которых вложились в инфраструктуру, а перед их входом вырастет торговый городок из киосков? Да ладно киосков! Что делать, если каждый день повадится приезжать пара автолавок на базе уазика-буханки? Какой будет экономика магазинов при условии, что стоимость квадратного метра коммерческой недвижимости составляет 100 тыс. рублей, а у нестационарной даже при условии соблюдения всех требований — 20 тыс. рублей за квадратный метр?

«По закону это будет добросовестная конкуренция, но по факту — нет. Мы создадим неравные условия конкуренции для тех, кто работает в капитальных объектах, — говорит Шакиров и напоминает о достаточности в городе торговых мест, в том числе для „нестационарки“. — От того, что мы в два раза больше раздадим разрешений на размещение бахчевых культур, люди в два раза больше покупать не будут. Зато мы поставим в неудобное положение тех, кто уже вложился в магазины шаговой доступности, на первых этажах жилых домов, небольшие торговые сети».

Предложенные Казанью поправки к закону поддержали все члены ассоциации городов Поволжья, в том числе администрации Чебоксар, Уфы, Пензы, Ижевска, Самары. «Все понимают, что принятие этого закона в нынешнем виде может откатить города в состояние 10–15-летней давности, когда киоски были на каждом углу», — резюмирует собеседник «БИЗНЕС Online».

В ассоциации рассчитывают, что законодатель прислушается к предложениям городов и скорректирует проект закона.


МУСЛИМА ЛАТЫПОВА: «ЕСЛИ МОБИЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ ОБЪЕКТЫ БУДУТ РАЗМЕЩАТЬСЯ ВО ДВОРАХ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ВБЛИЗИ ПАРКОВ И СКВЕРОВ, ТО СОЗДАТЬ БЛАГОПРИЯТНУЮ ГОРОДСКУЮ СРЕДУ БУДЕТ НЕВОЗМОЖНО»

Неодобрительно высказывается о законопроекте и генеральный директор сети «Бахетле» Муслима Латыпова. Она напоминает, что население было недовольно тем, как в 1990-е и 2000-е улицы городов были заполнены киосками и ларьками, и отмечает, что за последние несколько лет Казань приведена в порядок – вдвое увеличилось количество магазинов и торговых объектов, демонтированы ларьки и киоски. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на тысячу жителей в среднем по РТ составляет 773 кв. м, что превышает норматив минимальной обеспеченности населения (603,1 кв. м, утвержденный приказом минпромторга от 07.10.2016 №259-ОД). Появление автолавок в Татарстане, по мнению Латыповой, опять приведет к негативным последствиям.

Предпринимательница перечисляет возможные риски. Во-первых, автолавки не будут соответствовать санитарным нормам, например, не будут оборудованы санузлами. Кроме того, непонятно, как и на каком основании автоларьки будут подключаться к сетям водоснабжения и канализации. Во-вторых, произойдет снижение качества реализуемой продукции, потеря контроля за сроками годности товаров, отсутствие сертификатов, а это пищевая безопасность потребителей. В-третьих, вырастет доля черного рынка труда, а государство в совокупности недополучит 43% налогов. Наконец, автолавки несанкционированно будут размещаться в местах с хорошей проходимостью – вблизи торговых центров, магазинов, выходов из метро, остановках, в центре города, что приведет к сужению проезжей части и создаст аварийные ситуации. 

Латыпова вспоминает заседание президиума Госсовета РФ в Иннополисе с участием президента России Владимира Путина.

«Участники встречи обсуждали работу органов исполнительной власти субъектов по улучшению жилищных условий населения и формированию благоприятной городской среды. Если мобильные торговые объекты будут размещаться во дворах жилых домов, вблизи парков и скверов, то создать благоприятную городскую среду будет невозможно, – считает гендиректор сети «Бахетле». – Федеральные чиновники ожидают подъем сельского хозяйства и автопрома. Вот только не превратятся ли проходные улицы в толкучку и 90-е? Это разовое вложение, за которым последуют огромные издержки по многим статьям. Если это уничтожение цивилизованного вида торговли, то это правильный путь».