На этой неделе будет опубликовано сообщение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд под строительство магистральной улицы общегородского значения Фото: Олег Спиридонов

СОВЕТСКИЙ ПРОЕКТ ПО НЕСОВЕТСКОЙ ЦЕНЕ

Проект строительства дороги, соединяющей Московский проспект с поселком ЗЯБ и ждущей своей реализации еще с советских времен, наконец сдвинулся с мертвой точки. На этой неделе в официальных СМИ будет опубликовано сообщение об изъятии земельных участков для муниципальных нужд под строительство магистральной улицы общегородского значения. На сайте города такая информация уже появилась накануне.

Напомним, что согласно проекту дорога начнется от пересечения Московского проспекта с улицей Нариманова, пройдет через дома поселка Орловка, затем по мосту через речку Челнинку, который тоже должны возвести вместе с дорогой, далее маршрут проляжет по Орловскому полю, задев край садоводческого общества «Юбилейный», и соединится с улицей Хади Такташа на ЗЯБи. Общая площадь дороги составит 2,7 га, магистраль предполагается сделать по две полосы в каждую сторону с ответвлениями на местные проезды и с разделительной полосой. По своему внешнему облику она ничем не будет отличаться от Московского проспекта, обновленного после капремонта. До сего момента сумма проекта была неизвестна, однако собственные источники «БИЗНЕС Online» сообщили, что на всю дорогу запланировано около 2 млрд рублей.

 Общая площадь дороги составит 2,7 га, магистраль предполагается сделать по две полосы в каждую сторону с ответвлениями на местные проезды и с разделительной полосойЧтобы увеличить, нажмите

Любопытно, что еще в феврале мэр Челнов Наиль Магдеев в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online», сказал, что пока исполком не готов в плане проекта. «Там нужно провести независимую рыночную оценку, принять решение о передаче земельных участков под муниципальные нужды. Эта процедура требует времени. Но мы с повестки дня намерения свои не снимаем. Жаль, конечно, что этот коридор застроили в свое время частными домами. Теперь бюджет будет вынужден издержки компенсировать — думаю, одним десятком миллионов там не обойдется», — сказал тогда мэр и, видимо, решил не откладывать дело в долгий ящик.

Как сообщили на наш запрос в исполкоме города, согласно генплану строительство запланировано на 2020–2021 годы. При этом земельные участки, по которым пройдет трасса, находятся на праве собственности у физических и юридических лиц. Поэтому предполагается изъять земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости. В ответе было также подробно разъяснено, как именно будет проводиться процедура изъятия. Со ссылкой на ст. 56.2 Земельного кодекса РФ, чиновники расписали, что в течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии муниципалитет направит копию решения об изъятии правообладателям недвижимости. Он же выступает заказчиком работ по оценке изымаемых участков, объектов недвижимости и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке имущества, предоставляемого взамен изымаемого. При этом размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления хозяевам земель соглашения об изъятии недвижимости. После подписания всех соглашений об изъятии будут проведены торги на выполнение строительства магистрали и мостового перехода.

Сейчас «рачковский дом» представляет собой маленький одноэтажный домик со скворечником, все еще обнесенный забором-сеткой Фото: Олег Спиридонов

«ЗДЕСЬ НАША ЖИЗНЬ. МЫ, КОНЕЧНО, КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ»

Сейчас под будущий проспект в поселке Орловка пойдут 15 участков общей площадью 18270 кв. м, на которых либо нет домов, либо они заброшены. Коридор для заветной трассы уже сейчас легко угадывается. Первые метры свободны от построек либо на них находятся дома-халупы, в которых уже давно никто не живет. Кстати, жители рассказывают, что одна из таких покосившихся «заброшенок» является родительским домом бизнесмена Сергея Рачкова, владельца корпорации «Расстал», АО «Татпроф». Бизнесмен действительно родился в Орловке в 1959 году. Однако в пресс-службе компании достоверно эту информацию подтвердить не смогли, сославшись на то, что, возможно, жителей подводит память. Сейчас «рачковский дом» представляет собой маленький одноэтажный домик со скворечником, все еще обнесенный забором-сеткой.

Согласно проекту дорога начнется от пересечения Московского проспекта с улицей Нариманова, пройдет через дома поселка Орловка, затем через речку Челнинку, далее – по Орловскому полю, задев край садоводческого общества «Юбилейный», и соединится с улицей Хади Такташа на ЗЯБиЧтобы увеличить, нажмите

И только три дома по одной стороне улицы Земляков и четыре — по другой мешают освоению территории. Местные жители от дорожного проекта восторгов не испытывают — ни те, кто окажется по соседству с магистралью, ни те, кто попадет в зону изъятия. Старожилы утверждают, что с дорогой «головы морочили последние 50 лет и чуть ли не каждую весну ходили по поселку, пугая сносом».

«Говорят, что в нескольких метрах от нас будет дорога, — рассказывает житель Орловки Михаил, владелец двухэтажного дома, построенного два года назад. — Ну, конечно, кому хочется дорогу возле дома? Но кто нас спрашивает? Конечно, нам и соседей жалко. И у нас сегодня так, а завтра может быть и по-другому. Как будут с людьми рассчитываться, я не знаю. Это только кажется, что вроде постройки не такие серьезные. Но люди не хотят переезжать, у них свое хозяйство, огород».


По словам мужчины, тем, кто попадал под снос, изначально муниципалитет не давал разрешения на строительство жилья на участках, а его семье дали, исходя из этого глава семейства пришел к выводу, что их не тронут. А вот его соседке — молодой домохозяйке Татьяне Бургановой — повезет меньше. В доме в 25 «квадратов» она живет с мужем, мамой и двумя детьми. В этом же доме прописана и сестра с семьей, которая пока снимает квартиру. Итого — 8 человек. «Исполком ничего нам не предлагает, нас пока не вызывали никуда. И мы ничего не знаем, что мы получим взамен, — рассказала женщина корреспонденту. — Года полтора два назад некая фирма — ООО „Этажи“ — предлагала нам выкупить эту землю. Пришедший мужчина представился сотрудником риелторской фирмы. Но мы ничего не продавали. Моя мама коренной житель Орловки, здесь с самого рождения. Площадь участка у нас всего 4,5 сотки. Лучше бы, конечно, эта дорога окольными путями прошла. Мы даже не думали, на что бы согласились взамен. Нас тут вполне все устраивает. И если б нам дали строиться, мы бы здесь и остались. Уже голова пухнет от этого — сносят и никак не снесут. У нас только пол-участка попадает — по нашей земле по проекту идет тропинка и велодорожка. Но нам сказали, что оставшуюся половину не оставят, — полностью под снос пустят».

Пенсионерка Лилия Ахметзянова, живущая в добротном доме напротив, тоже пока представителей администрации ни разу не видела, испытывает интерес лишь от журналистов. «Мы живем давно, здесь жили мои родители, здесь наша жизнь. Мы, конечно, категорически против. У нас почти 7 соток и дом в 35 квадратных метров — не старый, не развалюха. Здесь наш огород, хозяйство, утки, куры. На зиму сами себя и детей обеспечиваем чистыми продуктами. Улица у нас тоже экологически чистая, потому что здесь большие машины не ездят, а сзади дома природа — речка, деревья. Для нас тут все прекрасно. Если готовый хороший дом предложат, мы бы, возможно, согласились. Но квартиру — однозначно нет. Нам квартира не нужна. И соседям никому не охота уезжать. Тут одни пенсионеры, все давно обжились. Кому под старость лет захочется с места срываться?» — излила свою боль коренная орловчанка.

В подвешенном состоянии находятся и владельцы дач в «Юбилейном», где дорога съест почти 25 тыс. кв. м территории. Председатель общества Гульшат Салимова рассказала, что уже побывала в управлении земельных отношений, где ей подробно объяснили, как будет происходить компенсация владельцам участков. «У нас изымают часть дороги, которая находится в собственности товарищества, и 15 участков, которые располагаются с краю общества. Четыре участка не в собственности, но у хозяев есть государственные акты. Постановление об изъятии пока отсутствует. В управлении обещали разослать письма каждому собственнику. Затем проведут оценку земельных участков и недвижимости. Если люди не будут согласны с этой оценкой, они имеют право пригласить независимую экспертизу, сделать свою оценку и подавать заявление в суд. После заключения с каждым садоводом будут индивидуально заключать соглашение. Если люди захотят взамен землю — им будут предлагать землю или выплату по рыночной стоимости», — подробно объяснила Салимова.

В подвешенном состоянии находятся и владельцы дач в «Юбилейном», где дорога съест почти 25 тыс. кв. м территории Фото: Валентина Шистерова

По ее словам, один участок в «Юбилейном» стоит от 350 тыс. до 1 млн в зависимости от построек. Имеются кирпичные жилые дома, внутри баня, туалет. Среди тех, кто подпадает под изъятие, миллионных участков нет, Салимова оценила их в сумму не дороже 500 тыс. рублей. «Народ переживает, — сочувственно заметила председатель. — Люди говорят, что хотели бы дожить на своих участках, потому что вкладывали свой труд и землю завозили. Тут место болотистое, грунтовые воды рядом. Мы, например, на свой участок 55 „КрАЗов“ земли завезли. У кого яблоневый сад, у кого — малиновый. Это тоже определенные деньги. Так что людям по новой сейчас осваивать участки в другом месте — это вот каково, представьте? Где будут предлагать участки — пока тоже неизвестно».

Не решен пока вопрос и с инфраструктурой дачников — трубопроводы, ЛЭП, ограждение, которые заденет новая трасса. Председатель предполагает, что восстановление коммуникаций проведут за счет муниципалитета. Кроме того, пока непонятно, насколько затянется этап изъятия, особенно если будут недовольные проведенной оценкой. И каждый новый дачный сезон может оказаться под срывом.

«НАИЛЬ ГАМБАРОВИЧ СМОЖЕТ ЭТОТ ПРОЕКТ ПРОТОЛКНУТЬ»

Перспектива иметь недовольных оценкой людей для властей города вполне реальна. Директор АН «Кама» Рисхат Сабирзянов сказал, что не помнит таких примеров, когда государство выкупало бы участки, изымаемые под государственные нужды, по рыночной стоимости. «В Сочи строили объекты федерального значения и забирали большие участки у многих людей и им особо ничего не компенсировали, — привел пример риелтор. — Это за границей независимая оценка определяет рыночную стоимость. И если она не выгодна человеку, государство с ним отдельно договаривается. А у нас рыночная стоимость чаще всего определяется кадастровой».

Если промониторить объявления о продаже земельных участков без строений в Орловке, то можно вывести среднюю цену в районе 350 тыс. рублей за сотку. Но цена вполне может вырасти в два-три раза, если на участке есть дома, бани и прочая недвижимость. То есть именно на такую стоимость сотки рекомендуют опираться жителям, лишающимся своих хозяйств. Тем же, кто останется жить в Орловке у трассы, риелтор предлагает в качестве варианта избавиться от своей недвижимости, продав дома под коммерческие объекты. Например, реализовав дом под магазин на первой линии, можно прилично выручить и построить другой дом на другом участке. Кстати, один такой коттедж в 300 «квадратов» в Орловке, построенный для дочери, хозяин продает за 9 млн рублей.

Если промониторить объявления о продаже земельных участков без строений в Орловке, то можно вывести среднюю цену в районе 350 тыс. рублей за соткуФото: Олег Спиридонов

Если местные жители дорогу не ждут с распростертыми объятиями, то в ижевской компании «Талан» все совсем наоборот. Застройщик является владельцем орловского поля в 72 га, где реализует свой масштабный проект жилого комплекса «Притяжение». Согласно планировке в микрорайоне предусмотрено строительство двух школ, четырех-пяти детсадов, одной поликлиники и около 500 тыс. кв. м жилья. По новому микрорайону и пройдет основная часть трассы, с которой напрямую связана и скорость освоения территории и привлекательность квартир для покупателей. Директор компании «Талан» в Набережных Челнах Роберт Закиров рассказал, что проектную документацию на часть дороги с закольцовкой до общества «Юбилейный» компания уже изготовила. Проект прошел экспертизу и передал ее исполкому. Сейчас идет проектирование второй части дороги — до Хади Такташа. Также подготовлена проектная документация на мост через Челнинку. «Мы эту часть по договоренности с исполкомом взяли на себя, чтоб ускорить эти работы. Это наши расходы. Сейчас эта земля находится в нашей собственности, мы ее отмежевываем и передаем городу, так как считаем, что проспект городу нужен, а не только нашему району. Мы хотим развивать район „Притяжение“ быстрее, а для этого нужна дорожная инфраструктура. С Наилем Гамбаровичем [Магдеевым] мы встречались, он сказал, что эта дорога находится у него в приоритете. Мы видим сейчас, сколько он делает для развития города и дорожного хозяйства. И считаем, что он сможет этот проект продвинуть, протолкнуть», — уверен Закиров.

Сейчас ижевцы возводят шесть домов первой очереди. В этом году в первом квартале запланирована сдача первых двух домов. Доступ к ним пока будет осуществляться по временной бетонной дороге с выездом на первую автодорогу. Закиров заверил, что покупатели квартир знали об этом нюансе, но компания старается пока создать хотя бы временные условия. Кроме того, имеющийся проезд с Хади Такташа через гаражи и огороды, который частично представляет собой грунтовую дорогу, по ходатайству Талана также могут включить в программу реконструкции. Компания отправляла письмо в исполком и получила ответ, что дорогу начнут обустраивать, как только будет получено финансирование. Правда, на этот вопрос пока ни у кого нет ответа.