ЭКС-МЭР КАЗАНИ – О ПОЕЗДКЕ В МЕККУ С КУРБАНОМ БЕРДЫЕВЫМ, СВОЕМ ВЗГЛЯДЕ НА РАБОТУ ИЛЬСУРА МЕТШИНА И ПОДОПЛЕКЕ СКАНДАЛА ВОКРУГ КОМАНДЫ НИКОЛАЯ КОЛЕСОВА. ЧАСТЬ 1-Я

Камиль Исхаков - ныне постоянный представитель РФ при Организации Исламская конференция, спустя шесть лет после ухода с поста мэра Казани рассказал какую роль в его карьерных перемещениях сыграли Путин и Шаймиев. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» Камиль Шамильевич также рассказал о подробностях своих переговоров с Папой Римским, о том, за что ему попало от патриарха Алексия II, своём отношении к Универсиаде-2013 и казанских "пробках".  

ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, Я «ПРИГЛЯНУЛСЯ» ВЛАДИМИРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ

- Камиль Шамильевич, давайте вернемся в прошлое, в 2005 год. Вы, наверное, знаете, что вокруг причин вашего ухода с поста мэра Казани было много слухов – говорили про конфликт и с президентом РТ Минтимером Шаймиевым, и с премьер-министром Рустамом Миннихановым, и с первым вице-премьером Равилем Муратовым… Что  же  все-таки было на самом деле?

- Никакого конфликта с Минтимером Шариповичем у меня не было, нет и никогда не будет. Это мой учитель, я его очень высоко ценю. И это во мне навсегда.

У нас были споры с Равилем Фатыховичем, но мы с ним давние друзья – еще до его работы в кабинете министров и моей в мэрии. У нас и по сей день хорошие отношения. Но были разные позиции - это да. Как вице-премьер он частенько нелицеприятно высказывался в адрес города. Но это всё – рабочие моменты. А с Рустамом Нургалиевичем у нас никогда не было ни разногласий, ни конфликтов. В личном плане - дружеские отношения. Я очень высоко ценю ту помощь, которую он оказывал мне как мэру, да и всей Казани. Это не публичная сторона, особенно в бытность моей работы мэром. Сейчас-то можно сказать, что в самые сложные моменты я обращался именно к Рустаму Нургалиевичу, и находил понимание и поддержку.

А сама по себе ситуация была очень простая. Возглавляя государственную комиссию по 1000-летию города Казани, Владимир Владимирович Путин не раз видел меня на заседаниях, причем я всегда на них докладывал. И видел меня во всех делах, которые происходили в Казани. Может быть, последнюю точку в его решении поставил метрополитен, который мы закладывали в один день с Башкортостаном.  Там до сих пор «камушек» лежит, как его заложили, а у нас уже действующий метрополитен. И самое главное он не просто живет, а умудряется развиваться даже во времена экономического кризиса. По всей видимости, я, что называется, «приглянулся» Владимиру Владимировичу, и он обратился к Минтимеру Шариповичу с предложением. Президент республики пригласил меня вечером погулять по Матюшино, мы долго с ним беседовали на эту тему – как быть, отказываться или не отказываться.  Посоветовавшись, мы решили, что надо соглашаться. Хотя и не сразу – Минтимер Шарипович посоветовал, чтобы я «на месте» сориентировался.

Разговор с Владимиром Владимировичем у меня был двухдневный. В итоге я согласился и сейчас об этом нисколько не жалею. В должности полпреда президента я получил колоссальный опыт! Я считал, что объехал весь мир, но оказалось, я свою страну не видел. Многие россияне обижены судьбой – не знают прелести Камчатки и всех тех краев. Я даже, как-то, находясь под впечатлением, звоню жене в Казань и сердечно говорю спасибо Владимиру Владимировичу, что он меня сюда направил… Обычно, о таком с женами не говорят, но меня «прорвало» и на этом.

- Вы планировали стать президентом Татарстана? Или может быть, это было в мечтах?

- Планировать – нет, не планировал. Заниматься – нет, не занимался этим. Хотя мысли такие в мечтах появлялись. Вы понимаете, я видел и знал положение казанцев, и видел в себе энергию и импульс помочь им. Я знал положение дел и в других городах республики. И я представлял себе, что бы я смог сделать хорошего, чем помочь жителям на этой должности. Вот в этом плане мысли были. Но не больше и не меньше. Тем более как-то «заниматься» этим не в моих правилах. Меня всегда замечали по конкретным делам и предлагали. И занимался я всегда не карьеризмом, а только разрешением тех проблем, которые без меня не решались.

- Но ведь и мэром Казани нельзя быть вечно - может надоесть, хочется расти дальше…

- Кстати сказать, мне работа мэром не надоела. Эта работа безгранична, она очень емкая. И что очень хорошо – видно результат своего труда.

В НАРОДЕ ГОВОРИЛИ – ПРИШЕЛ К НАМ КАКОЙ-ТО ТАТАРИН, И ВСЕ ЗАБЕГАЛИ,
УШЕЛ – ОПЯТЬ ВСЕ ТИХО…

- Что успели сделать на Дальнем Востоке?

- Работая полпредом на Дальнем Востоке, я тоже сделал огромное дело. Край очень отсталый, люди его покидают. Объем финансирования целевой федеральной программы «Дальний Восток и Забайкалье» был запланирован в объеме 4 миллиардов рублей, а я поработал так, что объем стал 500 миллиардов рублей. Разница, как видите, большая! Даже сейчас есть ностальгия по тем местам. Хотелось посмотреть, что же из запланированного там без меня претворяется в жизнь. Взял четыре дня отпуска и проехал по всем этим местам – Камчатка, Владивосток. Мне же там все пообъектно известно, я же всё «защищал» в правительстве.

Вообще ФЦП - это не есть полномочия полпреда. Когда я программу довел до определенного «ума», она в правительстве «растворилась», она погибала в коридорах различных министерств на согласованиях. Это заметил и Владимир Владимирович и образовал специальную должность – заместитель министра регионального развития по Дальнему Востоку. Ни один заместитель ни в одном министерстве не имел и не имеет по сей день функции по территориальному признаку. Должность была создана под меня, чтобы я эту целевую программу довел до конца. И в итоге она работает.

- То есть назначение вас на должность замминистра было логическим продолжением?

- Конечно.

- А отсюда некоторым казалось, что вы или не справились, или слишком активно там поработали, кому-то «на пятки» наступили…

- То, что активно, да. Недавно слышал, в народе говорили – пришел к нам какой-то татарин полпредом президента, и все забегали, заработали, ушел – опять все тихо… Но это просто к слову пришлось. А вообще этого требовали интересы дела.

НОВШЕСТВА КАЗАНСКОЙ КОМАНДЫ

- Николай Колесов был назначен губернатором Амурской области с вашей подачи?

- Да. Когда я был первым секретарем Советского райкома партии, Николай был секретарем партийной организации одного из цехов казанского оптико-механического завода. Я приезжал на завод, мы встречались. Оттуда я его и запомнил. В его биографии немало и моего труда…

- За ним в Амурскую область поехала большая команда из Казани, в том числе ваши бывшие сотрудники. Но все как-то бесславно закончилось… Почему – или это был против них «заговор», или и с их стороны оплошность была?

- И оплошность была – не без этого… Действительно, поехали люди из моей команды, но я сам никого Николаю Александровичу не предлагал – это его выбор. Правда, после его предложения многие звонили мне, спрашивали совета, как быть. Я им рекомендовал принять предложение. Поэтому полностью несу за них ответственность и до сегодняшнего дня занимаюсь их судьбой.

У них довольно серьезная ошибка была по отношению к правоохранительной системе, которая там действует. В силу того, что те края очень удалены от центра страны, они живут своей клановой жизнью. И приход туда людей со стороны очень болезненный. Тем более, когда приходят и начинают внедрять в их жизнь подходы и темпы центра. А жизнь там заторможена, там ничего никому не надо - лишь бы как-нибудь прожить. А когда надвигается такая крутая волна… Если бы все новшества казанской команды внедрились, регион значительно быстрее бы начал развиваться.  А получилось очень сильное сопротивление во всех эшелонах, даже среди тех, кто ушел. И был соответствующий настрой правоохранительной системы. Начались неприятные процессы, выдержать которые можно только имея огромную силу воли. А  ее хватило только до определенного момента… Не надо было усугублять - это могло быть уже вредно для области и населения.  Поэтому и уехали.

А  самолет, на котором слетали на Камчатку поделиться опытом, просто «крючок», за который зацепились, чтобы «раскрутить машину». Суть там совершенно не в этом, это просто маленькая зацепка, которую «красиво» разыграли. Людей, увлеченных своей работой, фактически подвели свои же подчиненные. Но факт есть факт.

Если бы Колесов был бы неугоден руководству страны или к нему были бы претензии, он не занял бы такой высокий пост в Москве, который имеет сегодня.

- Как же «расшевелить» Сибирь и Дальний Восток? Может быть, столицу страны перенести на Урал? А то и наших жителей уже там не остается, одни китайцы…

- Нет, конечно, там решение вопроса не в этом. Но если простую экономику вести, без всякой государственной заинтересованности, то оно к этому и идет. Полеты туда дорогие, себестоимость товаров высокая. Всё на умирание настроено... Последняя мера относительно субсидирования полетов определенным категориям людей – это уже должно сыграть положительную роль.

А ведь если вспомнить историю, русские цари для пассажиров корабля путь от Черного моря, огибая Африку, до Дальнего Востока делали совсем бесплатным. Мало того, по прибытию туда людям давали корову, дом, землю – только чтобы осваивали те края. Государство субсидировало очень много, понимая, что сама по себе жизнь там оторванная. 

Государство, имея такую огромную территорию, должно своим гражданам создавать одинаковые условия  для жизни и экономики. Чем быстрее мы запустим такой механизм, тем будет лучше. Но пока отток населения оттуда не прекращается, в среднем на квадратный километр там приходился один человек, а сейчас и того меньше.

ДЛЯ МЕНЯ ГЛАВНОЕ – ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ

- Уважаемый Камиль Шамильевич! Очевидно, что главное дело вашей жизни – это Казань. Да и казанцы, если честно, соскучились по вам – мэру, который не ленточки перерезал, а пахал, «как раб на галерах». Нет ли шансов, что вы вернетесь в родной город? (Наумов Геннадий Ильич)

- На это я могу ответить – «Гена, не сыпь мне соль на рану»… (Геннадий Наумов в 90-е являлся пресс-секретарем Исхакова. - Ред.). Сами понимаете, я 57 лет своей сознательной жизни провел в Казани. Конечно, очень хочу вернуться. В Саудовской Аравии сложно и по климатическим условиям – там непросто жить и работать, жара достигает 60 градусов, уклад жизни другой. Но мы не хнычем…

Хотя и дипломатическая работа сама по себе совсем другого плана. А я имею опыт иной работы. Я все время чувствую там какую-то невостребованность своего потенциала. Признаюсь, мысли о возвращении в голове часто бывают. Но я всегда выполняю порученное дело абсолютно добросовестно, честно и до конца. Возможно, время придет и это случится…

- А в каком ранге вы вернетесь? С таких-то высот что делать в Казани? Только если президентом…

- У нас великолепный президент Рустам Нургалиевич – пусть он работает, приносит пользу республике... Нет, в этом смысле я непритязательный. Для меня главное – чтобы я мог служить людям и приносить пользу. И потенциал, и опыт, и возможности для этого у меня есть.

- А с Рустамом Нургалиевичем у вас какие отношения?

- Великолепные! Всем, чем могу, я всегда готов помочь Татарстану и Казани.

ЖЕЛАТЬ КАЗАНИ ДРУГОГО МЭРА НЕ НАДО

- Нынешнего мэра Казани Ильсура Метшина вы в свое время назначили на должность главы "Казанского посада..."

- И до этого – в администрацию Советского района он попал по согласованию со мной.

- Как вы оцениваете Метшина сегодняшнего – как мэра Казани?

- Он значительно вырос! На мой взгляд, желать Казани другого мэра не надо – Ильсур Раисович занимается городом очень активно. Движение вперед есть, даже если взять его бюджет – при мне он был 3,5 миллиарда рублей, а сейчас – 18,5 миллиарда.

Ильсур Метшин продолжил с хорошей платформы  - мы к 1000-летию Казань довели до определенного уровня. А сейчас сюда привлечены Универсиада, чемпионат мира по футболу… Казань отличается в лучшую сторону на всем российском пространстве. Мне дали квартиру в Москве, но мне жить хочется в Казани. В Москве много чего надо сделать, чтобы она стала притягательной для жизни людей.

- Назначение Метшина на пост мэра Казани с вами согласовывали?

- Минтимер Шарипович говорил со мной об этом. Честно говоря, обсуждали несколько кандидатур. Я предлагал, но выбор делал президент.

- А назначение на пост мэра Нижнекамска тоже согласовывали?

- Конечно. Тогда особенный был разговор, ведь Метшин возглавлял «Казанский посад». Ильсур Раисович был нужен и Казани, но пошли на это ради того, что он возвращался в родной город, мог для него что-то полезное сделать.  

- А сейчас с ним отношения поддерживаете?

- Конечно! У нас совершенно нормальные отношения. Кто-то распускает слухи, что мы с ним чуть ли не подрались…

- Но дыма без огня не бывает…

- Нет-нет, не было ничего подобного! Это чья-то интрижка.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ БОЛЬШИХ МЕРОПРИЯТИЙ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ПРО ЖИТЕЛЕЙ КАЗАНИ

- Если сравнить 1000-летие Казани и Универсиаду 2013, что «полезней» городу?

- Для людей больше полезного принесло 1000-летие, потому что это был праздник города, а это давало возможности сделать для горожан больше.  Что и получилось. Например, 100 тысяч человек переехали из трущоб в новое жилье. Сейчас же ничего подобного не создают!  И город преобразился. Кстати, Универсиада стала возможной благодаря 1000-летию. Их не надо противопоставлять, они дополняют друг друга.

А при подготовке к Универсиаде есть одна возможность улучшения жизни жителей – увеличение количества спортивных объектов. Но надо сделать эти объекты для людей доступными. А потом и чемпионат мира по футболу, потом G-8 - и все это на развитие Казани, чтобы она еще удобнее стала для казанцев и гостей.

- Обещают, что спортивные объекты будут доступны всем…

- Но я слышал, в борцовский зал попасть нельзя… Если на спорт «положить» сплошной бизнес, то заниматься всем будет невозможно. Лишь бы эти объекты потом не пустовали. Я считаю, что здоровье человека поддерживается за счет движения. И если у горожан будет доступ во все спортивные сооружения, тогда эта будет большая польза, тогда город будет богаче здоровыми людьми, а они могут «горы свернуть».

- По вашему мнению - мнению опытного в этом деле человека, что еще необходимо сделать властям города, подготавливая столицу к Универсиаде 2013 года? Что бы вы им не советовали делать? (Селиванов Р. Н.)

- При подготовке больших мероприятий нельзя забывать про жителей Казани. Обязательно надо продумывать, а как это использовать для пользы горожан. Любое дело надо делать с любовью к тем, кому ты служишь. И тогда все получается.

- При подготовке к 1000-летию Казани поступило немало федеральных средств. Почему не довели «до ума» центр города, не отремонтировали исторические памятники – не хватило средств или времени? До сих пор в центре – развалины…

- Эти памятники очень хотелось сделать, но масштабно не получилось. Хотя что-то мы все равно сделали. И делали больше, чем было финансов, поэтому остались долги.

- А из-за чего не получилось?

- Из-за финансов и государственной системы, которая это не делала десятилетиями. Недавно посмотрел в Америке - так там государство субсидирует. Если ты вкладываешь в восстановление памятника, тебе и земля дешевле, и налогов меньше.

 - В то время многие исторические здания отдавали коммерческим структурам для сохранения и восстановления. Но далеко не у всех это получилось…

- По-разному пытались решить проблему… Если сравнивать Казань и Москву в этом плане, то, на мой взгляд, мы еще более-менее центр сохранили. Но это святое, и надо делать и далее.

- А как получилось, что Лужков подвел нас с улицей Московской? Мы и название уже дали…

- С проектом реконструкции улицы Кирова я несколько раз был у Юрия Лужкова и Елены Батуриной, даже когда уже был полпредом. Однажды Елена даже сказала – а давайте лучше что-нибудь на Сахалине построим… В Казани надо было потратиться.

- Так они просто пожадничали?

- В общем, да. Они не видели экономических перспектив этого проекта – проблема была не в сегодняшних расходах, а в будущей выгоде. Городу в то время надо было потратиться на коммунальные сети. Но до сих пор проект не реализован. С коммуналкой не решено, и бизнес не идет. Неэффективно.

…Я СЛЫШАЛ, ЧТО УДЕЛ СВЯТЫХ ЛЮДЕЙ –
ВОЗВРАЩАТЬ СВЯТЫНЮ НА МЕСТО ЕЕ ОБРЕТЕНИЯ...

- Недавно «Комсомолка» написала, что Казанская икона Божией Матери оказалась в Казани благодаря Рафаэлю Хакимову. Так ли это?

- Я тоже читал эту статью и удивлялся… Может быть, журналист что-то напутал?

На аудиенцию в Ватикан меня пригласил Папа Римский Иоанн Павел II и сказал – возьми с собой пять человек. Рафаэль Хакимов поехал со мной в составе этих пяти. На аудиенции я был один, и все переговоры о возвращении иконы с ним вел я. Аудиенция, кстати, была 35 минут вместо запланированных 10-ти. После нее вошли  все члены нашей делегации, и Папа вручил всем по медальончику, пожал руку, и сделали совместную фотографию.

Однажды Папа Римский решил привезти нам эту икону, для чего придумал такой путь – посетить Монголию, в которой он ни разу не был и в которой живет пять католиков. А по пути сделать посадку в Казани и передать икону. Но тогда это не получилось.

…А когда я с ним беседовал, он поднял голову и спросил – ты чего у меня просишь?! Я пять раз в день молюсь на эту икону! Но я тогда, как человек, не сильно разбирающийся в таких вопросах, сказал – Ваше Святейшество, я слышал, что удел святых людей – возвращать святыню на место ее обретения... А я только помогаю этому.

За мою активность мне «попало» от Алексия II – он сказал, что это не мое дело иконы возвращать. Хотя я перед поездкой в Ватикан все согласовал с его заместителем. Уже вместе с Минтимером Шариповичем поехали мириться… А после всего он наградил меня по заслугам всеми возможными православными наградами.

Потом Папа Римский пригласил меня на прощальную литургию с этой иконой, посадил на видное место, я самый первый подошел к нему по окончании литургии…

Затем меня пригласил Алексий II в Благовещенский собор Кремля для встречи иконы. Патриарх сказал мне, что икону Казанской Божьей Матери будет держать в своей придомовой церкви и отдаст только в том случае, если мы отреставрируем собор на месте обретения иконы. И мы много тогда сделали – убрали из церкви пединститут, построив ему целое здание, сделали ремонт. И тогда Алексий слово сдержал и икону привез.

…И все это и есть правда, а не то, что выдумал журналист.

- А вы давно были в этой церкви?

- Месяца три-четыре назад.  

- А я была 24 апреля. Мне кажется, отреставрировано недостойно…

- Недостойно! Реставрация еще не завершена. Делалась без финансирования и потом совсем встала. А жаль.

- Кажется, что про реставрацию уже забыли…

- Так и хочется опять сказать – не сыпь мне соль… Я до сих пор воюю с Андреем Черняковым из НПО «Космос», которые нам построили станцию метро «Горки». Он тогда сказал – я дарю вам иконостас. А в итоге после того, как я уже уехал из Казани, он эти деньги через Минтимера Шариповича истребовал назад… Я до сих пор не могу простить ему это.

Мы хотели эти деньги вернуть и на них расписать купол церкви, хотя раньше он не был расписан. И все остальное хотели завершить. К сожалению, сегодня там никто ничего не делает. Кроме самой иконы, которая приносит людям пользу…

ТАКУЮ МАССОВУЮ ПРОГРАММУ ПО ЖИЛЬЮ БОЛЬШЕ НИКТО И НИКОГДА НЕ ОСИЛИТ

- Камиль Шамильевич, на реализацию программы ликвидации ветхого жилья каждый год деньги задерживались, а дома надо было сдать под Новый год. И всегда очень торопились, а от этого страдало качество – было много жалоб. Стоило ли так торопиться?

- Конечно стоило. Мы отчитывались только за те дома, которые полностью заселены. Для этого мы даже людям помогали переезжать. Помню такой случай - поздно вечером объезжал дома в Азино, а возле одного из них на узлах сидит семья. Спрашиваю – что они здесь делают? Отвечают – привезли, а вещи на этаж поднять некому. Я тогда нашел ребят, дал им денег, они мигом все перенесли…

Если бы мы тогда избрали другой принцип - заостряли внимание на отдельных недостатках, на нехватке и несвоевременности денег, тогда бы мы главного не достигли! Главное, когда есть потолок, стены и тепло. Все остальное можно отладить потом - к ремонту мы потом и жилищников подключали. А главное тогда было – сделать так, чтобы заработал весь механизм, когда каждая организация перечисляет деньги, которые, по большому счету, и не обязана была перечислять, когда все эти средства должны собраться и заработать. Вот начни публично ругать руководителей, которые не додали нам денег, еще кого-нибудь ругать, и могли бы сказать – да ладно, зачем упираться… И все – умерла бы программа! А это ведь люди, у которых не было «луча в конце тоннеля»…

- То есть «паровоз» надо было заводить с толкача?

- Совершенно верно!

Кстати, когда я недавно присутствовал на 20-летнем юбилее «Эфира», мне было обидно, что не вспомнили про вклад телекомпании в реализацию программы ликвидации ветхого жилья. Это же как раз непосредственная связь – передача и человек!..

Я считаю, такую массовую программу по жилью больше никто и никогда не осилит - чтобы людям, уже потерявшим всякую надежду, бесплатно давали благоустроенное жилье. 

- Не считаете ли вы, что, являясь одним из исторических центров ислама в России, в Казани в центральной части (улицы Баумана, Кремлевская) внешне не достает того самого мусульманского колорита? (Муксинова Гульнара)

- Мусульманского колорита, может быть, не хватает исторически, потому что Иван Грозный в свое время здесь сделал свое дело… И от этого ни куда не денешься – это наша история. Насаждать этот колорит в существующие кварталы, думаю, не надо. Религиозные общины сами должны решать такие вопросы. Дело власти – только помогать, причем всем основным конфессиям поровну. Не допускать ошибки, особенно в центре города – это тоже дело власти.

Помните, как «раздали» детские сады? Мы в городе боролись с этим, чем навлекли на себя большой гнев разного вышестоящего руководства. А если в центре города вся земля станет частной, детский садик уже некуда будет «посадить». Сейчас поняли, чего мы сами же натворили с этими детсадами! А ведь он должен быть в пешей доступности, иначе – транспортные проблемы, опять «пробки»…

Поэтому сейчас внедрять мусульманский колорит вместо чего-то не надо. Как, например, в Москве, где каждое свободное «пятно» застраивают – смотришь, опять высотное здание… Но это же вызывает кучу проблем! Не надо нарушать градостроительный механизм! Архитекторы же все мелочи учитывают – и пешеходные подходы, и парковки и т. п. Единственное,  в чем мы просчитались – не думали, что народ так разбогатеет и столько машин купит!.. Это большая радость, но и большая проблема.

- На одном из сайтов идёт бурное обсуждение названий строящихся в Казани станций метро. Если бы вы были мэром, то как назвали бы станцию у Московского рынка - Московская, Кизическая, Удельная слобода, Слобода Восстания, Волгоградская, Симоновская (в честь первооткрывателя Антарктиды Симонова, похороненного на Кизическом кладбище), Декабристов? (БОБ)

- Во-первых, назвал бы, посовещавшись с теми людьми, которые имеют к этому отношение. Во-вторых, чем руководствоваться. Помнить историческое происхождение этого места надо для того, чтобы люди и особенно молодежь вспоминали свою историю. История сама по себе всегда бывает интересной.

…Если сейчас сходу, то, наверное, назвал бы Кизической.

- Кстати, вокруг названия станции «Козья слобода» тоже было много полемики. Но оставили так, как решило интернет-голосование.

- Я порадовался этому. А это хорошо, что люди обсуждают такие вопросы. Значит, люди не равнодушны к своему городу. Значит, будущее есть!

- Камиль Шамильевич, когда вы приезжаете в Казань, у вас «сердце кровью обливается» или «душа поет» от увиденного?

- Наверное, есть какие-то детали, которых могло бы не быть… Но в целом – смотрю и радуюсь, как Казань развивается.

У МЕНЯ ДВЕ ДОЧЕРИ, А «РУБИН» - КАК СЫНОЧЕК…

- А вы часто бываете в Казани?

- Стараюсь бывать в каждую свою командировку – в среднем раз в месяц. Всегда стараюсь бывать на матчах «Рубина».

- То есть любовь к «Рубину» не остывает?

- У меня же две дочери, а «Рубин» - как сыночек…

- Как вы считаете, как скоро будет "на повестке дня" вопрос акционирования футбольного клуба, ведь рано или поздно профессиональный футбольный клуб приходит к такому моменту. Ведь понятно, что финансовая поддержка клуба компанией-спонсором отрицательно отражается на результатах её деятельности. Социальная задача такой помощи на сегодня важна, но надолго ли хватит сил у спонсоров? (Афиногентов Александр)

- А вы знаете, что я по-прежнему являюсь президентом «Рубина»?

- ?!

- Почетным президентом. Когда я передавал свои полномочия Александру Петровичу Гусеву, команда не хотела голосовать за это решение. А потом спрашивают – а можно мы проголосуем за то, что вы будете почетным президентом клуба. Александр Петрович не был против…

Что касается акционирования, я считаю, что это неизбежно – весь мировой опыт подтверждает это. Но убыстрять процесс я не хотел бы. Пусть все идет своим чередом, и пусть это будет решение сегодняшних учредителей клуба. Что-то советовать им со стороны я не буду, хотя живу каждодневной жизнью клуба. У меня хорошие отношения с главным тренером Курбаном Бердыевым. Он приезжал ко мне в Саудовскую Аравию, мы с ним вместе ходили в Мекку.

ЗАВОДЫ ПОЗАКРЫВАЛИСЬ, И НИКОГО ЭТО ПО-НАСТОЯЩЕМУ НЕ ВОЛНУЕТ! 

- Камиль Шамильевич, есть такие вопросы, которым, на ваш взгляд, в свое время мало уделялось внимания?

- С позиций сегодняшнего дня кажется, что мы мало занимались здоровьем казанцев.

- Может, тогда другие задачи были – трущобами занимались…

- В принципе, у нас все эволюционно получается – если бы не было того, что сделано, не было бы возможности сделать сегодняшнее. Если не сделаем сегодняшнее, не будет возможности дальше развиваться…

- А какие вопросы, на ваш взгляд, упускаются сегодня?

- Я в свое время много сил и нервов потратил на то, чтобы Казани «прирезать» территорию внутри кольца окружной дороги, а теперь оказывается, что земля не осваивается из-за того, что ее раскупили частники. Но эту проблему надо решить. Городскую площадку надо делать больше со всеми градостроительными элементами. Будущее Казани, судя по ее востребованности, – это город на три миллиона жителей, а то и больше. О Казани сейчас очень много говорят – на Дальнем Востоке, и в других странах. А если кто-то у нас побывал и рассказал об этом знакомым, тем тоже хочется увидеть наш город… И жизнь в Казани должна быть лучше – для этого есть все возможности.

- А до трех миллионов город за счет чего вырастет – за счет рождаемости?

- А я вам для чего говорил о здоровом образе жизни? Вот там и рождаемость…

И еще одна обидная вещь – город сегодня имеет мало рабочих мест. Заводы позакрывались, и никого по-настоящему это не волнует! По большому счету, вся экономика республики ушла за пределы ее столицы. Промышленностью надо было заниматься, это очень кропотливый труд. Мы в свое время умудрялись лапшой платить зарплату на авиационном заводе – брали из запаса со складов, только чтобы сохранить производство. А сегодня, куда ни посмотришь – все закрыто…

- Но, вроде, вертолетный, компрессорный заводы нормально живут…

- Нормально – это 300 вертолетов в год, а сейчас делают 30! Правда, людей и площади они сохранили.

Америка, к примеру, уже 115 лет первая в мире по объему промышленного производства. На следующий год, возможно, Китай захватит это лидерство. А если страна продукцию не производит, о какой мощи можно говорить? Кто с такой страной будет считаться? Пока есть сырье, есть деньги, можно еще жить. Но не больше…

Надо же было умудриться руководителям самолетостроения решить, что на казанском авиастроительном заводе самолеты больше производиться не будут, а только детали – какое-то крыло! Хорошо, что Алексея Федорова сняли с поста президента Объединенной авиастроительной корпорации. Я много раз с ним ругался, когда он говорил, что на КАПО больше самолеты делать не будут. Как это так?! Это завод, на котором делали лучший в мире военный самолет Ту-160!

А самолет Суперджет-100, который начинают выпускать в Комсомольске-на-Амуре, стране не нужен. У него вся комплектация – импортная, самолет очень зависимый от стран-поставщиков. К тому же у самолета слишком низко висят двигатели, поэтому на взлетных полосах российских аэропортов, которые давно уже нуждаются в реконструкции, он просто не сможет двигаться, быстро сломается. Тем более самолеты строят на Дальнем Востоке для использования в той части страны, а там аэропорты какие уж есть…

Хорошо, что сейчас руководители страны заговорили о том, что отечественное самолетостроение надо поднимать, строить. А ведь КАПО – это тот самый «кирпичик», из которого надо строить.

Почему Боинг успешно развивается? Потому что это консорциум. А у нас - сателлиты, которые делают комплектующие. Эти сопутствующие заводы давно «кончились» - военного заказа нет, и они нашли себе другой бизнес. А без них ничего сделать невозможно. И кадры все потеряны! Что такое авиастроение? Это все самое современное. В отрасли собирались самые светлые умы и самые умелые руки! Здесь может выживать только самое передовое. И это производство как локомотив тащило за собой все другие отрасли промышленности.

Помню такой случай. Иду как-то около «Кольца» в центре Казани, смотрю – люди плитку на тротуар кладут, причем какими-то приборами все измеряют, чтобы ровнее было. Я стал расспрашивать - откуда они, что за приборы такие применяют в работе. Оказывается, все приборы они сами сделали. И говорят – Камиль Шамильевич, придумайте что-нибудь, мы же самолетостроители, мы хотим вернуться на свою работу… Видимо, не все вытерпели, когда лапшой платили. А это ведь не просто рабочие, а высококвалифицированные специалисты!

…Если мы разовьем производство, у людей будет зарплата, тогда у нас в Казани и три миллиона жителей будет, и здоровый образ жизни будет популярен.

- Про будущее КАПО – поезд уже ушел?

-  Нет. Правда, мы умудряемся, выпустив при одном директоре самолет, который президент России взял в свой авиаотряд, при другом директоре выпускаем такой, который весь дребезжит и имеет столько недостатков…  И считаем, что у нас пока все нормально. Похоже, самолеты Ту у нас выпускаться больше не будут – Ульяновский авиазавод «обошел» нас.

У нас вообще в стране такая привычка, что из ближнего окружения никто не страдает за совершенное. Даже возьмем недавние взрывы в Домодедово. Кто пострадал? Два заместителя начальника линейного отделения милиции!.. И это везде так. Самолет КАПО стал невостребован президентским авиаотрядом. Какой директор может после этого работать?!

В стране напрочь вся промышленность развалена, а министр промышленности и торговли Христенко все «красуется»!..

Это как у Евтушенко в «Казанском университете»: ««Всепрощенствие в разгаре, хоть целуй взазос кобыл. Для чего Христа распяли? Чтобы лишний праздник был…»

Я ОЧЕНЬ УДИВИЛСЯ, УВИДЕВ «ПРОБКИ» В КАЗАНИ

- А вы знаете, что в этом году Казань «по уши» была завалена снегом?

- Знаю. Я бывал в городе в это время. Были улицы, где только на тракторе с высокими колесами можно было проехать – такая была колея… Но надо быть объективным – снегу выпало много.

…Сидя в колее, я вспомнил свой первый день работы председателем горисполкома – в тот день был сильный снегопад. Я не знал, что делать, какие рычаги и кнопки нажимать… А тогда еще обком партии был – звонят, ругаются! Я сижу, не пойму, за какую «нитку» дернуть, чтобы что-то предпринять. И звонит Минтимер Шарипович - он тогда председателем совета министров был. Спросил, как дела, а я возбужденно рапортовал… Он меня остановил и посоветовал успокоиться. И говорит - техника есть? Я отвечаю - есть. Люди есть? Есть. Тогда, говорит, все нормально, следи за этим. У меня как гора с плеч упала… Я успокоился, и мы победили.

И этой зимой была такая же ситуация.  Но когда я сидел в этой колее, подумал, что, наверное, было упущение – не докупили технику. Проблема не была видна, забылась, и подумалось, что и завтра все будет хорошо… А снегоуборочная техника непростая, ее закупать надо заранее, обучать людей. Сиюминутно такие проблемы не решишь. Зима может застать врасплох.

- Камиль Шамильевич, не подскажете, как бороться с «пробками» на казанских улицах? Вы бываете во многих странах, может быть, там есть решения, которые можно перенять?

- Я очень удивился, увидев эти «пробки». Удивился потому, что в свое время много внимания мы уделили расширению дорог, улиц. Например, дороги вдоль озера Кабан за фабрикой «Спартак» не было вообще, расширили улицу Вишневского, а въезда в город около архиереевских дач просто не было. Мы так много сил отдали расширению улиц, что я думал, проблемы возникнут еще не скоро. Построили еще один мост через Казанку.

- Кстати, понтонный мост убрали - сказали, что срок эксплуатации истек… Наверное, просто кому-то понадобилось это место.

- А вот это плохо! 

Что касается борьбы с «пробками», то можно многое предпринять – активнее строить парковки, развязки, отрегулировать транспортную схему.. Правда, сейчас в Казани развязки строятся, но что-то очень медленно. В городе Джидда есть улица, на которой нет ни одного светофора, а только развязки. Думаю, что Казань эти «пробки» все-таки победит.

- Недавно в Казани активно ходили слухи о создании парковки под Черным озером и площадью Свободы. Как вы на это смотрите?

- Строить под Черным озером - это кощунство! Для этого надо так не любить горожан… Такого нельзя допускать. А под площадью Свободы – это проект, который мы планировали с Рустамом Нургалиевичем, когда он реконструировал дом правительства, а я - ратушу.

- Еще звучат предложения ограничивать въезд автомобилей в центр города.

- Такой опыт в зарубежных городах есть - сегодня с четными номерами ездят, завтра – с нечетными. На мой взгляд, граждане могли бы ограничить себя в использовании личного транспорта и поездить на общественном. Можно организовать большие парковки на въезде в город, а оттуда в центр – на общественном транспорте. От этого никуда не денешься, в городской схеме такую возможность надо планировать. Хотя, конечно, через запреты и ограничения делать не хочется. Надо найти для всех удобную схему решения проблемы. Например, в Москве до всех аэропортов теперь можно доехать на электричке, и многие люди этим пользуются.

А еще «до ума» надо доводить объездную дорогу и расширять на ней сервис. Тогда не будут заезжать в город только ради того, чтобы поесть и отдохнуть.

ХОЧЕТСЯ СДЕЛАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ, ПОБОРОВ СЕБЯ И ПОБЕДИВ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

- В чем секрет вашей феноменальной работоспособности? Как вам удается работать по 20 часов в сутки? (Ибатуллин Нияз Фоатович)

- Недавно отдыхая в Словении, помогал «состыковать» Татхимфармпрепараты с тамошними фармацевтическими компаниями. Из Казани приехал замдиректора предприятия и говорит мне – я приехал не потому, чтобы участвовать в переговорах, это рядовое событие, а просто очень хотелось с вами познакомиться. Мне папа о вас много рассказывал - как в три ночи вы проводили совещание.

Это я к тому, откуда люди узнают, сколько часов я работаю… А совещания такие я проводил во время реконструкции дворца спорта. Очень сложный был объект! Уйма нерешаемых без меня вопросов…

…Спорт дал мне силу и выносливость, умение бороться с собой и побеждать. Но самое главное кроется не в этом. Самое главное – хочется за короткий промежуток времени, отведенный тебе жизнью, сделать как можно больше, поборов себя и победив обстоятельства. Только сейчас я могу как-то осознать и объяснить это. Если любить казанцев, принимать беду каждого как свою, стараться помочь всем, то начинаешь находить в себе силы, чтобы все успевать за короткое время дня.

Конечно, в три часа утра совещания проводились не постоянно. В юбилейном 2005 году я допоздна работал в кабинете, а потом брал с собой портфель документов и ехал домой в Боровое Матюшино. За 20 минут дороги я высыпался в машине. Приезжал домой и работал с бумагами всю ночь. Хватало 3 - 4 часа, чтобы выспаться.

Сейчас сплю побольше, но все равно работать приходится много.

- А сейчас спортом занимаетесь?

- В нашей резиденции есть спортзал с тренажерами и бассейном. И когда жил в гостинице, в бассейне плавал.

- С компьютером, интернетом дружите?

- А куда сейчас без этого? Тем более на чужбине, где тебя окружает иная речь… Я, к сожалению, языки до сих пор не изучил. Поэтому и телевидение должно быть российским, а оно там не может быть без интернета.

А когда я был на Дальнем Востоке, моя младшая дочь организовала работу информационного агентства DV-NEWS, потому что из-за огромных расстояний страны мы там всегда были в информационном вакууме – мы проснулись, а Москва еще спит, мы уснули, а столица только начинает работать… Это агентство до сих пор работает.

- А «БИЗНЕС Online» читаете?

- Раньше редко заглядывал, теперь чаще буду читать. У вас есть вся информация по республике.

Окончание следует.

Татьяна Завалишина
Фото Сергея Елагина
Видео Максима Тимофеева