Еще до начала пресс-конференции участники достаточно негативно отзывались о «мусорной» реформе и о деятельности регоператора

«РАСХОДЫ НА МУСОР СОКРАТИЛИСЬ ПОЧТИ В 5 РАЗ!»

Еще до начала пресс-конференции в одном из залов отеля KamaRooms в неформальной обстановке участники достаточно негативно отзывались о мусорной реформе в целом и о деятельности регионального оператора в частности. Судя по высказываниям, поводом для встречи стала интернет-конференция директора «Гринты» Светланы Ярлыченко с читателями «БИЗНЕС Online», состоявшаяся в начале марта. Сама сегодняшняя пресс-конференция по большей части и была посвящена ответам директора «Гринты», хотя изначально темой был заявлен селективный сбор отходов как способ экономить на вывозе мусора уже сейчас.

По этой теме исчерпывающе выступил председатель ТСЖ «Мастер» Рамиль Биктимеров. В их домах три года назад компания «ПромИндустрия» Николая Атласова установила емкости для раздельного сбора мусора под стекло, металл, пластик и картон. По словам Биктимерова, если раньше на свалку вывозилось 28 куб. м отходов, то благодаря установке контейнеров этот объем сократился до 6 кубометров. Расходы на мусор уменьшились почти в 5 раз!

Роман Ваганов: «Хотелось бы, чтобы налаженная работа «ПромИндустрии» по раздельному сбору мусора, по его переработке каким-то образом вписалась в новую структуру, сохранилась и имела свое развитие»

Примерно такая же ситуация и в Белоусе, который в настоящий момент, по утверждению председателя общественного движения «Народная инициатива» Романа Ваганова, является единственным поселком, где организован раздельный сбор мусора. Жители не платят за 90% отходов, т. к. «ПромИндустрия» вывозит их бесплатно. Сегодня Белоус, известный как место жительства многих крупных предпринимателей автограда, по сути, присоединился к информационной войне Атласова против «Гринты».

«Это пример взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и населения, — охарактеризовал Ваганов работу „ПромИндустрии“ в поселке. — Бизнес получает сырье для переработки, население — экономию за счет вывоза ТБО. Изменения, которые сейчас происходят со сбором мусора в регионе, беспокоят и волнуют наше общественное движение и жителей Белоуса. Будет ли этот проект и дальше иметь свою жизнь, продвижение, развитие? Или он свернется и нам придется нести дополнительные материальные затраты? Нам бы хотелось, чтобы налаженная работа „ПромИндустрии“ по раздельному сбору мусора, по его переработке каким-то образом вписалась в новую структуру, сохранилась и имела свое развитие».

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ЗАРАБАТЫВАЕТ В МЕСЯЦ ТОЛЬКО НА РАЗНИЦЕ ТАРИФОВ 8,5 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ…»

По словам Биктимерова, селективный сбор мусора может принести существенную экономию и бюджетным организациям. Сейчас, как утверждает председатель ТСЖ, бюджетники оплачивают вывоз мусора по нормативам накопления. Если же внедрить во всех детсадах и школах раздельный сбор и оплачивать его по факту скопившихся отходов, экономия бюджета будет существенная. То же самое, уверен председатель товарищества собственников жилья «Мастер», должны сделать и управляющие компании — собрать старших по домам и реально оценить вывозимое количество отходов, потому что — здесь тема плавно преобразовалась в претензии к «мусорной» реформе и региональному оператору — количество мусора, по мнению председателя ТСЖ, не соответствует данным актуального тарифа.

По словам Рамиля Биктимерова, селективный сбор мусора может принести существенную экономию и бюджетным организациям

«На сегодняшний день в Республике Татарстан установили тариф за вывоз одного кубического метра мусора в 439 рублей, — заявил Биктимеров. — При этом муниципалитетам дали право установить тариф на каждого гражданина. По какой-то причине сделали 72 рубля, подняв тем самым тариф, я считаю, совершенно необоснованно. Какая экономическая обоснованность поднятия тарифа на 30 процентов? Непонятно! Хотелось бы обратиться к госпоже Борисовой (заместитель председателя государственного комитета по тарифам РТ Лилия Борисова — прим. ред.), которая была в составе разрешительной комиссии по утверждению тарифов на ТБО на 2019 год... Откуда она взяла эти цифры? Я считаю, что комитет по тарифам проявил безынициативность и наплевательское отношение к гражданам, подняв тарифы».

Деятельностью регионального оператора по обращению с ТБО в восточной зоне РТ оказалась недовольна и руководитель экологического движения «Чистый лист» Разиля Сахабиева. По ее словам, происходящие изменения разрушают налаженную в Челнах работу по раздельному сбору мусора. «Мы не можем, к примеру, скинуться и установить контейнер, — отмечает Сахабиева, — потому что площадка для вывоза мусора условно принадлежит региональному оператору. Бюджет бетонирует ее, устанавливает туда контейнеры, а региональный оператор забирает отходы, и мы за это платим. У меня самый главный вопрос: почему это за счет бюджетных средств? Это наши с вами деньги, которые мы не получили на благоустройство территории, например. Я задавала вопросы (одно из СМИ проводило интернет-конференцию с региональным оператором) — и ни на один из них прямых и точных ответов не было». 

Еще один вопрос от Сахабиевой: почему люди, которые разделяют отходы дома, должны платить столько же, сколько и те, кто не разделяет? «В Набережных Челнах региональный оператор бездействует, — заключила активистка. — Я считаю, что у нас уже система налажена. Мы и без него хорошо работаем. И если раньше мы платили 50–55 рублей с человека, то сейчас мы платим 71,95 рубля с человека. Умножьте разницу на количество людей. Получается, что у нас региональный оператор зарабатывает в месяц только на разнице тарифов 8,5 миллиона рублей. В год это больше 100 миллионов рублей. Я хочу знать, что на эти деньги нам предлагает региональный оператор! Если он говорит, что поставит мусоросортировочную линию, то почему подобное должно делаться за наш счет? Есть лизинговые компании, есть кредитные организации. Это ваш бизнес, вы на нем зарабатываете деньги».

Гузель Красноперова заявила, что тарифы для горожан за вывоз мусора будут расти и в дальнейшем

«У МУНИЦИПАЛИТЕТА БУДЕТ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ: ЧТО ДЕЛАТЬ С МУСОРОМ, КОТОРЫЙ ВЫЛЕЗЕТ ИЗ-ПОД СНЕГА?»

Немного подлила масла в огонь координатор местного отделения всероссийского экологического движения «Мусора. Больше. Нет» Гузель Красноперова, которая заявила, что тарифы для горожан за вывоз отходов будут расти и в дальнейшем.

— В территориальной схеме [обращения с отходами] написано, что если сейчас 2,5 тысячи рублей стоит переработка 1 тонны, то в 2028 году она будет стоить около 8 тысяч рублей. То есть в территориальной схеме прописано увеличение платы за переработку, увеличение вообще количества отходов. Уменьшение не заложено, хотя это должно быть логическим проявлением внедряемой экологической культуры, — недоумевала Красноперова.

— Не факт, что это будет в 2028 году, — перебил ее Биктимеров. — Региональный оператор может через полгода прийти и сказать: «Ребят, мы не справляемся, надо поднять тариф». Тут еще такой вопрос: сейчас весна, зима — самое чистое время года. Но снег растает, и у муниципалитета будет головная боль: что делать с мусором, который вылезет из-под снега? В обязанности регоператора его уборка не входит.

— Как не входит? — удивилась Красноперова.

— Не входит. Муниципалитет спрашивает у регоператора: «Что делать с мусором?» Те отвечают: «Денег дадите — уберем». Почему сейчас муниципалитет и регоператор не могут найти общий язык? Потому что уборка общественных пространств не входит в обязанности оператора, как уборка вдоль дорог. Раньше этим занималось муниципальное унитарное предприятие «Горкоммунхоз», сейчас по территориальной схеме регоператор за это ответственности не несет. Все то, что под снегом и вдоль дорог, так и будет лежать... кто будет это убирать, непонятно! Кто за это будет платить, тоже непонятно. Согласно территориальной схеме можно поднять тариф по объективной или субъективной причине. А субъективная причина, например, не договорился с исполкомом, — дал субъективный прогноз Биктимеров.

— Но президент же сказал, — еще раз удивилась Красноперова, — что регоператор — наш наемный работник и его деятельность должна быть прозрачной. И мы в любой момент можем сказать: «Вы нас не устраиваете». Нам просто нужно пояснить, по каким причинам они нас не устраивают, если не устраивают.

— По поводу прозрачности… Ко мне обратилось ТСЖ «Маленькая страна», которое захотело уменьшить объемы ТКО, — вставила свое слово Сахабиева. — Сегодня 19 марта, у него нет акта выполненных работ от регоператора или других подрядных организаций ни за январь, ни за февраль. То есть неизвестно, сколько мусора вывезли. О какой прозрачности можно говорить? ТСЖ не знает, сколько вывезли отходов и сколько они заплатили.

Подводя итог, собравшиеся заключили, что у них есть очень много вопросов к региональному оператору, ответы на которые они так и не получили. «БИЗНЕС Online» переадресовал вопросы, прозвучавшие на встрече, руководству «Гринты». В ответ компания прислала выдержки из регламентов территориальной схемы, присовокупив к ним пояснения, из которых следует, что система раздельного сбора будет внедряться по мере корректировки законодательства. Бетонированием площадок регоператор не может заниматься самостоятельно, т. к. этот вопрос остается в ведении владельца участка — муниципалитета. Все затраты на обслуживание населения проанализированы и утверждены тарифным комитетом РТ. Что же касается сбора мусора с улиц после таяния снега, то эту задачу регоператор признает своей прямой обязанностью.

«К примеру, тариф от полигонов вырос на 50 процентов за счет введения платы за негативное воздействие на окружающую среду, — поясняют в компании. — Существенно повысилась стоимость топлива, выросли и другие цены — все это просчитано тарифным комитетом. В зону ответственности „Гринты“ включено 22 района, Набережные Челны — это только один из них. Реформа рассчитана на 10 лет. Заявления участников пресс-конференции безответственны. В Набережных Челнах уже работает две мусоросортировочные станции, их мощность составляет 220 тысяч тонн в год. Весь мусор сортируется. Внедряя раздельный сбор, мы должны учитывать снижение тарифа для населения, а пока имеющиеся прецеденты кормят лишь отдельно взятого бизнесмена. Раздельный сбор в обход регионального оператора не может найти своего отражения в тарифе».

В «Гринте» также добавляют, что компания в настоящее время нацелена на доведение услуги по вывозу мусора до всех жителей восточной зоны и уже решила этот вопрос для некоторых населенных пунктов. К настоящему времени регоператором закуплено 30 единиц техники, 1,5 тыс. новых контейнеров для Чистополя и Бугульмы. С начала года вывезено более 100 тыс. т мусора.