Судя по опубликованной сегодня отчетности КАМАЗа за 2018 год, компания хорошо ушла в минус — операционный убыток вылился в 669 млн рублей против прибыли 6,76 млрд рублей в 2017 году Судя по опубликованной сегодня отчетности КАМАЗа за 2018 год, компания хорошо ушла в минус — операционный убыток вылился в 669 млн рублей против прибыли 6,76 млрд рублей в 2017-м Фото: tatarstan.ru

ОСНОВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ РОСЛИ БЫСТРЕЕ ВЫРУЧКИ

Согласно опубликованной сегодня финансовой отчетности КАМАЗа по РСБУ за 2018 год, выручка автогиганта выросла на 3,9% — с 145,2 млрд рублей в 2017 году до 151,1 млрд рублей, а чистая прибыль сократилась на 2,99 млрд до символических 27 миллионов. Несмотря на рост выручки, основные издержки компании росли быстрее. Как итог — валовая прибыль упала сразу на 8,4 млрд рублей до 10,01 миллиарда. Авторы отчета не стали скрывать, что основная причина падения заключается в объеме материальных затрат, которые выросли на 12 млрд рублей до 115 миллиардов. При этом фонд оплаты труда основного персонала сократился на 92 млн до 13,361 млрд рублей. Также стоит отметить, что челнинские грузовики расхотела заграница: экспортная выручка КАМАЗа упала сразу на 3,9 млрд рублей до 1,7 миллиарда. Иначе говоря, оборот подрос только за счет внутреннего рынка.

В конце октября в телеинтервью гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин дал понять, что пришли трудные времена. «Второе полугодие гораздо хуже, чем первое, — говорил он. — Обычно у нас в коммерческом транспорте всегда было наоборот: не очень высокий спрос в первом полугодии, стабильно высокий рост всегда ложился на второе полугодие. В этом году происходит наоборот: первое полугодие росло, во втором полугодии рынок сначала стабилизировался, летом, а сегодня определяется небольшой долей при падении. Стало сложнее».

В итоге КАМАЗ получил 669 млн рублей операционного убытка против операционной прибыли 6,76 млрд рублей за 2017 год. И это главная характеристика основной деятельности автогиганта. За счет чего удалось вывести баланс в плюс?

Завод пытался экономить на накладных затратах: коммерческие расходы сократились на 880 млн до 4,68 млрд рублей, а управленческие — на 73 млн до 5,9 млрд рублей, но особенно улучшился баланс прочих статей: завод получил положительное сальдо в размере 1,19 млрд против отрицательного сальдо 2,16 млрд рублей годом ранее — получаем разницу в 3,35 млрд рублей.

В конце октября в телеинтервью гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин дал понять, что пришли трудные времена В конце октября в телеинтервью гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин дал понять, что пришли трудные времена Фото: tatarstan.ru

Чтобы выйти в плюс, КАМАЗу пришлось восстанавливать средства из резерва, накопленного на черный день — например, для расчетов по сомнительным долгам. Компания достала из копилки 3,02 млрд рублей, а положила в нее только 830 миллионов. Годом раньше баланс сохранялся: на восстановление было взято 1,61 млрд рублей, а резерв пополнялся на 1,59 миллиарда. Вторым источником позитива в отчете стали поступления от других компаний, в которых участвует автогигант, — по данной статье прибыло 2,2 млрд рублей.

Однако и это не помогло КАМАЗу получить прибыль перед налогообложением: здесь мы видим убыток 86,5 млн в 2018-м против прибыли 3,93 млрд в 2017-м. Только за счет балансировки налоговых активов и обязательств кое-как удалось нарисовать символическую чистую прибыль. Напомним также, что КАМАЗ получает господдержку в виде компенсации утильсбора, льготных кредитов, госзаказов как прямых, так и через крупнейшую в РФ сеть дилеров. В отчете уточняются суммы, уплачиваемые по утильсбору, — они выросли на 3,5% с 20,12 млрд рублей до 20,82 миллиарда.

Олег Афанасьев: «Мы не можем одномоментно переложить рост себестоимости продукции на потребителя» Олег Афанасьев: «Мы не можем одномоментно переложить рост себестоимости продукции на потребителя» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПО МСФО КАМАЗ РАССЧИТЫВАЕТ ЗАРАБОТАТЬ 1,6 МИЛЛИАРДА

Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев охарактеризовал финансовые показатели как ожидаемые, о которых компания предупреждала. Действительно, по итогам первого полугодия автогигант отчитывался о росте продаж на 9%, а выручки — на 4,5 млрд рублей до 62,13 млрд, однако уже тогда убыток составлял 803 млн рублей по РСБУ. Корпорация объясняла финансовые неудачи переходом на «Евро-5», в связи с которым себестоимость грузовиков выросла, а ценник для покупателя предприятие оставило на прежнем уровне. Вторым фактором называлось окончание большинства масштабных федеральных строек (Крымский мост, стадион к ЧМ по футболу и т. д.), на которые закупали грузовую технику, — иных драйверов роста, кроме новых строительных мегапроектов, в компании не видели и не видят.

«Мы уже называли факторы снижения прибыли, и они не изменились, — отметил сегодня Афанасьев в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Мы не можем одномоментно переложить рост себестоимости продукции на потребителя. Мы поддерживали цены на приемлемом уровне в прошлом году и продолжаем эту политику сейчас. Какие-то автомобили подорожали, какие-то подешевели — магистральный тягач, например, в прошлом году продавался дешевле, чем до этого, но в целом мы держим цены на том уровне, который устраивает рынок. Крупные инфраструктурные проекты, которые оживляли сегмент строительной и дорожной техники, завершились в первом полугодии прошлого года. Во втором полугодии этот рынок фактически остановился, а мы остаемся на нем основным игроком. Конечно, пострадал в первую очередь КАМАЗ. При этом мы реализуем гигантскую программу модернизации производства и нового модельного ряда, в которую входит далеко не один завод каркасов кабин. Инвестиции в программу сравнимы со строительством заводов КАМАЗа в 1969 году. Кроме завода каркасов кабин мы построили новое производство двигателей, разработали новую технику. Все это не могло не сказаться на финансовом результате».

Между тем, как подчеркивает Афанасьев, консолидированная отчетность по МСФО, в которую войдут и показатели от работы совместных и дочерних предприятий автогиганта, будет выглядеть совсем иначе. «По нашим прогнозам, поставленные бизнес-планом цели в части финансовых показателей мы выполним», — заявил руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ», подчеркнув, что имеет в виду конкретно финансы, а не производственный прогноз. Бизнес-план прошлого года, напомним, ориентировался на заработок 1,6 млрд рублей чистой прибыли. В производственной части планка ставилась на продажу 43,1 тыс. грузовиков, однако этот прогноз уже не подтвердился.

Согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых грузовых автомобилей в России в 2018 году составил 82,3 тыс. единиц. Это на 2,7% больше, чем в 2017 году. Лидером рынка, как и в предыдущие годы, остается КАМАЗ, на его долю приходится более 30% от всех проданных в прошлом году машин. Однако в количественном выражении у челнинского автогиганта произошло падение — было продано 25,7 тыс. машин против 26,4 тыс. грузовиков годом ранее (минус 688 грузовиков, или минус 2,6%). Отметим, что год оказался неудачным далеко не для всех. Большинство других участников рынка, в отличие от КАМАЗа, показали существенный рост продаж. Самый большой рывок у шведской компании Scania — плюс 17,1% и 6,7 тыс. проданных машин. Отечественный бренд GAZ продал 8,4 тыс. машин (рост 7,1%), шведский Volvo — 6,3 тыс. штук (рост 5,9%), немецкий MAN — 5,1 тыс. штук (рост 7,3%).

В количественном выражении у челнинского автогиганта произошло падение — было продано 25,7 тыс. машин против 26,4 тыс грузовиков годом ранее В количественном выражении у челнинского автогиганта произошло падение — было продано 25,7 тыс. машин против 26,4 тыс. грузовиков годом ранее Фото: prav.tatarstan.ru

«НУЖНА ГОТОВНОСТЬ БИЗНЕСА РАЗВИВАТЬСЯ. ДУМАЮ, ЧТО ЭТО НЕ ПРО 2019 ГОД…»

Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что в текущем году ситуация на рынке грузовой техники не выправится и КАМАЗу станет сложнее тянуть программу модернизации.

Анна Бодрова — старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари»:

— В данном случае без расширения долговой нагрузки, скорее всего, не получится финансировать инвестиционную программу, особенно на фоне снижения правительственного интереса к автомобильной промышленности. Здесь, наверное, значение имеет не столько сам факт увеличения долговой нагрузки, сколько ее грамотное обслуживание. Хорошая прибыль будет, если проявится устойчивый спрос на продукцию, а сама компания не будет тратить лишнего на фоне стабильности валютных курсов. Оба момента очень неустойчивые, так как для того, чтобы рос спрос, нужно экономическое благополучие и готовность бизнеса развиваться. Думаю, что это не про 2019 год. Относительно стабильности курсов валют тоже есть вопросы. Будет хорошо, если чистая прибыль у КАМАЗа хотя бы перестанет падать.

Алексей Калачев — эксперт-аналитик АО «Финам»:

— Рентабельность автомобильного производства вообще довольно низка, и производители далеко не каждый год заканчивают с прибылью. В прошедшем году динамика рынка грузовых автомобилей замедлилась до 2,7 процента роста по сравнению с увеличением в полтора раза в 2017 году. Продажи «КАМАЗов» в России снизились на 1,4 процента. Это небольшое снижение, однако в прошлом году действовали и другие негативные факторы, прежде всего ослабление курса рубля. Из-за увеличения стоимости импортных материалов и комплектующих себестоимость росла более быстрыми темпами, чем выручка. Это во многом обусловило ухудшение финансового результата.

Я не увидел роста долговой нагрузки. Скорее это налоговые обязательства прошлого года, когда КАМАЗ получил прибыль. С убытков текущего года налога на прибыль не будет. Результаты 2019-го будут зависеть от состояния дел в экономике, устойчивости национальной валюты и особенно от состояния рынка новых грузовиков. Пока что надежд на значительный рост нет. Сокращение финансирования государственных программ поддержки автопрома в виде льготного лизинга также не способствует росту. В январе продажи новых грузовых автомобилей в России выросли в годовом сравнении на 6,6 процента, в феврале снизились на 5,1 процента, в целом за два месяца динамика нейтральная. В лучшем случае она останется нейтральной и по итогам года, но можно ожидать и снижения. В этом случае финансовые результаты КАМАЗа будут зависеть от способностей руководства снижать издержки и оптимизировать затраты производства.

Антон Быков  главный аналитик ООО «ЦАФТ»:

 Резкое сокращение чистой прибыли ПАО «КАМАЗ» в 2018 году не стало неожиданностью, примерно в середине прошлого года предприятие сообщало о масштабных инвестициях в развитие модельного ряда и модернизацию производства. Однако итоговое значение могло быть выше, КАМАЗ прогнозировал более высокий уровень продаж автомобилей в 2018 году (около 43 тысяч), но смог реализовать гораздо меньше.

Безусловно, наращивание объема долговой нагрузки в условиях крайне высокой экономической и политической неопределенности — это шаг в сторону осложнения положения предприятия в случае дальнейшего ухудшения макроэкономической ситуации в России и мире. Но стоит также учитывать очень высокую конкуренцию на автомобильном рынке, из-за которой КАМАЗ при недостаточных инвестициях в развитие рискует уступить свою рыночную долю. К тому же 2018-й в перспективе ближайших трех-пяти лет может оказаться годом с самым привлекательным уровнем ставок, поэтому при проведении в дальнейшем более сдержанной финансовой политики наращивание долговой нагрузки в 2018 году может оказаться стратегически верным.    

Насколько известно из сообщений в СМИ, КАМАЗ в 2019 году планирует значительно сократить объем инвестиций, а также снизить плановые показатели по реализации продукции. Так что если в течение года не произойдет валютных или экономических шоков, то можно ожидать отскока уровня прибыли от текущих значений.